Четверг, 20.02.2020, 04:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА

Жолобов В.С.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА

В данной статье автор рассматривает проблему влияния физкультурных занятий с использованием элементов футбола на развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводятся теоретически значимые предпосылки положительного воздействия физкультурных занятий с элементами игры в футбол для формирования когнитивной сферы путем воздействия на координационные способности. Футбол как средство физического воспитания при лимите времени на принятие решений и скоротечности игровых ситуаций способствует развитию психофизиологических и психических качеств ребенка. Отличительной особенностью футбола является высокая степень развития сенсорных систем и значительное улучшение их функционирования. Занятия с элементами футбола позволят расширить область средств адаптивного физического воспитания.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, задержка психического развития, игры с элементами спорта, футбол, адаптивное физическое воспитание.

 

Актуальность. В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2020 года существует ряд значимых направлений. Одним из этих направлений является проблема увеличения числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Заметно возросло количество коррекционных групп в детских образовательных учреждениях, специальных реабилитационных центрах.

Неглубокие нарушения интеллектуальной сферы (задержка психического развития) у детей занимают лидирующее место среди отклонений развития в дошкольном возрасте.

В процессе дошкольного физического воспитания одними из значимых, всесторонне развивающих средств являются подвижные игры с мячом. Ученые [1, 4, 7] относят подвижные игры к числу основных, незаменимых средств формирования личности ребенка. Подвижная игра одновременно с развивающим воздействием оказывает оздоровительное влияние на организм дошкольника.

Среди всего многообразия видов спорта, которые имеют широкое применение в российской системе физического воспитания, футбол занимает одно из ведущих мест.

Развитие основных видов двигательной деятельности у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. В данном возрасте, в связи с увеличением диапазона двигательных умений и навыков, появляется возможность более успешного освоения сложно-координационных упражнений в целом, так и отдельными элементами.

Обучение игре в футбол отвечает всем требованиям психомоторного развития старших дошкольников.

Одной из главных составляющих двигательной деятельности в футболе является выполнение широкого спектра уже изученных технико-тактических приемов, реализация которых определяется быстрым реагированием на конкретную игровую ситуацию (прием и передачу мяча, удары по воротам и др.).

В зависимости от игровой ситуации воспитуемым ставят разнообразные двигательные задачи, требующие моментального решения, от которых будет зависеть успешность двигательной деятельности. Во многих случаях сложившаяся игровая ситуация требует от занимающихся выполнения нового, ранее неизвестного движения. Действия в футболе непрерывно связаны с решением сложно-координационных задач, которые требуют сформированности механизмов экстраполяции (предвосхищения событий) при уже имеющемся опыте занимающихся.

Футбол - один из тех видов спорта, которые требуют координированного проявления всех двигательных способностей в постоянно меняющихся ситуациях. Несмотря на педагогическую ценность элементов спортивных игр, в имеющихся программах для специальных дошкольных образовательных учреждений по адаптивному физическому воспитанию обучению элементам игры в футбол не уделяется должного внимания.

В контексте данной проблемы особый интерес представляет изучение влияния элементов игры в футбол на развитие интеллектуальной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Результаты исследования и их обсуждение. Футбол как средство физического воспитания при лимите времени на принятие решений и скоротечности игровых ситуаций способствует развитию психофизиологических и психических качеств ребенка.

Игровая деятельность в данной спортивной игре создает предпосылки для развития способности к быстрому принятию решений, переключению отдельных моторных проявлений, мгновенной реакции, предвидению и др.

В процессе игры дошкольник выполняет разнообразные действия и приемы в зависимости от требуемой ситуации. При этом от ребенка требуется быстрая ориентация, нахождение оптимального решения и преобразование данного решения в действия. Быстрота выполнения этих действий связана с быстротой реакции. В свою очередь, время реакции, протекающей от момента появления раздражителя до начала ответного действия (скрытого периода), зависит от большого количества факторов, связанных со степенью подвижности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга.

Игра является специфической средой, в которой дети выполняют двигательные действия в ответ на изменение условий. В основе протекающих реакций лежат сложные процессы высшей нервной деятельности.

Повторяющиеся игровые ситуации в течение продолжительного времени приводят к возникновению различных функциональных изменений в организме, которые проявляются ответной реакцией на внешние раздражители. Данные изменения, помимо влияния на центральную нервную систему (ЦНС), также воздействуют на периферические органы, но при этом важнейшая роль в этих изменениях всегда присуща ЦНС [2, 3].

Продолжительные, многократные воздействия внешних раздражителей способствуют образованию новых комплексов условных связей в ЦНС, постепенно формируя функциональную основу реакции детей. Результатом данного процесса является повышение способности к анализу внешних раздражителей и наиболее эффективная реакция на них. Основой этого физиологического процесса является закрепление отдельных условных рефлексов, создание комплексных связей (большой цепи), функциональная координация. Существует мнение [6], что динамические стереотипы, возникающие в ходе игры, будут способствовать положительной коррекции отклонений в психическом развитии детей.

В ходе нашего констатирующего эксперимента участвующие в исследовании дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), а также дети массовых дошкольных учреждений были протестированы по специальной батарее тестов для определения уровня развития их интеллектуальных способностей. Полученные данные представлены в таблице.

Таблица
Показатели развития интеллектуальных функций детей старшего  дошкольного возраста (М±т)

Примечание: *Э - дети экспериментальной группы; К - дети контрольной группы; Н - дети массовых дошкольных учреждений.

Анализ представленных исследовательских данных позволяет увидеть, что воспитанники коррекционных групп имеют существенные отклонения в сформированно- сти когнитивных процессов. Во всех изучаемых возрастных группах ярко просматривается отставание от детей массовых дошкольных учреждений в проявлениях внимания (p>0,05), памяти (p>0,05), мышления детей (p>0,05).
В ходе исследования мы выявили взаимосвязь особенностей развития координационных способностей у детей дошкольного возраста с ЗПР с проявлениями психических процессов. С целью определения взаимосвязи нами был проведен корреляционный анализ (по Бравэ-Пирсону), позволяющий выяснить, насколько координация движений взаимосвязана с интеллектуальными функциями, и какое влияние она может оказать на их формирование. Выявленные результаты между суммарными показателями координационных способностей и интеллектуальных функций представлены на рисунке.

Рисунок. Взаимосвязь особенностей развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с проявлениями психических процессов

Полученные статистические данные демонстрируют, что недостоверными оказались коэффициенты корреляции когнитивных процессов и способности к удержанию равновесия (r = 0,209), к дифференцировке мышечных усилий (r = 0,173) и мелкомоторной организации движений руками (r = 0,195), со способностью ориентироваться в пространстве был получен отрицательный коэффициент. Наиболее тесно с интеллектуальными функциями связаны способности к согласованию движений (r = 0,463) и ритмичности моторики (r = 0,434). Но самые значимые связи прослеживаются между интеллектуальными процессами у детей 5-6 лет и мелко-моторной организацией движений стопой (r = 0,856).
Необходимо отметить, что упражнения из арсенала футбола будут способствовать развитию целого спектра координационных способностей (быстроты реакции, ориентации в пространстве, дифференцирования движения, способности к согласованию движений, чувства ритма, мелкой моторики движений) дошкольника.
Для развития способности к мелкомоторной организации движений большое значение будет иметь применение разнообразных способов ведения, остановки и удара по мячу, обманных действий, отбора мяча, импровизации при выполнении обманных действий, быстрого приспособления к взаимодействию с новыми партнерами, игры на различных полях и площадках.
Систематическое выполнение упражнений с элементами футбола ведет к повышению скорости реагирования, улучшению подвижности нервных процессов.
Выводы. Все вышеперечисленное позволяет нам констатировать важность мелкомоторной организации движений ногами для формирования двигательной сферы, а раннее воздействие на развитие движений ногами за счет специальных упражнений создает предпосылки к гармоничному формированию личности, укреплению здоровья, формированию интеллектуальной сферы. В этом отношении футбол является самым эффективным видом спорта.
Проведение занятий в специальных дошкольных образовательных учреждениях с использованием элементов игры в футбол позволяет интегрировать двигательную и умственную деятельность в процесс образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Футбол является значимым средством развития компонентов интеллектуальной
сферы:
- психического (оперативный анализ, прогнозирование и т.д.);
- нейродинамического (повышение уровня устойчивости и подвижности корковых процессов, возбудимости, вегетативной регуляции);
- двигательного (развитие координации движений).
Действия в футболе, в основном, носят повторно-переменный характер. Постоянная смена двигательных форм и большая вариативность степени и характера нервно- мышечных усилий сочетаются с комплексным развитием физических качеств, что объясняет высокий уровень развития ловкости у воспитуемых.
Литература
1. Барабаш О. А. Методологические принципы контроля качества образования по физической культуре в специальном учреждении // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 2 (50). - С. 25-27.
2. Варюшин В.В., Лопачев Р.Ю. Первые шаги в футболе: методическое пособие. - М.: РФС, 2015. - 17 с.
3. Лукьянова И.Е., Сигида Е.А., Утенкова С.Н. Адаптивная коррекционно- развивающая среда как компонент программы развития высших психических функций лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. - 2017. - № 2. - С. 47-58.
4. Максимова С. Ю., Фомина Н.А. Теоретико-методологическое обоснование интеграционных возможностей физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 5. - С. 53-54.
5. Сиваш Н.М. Инновационное обновление дополнительных инновационных программ с учетом запросов воспитанников, родителей: Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-практической конференции (Челябинск, 15 - 16 октября 2015 г.) / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015 - С. 410-415.
6. Сучилин А.А. Комплексное развитие физических способностей и технико- тактических характеристик у юных футболистов. // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 11. - С. 101.
7. Финогенова Н.В. Интеграция образовательных областей - основа построения образовательного процесса в дошкольном возрасте. - Волгоград: ВГАФК, 2015. - 175 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4(30) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (25.01.2020)
Просмотров: 23 | Теги: адаптивное физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь