Среда, 07.12.2016, 23:10
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Формирование интереса у младших школьников к физкультурно-оздоровительным мероприятиям посредством подвижных игр

С.П.Данилова, А.П.Аргунова

Формирование интереса у младших школьников к физкультурно-оздоровительным мероприятиям посредством подвижных игр

Современные дети часто ведут малоподвижный образ жизни, в результате этого возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма. Малоподвижный ребёнок владеет меньшим объёмом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее закалены, часто болеют и быстро устают. Поэтому недопустимо ограничение физической активности учащихся только на уроках физической культуры.

Изменить последствия гиподинамии, повысить естественные защитные свойства организма возможно только посредством двигательной деятельности, являющейся основным регулятором её биологической активности. В условиях общеобразовательной школы дефицит двигательной активности можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей. Важная роль в приобщении школьников к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит физкультурно- оздоровительной работе в режиме учебного дня. Поэтому, актуальным является формирование интереса у младших школьников к физкультурно- оздоровительным мероприятиям посредством подвижных игр, что и обусловило выбор темы данной выпускной квалификационной работы.

Цель исследования - определить роль подвижных игр в формировании интереса к физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
Практическая работа по формированию интереса у младших школьников к физкультурно-оздоровительным мероприятиям была проведена на базе МКООУ Санаторного типа «Сунтарская санаторная школа-интернат имени М.И.Герасимова». Учреждение санаторного типа - лечебно-профилактическое учреждение с круглосуточным пребыванием, предназначенное для обучения, лечения и оздоровления детей, перенёсших локальный туберкулёзный процесс, из очагов туберкулёзной инфекции, тубинфицированных и детей «группы риска», из семей с неблагоприятными материально-бытовыми условиями. Пребывание в школе-интернате позволяет не только предупредить обострение, рецидивы и развитие локального туберкулёза, но и повысить общую резистентность организма.
В ходе проверки гипотезы мы использовали комплекс методов исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, анкетирование младших школьников с целью выявления интереса к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, анализ деятельности санаторной школы-интернат с круглосуточным пребыванием, анализ полученных результатов.

В ходе формирующего эксперимента мы разработали подпрограмму «Тропа здоровья» в рамках оздоровительной программы школы-интерната «Основы формирования, восстановления и укрепления здоровья учащихся».

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.

Подпрограмма «Тропа здоровья» разработана с целью формирования мотивации к двигательной активности посредством подвижных игр.

Цели и задачи: оптимизация двигательной активности воспитанников.
-оздоровление часто болеющих детей
-обучение правильному дыханию
-профилактика сколиоза и плоскостопия
-снятие напряжения мышц и нервной системы
-взаимодействие с природой.

Протяжённость оздоровительной тропы составляет 600 метров. Количество остановок - 8. Количество повторений - в день 2 раза.

Остановки имеют свои названия (на якутском языке): « Кей салгын муеттээх сыта» («Медовый аромат свежего воздуха» - выполнение различных упражнений; дыхательная гимнастика); «Кус быьый» ( « Быстрее ветра» - бег на 100м); «Бэрэбинэ устун хаамыы» (Ходьба по бревну - упражнение на равновесие); «Нарта ненуе ыстаныы» (Прыжки через нарты); «Дул5алааьын» (Ходьба по кочкам); «Куобах оро5унан айан» («Прык - скок» - Прыжки на двух ногах) и «Бэргэн ытааччы» («Меткий бросок» - Метание снежками ); «Айыл5аны кытта алтыьыы» («Наедине с природой» - Изготовление кормушек для птиц).

Основные виды двигательной активности: это выполнение различных упражнений; дыхательная гимнастика; упражнение на равновесие; наблюдение за объектами и явлениями природы. Игры проводились на подвижных двадцатиминутных переменах в рекреациях и на спортивной площадке. Сначала проводились игры малой двигательной активности, потом средней, высокой и заканчиваем играми малой двигательной активности.

Игры мы классифицировали по видам активности: низкой активности («Два сигнала»; «Совушка»; «Группа, смирно!»); средней активности («Прыжки через движущуюся скакалку»; «Туннель»); высокой активности («Платочек»; «Хвостики»; «Самый ловкий»; «Перестрелка»).

Исследование по формированию интереса у младших школьников к физкультурно-оздоровительной деятельности показало, что при помощи подвижных игр можно сформировать у детей интерес к физкультурно- оздоровительным мероприятиям. Правильная организация и проведение игр, физкультминуток, спортивного часа и т.п. помогло вызвать у детей желание двигаться, соревноваться, играть почаще, упражнения выполнялись охотно. Таким образом, была подтверждена правильность гипотезы о том, что подвижные игры помогают сформировать интерес к физкультурно- оздоровительным мероприятиям.

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебной - воспитательной работы любой школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно - полезному труду. Доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. У младших школьников интерес, как правило, рождают положительные эмоции, вызванные процессом выполнения упражнений. Пробуждению у школьников интереса к занятиям физическими упражнениями способствуют качественное проведение всех форм занятий в школе, хорошее оснащение и эстетическое оформление материально спортивной базы. Очень важным условием воспитания интереса являются посильные задания, обеспечивающие успешность процесса обучения.

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. В ходе данного исследования все поставленные нами цели и задачи были успешно выполнены. На основе проведенного исследования нами разработаны практические рекомендации для учителей начальных классов, физической культуры и родителей.

Литература:

1. Анохина А.В., К. Алас, Ю.П. Баишев. Народная азбука физического воспитания дошкольников в Республике Саха (Якутия) - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. -72 с.
2. Баранцев, С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Пособие для учителя. / С.А.Баранцев, Г.В.Береуцин, Г.И.Довгаль, И.Н. Столяк / под.ред. А.М Шлемина. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособ. для учит, начальных классов. - М., 2005. - 318 с.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
5. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах Севера: Якутск: Якутский университет, 1999,- 120с.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 27 февраля 2015 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС». - 141 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.04.2016)
Просмотров: 140 | Теги: Подвижные игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016