Суббота, 30.05.2020, 05:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Формирование электронного учебно-методического комплекса кафедры иностранных языков

В.Н. Будко, А.С. Чернецкая

Формирование электронного учебно-методического комплекса кафедры иностранных языков

Представлены общие требования к разработке электронного учебно-методического комплекса учебной дисциплины как разновидности теле-коммуникационных проектов в обучении иностранному языку, а также практические рекомендации по его применению в военной образовательной организации в контексте дальнейшей информатизации образования. Предложен вариант структуры электронного контента кафедры иностранных языков.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс; телекоммуникационные проекты; электронный контент; языковая подготовка.


Введение. Исследование содержания информации сайтов образовательных организаций высшего образования показывает, что значительное место в направлении совершенствования учебно-методического обеспечения образования занимают разработки электронных учебно-методических комплексов [1]. Данный вопрос актуален для любой образовательной организации в связи с выполнением аккре- дитационных показателей, введённых более 10 лет назад приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Учебно-методическим комплексом (УМК) называют совокупность размещённых на различных носителях информации учебных и методических материалов, определяющих содержание учебной дисциплины, методические указания по проведению занятий и организации самостоятельной работы обучающихся. В каждой образовательной организации содержание УМК определяется внутренними документами по методическому обеспечению учебного процесса [1].

Цель статьи: выработка общих требований к разработке электронного учебно-методического комплекса учебной дисциплины как разновидности телекоммуникационных проектов в обучении иностранному языку (ИЯ), а также определение практических рекомендаций по внедрению методики применения ЭУМК в военной образовательной организации высшего образования в контексте дальнейшей информатизации образования.

1. Телекоммуникационные проекты в обучении иностранным языкам

Под учебным телекоммуникационным проектом в статье понимается совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности [2].

Компьютерные технологии имеют такие преимущества перед традиционными, как: большая информационная ёмкость; интенсификация самостоятельной работы; создание коммуникативной ситуации, личностно-значимой для обучающегося; учёт уровня его подготовки; объективность оценки результатов действий обучающегося и др.

Телекоммуникационные технологии открывают совершенно новые возможности для всех видов пользователей (обучающихся и преподавателей) [3].

Применение компьютера в процессе обучения ИЯ трудно переоценить. Это прежде всего помощь в решении многих насущных задач, например: тестирование обучающихся; подбор степени трудности учебных задач и её ре-гулирование в ходе занятия; совершенствование коммуникативной компетенции; тренировка умений и навыков, в т.ч. с помощью аудирования или в результате очного общения с партнёром посредством телеконференций, что несёт в себе огромный мотивационный потенциал.

Сегодня обучение ИЯ в военной (неязыковой) образовательной организации высшего образования в основном носит искусственно-учебный характер (из-за отсутствия возможностей по организации межкультурной коммуникации с носителем языка). В связи с этим перед педагогом-лингвистом стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения ИЯ, максимально приближенной к естественным условиям. Этому и должно способствовать применение современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях по ИЯ.

Работа по подготовке любого телекоммуникационного проекта на занятиях по ИЯ требует некоторых навыков педагога и включает следующие этапы:

- обеспечение занятия компьютерными и телекоммуникационными средствами (для организации реальной коммуникации, связанной с использованием аудио- и видеоформата, могут потребоваться специальные программные средства и возникнуть дополнительные требования к оборудованию аудитории сетевыми средствами и коммутационным оборудованием);

- определение и тщательная предварительная подготовка характера телекоммуникационного проекта (учебного занятия): внутри одной ауди-тории, на кафедре, в образовательной организации (межкафедральный или междисциплиный проект), региональный, международный. При этом каждая из этих разновидностей предполагает свой перечень организационных и технических мероприятий;

- определение значимой темы и целевой установки занятия. Для успешности телекоммуникационного проекта на занятии по изучению ИЯ большое значение имеет тема и поднимаемая проблема, которые должны быть интересны и значимы для всех участников проекта, особенно для междисциплинарного (межкафедрального) и межвузовского;

- подготовка электронного контента к каждому занятию, включающая ЭУМК дисциплины, ЭУМК кафедры, электронные учебники и учебные пособия, электронные глоссарии, справочники и прочие дидактические материалы, с открытым доступом к ним обучающихся в часы самостоятель-ной работы;

- определение практической и теоретической значимости предполагаемых результатов; в идеале проект должен поднять мотивацию каждого курсанта (слушателя) в изучении иностранного языка и развитие самостоятельности (индивидуальной или групповой), на занятии и во внеурочное время.

Наиболее трудоемким этапом подготовки телекоммуникационного проекта является разработка профессионально-ориентированного элек-тронного контента для применения в системе языковой подготовки курсантов военной образовательной организации высшего образования. Рассмотрим данный этап на примере ЭУМК дисциплин кафедры ИЯ.

2. Электронный учебно-методический комплекс в военной образовательной организации высшего образования

Структурно ЭУМК дисциплины (вариант) может включать в себя: титул; аннотацию; авторскую справку (тьютер, программист); содержание; общие сведения о дисциплине (выписка из квалификационных требований, ФГОС ВПО (СПО); учебную программу по дисциплине; тематический план изучения дисциплины); учебно-методические материалы для занятий (для преподавателя; для обучающихся); оценочные средства для текущего, рубежного и итогового контроля, а также методические рекомендации по организации и проведению экзаменов (зачётов); рекомендуемую основную и дополнительную литературу; глоссарий; электронные словари и другие информационные ресурсы (презентации, видео- и аудиофайлы). Рассмотрим данную структуру.

Титульный лист должен содержать следующие сведения: наименование Министерства; наименование организации, от имени которой разработан ЭУМК; сведения об авторах (тьютерах, программистах), участвующих в раз-работке ЭУМК; название ЭУМК; подзаголовочные данные (гриф); место и год регистрации.

Пример оформления титульного листа ЭУМК приведен на рис. 1.

Аннотация - краткая характеристика тематического содержания ЭУМК, его социально-функциональное назначение, читательский адрес.

Содержание - указатель заголовков, раскрывающих состав ЭУМК. В него выносятся наиболее значимые элементы ЭУМК, внутренние заголовки оформляются с абзацного отступа. Рубрикация может быть традиционной, включающей, например, раздел, тему, параграф, как показано на рис. 2, или помодульной, как показано на рис. 3.

Программа дисциплины - структурный элемент ЭУМК, определяющий цели, задачи, содержание, а также порядок изучения (преподавания) дисциплин.

Тематический план - план-график изучения дисциплины в течение семестра/учебного года. В нем отражаются виды учебной деятельности по темам, а также определяются контрольные задания и сроки их исполнения.

Рис. 1. Фрагмент примера оформления титула ЭУМК в программной оболочке eAuthor по дисциплине «Основы технического перевода в профессиональной деятельности» (немецкий язык)

Методические рекомендации в изучении дисциплины должны содержать рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов по освоению дисциплины и в зависимости от её структуры могут делиться на три блока:

1) рекомендации по изучению теоретической части дисциплины (по темам): перечень основных понятий для усвоения в рамках темы; перечисление ключевых моментов, на которые необходимо обратить внимание при изучении темы; указание на практические и контрольные работы, которые необходимо выполнить в рамках темы; рекомендации по взаимодействию с преподавателем;

2) рекомендации по подготовке к различным видам практических работ: виды практических работ; условия, оборудование, требования к выполнению работ; технология подготовки и проведения работы; требования к оформлению результатов работы, стандартные формы отчётов (при необходимости); критерии и система оценки работ; рекомендации взаимодействия с преподавателем;

3) рекомендации по подготовке к текущему и итоговому контролю знаний: формы контроля; требования к содержанию, объёму, оформлению и представлению контрольных работ; условия приёма контрольных работ преподавателем; критерии и система оценивания контрольных мероприятий (5-балльная, рейтинговая и др.); технология подготовки и проведения промежуточного и итогового контроля; критерии итоговой аттестации (рейтинговой оценки).

Рис. 2. Фрагмент примера оформления содержания электронного учебника «Практическая грамматика английского языка» в программной оболочке eAuthor

Методические рекомендации обычно располагаются либо отдельным блоком перед теоретической частью учебной дисциплины, либо, по усмотрению автора, перед каждой темой исходя из логики изложения материала.

Рис. 3. Фрагмент примера оформления содержания электронного учебника по дисциплине «Основы технического перевода в профессиональной деятельности» (немецкий язык) в программной оболочке eAuthor

Пример оформления электронной странички ЭУМК с теоретическим материалом по теме «Практическая грамматика английского языка для слушателей магистратуры и адъюнктуры» представлен на рис. 4. Пример оформления практических заданий в ЭУМК приведен на рис. 5.

Рис. 4. Пример оформления электронной странички ЭУМК в оболочке BookEditor

Рис. 5. Пример оформления обзорных упражнений ЭУМК в оболочке BookEditor

К видам контрольных мероприятий, размещаемых в ЭУМК можно отнести: текущие, рубежные и итоговые тесты; задания для самостоятельных и контрольных работ; экзаменационные вопросы (вопросы к зачёту); тематика рефератов, творческие задания (эссе и др.).

При этом контрольные работы должны быть представлены в нескольких вариантах с чёткой системой выбора варианта. Реферат в качестве контрольного мероприятия рекомендуется предлагать не более одного в семестр, как правило, по тематике проводимой военно-научной конференции на кафедре ИЯ.

Список рекомендуемой литературы должен быть выстроен в соответствии с требованиями ГОСТ по библиографии в алфавитном порядке или по степени значимости. Он может быть представлен такими блоками как основная литература, дополнительная литература и электронные ресурсы.

В глоссарий выносятся основные термины, определения и понятия, используемые в тексте ЭУМК. Он выстраивается в алфавитном порядке. Местоположение глоссария определяется автором исходя из логики изложения материала: в начале (конце) темы или отдельным изданием.

В состав ЭУМК могут включаться дополнительные информационные ресурсы, находящиеся в электронном банке данных кафедры ИЯ, вуза, а также материалы, размещенные на федеральных и ведомственных образовательных порталах (для образовательных организаций ВС РФ, например, на портале лингвистического центра МО РФ). К дополнительным информационным ресурсам ЭУМК можно отнести: электронные учебники, справочные системы, словари, глоссарии, презентации, аудио- и видеофайлы и прочий электронный контент. Рассмотрим некоторые информационные ресурсы.

3. Роль профессионально-ориентированного электронного контента в системе языковой подготовки военного специалиста

Предлагаемые к разработке ЭУМК направлены прежде всего на дальнейшую информатизацию учебного процесса кафедры и позволяют предоставить обучающемуся возможность самостоятельно выбирать способы и формы получения информации для достижения требуемого уровня подготовки по дисциплине или курсу (изучаемому языку). Поэтому ЭУМК должны быть построены как мультимедийные курсы, представляющие собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, выраженных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса. Такой электронный контент будет средством комплексного воздействия на обучающегося, путем сочетания концеп-туальной, справочной, иллюстративной, тренировочной (тренажёрной) и контролирующей частей.

Структура и пользовательский интерфейс всего используемого электронного контента должны обеспечивать эффективную помощь в овладении ИЯ.

Анализируя разработанные авторами варианты ЭУМК по кафедре ИЯ, можно выделить следующие правила их построения. Основой ЭУМК является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В неё могут входить: электронный учебник (ЭУ), электронный справочник (глоссарий); электронный практикум; компьютерная тестирующая система, электронный словарь.

Данная структура может быть скорректирована с учётом специфики гу-манитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин.

Электронный учебник, как правило, строится на гипертекстовой основе, позволяющей обучающемуся работать по индивидуальной образовательной траектории при самостоятельном освоении материала курса. Вариант реализации ЭУ в оболочке элек
тронного учебника BookEditor показан на рис. 4 и 5, а в программной оболочке eAuthor - на рис. 6.

Рис. 6. Вариант построения ЭУ (немецкий язык) в программной оболочке eAuthor

ЭУ содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих текст, графику, мультимедийные приложения и тесты. Гипертекстовая структура помогает обучаемому выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала с возможностью возврата в начало, удобный темп, соответствующий психофизиологическим особенностям восприятия. При выполнении контрольных заданий и прохождении тестов в ЭУ предусмотрена возможность ведения протокола действий обучающегося для дальнейшего анализа

Электронный глоссарий (справочник) позволяет обучающемуся в режиме on-line получить нужную справочную информацию в компактном виде.

Электронный словарь включает в себя как отдельные лексические единицы, так и сложные тематические термины изучаемого ИЯ. Каждая единица электронного словаря гиперактивна, а её активизация позволит обратиться к гиперссылке, содержащей перевод и грамматические характеристики и т.д. Присутствие справочной системы является обязательным для любого ЭУМК, причём она может быть представлена как самостоятельный элемент ЭУМК или встроена в электронный учебник.

Вариант выполнения глоссария в технологии гипертекстовой разметки html представлен на рис. 7.

Рис. 7. Вариант выполнения глоссария в технологии гипертекстовой разметки html

Однако данная технология достаточно неудобна из-за своей линейной структуры, требующей постоянного возвращения на главную страницу. Гораздо удобнее исполнять глоссарий в виде лексического справочника перед началом каждой новой темы, как показано на рис. 8 в программной оболочке eAuthor, или в виде самостоятельного электронного ресурса, см. рис. 9.

Рис. 8. Вариант размещения глоссария в начале темы в программной оболочке eAuthor

Рис. 9. Вариант выполнения глоссария отдельным ресурсом в оболочке BookEditor

Компьютерная тестирующая система (КТС) является важным структурным дидактическим элементом, обеспечивающим самостоятельную работу курсантов (слушателей). Во-первых, КТС предоставляет возможность самоконтроля для обучающихся, а, во-вторых, принимает на себя рутинную часть текущего, рубежного или итогового контроля. КТС может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации (как правило, программы ведомственной разработки), так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя. В последнем случае в неё включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть тестовый редактор).

Например, главное окно авторской тестовой системы «Персона» [4], разработанной отдельно от ЭУМК, приведено на рис. 10-а. Выбор нового респондента в ней осуществляют через меню «Работа с программой», рис. 10-б).

Рис. 10. Главное окно тестирующей программы «Персона»

Эффективность применения тестирующей системы повышается при наличии возможностей по накоплению и анализу результатов тестирования [5]. Например, возможности добавления и удаления из КТС респондентов, а также поиска респондента по фамилии, по учебной группе с просмотром истории его тестирования за период обучения и вывода отчёта на печать (по фамилии, по времени, по группе и др. дополнительным фильтрам) показаны на рис. 11.

Рис. 11. Диалоговое окно «Просмотр респондентов» программы «Персона»

Вариант прохождения контрольного теста в оболочке eAuthor (ЭУМК Немецкий язык) приведен на рис. 12 (а - начало тестирования, б - анализ результатов тестирования).

Рис. 12 а,б. Фрагменты прохождения контрольного теста в оболочке eAuthor (Нем. яз.)

4. Оформление сайта кафедры и электронных страниц ЭуМК

Разработка ЭУМК всегда носит творческий характер. Помимо методики представления учебного материала на электронной страничке разработчик должен как уделять внимание её эстетическому оформлению, так и учитывать другие эргономические требования, предъявляемые к электронному ресурсу: удобство размещения органов навигации и управления ЭУМК, цветовая палитра, шрифты, функциональность основных и вспомогательных полей странички.

Для успешного внедрения ЭУМК на кафедре (в образовательной организации) необходимо учитывать принципы организации доступа и сопровождения электронных ресурсов:

- организация доступа обучающегося к ресурсам кафедры (образовательной организации) и удобство пользования ЭУМК как на занятиях с педагогом, так и без него;

- ориентированность на внеаудиторную самостоятельную работу курсанта;

- регулярность обновления (пополнения) электронного контента ЭУМК;

- проблемность и профессиональная ориентированность;

- развитие механизмов мышления через проблемный характер обучения;

- совершенствование творчества, саморазвития и самостоятельности;

- организация познавательной деятельности обучаемого за счёт эффективного обращения к рекомендуемому контенту и социальным сервисам;

- выбор индивидуальной траектории обучения, её диагностика (коррекция);

- побуждение к выражению собственного мнения по изучаемой проблеме;

- системность в представлении контента (включение в задания комплексных упражнений на активизацию всех видов речевой деятельности);

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

В качестве прогнозируемых положительных результатов применения ЭУМК на кафедре ИЯ можно выделить следующие:

- повышение мотивированности курсантов к совершенствованию своей языковой подготовки и к практическому владению ИЯ;

- полный охват курсантов учебной группы, включая обучающихся со средней и слабой языковой подготовкой (при наличии компьютерных классов на занятиях и в часы самостоятельной работы);

- повышение их активности и интереса в освоении ИЯ при правильном выборе индивидуальной обучающей траектории;

- развитие исследовательской составляющей при подготовке ответа и др.

Заключение

Таким образом, содержание ЭУМК должно быть адекватно государственным образовательным стандартам и современным технологиям обучения, учитывающим активное использования компьютерной техники в учебном процессе.

Разработчику ЭУМК следует учитывать, что рассмотренный электронный контент сам по себе не решает педагогических задач - так же, как и традиционные (бумажные) технологии (словари, учебники). Обучающая функция реализуется в интерактивном
ЭУМК через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории. Вне зависимости от назначения, методики применения и техно-логии реализации, основой профессионально-ориентированных дидактических средств является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор данного материала осуществляется преподавателем, исходя из дидактических задач и методических принципов. Поэтому ЭУМК должен быть не хранилищем разнородных программ с электронным контентом, а единой многокомпонентной системой, отражающей методические и научные взгляды преподавателя (автора). В этом и состоит его уникальная сущность.

Список литературы

1. Положение об учебно-методическом комплексе. Приказ начальника Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного «О введении в действие Положений (УМС, УМК, о кураторстве)» № 111 от 2 апреля 2012 г.
2. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
3. Харченко, Е. Б. Место преподавателя в системе российского высшего военного образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 2. - С. 107-110.
4. Будко, В. Н., Мишин, Д. Ю., Трегубова, Т. А. Тестирующий программный комплекс готовности студентов и школьников к обучению в ВУЗе. // Инфокоммуникационные технологии. - 2007. - Т. 5. - № 3. - С. 167169.
5. Будко, В. Н., Чернецкая, А. С., Баранова, Е. В. Реализация диагностических тестов в процессе изучения иностранных языков / В сб.: Science XXI century Proceedings of materials the international scientific conference. - 2015. - С. 415-426.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 3 (79) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (22.05.2020)
Просмотров: 12 | Теги: учебно-методический | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь