Суббота, 14.12.2019, 15:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

К.М.Оганян, К.К.Оганян

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья является результатом исследования по гранту ГРК-97/17 от 14.07.2017 «Проект-победитель» грантового конкурса стипендиальной программы Владимира Потанина 2016-2017.

Аннотация. В статье рассматриваются типы направленности социальной активности и субъективные факторы формирования социальной активности. Представлены результаты социологического исследования, проведенного в СПбГЭУ и посвящённого изучению состояния социально-профессиональной активности студентов и условий, организованных университетом.

Социальная активность - это качество личности, определяющее реализацию целенаправленной и общественно значимой деятельности. В результате исследования выявили, что социально-профессиональная активность развита у студентов на среднем уровне. Все выявленные проблемы, связанные с социально-профессиональной активностью студентов, можно объединить в ряд блоков. Первая группа проблем связана с личностным восприятием социально-профессиональной активности, под которой подразумевается неверно сформированное у студентов восприятие социально-профессиональной активности, где одна из характеристик - социальная - почти полностью исключается.

Вторая группа проблем обусловлена несоответствием реальных условий, созданных вузом для формирования и развития социально-профессиональной активности студентов, желаемым. В соответствии с каждой из групп проблем, были разработаны рекомендации, позволяющие исправить ситуацию. Их основной целью является повышение осознания общественной значимости проявления социальной активности и модернизация условий, создаваемых вузом, для развития социально-профессиональной активности студентов.

Ключевые слова: социально-профессиональная активность студентов, факторы формирования социальной активности, типы направленности социальной активности, учебный процесс, высшее образование, вузовские мероприятия, волонтерская деятельность, профессиональная деятельность, типологии успешности деятельности студентов в вузе, самосовершенствование.


В целом, исходя из анализа данных проведённого социологического исследования, состояние социально-профессиональной активности студентов можно назвать удовлетворительным [7; 8; 9].Однако, если говорить об отдельных аспектах этого качества, то можно выделить ряд особенностей.

• У студентов ярко выражена направленность на самореализацию и развитие, в особенности в профессиональном плане, а самообразование воспринимается не только необходимое условия профессионального роста, но и как способ проведения досуга.

• Большинство студентов отнеслись к выбору профессии осознанно, что определяет их установку на профессиональное совершенствование, при этом наличие диплома о высшем образовании не воспринимается как показатель образованности человека.

• Студенты проявляют наибольший интерес к мероприятиям, проводимым в вузе, а наибольшей популярностью среди всех пользуется сфера научной деятельности.

Проблемными оказались следующие особенности социально- профессиональной активности.

• Невысокий интерес к посещению учебных занятий, из которого следует нестабильная посещаемость.

• Многие студенты не имеют чёткого представления о том, из чего должна состоять жизнь социально и профессионально активного студента.

• Несмотря на то, что студенты регулярно следят за событиями, происходящими в общественной сфере на уровне мира, страны и города, большинство предпочитают не вмешиваться в социальную жизнь. Основными мотивами неучастия в общественной деятельности выступили отсутствие смысла в подобной деятельности и проблем, затрагивающих личные интересы студентов.

• Было выявлено, что, несмотря на то, что большое число студентов хоть раз принимали участие в мероприятиях, организованных вузом, половина опрошенных повторно участвовать не собираются.

Основные результаты, полученные в результате собственного социологического исследования, подтверждают, а также частично дополняют выводы рассмотренных в рамках вторичного анализа данных отечественных исследований [1, с. 111-114; 4, с. 575-577], что позволяет нам говорить о том, что в сфере профессиональной активности современных студентов существуют некоторые тенденции.

Одной из наиболее значимых тенденций выступает увеличение, по сравнению с предыдущими годами, ориентацией студентов на личностное развитие и совершенствование.

Пассивность в отношении социально-профессиональной активности чаще всего объясняется отсутствием времени, а активность - наличием поощрения. Благоприятно, что лидирующей в сознании молодых людей ценностью выступает семья, что применительно к проявлению социально-профессиональной активности выступает фактором, определяющим отношение к подобной деятельности.

В наиболее общем виде все выделенные проблемы и тенденции можно объединить в две группы, характеризующие состояние социально-профессиональной активности студентов в настоящий срез времени.

Первая группа особенностей основывается на чрезмерной ориентации студентов на проявление профессиональной активности и совершенствовании себя именно как специалиста в ущерб осуществлению социальной активности. Эта группа проблем помимо этого характеризуется чрезмерной личностной ориентацией студентов, в то время как потребности общества не соотносятся с собственными и не воплощаются в реальные действия по их реализации [5; 6].

Вторая группа проблем связана с невысокой удовлетворённостью студентов условиями, созданными в университете, для формирования и развития социально-профессиональной активности. Учебные занятия недостаточно интересы, суть учебного материала не соответствует ожиданиям, а мероприятия недостаточно хорошо организованы.

Рекомендации по совершенствованию условий для формирования соци- алъно-профессионалъной активности студентов [11].

Для решения проблем, выделенных ранее в две основные группы, а также частных особенностей восприятия и проявления студентами социально - профессиональной активности, был разработан перечень мероприятий и рекомендаций по совершенствованию сложившейся ситуации.

Поскольку в результате исследования, основным стимулом, способным привлечь студентов к участию в общественной деятельности, является получения вознаграждения, рекомендуется создать в вузе систему поощрения самых активных студентов. В перечне бонусов могут быть льготы на питание в столовых университета, бесплатные абонементы в спортивные и творческие секции, возможность скидки на посещение мастер-классов по профессии, проводимых в городе и т.д.

Необходимо показать значимость проявления социальной активности со стороны студенческого сообщества. Привлечение внимания студенческого сообщества к проблемам проявления социальной активности позволить повысить количество студентов, участвующих в общественной деятельности [10].

Несмотря на то, что большинство студентов испытывают интерес к мероприятиям, проводимым в вузе, достаточно большое количество не стремится к участию в них повторно. Поскольку одна из основных причин снижения мотивации - это неудовлетворённость их организацией, то предлагается привлечь как можно большее количество студентов к их организации [2].

Необходимо оценить по достоинству такую форму проявления социальной активности как волонтёрство, которая, к сожалению, находит так мало приверженцев среди молодых людей.

Поскольку студенты испытывают невысокую удовлетворенность характером проведения учебных занятий, что может быть связано с использованием большинством преподавателей традиционных форм обучения, которые, хотя и способствуют передаче знаний, но совершают это не с максимальной эффективностью, необходимо разнообразить набор предполагаемых в процессе занятий форм работы.

Внедрение интерактивных и активных методов образования позволит студентам не только лучше и быстрее усваивать материал, но и сделает процесс обучения более увлекательным, тем самым повысив познавательную активность студентов.

Поскольку проявление профессиональной активности и источники получения профессиональных знаний не должны ограничиваться рамками аудиторных учебных занятий, предполагается внедрение элективного курса, который будет направлен на решение ряда задач профессиональной направленности. В данный курс будет входить: организация мероприятий по адаптации и первичной профессиональной социализации студентов-первокурсников; профориентационное консультирование и помощь в решении психологических проблем в области профессиональной деятельности студентов; организация презентаций и экскурсий с выездами в офисы компаний-лидеров рынка, а также с приглашением их представителей в университет; обучение студентов правилам и способам выполнения кейсов и деловых игр, составленных на основе реальной деятельности компаний, с регулярным проведением различных конкурсов и олимпиад и др.

В условиях системы высшего образования помощь в формировании социально-профессиональной активности студентов реализуется в ряде аудиторных и внеаудиторных работ, предусмотренных государственным стандартом. На этом этапе перед вузом встаёт задача вовлечь студента в эту деятельность, а также создать все необходимые условия для последовательного развития его личностных, профессиональных качеств, самореализации и начального включения в профессиональную деятельность.

Список литературы

1. Васильева Л.Е., Кириллова О.В. Активная жизненная позиция, её формирование у студенческой молодёжи // Вестник Чувашского университета. 2013. №1. С. 111-114.
2. Воспроизводство интеллектуального капитала: Колл. монография / Под ред. Я.А. Маргуляна. СПб.: СПбАУУИЭ, 2016. 428 с.
3. Всемирный доклад ЮНЕСКО: К обществам знания [Электронный ресурс]. 2005. 231 с. Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf.
4. Каргаполова Ю.В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. 2014. №21. С. 575-577.
5. Оганян К.К. Социальные технологии формирования лидерских качеств у будущих руководителей в вузовской среде. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 140 с.
6. Оганян К.М. Корпоративная культура и ее роль в сохранении и развитии интеллектуальных ресурсов организации // Научная мысль. 2016. №3(21). С. 1-15.
7. Оганян К.М. Конкурентоспособность выпускника как показатель деятельности вуза / Актуальные проблемы социологии: Сб. науч. статей / Под ред. Р.А. Костина. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 95-102.
8. Оганян К.М. Социологический анализ формирования конкурентоспособности выпускников вуза // Социология и право. 2016. №4(34). С. 52-59.
9. Оганян К.М., Оганян К.К. Социологический анализ исследования социально- профессиональной активности студентов // Социология и право. 2017. №3(37). С. 23-36.
10. Проблемы и перспективы развития общества в современных условиях: Колл. монография / Отв. ред. С.В. Бойко. Череповец: Филиал СП6ТЭУ в г. Череповце, 2015. 365 с.
11. Социологическое сопровождение обеспечения конкурентоспособности выпускников вуза в условиях современного рынка труда: Колл. монография / К.М. Оганян [и др.]; Под ред. К.М. Оганяна. М.: ИНФРА-М, 2015. 244 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (28.11.2019)
Просмотров: 13 | Теги: социальная активность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь