Вторник, 23.05.2017, 19:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРИНЦИПОВ МОДЕЛИ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Г.В.Рябенко , Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРИНЦИПОВ МОДЕЛИ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассмотрены основные элементы разрабатываемой модели физкультурно-спортивного вуза по подготовке спортсменов высокой квалификации за счет создания целостной системы не только спортивной подготовки и оказания услуг населению, но и непрерывного образования. Модель рассматривается как сложная открытая система, целью которой является создание возможности профессионального развития спортсмена как студента, обеспечения профессионального и карьерного роста педагогов, тренеров и персонала.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, физкультурно-оздоровительные услуги, рынок, спрос, системные принципы управления, управление спортом.

 

Острая конкуренция, возникшая с другими учреждениями спортивного профиля в России, потребовала от Волгоградской государственной академии физической культуры (ВГАФК) поиска новых подходов эффективного использования своих внутренних ценностей и дополнительных ресурсов, денежных средств для существования, возможностей материальной базы, поиска дополнительных источников получения дохода.

Чтобы «выжить» в такой жесткой конкуренции необходимо разработать такую модель подготовки спортсменов, которая позволила привлечь талантливых спортсменов к учебно-тренировочным занятиям в вузе. В основу управления ВГАФК заложены такие понятия, как интегрированность всех ступеней и этапов образования с акцентированием на главный приоритет - личность. Модель физкультурно-спортивного вуза по подготовке спортсменов высокой квалификации позволит создать целостную систему не только спортивной подготовки и оказания услуг населению, но и непрерывного образования. Такая модель рассматривается нами как сложная открытая система, целью которой является создание возможности профессионального развития спортсмена как студента, обеспечения профессионального и карьерного роста педагогов, тренеров и персонала. Взаимодействие микро и макросреды в рыночном пространстве современности способствует также повышению привлекательности вуза по оказанию услуг в сфере «спорт для всех», сохранению материально-технического и финансового благополучия академии.

Предполагается, что деятельность ВГАФК будет опираться на базу системных принципов, на которые ориентируется и которыми он руководствуется при выполнении своих образовательных функций и полномочий.

Принцип интеграции содержания, методов и организационных структур объединяет определенными правилами и различными способами множества исходных компонентов структуры, локальных целей подсистем, деятельности персонала вуза с помощью функциональных связей в единую систему.

Принцип непрерывности и многоуровневости отражает временную, пространственную и содержательную связь этапов и уровней подготовки спортсменов высокой квалификации в сочетании с получением профессиональной подготовки на этапах до- профессиональной, средней и высшей профессиональной школы, повышения квалификации; обеспечивает взаимосвязь между разными системами, звеньями и структурными компонентами в процессе трансформации деятельности физкультурно-спортивной организации, в которой они работают.

Принцип гибкости и динамичности способствует развитию динамичности и открытости спортивных и образовательных компонентов системы в стремительно меняющемся облике современного социума, стимулирует поиск новых стратегий в реально сложившихся условиях, направленных на достижение единой цели - формирование личности спортсмена как специалиста в области физической культуры и спорта.

Принцип развития образовательной потребности как форма самоорганизации и самореализации, выраженная в деятельности по добыванию нужной информации, вычленению проблем, поиску пути их рационального решения, умении критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач, стимулирует проявление познавательной активности обучающихся. В числе наиболее важных стимулов выступают активные методы обучения.

Принцип взаимосвязи фундаментального знания и практической деятельности в развитии управленческого опыта ориентирует всех участников учебно-образовательного и тренировочного процесса на перспективу поиска собственных вариантов реализации спортивных и профессиональных проблем на основе фундаментальных знаний и опыта практической деятельности.
Принцип саморазвития нацеливает выпускников ВГАФК на построение внутренней системы, способной самостоятельно планировать стратегическое развитие и целенаправленно накапливать потенциал (ресурсы), оптимальным образом его распределять и расходовать с целью обеспечения желаемого процесса развития.

Пространственно-временные аспекты содержания и функционирования физкультурно-спортивного вуза находятся в области интересов профессиональной педагогики. Согласно системным принципам, принимаемые управленческие решения относятся к трем направлениям управления ВГАФК: организационно-экономическому, технологическому (образовательному) и направлению стратегического развития.

Исполняют эти решения соответствующие функциональные агенты (профессорско-преподавательский состав, тренера). Итогом их действий (поведения) является результат, приближающий организацию к его глобальным и локальным целям: достижение высоких спортивных результатов, профессиональная компетентность всех участников образовательного процесса [3].

Исходя из анализа многолетней деятельности по руководству организацией и многочисленных подтверждений в педагогической практике ряда авторов эффективная трансформация деятельности физкультурно-спортивного вуза в современных рыночных отношениях возможна при решении ряда составляющих [2, 4, 5]:
- вовлечения в занятия «спорт для всех» досуговой деятельности различных категорий граждан (дети, подростки и юноши, взрослые, пожилые и пр.) с целью обеспечения двигательной активности населения, развития спорта и получения дополнительных источников финансирования из всех возможных источников (государственного, частного, общественного, спонсорской помощи и пр.);
- создания условий для карьерного роста персонала учреждения, создания условий для повышения квалификации тренеров и педагогов;
- в стремлении к получению достижений высокого уровня, обеспечивать создание социальной защищенности спортсменов путем получения профессии в той области, где они оказываются по отношению к другим категориям людей наиболее компетентными - в области физической культуры и спорта.

Модель рыночного поведения ВГАФК в общей структуре управления спортивной подготовкой должна быть представлена в логической взаимосвязи допрофессиональной подготовки, овладения профессией на уровне среднего и высшего профессионального образования для спортсменов, а также создания курсов краткосрочного повышения квалификации для тренеров и преподавателей. В целом учреждение составляет в совокупности учебно-спортивную сеть: детские спортивные секции по видам спорта - училище олимпийского резерва - высшее профессиональное образование - краткосрочные курсы повышения квалификации для руководителей спортивных организаций, тренеров.

В теории организации существуют, по крайней мере, две различные, не связанные между собой, точки зрения на развитие и функционирование организации [6]. Первая - подчеркивающая структурные аспекты, процедуры, системы, планы и законы. Вторая - уделяющая основное внимание поведению, процессам власти и общения.

Структура управления ВГАФК показывает его место в системе государственных отношений. Внутри вуза синтезируется профессионально-спортивно-образовательное пространство, представляющее собой сеть спортивно-образовательного пространства с ядрами, подразделениями различного целевого уровня и учебно-методическими связями.

Уникальный по своей структуре и направленности специализированный учебно- спортивный комплекс ВГАФК сориентирован на непрерывный и многоуровневый характер обучения, который позволяет обеспечить систему образования и профессионального роста кадров - от допрофессионального, начального до среднего педагогического образования и степеней бакалавра и специалиста в области физической культуры и спорта, повышение квалификации и переподготовки для педагогов и тренеров, дополнительного образования и оказания услуг населению.

Работа всех подразделений направлена в первую очередь на максимальное удовлетворение образовательных и спортивных интересов студентов-спортсменов, тренеров и преподавателей, сотрудников, обеспечивающих качество учебного процесса и экономию времени и средств. Организация сама определяет порядок использования средств, получаемый от этой деятельности доход является не целью, а условием возмещения всех необходимых затрат по обеспечению образовательного процесса.

Оптимальное сочетание (равновесие) интересов детей, педагогов, родителей способствует развитию материальной базы организации и разрешению финансово- экономических интересов вуза, сотрудников, работающих в нем. Оказание услуг для детей, подростков и взрослых, а также спортсменов массовых разрядов с целью оздоровительных, досуговых, рекреационных задач обеспечивает дополнительное финансирования для эффективного решения экономических вопросов [2].

Волгоградская государственная академия физической культуры ведет подготовку специалистов по фундаментальным аспектам спортивной деятельности, а также специалистов, необходимых для межотраслевой интеграции спорта.

Период выхода на максимальные результаты в спорте нередко совпадает с периодом получения высшего образования. Естественно, что у спортсмена, успешно выступающего в соревнованиях, мотивированного на активное продолжение спортивной деятельности, на достижение высоких результатов, просто не хватает достаточного времени на освоение будущей профессиональной деятельности в рамках классического высшего образования очного обучения (посещения лекций, занятий и пр.) [1]. Такие студенты выпадают из общего ритма образовательного процесса, поскольку обучаются по индивидуальному графику и вынуждены пропускать значительную часть занятий. Редкое появление на занятиях и нечастые контакты с преподавателями далеко не в лучшую сторону сказываются на качестве профессиональной подготовки будущих специалистов физкультуры и спорта. Соответственно необходимы поиски способов обучения такой категории студентов.

Одной из ведущих идей нашего подхода остается убежденность в необходимости одновременной работы над системой знаний, умений и навыков и формирования личностных качеств будущего специалиста физической культуры и спорта, повороту к культуре и личности как ее творцу и субъекту, способному к культурному творческому саморазвитию. Считаем, что фокусировка лишь на достиженческих направлениях в спорте в значительной степени суживает кругозор спортсмена, приводит к однообразию поведения, аномии, затрудняет переход спортсмена из спорта высших достижений в обыденную жизнь в период окончания спортивной карьеры.

В то же время, получение фундаментальных знаний о виде спорта и собственная соревновательная деятельность способствуют эффективному сохранению самобытности и индивидуальности каждого спортсмена, является благоприятным периодом качественного анализа соревновательной деятельности, позволяет применять в синтезированном и обобщенном виде результаты собственного опыта в будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Бондаренко, М.П. Мониторинг мотивации занятий спортом как особым видом профессиональной деятельности / М. П. Бондаренко // Креативная экономика. - 2012. - №10. - Москва: ООО «Креативная экономика», 2012. - С. 140-144.
2. Бондаренко, М.П. Оценка эффективности маркетинга спортивной организации / М.П. Бондаренко, Ю.А. Зубарев, Г.В. Рябенко // Вестник Евразийской академии административных наук. Научно-теоретический журнал. - 2013. - №2 (23). - Москва: ЕААН, 2012, - С. 62-67.
3. Бондаренко, М.П. Предпосылки образования и развития рынка спортивно- оздоровительных услуг / М.П. Бондаренко, Г.В. Рябенко // Научно методические основы повышения качества подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма: матер. Всероссийской науч.-практ. конф. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. - С. 17-19.
4. Менеджмент в сфере услуг / Под ред. В.Ф. Уколова. - Москва: Луч, 1995. - 348 с.
5. Нифонтова, Л.Н. Физическая культура как средство здравоохранения, профессиональной адаптации и реабилитации трудящихся / Л.Н. Нифонтова. - М., 1994. - 239 с.
6. Bondarenko, M.P. Assessment of the motivation factors for professional sport activity / М.Р. Bondarenko // Middle-East Journal of Scientific Research. - 2013. - № 14 (9). - Р. 1221-1225. - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.idosi.org/mejsr/mejsr14(9)13/16.pdf.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.09.2016)
Просмотров: 106 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь