Пятница, 20.07.2018, 05:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в интеграции с их физическим воспитанием

Э.И.Гамирова, И.Е.Коновалов

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в интеграции с их физическим воспитанием

Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения средств физической культуры для повышения качества обучения в различных областях образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста, реализуемого в рамках дошкольных образовательных учреждений. Приводятся результаты исследования, проведенного с целью выявления основных механизмов интеграции элементарных математических представлений и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: интеграция, образовательные области, ДОУ, ФГОС, ФЭМП.

 

Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры. Чрезмерное увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника [2].

С введением новых образовательных стандартов необходимо руководствоваться принципами интеграции образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей в настоящее время является основополагающим принципом деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Целью нашего исследования является выявление основных механизмов интеграции элементарных математических представлений и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Результаты исследования. Одним из эффективных путей воздействия на ребенка через его физическое развитие является организация и проведение занятий по физической культуре с элементами интеграции, охватывающих определенные виды деятельности детей в ДОУ, включающие в себя, разнообразные виды физических упражнений и позволяющие реализовать естественную потребность детей восполнять дефицит двигательной активности.

Согласно принципу интеграции, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей необходимо осуществлять не только в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД), но и при реализации физического воспитания. Счет, сложение, вычитание, умножение и деление сопровождает человека всю жизни. Поэтому чем раньше мы обучим ребенка этим навыкам, тем легче ему будет в дальнейшем [1].

Математика — это фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения, эмоций. Математика формирует терпение, настойчивость и творчество.

Для умственного развития детей дошкольников большое значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, необходимых для познания окружающего мира.

Формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в таком процессе легче усваиваются знания и умения, осознанно появляются навыки счета, измерения, появляется основа в ориентировке в математических понятиях.

С учетом этого, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста должно проводиться, не только путем целенаправленного обучения в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на прогулке, в играх (в том числе подвижных), на занятиях по физической культуре.

Например, на занятиях по физической культуре можно развивать умение отличать и сравнивать предметы (попросить ребенка принести тот мяч, который больше, или ту палку, которая длиннее и т.д.). Во время подвижных игр на улице детям могут измерять расстояние между деревьями. Считалки, которые дети используют во время подвижных игр, — тоже математика. Пословицы, которые используются во время физкультурных праздников, досугов, — это тоже математика: «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут» и др. На занятиях по физической культуре при построении дети осваивают порядковый и количественный счет.

Применение ФЭМП в ходе физкультурной деятельности создаются условия для закрепления математических понятий, что помогает детям приобрести необходимые знания и умения, сформировать навыки. Это все обеспечивает развитие самостоятельности и уверенности ребенка, формирует у него интерес к количественной деятельности, формирует положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей. Для этого используются творческие задания. Например, в игре «Море волнуется» детям предлагается придумать образ фигуры геометрическими формами или цифрами. Дети изображают эту фигуру или цифру. Это развивает фантазию, творчество, мышление. Количественные представления детей хорошо формируются и в прыжках с предметами и без, выполняя определенные задания.

Учитывая все изложенное выше можно сделать вывод о том, что интеграция образовательных областей необходимо рассматривать с нескольких сторон теоретической, практической и прикладной. При этом переход от одного вида деятельности на другой вовлекает детей в активный процесс, позволяющий качественно решать основные задачи ДОУ: воспитание, развитие и образование.

Литература:

1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.— 368 с.
2. Гамирова Э. И. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Э. И. Гамирова, И. Е. Коновалов // Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика адаптивной физической культуры — двадцатилетний путь». — Санкт-Петербург: НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта.— 2015. — Ч.1.— С.17-23.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (30.06.2018)
Просмотров: 23 | Теги: ФЭМП, ФГОС, ДОУ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь