Четверг, 08.12.2016, 12:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

А.А.Кудинов, В.А.Кудинова

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

В статье показаны пути формирования физической культуры личности студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе, показаны основные направления физкультурно-спортивной деятельности, уточнен понятий аппарат процесса формирования физической культуры личности студента.

Ключевые слова: физическая культура, личность, студент, вуз, средства.

STUDENT'S PERSONALITY FORMATION BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Kudinov A.A., Kudinova V.A., Volgograd State Physical Education Academy Volgograd Agricultural University
The article shows the ways of higher educational institution student's personality formation by means of physical education in the process of their professional training, the main directions of sports activity are determined, the concept of physical education formation of student's personality is clarified.
Key words: physical education, personality, student, higher educational institution,
means.

 

Введение. В настоящее время существует потребность в подготовке высокопрофессиональных специалистов, определение места и роли формирования физической культуры личности в этом процессе. Физическая культура личности - важное направление в процессе реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Процесс формирования физической культуры личности студентов вуза требует существенных изменений в содержании и организации занятий, подготовке программ и учебной документации, написании конспектов. К сожалению, такие инновации реализуются в вузах не полном объеме, встречают противодействие со стороны администрации и преподавателей кафедр физического воспитания.

Методы исследования: системный анализ, обобщение научно-методической литературы, анализ руководящих документов, педагогическое наблюдение, методы сбора и изучения учебных материалов по физической культуре, метод экспертных оценок.

Результаты исследования. Для повышения результативности учебного процесса важно сформировать у студентов осознанной потребности в физической культуре. Ю.М. Николаев называет физкультурную деятельность обучающихся как системообразующий фактор, объединяющий основные компоненты его физической культуры, которые направлены на физическое совершенство, единство физического и духовного [4].

Понятие «физическая культура личности» характеризуется как социально- детерминированная область общей культуры человека, представляет собой динамичное состояние уровней физкультурной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей.

Специалисты рассматривают физическую культуру во взаимосвязи с развитием интеллектуальных, социально-психологических и двигательных компонентов, с комплексом двигательных потребностей и возможностей в единстве предметных и личностных ценностей. Физическая культура - мостик, соединяющий социальное и биологическое развитие человека [1, 3].

Физическая культура личности студента вуза характеризует его физкультурно- спортивную деятельность, а мотивом является удовлетворение его интересов и двигательных потребностей, духовное самосовершенствование [2].
Процесс формирования физической культуры личности студента проявляется в таких направлениях [3]:
- саморазвитие личности в процессе занятий физическими упражнениями;
- проявление творчества в применении средств и методов физической культуры;
- творчество в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Л.И. Лубышева считает, что физкультурное воспитание ориентирует педагогическую систему на новый целевой подход - формирование физической культуры личности студента, а основополагающий принцип - единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов [3].

Физическая культура помогает выстроить социальные отношения студентов, преобразовывать их внутренний мир. Приоритетным становится формирование физической культуры личности студентов, а не их физическое развитие, повышение физической подготовленности, приобретение различных двигательных умений и навыков.

Центральным звеном рассматриваемого процесса становится ориентация на индивидуальность каждого человека как совокупность конкретных черт социальной, психологической, морфофункциональной и онтогенетической неповторимости, требующей определенной организации средств педагогического воздействия.

Главные принципы такого подхода: адекватность содержания учебного процесса индивидуальным особенностям организма студента, гармонизация физического состояния, соответствие форм двигательной активности способностям и возможностям. Это требует совершенствования различных операций и процедур, обеспечивающих сформированность физической культуры личности, достижение прогнозируемого и диагностируемого уровней здоровья и физического состояния конкретного студента вуза.

Разработка эффективного содержания физического воспитания студентов вуза предусматривает согласование требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионально образования с требованиями обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.

Физическое воспитание студентов в рамках рассматриваемого подхода разработано с учетом государственных требований к уровням их физического здоровья, двигательным возможностям, физического развития и физической подготовленности, гармоничности физического развития. Это вызывает у студентов желание постоянно совершенствовать основные двигательные умения и навыки, повышать двигательные возможности, улучшать состояние здоровья, развивать интеллектуальный потенциал, осуществлять самоконтроль и самооценку физкультурно-спортивной деятельности, сформировать позитивное отношение к занятиям физическими упражнениями, сопровождать положительный настрой на весь период жизни в виде здорового и активного образа жизни.

Для повышения эффективности физического воспитания студентов вуза необходимо: осуществлять системный анализ цели и задач воздействия; подбирать средства, методы и организационные формы занятий с учетом интересов обучающихся; определять перспективные направления развития физических способностей, подбирать индивидуальный состав двигательных умений и навыков.

Цель, задачи и содержание физического воспитания студентов вуза дополняются новыми инновациями и приобретают более конкретный личностно ориентированный смысл. Цель физического воспитания - сформировать физическую культуру личности студента. Задачи физического воспитания занимающихся:
- овладеть умениями анализа, рефлексии, планирования и коррекции своих действий в процессе занятий физическими упражнениями;
- определять личностно ориентированные средства, методы и организационные формы занятий физическими упражнениями для физического самосовершенствования;
- развивать физические способности, двигательные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
- углублять знания и сформировать физкультурно-спортивные умения и навыки, необходимые для поддержания здорового образа жизни молодого человека;
- формировать устойчивую мотивацию и потребности к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе использования личностно ориентированных средств двигательной активности.

Физическое воспитание студентов вуза в таких условиях требует нового подхода к системе оценок и контроля показателей физкультурно-спортивной деятельности. Задачей этапного контроля (помимо традиционной оценки успеваемости) становится осознание студентом информации о перманентном состоянии собственного организма, ориентация на достижение определенных нормативных показателей, соответствующих конкретному этапу обучения с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей.

Заключение. Важный результат данного исследования - выявление единых представлений о цели процесса формирования физической культуры личности студентов вуза с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физического воспитания в Российской школе / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2006. - 111 с.
2. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки / Н.Н. Визитей. - М.: Советский спорт, 2009. - 184 с.
3. Лубышева, Л.И. Использование клубных форм работы в деятельности автономных учреждений спортивной направленности как условие развития массовой физической культуры / Л.И. Лубышева, М.А. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 5. - С. 92.
4. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: основополагающие тенденции становления и развития / Ю.М. Николаев, М.А. Сафронова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С.26-29.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (14) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (14.04.2016)
Просмотров: 158 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016