Пятница, 20.07.2018, 05:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Формирование эмоционально-волевых качеств юных спортсменов в спортивной школе олимпийского резерва

К.Е.Ушницкая

Формирование эмоционально-волевых качеств юных спортсменов в спортивной школе олимпийского резерва

Аннотация. В системе воспитания спортивной школы олимпийского резерва эмоциональные аспекты юных спортсменов затрагивают весь педагогический процесс спортивной подготовки, который должен быть ориентирован на целенаправленное развитие положительных и стабильных эмоций, из чего может формироваться специфическая система регуляции поведения школьника. Овладение системой саморегуляции позволит юному спортсмену успешно адаптироваться к условиям спортивной подготовки, оптимально сформирует эмоционально-волевые качества юного спортсмена.

Ключевые слова: эмоционально-волевые качества, адаптация, воспитательная работа, развитие воли и эмоционально- позитивных личностных качеств, ценностные ориентации.

 

Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что выяснение закономерностей эмоционально-волевого развития может значительно углубить и понимание механизмов развития интеллекта личности в целом. Школа наряду с когнитивной стороной развития должна ориентироваться и на формирование у школьников ценностных ориентаций, развитие его эмоционально- волевых качеств, выработку аффективных стереотипов, на основе которых осуществляется поведение человека.

На протяжении многовековой истории исследований эмоции и воля пользовались самым пристальным вниманием со стороны ученых. Изучением этой проблемы занимались многие психологи и педагоги. Анализ теоретического, экспериментального наследия учёных (К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, И. П. Павлов, Л. С. Выготский, И. М. Сеченов, А. В. Веденов, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин и другие) показал, что волевое поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества. Воля понимается учёными как способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие учащегося. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия.

В свою очередь, за время обучения в спортивной школе олимпийского резерва им. Д. П. Коркина у юных спортсменов раскрываются способности и задатки, происходит наиболее активное развитие и формирование нравственных и эстетических качеств, становление характера и потребностно-мотивационной сферы, развивается воля и формируется оптимальное психосоциальная позиция личности.

Целенаправленные воздействия на эмоционально- волевые качества личности юных спортсменов позволит развить у них потребностно-мотивационную базу, выработать адекватные приемы регуляции своим поведением, оптимизировать ряд психомоторных реакций и нервную регуляцию деятельности в целом, а также оптимально развить уровень познавательных процессов и создать систему ценностных ориентаций.

Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже удивляются и восхищаются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Юные спортсмены в условиях стихийного развития оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности и учебно-тренировочного процесса. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обеднённая эмоциональная жизнь школьников. Поэтому волевая регуляция в рамках учебной деятельности и учебно-тренировочного процесса необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект познания, над которым размышляет школьник, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В таком случае необходимо найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая функция интегрируется непосредственно с процессом выполнения познавательной деятельности.

В системе воспитания в спортивной школе олимпийского резерва эмоциональные аспекты юных спортсменов затрагивают весь педагогический процесс спортивной подготовки олимпийского резерва, который должен быть ориентирован на целенаправленное развитие положительных и стабильных эмоций, из чего может формироваться специфическая система регуляции поведением школьника. Овладение системой саморегуляции позволит юному спортсмену успешно адаптироваться к условиям спортивной подготовки, оптимально сформирует эмоционально-волевые качества личности.

В данное время воспитательная работа спортивной школы, направленная на развитие воли и эмоционально-позитивных личностных качеств, сводится к достаточно общим социальным установкам: доводить дело до конца, не бояться трудностей, найти общий язык со сверстниками.

В связи с этим можно констатировать, что к основным направлениям развития и формирования эмоционально-волевых качеств юных спортсменов в спортивной школе олимпийского резерва можно отнести следующие:
-разработка и апробация системы комплексного и совокупного использования национальных игр и физических упражнений;
— интеграция педагогических воздействий педагогической пятерки: учитель-тренер-воспитатель-родитель — социум;
-реализация системы самоконтроля в учебной, учебно-тренировочной и повседневной жизни и деятельности юного спортсмена за своим поведением, результатами учебно-спортивной деятельности;
— развитие и совершенствование эмоционально- волевых качеств, психических процессов, совершенствование механизмов их регуляции;
— установка на социально значимые установки, а также личностные приоритеты и ценностные ориентации, что позволит выработать адекватные приемы реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации.

Формирование и развитие эмоционально-волевых качеств юных спортсменов происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности — учеба, спорт, игры, труд. Постоянное расширение эмоционального опыта школьника, глубокие переживания в период адаптации на новом месте в значительной степени определяют направленность формирующейся личности.Система мотивов личностного поведения юных спортсменов при возникновении социальных противоречий позволяет вскрыть негативные последствия невыполненного действия школьника, подавляющие положительные эмоции от выполнения опосредованных действий, что и обусловливает субъективный выбор отдельно взятой личности.

Эмоционально-волевые качества юных спортсменов формируют, в первую очередь, взаимоотношения с учителем, тренером, воспитателем в общежитии, процесс учебы и учебно-тренировочного занятия, отношения в семье с родителями, с коллективом класса, с коллективом спортивного отделения по видам спорта, отношения с одноклассниками и положение в социуме, коллективе. Эмоции и чувства личности оказывают существенное влияние на его волю — на способность сознательно регулировать поведение и деятельность, чтобы достичь поставленной перед собой цели и преодолевать встречающиеся трудности.

Таким образом, важно целенаправленно способствовать развитию и формированию эмоционально-волевых качеств юных спортсменов, которые является важной составляющей в развитии юных спортсменов, поскольку никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, чувствовать эмоциональное состояние себя и другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями, что является важным моментом в становлении личности юных спортсменов.

Литература:

1. Авдеева, А. П. Мотивационный и операциональный компоненты готовности к инженерной деятельности Текст.: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. П. Авдеева.— М.: [б. и.], 2005. 26 с.
2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская и др. — М.: Академия, 2002.— 208 с.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование: книга 1 / А. Анастази; пер. с англ.; под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского; предисл. К. М. Гуревича, В. И. Лубов- ского. М.: Педагогика, 1982.— 320 с.
4. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Книга для учителя / К. Ангеловски-М.: Просвящение, 1991. 159 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (16.06.2018)
Просмотров: 26 | Теги: волевые | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь