Понедельник, 05.12.2016, 11:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов СПО на основе национальных традиций в преподавании дисциплины «Безопасность жиз

В.В.Лукин, Т.М.Лоскина

Формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов СПО на основе национальных традиций в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

В настоящее время все более актуальными становятся тенденции к осмыслению традиционной культуры этносов, сохранения и развития национальных традиций. У каждого народа есть самобытные педагогические находки, методы и средства воспитания молодежи, которые представляют собой общечеловеческие ценности и способны внести много полезного в учебно-воспитательный процесс профессионального образования.

Применение народных физических упражнений, игр и национальных видов спорта в гражданско-патриотическом воспитании обогащает и расширяет образовательную деятельность. Каждый народ, утверждал К. Д. Ушинский, отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка и др. Поэтому всякую попытку представить систему воспитания одинаково для всех стран и народов он отвергал как несостоятельную и вредную.

В работах педагогов, изучавших духовный мир народов Севера, был накоплен богатый материал о традиционных играх, самобытных состязаниях и физических упражнениях этих народов. В современной педагогике проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывались такими учеными как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко и др. Труды ряда ученых, таких как О.В. Вахания, В.П. Кочнева, В.И. Прокопенко, Н.К. Шамаева посвящены особенностям физического воспитания у народов Севера.

Анализ исторической и педагогической литературы, опыт работы показывают, что формирование гражданско-патриотических ценностей на основе национальных традиций в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предполагает развитие и формирование следующих физических и морально-нравственных качеств личности:
- выносливость, гибкость, координационные способности, быстрота, силовые способности, необходимые в профессиональной деятельности и быту;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценностей других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- готовность и способность к духовному развитию, социальной и профессиональной мобильности на основе нравственных норм, существующих в национальных традициях и в традициях многонационального народа РФ;
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей.
- В связи с этим, целью работы является формирование гражданско- патриотических ценностей на основе национальных традиций в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» у студентов СПО.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы формирования гражданско-патриотических ценностей на основе национальных традиций в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
2. Разработать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса с учетом требований ФГОС и в сочетании форм и методов преподавания на основе традиций и обычаев воспитания в условиях села.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в силу специфики своего содержания, личностной направленности имеет реальные возможности формирования и развития физических и морально- нравственных качеств личности.

Потому нами выделены следующие приоритетные направления:
1 Направление: развитие физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности и быту в сочетании с народными физическими упражнениями, играми и национальными видами спорта;
2 Направление: формирование духовно-нравственных и гражданско- патриотических ценностей на основе традиций и обычаев воспитания в условиях сельского улуса;
3 Направление: воспитание личным примером как один из основных принципов формирования духовности.

Содержание работы по первому направлению заключается:
- в разработке учебной программы в соответствии с ФГОС и в обогащении учебных занятий комплексами физических упражнений, игр и национальных видов спорта, ориентированных на развитие физических качеств, имеющих прикладное значение;
- в применении авторского проекта внеурочной деятельности «Комплексные соревнования между группами» (далее сокращенно КСМГ), разработанного в 2005 году и успешно реализующегося в образовательном учреждении «Чурапчинский колледж» как одно из направлений воспитательной работы.

Применение разных методов обучения в сочетании с традициями родного народа в урочной и внеурочной деятельности позволяет достичь не только высокого качества знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», но и развивает такие качества как выносливость, гибкость, координационные способности, быстрота, силовые способности, необходимых допризывной военной подготовке и будущей профессиональной деятельности, быту. Показатели представлены в приложении 1.

Чурапчинский колледж расположен в сельской местности, тем самым на реализацию второго направления работы, т.е. формирования духовно- нравственных и гражданско-патриотических ценностей наиболее эффективно влияют природа, быт, традиции и обычаи воспитания сельских жителей. Они способствуют воспитанию молодого человека, так как:
- Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Весь традиционный образ жизни народа определяется родной природой. Она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Общение с природой дает возможность формирования человека высокой нравственности;
- Трудовое воспитание - сердцевина народной педагогики. Труд-это сама жизнь народа, фундамент воспитания. Труд в народной педагогике занимает особенное место. В традиционной культуре воспитания народа присутствует идея ценности бескорыстного труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.
- Опыт выживания в экстремальных климатических условиях - один из ценных вкладов народов Севера.
- Только в процессе общения и деятельности в реальной жизни студент усваивает образцы поведения, сначала следуя им под внешним контролем и постепенно превращая их в основу саморазвития. Активное участие в жизнедеятельности социума является эффективным способом работы по профилактике правонарушений среди студентов. В связи с этим одной из форм организации такой образовательной среды является проведение КСМГ, который состоит из следующих основных компонентов:
- Виды деятельности, направленные на развитие физических качеств:
- Спортивные соревнования по национальным видам спорта: северное многоборье, «Ойбонтон уулаакын», «Тутум эргиир», по национальной борьбе «Хапса5ай», национальные настольные игры ( хабылык, хаамыска), национальные прыжки;
- Игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол, настольный теннис);
- Учебно-полевые сборы
- Трудовая деятельность в суровых климатических условиях на развитие физических качеств и духовно-нравственных ценностей:
- Заготовка льда
- Подледный лов рыбы («Куйуур»)
- Заготовка дров
- Участие в общественной жизни села, улуса (субботники, трудовые десанты и т.д.)
- Благотворительная помощь ветеранам ВОВ, труда и тыла, переселенцам;
- Учебно-полевые сборы (традиции и обычаи народа, здоровый образ жизни, бережное отношение к природе и т.д.).
- Комплекс мероприятий по формированию здорового образа жизни среди студентов:
- Занятия в спортивных секциях (привлечение основной массы студентов колледжа к активным занятиям физической культурой и спортом, национальными видами спорта);
- Конкурс ораторов «Мы-за ЗОЖ»;
- Встречи с ветеранами ВОВ, труда и тыла, с переселенцами;
- Конкурс плакатов, проектных работ по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения и т.д.

Таким образом, содержание педагогической деятельности по первому и второму направлениям взаимно обогащают, дополняют друг друга и в качестве приоритетных ценностей выделяют интеграцию развития физических качеств и духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей на основе применения национальных традиций. Итоги КСМГ за 2011-2012 учебный год представлены в приложении 2.

Третье направление - воспитание личным примером как один из основных принципов формирования духовности. Говоря о нравственном примере педагога, воспитания личным примером, следует вспомнить А. Дистерверга, выдающегося немецкого педагога, который считал, «Самым важным явлением, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к студентам, коллегам, активное участие в общественной жизни родного улуса, республики, России - все это имеет на наш взгляд огромное значение для духовно-нравственного, гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся. В приложении 3 представлены некоторые показатели общественной направленности автора.

Таким образом, формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов СПО на основе национальных традиций в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой организованный и непрерывный педагогический процесс. Это создание условий для воспитания гармонично развитой личности, формирование важнейших духовно-нравственных ценностей, национального самосознания, миропонимания на основе национальных традиций, передаваемых от поколения к поколению.

Литература:

1. Баранов А.В. Роль военно-патриотических клубов в духовно- нравственном воспитании молодежи // Среднее специальное образование. 2011. №2. С.28-29.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168
3. Горелов И.Д. Путь к успеху // ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности .-2011. -№7. -С.24-28.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России//ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности.-2011.-№4.-с.15-24
5. Семенова А.Д. Этнопедагогизация целостного процесса воспитывающего обучения в сельской национальной школе.-М.: Педагогика,2003.
6. Семыкина Е.Н. Гражданско-нравственное воспитание учащихся как интегрированный процесс // Среднее специальное образование. 2011. №4. С.51-53.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Т.1.М./ «Педагогика» 1979г.
8. Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в России: опыт регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции/ отв. ред. М.Д. Гуляев.- Якутск: изд-во ЯНЦ СО РАН,2009.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.08.2016)
Просмотров: 38 | Теги: безопасность жизнедеятельности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016