Пятница, 09.12.2016, 02:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Е.С.Рудаскова, Е.В.Зубарева

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

В статье приводятся конкретные примеры использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания дисциплины анатомия человека. Авторы делают вывод о целесообразности их использования для более эффективного формирования ключевых компетенций у студентов вузов физкультурного профиля.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, ключевые компетенции, анатомия человека


В настоящее время высшее образование в России ориентируется на определенные цели - компетенции. Внедрение компетенций в учебный процесс вузов должно способствовать повышению активности студентов в ходе обучения и росту их творческого потенциала. Для достижения указанных целей предлагается приблизить изучаемый теоретический материал к реально существующим жизненным проблемам. Такой подход поможет заинтересовать и, как следствие, активизировать студентов. Вместе с тем, он требует новых форм обучения, а также некоторого изменения уже существующих, можно сказать, классических методов. Анализ современной научно-педагогической литературы по данной проблеме показывает, что для достижения этих целей рекомендуется широкое внедрение личностно ориентированных развивающих технологий [1; 4; 5; 6; 7]. Ведь именно при таком обучении эффективнее развиваются такие качества, как самостоятельность студентов, ответственность за принятие решений, творческая активность, то есть формируются ключевые компетенции, способствующие социализации личности.

В научной литературе появился термин «ключевые компетенции». Само название подсказывает, что это ключ к развитию всех остальных компетенций, то есть, профессионально-ориентированных. Следовательно, ключевые компетенции надо развивать у всех студентов, независимо от их специализации, так как они являются базой для дальнейшего профессионального развития [2; 3; 4; 8; 9]. Более того, предполагается, что владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере практической деятельности: не только профессиональной, но и в общественной и даже в личной жизни. В настоящее время не существует единого мнения к трактовке понятия «ключевые компетенции». Поэтому, чтобы разобраться с его сутью, нужно определиться с тем, какие навыки приобретут выпускники благодаря освоению этих компетенций. Предполагается, что освоившие их студенты смогут самостоятельно или, что не менее важно, работая в команде, решать сложные проблемы, для преодоления которых не существует стандартных, испытанных на практике, схем [5; 6; 7].

Таким образом, можно сделать вывод, что ключевые компетенции являются главными в иерархии компетенций, поскольку они имеют надпредметный характер и формировать их нужно независимо от профиля получаемой специальности [5; 8; 9]. Их наличие будет способствовать успешной самореализации будущего специалиста, продуктивной профессиональной деятельности, поможет выстраивать взаимоотношения с окружающими, а также менять род занятий.

Для эффективного формирования ключевых компетенций необходимо максимально активизировать самого учащегося в ходе обучения, так как данные компетенции можно сформировать только в процессе собственной творческой деятельности. Только в этом случае можно раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося [1; 6].

Слово «интерактивный» («inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения (рис.1, 2).

Интерактивный метод сегодня относится к самой современной форме активных методов. К интерактивным методам можно отнести следующие: дискуссия, «мозговой штурм», ролевые и «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. Все эти методы достаточно широко используются в процессе преподавания различных дисциплин [1].
 

Рис. 1. Схема активного метода обучения

 

 
Рис. 2. Схема интерактивного метода обучения

В то же время изучение дисциплины «Анатомия человека» имеет свои особенности. Основной целью преподавания является закрепление базовых понятий о структуре как целого организма, так и его отдельных систем и органов на разных уровнях организации живого. Знания, которые приобретают студенты в ходе изучения анатомии конкретны и не предполагают каких-либо вариантов и разночтений, в связи с чем ряд методов, таких как дискуссия в классическом понимании, теряют актуальность. Поэтому изучение дисциплины «Анатомия человека» базируется на использовании, в первую очередь, традиционных методов вузовского преподавания в виде лекций, практических занятий и лабораторных работ. Вместе с тем, наряду с традиционными методами обучения, преподаватели кафедры анатомии и физиологии ВГАФК внедряют в учебный процесс интерактивные методы с целью активизации познавательного интереса у студентов. При этом основной задачей является формирование самостоятельного мышления и выработка способности привязывать теоретические знания к спортивной практике. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивации к освоению данной области познания, которая, как показывает опыт, проявляется только в условиях личностно значимых для обучающихся.

В курсе анатомии человека нами используются следующие интерактивные методы обучения: лекция-визуализация, дискуссия на основе решения ситуационных задач, творческое задание, групповая работа с иллюстративным материалом и анатомическими препаратами, экскурсия в анатомический музей.

1. Лекция-визуализация. Лекция является традиционным методом обучения, но в курсе анатомии она может быть прекрасно проиллюстрирована. По сути дела текст лекции можно рассматривать как комментарий к иллюстративному сопровождению, что способствует более эффективному запоминанию информации на основе ярких зрительных представлений. Задача лекции: формирование базовых знаний по дисциплине, активизация познавательного интереса к знаниям, создание позитивного настроя на обучение.

2. Ситуационные задачи с элементами дискуссии. Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в ходе которой они сами обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.

Особенность применения метода дискуссии в курсе анатомия человека заключается в том, что ее можно развернуть только в ходе обсуждения ситуационных задач, так как базовые понятия дисциплины являются классическими и не предполагают наличия каких-либо вариаций. Вместе с тем, решение ситуационных задач дает возможность высказать собственное мнение каждому студенту, так как в качестве задачи предлагается реальная жизненная ситуация [7] из спортивной практики, что вызывает отклик и понимание у всех занимающихся спортом студентов. При этом каждый студент высказывает свое личное, независимое суждение, которое может не совпадать с мнением других участников обсуждения.

Дискуссия на занятиях по анатомии человека разворачивается на фоне решения ситуационных задач, обязательно требующих знаний по недавно пройденному материалу, что способствует его осмыслению и лучшему запоминанию.

Два этих объединенных метода (решение ситуационных задач и дискуссия), будучи интерактивными, как показывает практика, положительно оцениваются студентами, которые видят в них игру, способствующую усвоению теоретических положений и овладению практическими навыками использования освоенного материала.

В ходе решения ситуационных задач с элементами дискуссии у студентов формируются следующие ключевые компетенции: умения применять предметные знания на практике, коммуникативные (умение общаться, формулировать и задавать вопросы, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения.

3. Творческое задание направлено на развитие способности привязывать теоретические знания к спортивной практике. В качестве примера можно привести задание, которое выполняют студенты по курсу «Спортивная морфология», являющейся разделом дисциплины «Анатомия человека» для вузов спортивного профиля.

На практических занятиях студенты проводят антропометрические измерения, позволяющие вычислить целый ряд собственных морфологических показателей: костный, жировой, мышечный компоненты тела, пропорции тела, индексы физического развития, тип конституции и другие, на основании которых заполняется индивидуальная антропометрическая карта. Затем студентам предлагается сравнить собственные показатели с аналогичными показателями физического развития спортсменов высокой квалификации в избранном виде спорта, проанализировать их и сделать вывод о соответствии своих физических данных модельным характеристикам для избранного вида спорта.

Указанное творческое задание способствует развитию таких ключевых компетенций как умения применять предметные знания на практике, отстаивать свою точку зрения, способности к анализу и синтезу.

4. Групповая работа с иллюстративным материалом и анатомическими препаратами. Группе из 2-3-х студентов предлагается раскрыть тему предыдущего занятия с использованием иллюстраций в атласах, таблицах, на муляжах и анатомических препаратах (скелет человека, кости черепа, конечностей, туловища). Один студент начинает раскрывать тему, другой дополняет то, что не сказал отвечающий, или вносит поправки. Затем студенты меняются ролями: вторую часть темы рассказывает дополняющий студент при активном участии первого (отвечающего). При этом оба должны использовать иллюстративный материал по раскрываемой теме.

Указанный метод формирует следующие компоненты ключевых компетенций: умение работать в группе, умение излагать теоретические знания с использованием демонстрационного материала, умение слушать других.

5. Экскурсия в анатомический музей. Это специфическая форма работы по дисциплине «Анатомия человека». Она активизирует восприятие теоретического материала, поскольку материализует мысленные представления о строении тела человека и отдельных его органах. После знакомства с препаратами в музее студенты обмениваются впечатлениями, задают преподавателю вопросы, ответы на которые позволяют углублять теоретический уровень знаний студентов.

Экскурсия в музей помогает формировать следующие компоненты ключевых компетенций: умения формулировать и задавать вопросы, умения анализа и синтеза теоретических знаний на практике.

Основной задачей преподавателя на интерактивных формах преподавания является направление деятельности студентов на достижение целей занятия. Если пассивные методы представляют собой, по сути, авторитарный стиль взаимодействия, то активные, в том числе интерактивные, предполагают демократический стиль, основанный на равноправных отношениях между его участниками (обучающим и обучающимися). В ходе таких занятий преподаватель должен уметь учитывать мнение и уровень индивидуального развития каждого студента, избегать критики, создавая атмосферу доброжелательности и заинтересованности.

В этом случае каждый студент сможет высказать свое мнение, не опасаясь критики. Кроме того, он приобретет необходимый опыт общения, то есть начнет развивать свои коммуникативные умения, заключающиеся в умении воспринимать чужую точку зрения, умении участвовать в дискуссии и вырабатывать совместное решение.

Многолетняя практика преподавания позволяет сделать вывод, что не все интерактивные методы в одинаковой степени могут быть применимы при обучении дисциплин разного профиля. Кроме того, необходимо учитывать дефицит времени, отведенного на преподавание ряда предметов. Вместе с тем внесение определенных корректив в стандартные методики интерактивных методов обучения, позволит использовать их в практике преподавания большинства дисциплин, что будет способствовать формированию ключевых компетенций у будущих специалистов, оптимизируя их социализацию и профессиональную адаптацию.

Литература

1. Адельшина, Г. А. Интерактивные методы обучения в процессе преподавания курса «Основы экологии» / Г. А. Адельшина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 1 (11). - С. 115-120.
2. Ан, А. Формирование ключевых компетенций личности в системе непрерывного физического образования /А. Ан, О. Рабинович, А. Самохин // Высшее образование в России. - 2008. - № 9. - С. 140-144.
3. Баранова, Е. М. Формирование ключевых компетенций у студентов технических вузов в процессе обучения математике посредством активных методов обучения./ Е. М. Баранова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 544-549.
4. Двуличанская, Н.Н. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж-вуз» (на примере химии): монография / Н.Н. Двуличанская, Е. И. Тупикин. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 254 с.
5. Иванов, Д. А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Д. А. Иванов // Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. - М.: Московский центр качества образования, 2008. - С. 3-56. - (Оценка качества образования).
6. Иоффе, А. Н. Активная методика - залог успеха / А. Н. Иоффе // Гражданское образование: материалы международного проекта. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 382 с.
7. Сурмин, Ю. А. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / Ю. А. Сур- мин. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
8. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос: интернет-журнал. - 2002.
9. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (15) - 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (02.06.2016)
Просмотров: 215 | Теги: компетенции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016