Понедельник, 27.05.2019, 04:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Е. А. Лисичкина, Ю. В. Сусленкова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Рассматривается вопрос о некоторых особенностях формирования информационно-поисковых умений студентов экономических специальностей высших учебных заведений. Выполнен краткий обзор понятия «информационная культура». Поднимается вопрос о модификации профессионального образования при обучении студентов экономического профиля. Предложено ввести в учебные планы экономических направлений подготовки дисциплину «Информационная культура студента». Новизна исследования видится в том, что у студентов формируются элементы информационной культуры, открываются способности ориентироваться в потоках обширной информации. Особое внимание уделяется обучению студентов основам информационной безопасности в глобальном информационном пространстве Интернет. Доказано, что предлагаемые нововведения окажут существенное положительное влияние на будущую профессиональную деятельность студентов экономического вуза.

Ключевые слова: информация, информационная культура, студент, профессиональное образование, экономический профиль, знания.

 

В настоящее время на смену индустриальному обществу приходит так называемое постиндустриальное (информационное), в котором основными ресурсами выступают: информация, знания, интеллектуальные способности людей. В профессиональную деятельность внедряются методологии принятия решений на базе интеллектуальных технологий, а также с использованием так называемой информационной технологии.

В связи с этим совершенствование высшего экономического образования приобретает особую остроту вследствие необходимости преодоления противоречий, сложившихся между требованиями общества и государства в квалифицированных специалистах, конкурентоспособных на рынке труда, и существующей системой их подготовки.

Происходящие в настоящее время изменения в сфере высшего образования осмысливаются как многогранный кризис, включающий разрыв между потребностями рынка труда и получаемыми в высшей школе профессиональными квалификациями, падение престижа преподавательского труда, необходимость изменения парадигмы образования и ряд других проявлений [3. С. 10].

Информационная культура становится одним из определяющих факторов практически любой профессиональной деятельности.
Возникновение и развитие понятия информационная культура связано с изменениями организационно-технических основ деятельности и методологических подходов к ее совершенствованию благодаря быстрому внедрению в профессиональную сферу современных информационных технологий и средств вычислительной техники. Таким образом, термин «информационная культура» подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации экономической деятельности.

В отечественной научной литературе термин «информационная культура» появился в начале 1970-х годов. Это событие связано с именем Г. Г. Воробьева, занимавшегося исследованиями управленческого труда.

Впоследствии информационная культура выступила предметом исследований Д. Б. Бабаева, А. Ю. Квитко, И. А. Коряковцевой, И. А. Лавриненко, А. Э. Токтаньязовой и др.

Само понятие «информационная культура» в современном мире рассматривают с двух сторон: культурной и информационно-технической. В данной статье будем опираться на второе понимание этого термина.

Попытки обучения информационной культуре начали предприниматься давно. Еще в начале 80-х годов XX века в учебные планы в рамках дисциплины «Введение в специальность» вводят практический курс «Основы библиографических знаний». Студентам преподают основы библиографии (способы систематизированного описания информационных источников) и знакомят с каталогами как средствами оперативного получения информации для написания рефератов, курсовых работ и дипломов.

В конце 80-х - начале 90-х годов в высшее образование активно внедряют новые информационные технологии - компьютеры и программное обеспечение. Становилось очевидным, что меняется характер информационных запросов, информационных потребностей студентов, другое содержание приобретает процесс совершенствования системы информации. Информатизация побудила к организационным изменениям в системе высшего экономического образования, предусматривала расширение доступа к информационным ресурсам. Главной задачей информационного подразделения вузов экономического профиля стало обеспечение возможности учиться самостоятельно, свободно ориентироваться в информационном пространстве не только в библиотеках вузов, но и сети в Интернет.

Информационный поиск - сложный и многоаспектный процесс. Он требует соответствующих знаний и навыков правильно формулировать информационный запрос, является элементом информационной культуры личности.

Но не стоит настолько односторонне воспринимать информационную культуру обучающегося. Кроме навыков поиска и обработки информации, современный человек должен уметь противостоять опасности, сопровождающей процесс информационного поиска. В настоящее время возникает необходимость защиты информации не только конфиденциальной и персональной, но и коммерческой (экономической). Все это требует изменения взгляда на вопросы информационной культуры современного человека и как индивидуума, и как специалиста в определенной профессиональной области, в том числе и экономической.

Предлагается включать в структуру понятия «информационная культура» элементы информационной безопасности, которыми сегодня должен владеть каждый пользователь компьютера.

Анализ источников, предлагающих различные методологические подходы к формированию информационной культуры, позволяет сделать вывод о том, что они в основном применяются авторами к формированию информационной культуры таких категорий специалистов, как библиотечные работники, педагоги, менеджеры. Методик формирования информационной культуры (с включением в это понятие и информационной безопасности) будущих экономистов, на наш взгляд, в научной литературе представлено недостаточно.

Исходя из вышесказанного считаем целесообразным для формирования информационной культуры у студентов экономического профиля внедрение деятельно-ориентированного, построенного по модульному принципу учебного курса «Информационная культура студента». Его цель - сформировать информационную культуру студентов специальностей области экономики, в частности умения, навыки информационного поиска, отбора и оценки информации, безопасного поведения в информационном пространстве. Задача курса состоит в том, чтобы сориентировать студентов на систематический поиск новых знаний с помощью информационных ресурсов, дать представление о современной системе отраслевой информации, ознакомить их с основными источниками информации, информационными потоками, научить находить необходимые сведения, развить умения практического поиска информации в информационно-поисковых системах, привить навыки информационной безопасности.

Формирование информационной культуры является специально организованным, целенаправленным процессом, который предусматривает обучение студентов методам: поиска, обработки и использования найденной информации; защиты информации от несанкционированного доступа, изменения или повреждения. Предпосылкой осуществления информационной подготовки студентов является наличие необходимой материально-технической базы (современных компьютеров, программного обеспечения, каналов связи) и информационной образовательной среды, эффективность и основу которой составляют современные информационные технологии. Информационная среда вуза экономического профиля создается профессиональной деятельностью преподавателя путем проведения научно-исследовательской работы, практикой применения основ компьютерных знаний, передачи знаний и умений в процессе изучения учебных дисциплин, использования информационных источников в профессиональной деятельности. В то же время большая роль в формировании информационной среды принадлежит библиотеке учебного заведения, которая дает возможность использовать электронную информацию, формирует информационную культуру. При этом у студента необходимо сформировать осознание значимости информационных знаний, умений эффективного поиска и обработки информации, понимание того, что информационная компетентность обеспечивает ему способность ориентироваться в условиях постоянного увеличения информационных потоков, а также решать задачи профессионального самосовершенствования.

В практической части курса происходит закрепление теоретических знаний студентов: отработка навыков информационной безопасности и информационного поиска, оформления его результатов (работа с каталогами: поиск информации по фамилии автора (-ов), названию, тематике, рубрике), использование интернет- ресурсов [3. С. 1844]. Большое значение для эффективного формирования информационной культуры имеет практический опыт работы студентов в информационно-поисковой системе сайта учебного заведения, библиотеке вуза, в электронной библиотечной системе (http://znanium.com). Студенты изучают алгоритм поиска информации в алфавитном, систематическом, предметном каталогах, который могут применять и в сети Интернет. Активно на занятиях используются современные облачные технологии. «Применение в учебном процессе облачных технологий позволяет учебным заведениям пользоваться через Интернет вычислительными ресурсами и программными средствами как сервисом» [10. С. 26].

Большинство практических задач по курсу «Информационная культура студента» имеют поисковый характер, что позволяет привлекать студентов к активной познавательной деятельности, мобилизовать их знания [2. С. 171]. Для индивидуализации учебного процесса на практических занятиях используется система дифференцированных задач, учитывающих уровень подготовки каждого студента и предусматривающих разные уровни применения знаний. В частности, на репродуктивном уровне представлены задания такого типа: охарактеризовать информационно-поисковые системы, их задачи и значения; выделить общие требования по использованию информационно-поисковыми системами, как традиционными, так и электронными; назвать отраслевые (в том числе электронные) периодические издания и определить их роль в учебной и научной деятельности. На частично-поисковом уровне воспроизведения знаний студентам предлагается найти информацию в предметных картотеках и предметном каталоге; найти информацию по указанной тематике по теме, ключевым словам, фамилии автора в карточной информационно-поисковой системе и сети Интернет; оформить библиографическое описание журнала, сборника, книги, автореферата, диссертации, статьи; найти статью из журнала, из сборника научных трудов. Проблемно-поисковый, или исследовательский, уровень предполагает свободное владение различными алгоритмами поиска и их применение для решения любых информационно-поисковых задач в процессе учебной деятельности.

В процессе выполнения практических заданий у студентов формируются элементы информационных основ: способность ориентироваться в потоках информации; умение работать с различными источниками информации, находить и отбирать необходимый информационный материал, классифицировать его, обобщать, эффективно решать любую информационную проблему. Наряду с этим студенты учатся понимать сущность современных информационных систем сети Интернет, владеть навыками работы в Сети, использовать информационно- поисковые системы для поиска необходимой информации. Из формирования таких элементов информационной компетентности состоит процесс становления информационной культуры студента. Контроль за процессом усвоения знаний курса «Информационная культура студента» осуществляется в форме устного и письменного опроса, тестовой проверки знаний (с использованием компьютерной тестирующей системы), семестрового контроля (зачет). В то же время усвоение каждой темы контролируется путем опроса, проектных заданий, выполнения самостоятельной работы в виде поисковых задач. Результатом изучения курса является достаточный уровень готовности студентов к использованию информационных источников в самостоятельной (учебной, научно- исследовательской, профессиональной) деятельности и способность осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе. Студенты будут ознакомлены с отраслевыми информационными источниками и принципами их систематизации, средствами хранения информации, алгоритмами работы с информацией и их применением на практике; будут иметь представление о мировых информационных ресурсах, преимуществах и недостатках использования информационных технологий; будут уметь правильно формулировать собственные информационные потребности, владеть навыками поиска и получения информации, ориентироваться в информационно-поисковых системах, смогут оформить и представить результаты самостоятельной работы.

Формирование информационной культуры будущих бакалавров экономики является важной и актуальной задачей. По нашему мнению, реализация рассмотренных в статье предложений, подходов, методов и нововведений обеспечит создание благоприятных условий для формирования информационно- аналитических основ будущей профессиональной деятельности у студентов экономических вузов.

Список литературы

1. Алиева М.Ф. Информационная безопасность как элемент информационной культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2012. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-kak-element- informatsionnoy-kultury (дата обращения: 23.11.2017).
2. Бабаев Д.Б. Роль информационной культуры в процессе профессионального становления будущих экономистов // Наука, техника и образование. 2016. № 3 (21). С. 170-173.
3. Будущее высшей школы в России: эксперт. взгляд. Форсайт-исслед. - 2030: Аналитич. доклад / B.C. Ефимов и др.; под ред. B.C. Ефимова. М.: ИНФРА- М.; Красноярск: СФУ, 2014. 294 с.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход // Высшая школа. 1991. C. 207.
5. Вербицкий А.А. Место и роль преподавателя в процессе реформы образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология, 2014. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-prepodavatelya-v-protsesse- reformy-obrazovaniya (дата обращения: 23.11.2017).
6. Калакова Е.А. Формирование информационной культуры у студентов финансово-экономического колледжа на уроках спецдисциплин // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2013. С. 1842-1845.
7. Квитко А.Ю. Информационная культура личности // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право, 2010. №2 (73.)
8. Лавриненко НА. Педагогический потенциал курса «Информационная культура» и условия повышения его эффективности: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2004.
9. Леонтьев А.Н Избранные психологические произведения // Педагогика, 1983. Т. 2. С. 392.
10. Лисичкина Е.А. Возможности облачных сервисов для организации проектной деятельности студентов // Педагогика и современность, 2015. №3(17). С. 25-29.
11. Сусленкова Ю.В. Информационные технологии в профессиональной подготовке специалистов в вузе / Социогуманитарный вестник. 2008. №1(2). С. 20-21.
12. Токтаньязова А.Э. Сущность понятия «информационная культура личности» (ИКЛ) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №.1. С. 65-69.

Источник: Научно-практический журнал «Социогуманитарный вестник» № 1(17). 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.05.2019)
Просмотров: 27 | Теги: профессиональное образование, информационная культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь