Воскресенье, 24.09.2017, 20:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

М.В.Кооль

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Рассмотрена актуальность проблемы формирования ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни, выявлены противоречия, определены цели и задачи, гипотеза исследования: применение проектного метода в формировании ценностной ориентации студентов на занятиях по физической культуре.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование ценности, ценностные ориентации, организационно-педагогические условия, методы исследования.

 
Актуальность. В современном обществе всё меньше и меньше люди задумываются о своём будущем, в частности здоровом будущем. Человек в связи с быстро развивающимся техническим прогрессом совсем забывает о себе, ограждает себя от выполнения каких-либо направленных действий в сфере труда, отдыха и развлечений. Вследствие этого активно увеличивается число людей, страдающих гиподинамией, избыточным весом, ежедневными стрессами. Этому подвержены все слои населения нашей страны.

Статистические данные свидетельствуют о снижении уровня здоровья, многие заболевания «помолодели», так как отсутствует сознательная позиция человека на продление творческого и физического долголетия. Всё это связано не только с изменениями, произошедшими в экономике, экологии, условиях труда и быта российского населения, но и с недооценкой в обществе оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, что впоследствии ведёт к одностороннему развитию личности современного человека. Сегодня в стране всего 15 % населения занимаются физической культурой и любительским спортом, что очень мало по сравнению с странами Запада. На передний план выходят самые простые и легко доступные средства снятия стресса: алкоголь, наркотики, табакокурение.

Злоупотребление вредными привычками обрекает молодёжь на раннюю старость, нетрудоспособность, отсутствие положительных настроений, дающих жизненные силы. В связи с вышеизложенным одной из первостепенных задач, стоящих перед нынешней системой российского образования, на всех ступенях обучения и воспитания является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Формирование у обучающихся ценностной ориентации на здоровый образ жизни, нацеливание сегодняшнего человека на активную трудовую и творческую, многолетнюю жизнедеятельность играют огромную роль в изменении сознания каждого человека, развороте позиции от материального к социальному и духовному.

Годы обучения в вузе—важный этап становления личности в будущем. Именно в этот период в значительной мере раскрываются способности обучающихся, совершенствуется их интеллект, расширяется круг знаний. Система образования вуза направлена на то, чтобы в последующие годы выпускники вузов продолжали постоянно самосовершенствоваться, заниматься в том числе и самообразованием, самовоспитанием, самообучением. Это касается и аспектов физического воспитания, спортивного совершенствования. Важным средством на пути к самосовершенствованию является сформированная в студенческие годы потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в здоровом образе жизни, стиле жизни, устойчивая мотивация быть здоровым.

Поэтому формирование ценностного отношения к своему здоровью в процессе обучения в вузе становится одной из главных задач. Исходя из сложившейся ситуации в общественной среде большое значение приобретает исследование рассматриваемой проблемы, поиск организационно-педагогических условий для формирования у студентов ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

В современной педагогической литературе представлены результаты исследований, по- свящённые различным аспектам воспитания у студентов ценностного отношения к учебным предметам и другим сферам окружающей жизни, которые обладают воспитывающим потенциалом. Кроме того, немало работ посвящено формированию ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни, здорового стиля жизни. Но воспринимать здоровый образ жизни как ценность ещё не значит следовать ему. Актуальность исследования проблемы формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни у студентов вуза обусловлена необходимостью разрешения противоречий между:

- потребностью общества в воспитании здоровых будущих специалистов, с одной стороны, и низким уровнем развития системы ценностных ориентаций на здоровый образ жизни в обществе — с другой;

- наличием разнообразных теоретических подходов к формированию здоровья и здорового образа жизни и трудностями в их практической реализации при формировании у студентов установки на здоровье как главную ценность;

- потребностью учреждений профессионального образования в учебно-методическом обеспечении формирования ценностного отношения студентов к личному здоровью и недостаточной разработанностью педагогических условий для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, реализация которых в процессе занятий по физической культуре позволит успешно формировать ценностную ориентацию студентов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Объект исследования: процесс формирования ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни на занятиях по физической культуре.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни в процессе занятий по физической культуре.

Гипотеза: формирование ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни будет эффективным, если на занятиях по физической культуре реализовать следующие организационно-педагогические условия:

- применять проектный метод обучения, предполагающий интеграцию знаний из области физической культуры, анатомии, физиологии для осознания сущности здорового образа жизни и его места в жизнедеятельности человека;

- для самостоятельной работы применять задания, ориентированные на самоизучение студентами собственного образа жизни и внедрение рекомендаций по его оптимизации с позиции сохранения и укрепления здоровья.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «ценностные ориентации на здоровый образ жизни» и описать структуру этого психологического феномена.

2. Описать сущность, направления и методы процесса формирования ценностной ориентации студентов на ЗОЖ на занятиях по физической культуре.

3. Теоретически обосновать организационно- педагогические условия формирования ценностной ориентации студентов на ЗОЖ.

4. Экспериментально проверить организационно-педагогические условия, реализация которых обеспечивает формирование ценностных ориентаций студентов на ЗОЖ в процессе занятий по физической культуре.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

- соотношение биологического и социального, телесного и духовного в человеке (Н. Н. Визитей, Н. И. Пономарёв, В. К. Бальсевич, И. М. Быхов- ская, Л. И. Лубышева и др.);

- формирование физической культуры личности (В. А. Пономарчук, М. Я. Виленский, А. П. Матвеев, В. И. Столяров, Ю. М. Николаев, Ю. Ф. Курамшин, Э. Н. Антонелене);

- формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни средствами физической культуры (Ю. В. Смирнова, А. М. Игнатьев, И. Ю. Абросимова);

- теоретический анализ понятия «организационно-педагогические условия» (В. А. Беликов, А. Я. Найн, Г. А. Демидова, Е. И. Козырева, С. Н. Павлов).

В работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, методы педагогического измерения (анкетирование, тестирование, интервьюирование), педагогический эксперимент, методы статистической обработки данных.

Научная новизна исследования:

- определены критерии, показатели и уровни, отражающие эффективность формирования ценностных ориентаций на ЗОЖ у студентов на занятиях по физической культуре;

- теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование у обучающихся ценностной ориентации на ЗОЖ на занятиях по физической культуре.

Теоретическая значимость состоит в том, что в работе расширены и углублены представления о влиянии активных методов обучения на формирование ценностной ориентации на ЗОЖ у обучающихся, определены критерии и охарактеризованы уровни сформированности ценностной ориентации на ЗОЖ у студентов, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия, при которых занятия по физической культуре обеспечивают достижение обучающимися высокого уровня сформированности ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

Практическая значимость исследования в том, что учебно-воспитательный процесс, построенный с учётом комплекса обоснованных организационно-педагогических условий, способствует эффективному формированию ценностной ориентации на здоровый образ жизни обучающихся.

Заключение. Проблема формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни является актуальной, потому что от того, насколько устойчивым и высоким будет мотивация человека к деятельности по ведению здорового образа жизни, зависит результат процесса жизнедеятельности для продления трудовой и творческой жизни, а также для сохранения и укрепления личного здоровья каждого члена современного общества.

В современных условиях проблема формирования ценностной ориентации на здоровый образ у студентов определяет новые горизонты научных исследований, так как нередко уровень знаний и умений, стремлений к ведению здорового образа жизни не соответствует нормам социальной действительности.

Вместе с тем аспект влияния метода проектов на ценностно-мотивационную сферу исследован недостаточно. Имеет место противоречие между потребностью общества в воспитании здоровых будущих специалистов, с одной стороны, и низким уровнем развития системы ценностных ориентаций на здоровый образ жизни в обществе, с другой стороны.

Список литературы

1. Абросимова, И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни : дис. ... канд. пед. наук / И. Ю. Абросимова.- Н. Новгород, 2010.
2. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 г. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации.- URL: http://www.rosminzdrav.ru/ ministry/61/22/stranitsa-979/doklad_2013
3. Завьялов, А. Е. Проблемы формирования здорового образа жизни в среде молодёжи / А. Е. Завьялов // Систем. психология и социология.- 2015.- № 13.- С. 24.
4. Иванова, С. Ю. Организация работы по формированию потребности студентов вуза в здоровом образе жизни / С. Ю. Иванова, Т. Б. Игонина // Теория и практика физ. культуры. - 2007.- № 3.- С. 17.
5. Игнатьев, А. М. Формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни у учащихся кадетской школы на основе оздоровительного туризма : автореф. дис. . канд. пед. наук / А. М. Игнатьев.- Чебоксары, 2012.
6. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын.- М., 1982.
7. Михайлов, Н. Н. Потребности личности: проблема формирования / Н. Н. Михайлов.- Челябинск, 1981.
8. Смирнова, Ю. В. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни : дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Смирнова.- Челябинск, 2009.- 195 с.
9. Худякова, Н. Л. Теория и методика воспитания / Н. Л. Худякова.- Челябинск : Изд-во Челяб. гос. унта, 2009.- 227 с.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 3

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (15.06.2017)
Просмотров: 44 | Теги: Здоровый образ жизни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь