Среда, 22.02.2017, 07:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

И.А. Кудряшова

Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА

– ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

В современных условиях инновационная деятельность является ключевым фактором технологической модернизации российской экономики, подготовки кадров с новыми компетенциями, источником инновационных идей и техно-логий в системе высшего образования.

Наиболее актуальной для современной системы высшего профессиональ­ного образования является проблема повышения степени его практической ориентированности за счёт поиска новых организационных форм соединения бизнеса и науки, а также вовлечения вузов в процессы обновления существу-ющих и формирования новых образовательных программ на основе компетент-ностного подхода с учётом требований конечного потребителя - работодателя.

Концептуальные подходы к организации и развитию инновационной дея-тельности в Кемеровском институте (филиалае) РГТЭУ базируются на сле-дующих концепциях:

-   концепции «человеческого капитала»;

-   концепции «формирования общества, основанного на знаниях»;

-   концепции «перехода от научной к системной парадигме образования» (когда вуз рассматривается в контексте открытой бизнес-системы с акцентом на практические методы обучения);

– концепции «становления сетевой парадигмы бизнес-образования, ориен-тированного на знание» (переход от пассивных к активным методам обучения, от стандартизированного к клиентоориентированному обучению, от дискрет-ного обучения к непрерывному);

-     «компетентностной» концепции в обучении (включающей единство зна-
ний, умений и компетенций и направленной на формирование специалистов,
готовых и способных принимать решения и др.).

В вузе сформированы основы функционирования и оценки системы управления качеством научной и инновационной деятельности в рамках соз­данной организационной структуры, закрепления и распределения функций планирования и контроля, организации и мотивации. Разработан и реализуется сквозной механизм реализации процессов управления научно-инновационной деятельностью с использованием в системе менеджмента качества оценочных показателей, позволяющих достигнуть следующих целей в области инноваци-онной деятельности Кемеровского института (филиала) РГТЭУ:

-   наращивания компетенций и исследовательских мощностей, обеспечи-вающих позицию ведущей площадки для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики;

-   генерирования прикладных идей и разработок;

-   формирования ключевой площадки для развития инновационного пред-принимательства как наиболее качественной и авторитетной экспертизы при-кладных научных и технологических решений для компаний и органов госу-дарственного управления.

К осуществлению инновационной деятельности активно привлекаются молодые преподаватели и студенты института через Совет молодых учёных (СМУ), являющийся структурным подразделением Совета молодых учёных Кузбасса, при активной организации и поддержки Научного студенческого общества (НСО).

Для осуществления инновационной деятельности в филиале сформированы и функционируют новые типы бизнес-структур, способствующие системному формированию у молодёжи индивидуальных траекторий, интеллектуальных самоорганизующих, коммуникативных начал и позволяющие успешно органи­зовывать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах. Среди них научные инновационно-образовательные центры (НОЦ): НОЦ «Центр мониторинга инновационного развития», НОЦ «Внедрение моло-дёжных инноваций» на базе ОАО «Кузбасский технопарк», НОЦ «Корпора-тивная юриспруденция» на базе городского бизнес-инкубатора муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово. В стадии формирования находится организация НОЦ комплексных исследо-ваний проблем экономики Кузбасса в условиях вступления России в ВТО.

На наш взгляд, такие новые типы бизнес-структур способствуют дости­жению заданного качества профессиональной подготовки кадров, обеспечивают непрерывность образования.

Важнейшим элементом инновационной инфраструктуры вуза является система стратегического партнерства, эффективность функционирования ко-торой создает условия для повышения его инновационной, инвестиционной привлекательности и, соответственно, конкурентоспособности на рынке об-разовательных услуг. В настоящее время заключено 111 соглашений о страте-гическом партнерстве, в том числе 34 - с учебными заведениями профильной сферы, 6 - с академическими научно-исследовательскими институтами и ОАО «Кузбасский технопарк», 77 - с компаниями региона и Сибири.

Основными видами инновационной деятельности в институте являются следующие:

– формирование и реализация инновационной политики в рамках СМК;

-   поиск и отбор перспективных новшеств;

-   развитие инфраструктуры обслуживания инноваций;

-   привлечение ресурсов для реализации инновационных проектов и про-грамм;

-   подготовка, сопровождение, экспертиза и реализация инновационных проектов;

-   информационная поддержка и организация участия предприятий вуза, преподавателей, студентов и аспирантов в инновационных выставках и меро-приятиях регионального, национального и международного уровней;

-   развитие инновационной активности в студенческой среде;

- подготовка кадров для инновационной деятельности.

Расширение новых прогрессивных форм научного сотрудничества на меж-дународном и региональном уровнях с бизнес-структурами, научными органи­зациями, торговыми и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-практических задач и внедрения инновационных разработок института в практическую сферу рассматривается в Кемеровском институте РГТЭУ не только как приоритетное направление деятельности вуза, но и как важнейший фактор модернизации национальной и региональной экономики.

Инновационный путь развития страны предполагает также серьёзную активизацию инновационного предпринимательства, расширение практики создания соответствующих компаний, реализацию механизмов «инновацион-ного лифта». Для укрепления связи с работодателями и совершенствования научно-образовательной деятельности была проведена систематическая и целенаправленная работа по организации взаимодействия с ОАО «Кузбасский технопарк», являющимся основным оператором реализации инновационной политики в Кемеровской области.

В целях содействия приоритетным направлениям становления и развития ОАО «Кузбасский технопарк» соответствующим образом были скорректированы научные исследования учёных и аспирантов вуза, а также тематика курсового и дипломного проектирования студентов.

В настоящее время в рамках реализации национального проекта «Обра-зование» подписано и действует соглашение о сотрудничестве между инсти-тутом и ОАО «Кузбасский технопарк» для подготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента, согласно которому также осуществляется со­вместная разработка и патронирование инвестиционных проектов, имеющих первоочередное значение для региональной экономики; студенты под руковод-ством преподавателей разрабатывают бизнес-планы.

Основой для наращивания прикладных компетенций является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с Российской академией наук и другими государственными академиями.

В целях развития идей инновационного развития региона и в рамках уже действующего соглашения о стратегическом партнерстве с Институтом эконо­мики и организации промышленного производства Сибирского отделения Рос-сийской академии наук на базе вуза создан НОЦ «Центр мониторинга иннова-ционного развития», являющийся элементом инфраструктуры инновационной деятельности института и функционирующий на основе его взаимодействия с организациями и предприятиями различных отраслей и сфер деятельности в области научно-исследовательской, образовательной и профессиональной деятельности для обеспечения содействия развитию приоритетных направлений развития национальной и региональной экономики за счёт проведения фун­даментальных и прикладных исследований в сфере экономики, подготовки вы­сококвалифицированных кадров, обеспечения консалтингового сопровождения проектов и др.

Новой для нашего вуза организационной формой, в рамках которой органично соединяются интересы работодателей и повышение качества под­готовки бизнес-ориентированных специалистов, стал проект, связанный с созда-

нием Молодёжной академии наук (МАН), в соответствии с слоганом которого для студентов главным стало: «Самое интересное, самое важное, самое «крутое»

-     это заниматься НАУКОЙ!». Основные цели создания и функционирования
МАН направлены на содействие повышению качества подготовки и воспитания
конкурентоспособных специалистов с высшим образованием, совершенство-
вание студентами, аспирантами и молодыми учёными навыков научно-иссле-
довательской и инновационной деятельности для создания молодёжного науч-
ного «фундамента».

Несмотря на то, что МАН была создана только в 2011 г., стоит упомянуть об основных её результатах. Так, в рамках проводимого по инициативе Админи-страции г. Кемерово Молодёжного форума «Город нового поколения. Кемерово

-     территория возможностей» студентами нашего вуза были разработаны и
удостоены грантовой поддержки на площадке Кемеровского Молодёжного Вече
два проекта: «Общегородская политико-дискуссионная площадка» (грант в
сумме 70 тыс. руб.) и «Школа юного инвестора» (грант в сумме 40 тыс. руб.).

Благодаря созданию Молодёжной академии наук, расширена квота пред-ставительства института в городском Молодёжном парламенте.

Особой гордостью института стали научные достижения студентов. Ос-новные предпосылки становления и развития научно-исследовательских раз-работок студентов включают в себя два аспекта - учебно-методический и орга-низационный.

С первых курсов в учебный план большинства специальностей включены специальные дисциплины (например, курс по выбору «Основы научных иссле-дований»), формирующие базовые знания технологии научных разработок, навыки инновационных исследований при подготовке курсовых и дипломных работ. Как правило, студент, начиная работать над научной проблемой с 1-го курса, на старших курсах продолжает расширять область знаний, закрепляя и углубляя свои научные навыки, апробируя их публикацией статей в сборниках, участием в международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях, а также олимпиадах всероссийского и меж-дународного уровня, занимая призовые места, отстаивая лидирующие позиции на межвузовском уровне.

В вузе с 2007 г. ведётся подготовка инновационных менеджеров в рамках специальности 080507 «Менеджмент организации» по специализации «Иннова-ционный менеджмент». Специалист в области управления инновационным развитием организации сосредотачивает функции обоснования выбора стра-тегий развития организации, разработки направлений её инновационной по­литики, оценки новизны проектов, информационного и патентоведческого обеспечения управленческой деятельности.

Особенностью вуза по активизации самостоятельной научно-практической деятельности студентов является организация практически на всех кафедрах научно-дискуссионных студенческих клубов. На сегодняшний день 783 студента являются членами 22 научно-дискуссионных клубов.

Главными системными мероприятиями института в плане инновационной деятельности стали: Сибирский торговый форум - симбиоз бизнеса и науки, -проводимый уже 10 лет (с 2002 г.) совместно с Кузбасской выставочной компа­нией «Экспо-Сибирь»; ежегодные научно-практические конференции «Румян-цевские чтения» (посвященные памяти Николая Петровича Румянцева (1754-1826) - выдающегося государственного деятеля, первого российского Министра коммерции (1802), впоследствии дипломата, Министра иностранных дел, Пред-седателя Государственного Совета России); «Васильевские чтения» (в честь памяти Константина Алексеевича Васильева (1942-1976) - выдающегося рус-ского художника, глубокого мыслителя, историка и этнографа, в своих картинах-символах отражающего духовный потенциал русского народа, красоту чело­веческой души, понимание мира через прекрасное); «Бакановские чтения» (по-священные памяти Михаила Ивановича Баканова, выдающегося учёного и основателя теории экономического анализа, доктора экономических наук, про-фессо–а РГТЭУ); проводимый по инициативе студентов Фестиваль молодёжной науки направленные на популяризацию научной работы, активизацию науч-ных исследований, формирование активной жизненной позиции, развитие науч-ной и инновационной среды вуза.

Новой формой включения преподавателей и студентов в инновационную деятельность стала практика участия в разработке, экспертизе и оценке ком-плексных программ социально-экономического развития и инвестиционных проектов муниципальных образований Кемеровской области, курируемых на уровне Полномочного Представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе и Администрации Кемеровской области.

Направления диверсификации монопрофильной структуры на основе инновационных подходов, разработанные студентами, включены в программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований в Кемеровском, Топкинском, Ленинск-Кузнецком, Яшкинском районе, в Красно-бродском городском округе.

Активизацией инновационной составляющей как приоритетного направ­ления научной деятельности вуза объясняется повышение результативности и эффективности студенческой науки. Так, студенты института заняли 1-е место в областном конкурсе «Считаем вместе и правильно», проводимом Админи­страцией Кемеровской области, с проектом сравнительного анализа платежей за услуги ЖКХ в разных районах города с последующей оптимизацией расходов по оплате за жилье; 3-е место за студенческий проект «Комплексный аудит ин-формационной безопасности предприятия на основе интеллектуального анализа – Professional Data Protection».

Наиболее значимыми результатами научно-исследовательской работы студентов в 2011 г. стали: 1-е место в областном конкурсе «Инновационный Конвент 2011» в секции «Экономика и инновационное предпринимательство»; 1-е место за участие в программе «Boot Camp Microsoft», г. Томск; два призовых места в городском конкурсе инновационных проектов за социально-значимый проект «Кемерово индустриальный» (1-е место) и «Патруль качества» (3-е мес-то); 5-е место в РФ за организацию научно-исследовательской работы студентов по рейтингу МСЭФ из 400 вузов страны, представляющих 83 региона России, что способствовало Кемеровской области занять 7-е место среди субъектов РФ по рейтингу МСЭФ «За содействие научно-исследовательской работе и актив­ному участию молодежи в Олимпиаде» и др.

Приоритеты развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах обозначены в ряде программных и концептуальных доку-ментов, в которых курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования.

 

Деятельность аспирантуры, открытой в институте с 2006 г. по двум спе-циальностям, одна из которых экономическая, а другая - техническая, также в значительной мере связана с инновационной направленностью обучения.

Высокую оценку получили научные семинары с привлечением ведущих профессоров и докторов наук в рамках программы «Визит профессора», орга-низованные для соискателей и аспирантов по методическим и теоретическим вопросам, связанным с подготовкой диссертационных исследований, сдачей кандидатских экзаменов.

Весьма перспективным представляется формирование модели глобального исследовательского университета, в рамках которого вузы становятся активными участниками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность. Принципиальными осо-бенностями этой модели являются:

-   освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инно­вационной деятельности через их включение в соответствующие практики;

-   полноценный переход на двухуровневую систему «бакалавриат-магистра-тура», предполагающий активное использование студентов, прежде всего маги-страт–ры, в качестве важнейшей «рабочей силы» для исследований и разработок;

 реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая рассматривается как приоритетная по отношению к преподавательской работе;

-   превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;

-   отказ от линейной модели «от фундаментального исследования до при-кладной разработки» в пользу тесного сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так в поисках фун-даментальной тематики;

-   полидисциплинарность исследований и разработок;

-   формирование и организация инновационных производств и предприятий;

-   интернационализация научной деятельности, выражающаяся в подклю-чении к передовой глобальной научной повестке дня («бывает только передовая наука»), публикации в международных журналах, организации интернацио-нальных исследовательских команд.

Важнейшими направлениями вуза в условиях вовлечения института в про-цессы обновления существующих и формирования новых образовательных программ на основе компетентностного подхода с учётом требований конечного потребителя - работодателя - являются следующие:

-   усиление коммерциализации научной и инновационной деятельности за счёт активизации участия кафедр в федеральных и региональных конкурсах, грантах, проведения хоздоговорных исследований с целью увеличения объёма финансирования научных исследований и разработок;

-   переход на инновационные методы организации и проведения научных мероприятий в вузе;

-   обеспечение внедрения инновационных технологий на предприятиях и организациях в сфере товарного обращения;

-   организация создания и функционирования инновационных малых пред-приятий - хозяйственных обществ - в целях практического применения резуль­татов интеллектуальной собственности вуза.

Предполагается дальнейшее расширение и развитие в рамках социального партнерства деловых связей вуза на договорной основе с органами власти, объединениями работодателей и бизнес-сообщества, общественными орга-низациями и другими заинтересованными структурами города и региона. В результате, возрастёт влияние вуза на региональную политику развития системы профессионального торгово-экономического образования на инновационных принципах.

 

ISSN 2223-9324 Социогуманитарный вестник. 2012. № (1) 8.

 

 

 

 

 

 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 709 | Теги: инновационная деятельность вуза, модернизация рос-сийской экономики, студенты, регион, профессиональное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017