Воскресенье, 23.04.2017, 22:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

А.В.Калинин, Н.В.Власова, Ю.В.Ерошенко, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрена технология формирования ценностно-смысловых компетенций студентов средствами предметного содержания. Сформулированы алгоритмы трансформации предметного восприятия в ценностное, приведен пример их использования в процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения изобразительному искусству».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностно-смысловые компетенции, универсальные учебные действия, предметное содержание.

 

Актуальные теоретические и методические вопросы высшего художественно-педагогического образования во многом обусловлены принципиальными переменами, произошедшимиза последние годы в системе общего образования. Речь в первую очередь идет о внедрении стандарта (ФГОС ООО) нового поколения, где в качестве приоритетной рассматривается задача развития личности учащегося на основе формирования системы «универсальных учебных действий» (УУД). Последние выступают как способность учащегося к саморазвитию посредством сознательного и активного присвоения различных видов социального опыта, непосредственно отвечающего жизненным потребностям детей.

Универсальные учебные действия дифференцируются, исходя из методологии систем- но-деятельностного подхода, в четыре основных блока:

1) личностные (личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и способность к ценностному суждению, умение выделить нравственный аспект поведения, то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»);

2) регулятивные (целеполагание, планирование, корректировка плана, включая саморегуляцию);

3) познавательные (умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

4) коммуникативные (умение вступать в диалог и вести его).

Как мы видим, новые стандарты устанавливают требования к формированию не только познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, но и личностных (ценностно-смысловых), которым придается доминирующее значение. В основе такого подхода лежит не изучаемый предмет, а ученик, которого мы развиваем, формируем его личность. Учебный предмет в этом случае выполняет роль средства с помощью которого мы достигаем цели воспитания.

С этой точки зрения проблема формирования ценностно-смысловых УУД в процессе изучения конкретной школьной дисциплины переходит из разряда узко методических проблем в разряд ключевых задач современной государственной образовательной политики Российской Федерации.

Как же обстоят дела в плане формирования ценностно-смысловых УУД на практике в школе?

Как показывает опыт, ситуация не однозначная, многие учителя изобразительного искусства в своей работе адекватно восприняли идею формирования УУД, так как понимают важность и необходимость формирования подобного рода новообразований для ребенка, но при этом испытывают трудности методологического и методического характера. Другая часть учителей при постановке цели и задач урока уделяют больше внимания достижению предметных результатов, при этом ценностно-смысловые УУД как при планировании, так и в ходе реализации задач урока зачастую остаются за его рамками. Во многих случаях причина сложившейся ситуации кроется не в отсутствии желания учителей- предметников возложить на себя ряд дополнительных обязанностей, а в отсутствии или низком уровне сформированности ценностно-смысловых компетенций.

Не акцентируя внимание на анализе существующих подходов к определению понятия «ценностно-смысловые компетенции», существующих в педагогической науке (И.Г. Агапов, Н.В. Баграмова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Пинский, и др.), согласимся с точкой зрения А.В. Хуторского, что ценностно-смысловые компетенции - «...это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом» [2, с. 58-64.]. Близка нам и точка зрения И.Э. Ярмакеева, понимающего данное понятие как систему профессионально-значимых духовно-ориентированных ресурсов личности педагога, определяющих его актуальные возможности в области ценностно-смыслового развития обучающихся [3].

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблеме формирования ценностно-смысловых компетенций средствами предметного содержания, остается открытым вопрос о потенциальных возможностях специальных дисциплин в решении рассматриваемой проблемы. Цель данной статьи - поделиться некоторым опытом формирования ценностно-смысловых компетенций в процессе освоения дисциплины «Теория и методика обучения изобразительному искусству».

С нашей точки зрения, данная дисциплина обладает мощным ценностно-смысловым развивающим потенциалом по нескольким причинам:

1. Формирует представление о целевых приоритетах обучения изобразительному искусству.

2. Обеспечивает возможность включения студентов в деятельность по проектированию уроков изобразительного искусства, максимально приближенную к реальному образовательному процессу (как мы знаем, компетенции формируются исключительно в практической деятельности).

3. В рамках данной дисциплины студенты получают информацию методологического и методического характера (искусство как форма эмоционально-ценностного освоения мира, анализ современных концепций преподавания изобразительного искусства в школе, определение условий интериоризации ценностей и др.).

4. Знакомит с педагогической моделью компонентного построения ценностно-ориентированного образовательного процесса (см. рис. 1).

Остановимся на ней более подробно. Особенностью предлагаемой образовательной модели является то, что при сохранении общих закономерностей, присущих традиционному образовательному процессу, предполагаются изменения в выделении генерального фактора, обусловливающего своим воздействием продуктивность обучения, где продуктивность расценивается с позиций ценностно- ориентированного развития личности обучегося.

Как видно из схемы, в данной модели аксиологический (смысловой) компонент занимает центральное место, приобретая при этом систематизирующее значение, поскольку осуществляет переакцентировку личности с предметно-практической, на учебную деятельность, где главными становятся общечеловеческие смыслы и общечеловеческие ценности.

Необходимость такой переакцентировки нами объясняется тем, что выработанные человечеством ценности автоматически не становятся достоянием личности и даже не обретаются ею в процессе социализации (внешней детерминации), а каждый раз заново рождаются в опыте личности во всем многообразии ценностных ориентаций.

Интериоризация студентами ценностного опыта, включенного в содержание урока изобразительного искусства, оказывается возможной при использовании адекватной этому содержанию технологии обучения. Поскольку ведущим компонентом содержания урока изобразительного искусства является эмоционально-ценностное отношение человека к объектам действительности, то можно предположить, что и обучающая технология должна включать компоненты, имманентно содержащиеся в структуре ценностного отношения (диалог, смысло-поисковая деятельность, свобода выбора, практическая деятельность, личностное переживание, рефлексия, положительный эмоциональный фон, духовное влияние «другого»).

Вышеназванные структурные компоненты ценностного отношения мы рассматриваем одновременно как совокупность педагогических условий, необходимых для развития внутренней позиции личности студента, и как важнейшие составляющие технологии обучения.
Педагогический

 

Рис. 1 - Педагогическая модель компонентного построения ценностно-ориентированного образовательного процесса

 

Суть технологии состоит в создании педагогически значимой (ценностной) ситуации, которая ставит студента в новые условия, влияющие на изменение его представлений о содержании урока изобразительного искусства. Само по себе содержание урока не обладает статусом ценности, таковым оно становится в том случае, когда в излагаемых «текстах» студент откроет свой контекст. Это происходит в процессах эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения, художественно-образного воплощения ценностного отношения и в процессе диалога участников педагогического взаимодействия по поводу ценностно-смыслового содержания объектов изучения, сопровождающегося эмоционально-ценностным переживанием. При этом будущий педагог обнаруживает социальную значимость предмета познания, наполняет предмет ценностным содержанием, помимо его функциональной предназначенности.

Важно отметить, что ориентация будущих учителей на реализацию ценностно-смыслового компонента дисциплины «Теория и методика обучения изобразительному искусству» требует нового уровня методологической подготовки. По нашему мнению, она не должна ограничиваться пониманием студентами значения научных знаний и художественных умений в развитии личности, а призвана обеспечить совокупность разноисточниковых знаний о закономерностях развития личностного начала в человеке, представлений о ценностной основе изобразительного искусства, цели обучения, о способах усвоения ценностно-смысловых аспектов изучаемого материала. Вышеприведенные доводы указывают на необходимость единства теоретико-методологической, художественно-практической и методической подготовки студентов средствами учебного материала.

Наиболее эффективно формирование ценностно- смысловых компетенций происходит в процессе освоения студентами раздела программы дисциплины, содержанием которого является проектирование урока изобразительного искусства в соответствии с ФГОС ООО, так как в этом случае учитель в плане конспекта урока (технологической карты) должен отразить целевые, процессуальные и результативные характеристики процесса формирования универсальных учебных действий.

Исходная идея заключается в том, что в процессе обучения студентов методам формирования личностных УУД у самих студентов будут актуализироваться ценностно-смысловые проявления и на этой основе формироваться ценностно-смысловые компетенции.

Исходя из выявленного содержания, ценностно- смысловых компетенций и опираясь на собственные выводы, сделанные в отношении содержательного наполнения понятия «ценность», «ценностный смысл», нами разработан ряд последовательных шагов (алгоритмов), позволяющих актуализировать ценностно-смысловые проявления студентов. Покажем это на примере проектирования урока на тему «Поздравительная открытка» (автор программы Б.М. Неменский).

Логика раскрытия темы данного урока с точки зрения нашего подхода предусматривает «распредмечивание» и «опредмечивание» содержания понятия «поздравительная открытка».

В технологии «распредмечивания», т.е. трансформации предметного восприятия в ценностное, были выделены следующие ступени.

1. Первая ступень - это актуализация ценностной ситуации, в которой студент выявляет в поздравительной открытке ее познавательную ценность.

На этом этапе совместными усилиями выясняем: поздравительная открытка - это карточка для открытого (без конверта) письма с художественным изображением и извещением о чём-либо (словарь Ожегова); в современном понимании поздравительная открытка включает уже готовый поздравительный текст (выдел, автора); рассматриваем развитие открытки в исторической ретроспективе, виды и типы открыток.

2. На второй ступени происходит актуализация оценочной деятельности студента, проявлением которой является обнаружение утилитарной и эстетической ценности поздравительной открытки (в каких случаях принято дарить открытки, способность эмоционально откликаться на эстетическую привлекательность открытки и т.д.).

3. Четвертой ступени соответствует такой уровень актуализации ценностно-смысловых проявлений студента, когда тот познает не единичное, а общее, выявляет социальную значимость вещи (открытка как средство признания любви и оказания уважения одного человека другому).

4. На пятой ступени происходит поиск ответов на вопросы: «В чем заключается актуальность данной темы урока в современных социо-культурных условиях с точки зрения ее связи с жизнью и актуальными проблемами ребенка?»; «В чем заключается педагогическая проблема урока?».

В результате диалога приходим к осознанию противоречия между имеющимся представлением об открытке как карточке для открытого письма с художественным изображением и уже готовым поздравительным текстом и требуемым (ценностным) представлением об открытке как средстве признания любви и оказания уважения одного человека другому. Здесь уместно сказать, что многие студенты данного противоречия не видят. Для них стало нормой дарить открытки современного типа, они не усматривают в своих действиях формального подхода к поздравлению своих родных и близких людей. И все же в результате дискуссии (иногда очень жаркой) многие студенты соглашаются с изначальным ценностным смыслом поздравительной открытки.

Этап «опредмечивания» как процесс преобразования и воплощения душевных человеческих сил и способностей из умственной формы в свойства предмета предполагает следующие последовательные ступени:
- на первой ступени актуализируется ценностная ситуация, в которой ценностное содержание открытки рассматривается студентом через призму творческой самореализации (ценностное осмысление художественного образа открытки, ее содержания, осознание себя как транслятора изначального мировоззренческого смысла открытки, изготовление открытки в материале);
- вторая ступень - поиск решений, позволяющих включить поздравительные открытки в сферу межличностных отношений («проживание» и «переживание» отношения).

Решения могут быть различными - в одном случае данную тему можно приурочить к традиционным российским праздникам и подарить сделанные своими руками открытки родным, знакомым, учителям.

В другом - подарить открытки детям- сиротам, обучающимся в школе-интернате (речь идет о совместном реальном проекте, реализуемом кафедрами педагогики и изобразительного искусства). Решений может быть множество, важно другое, чтобы открытка воспринималась субъектами взаимодействия как средство признания в любви и уважения одного человека другому и была включена в систему человеческих отношений.

Возможно, кому-то покажется данная технология чрезмерно сложной и естественно возникает вопрос: не подменяем ли мы таким образом урок изобразительного искусства дискуссией, диспутом или беседой на этическую тему? С уверенностью говорим - нет. В контекст урока могут быть включены перечисленные формы, но они должны занимать время, определенное учителем, и не препятствовать решению познавательных, практических и творческих задач.

Таким образом, данная технология представляет собой педагогический процесс последовательного восхождения личности будущего учителя изобразительного искусства от актуализации простейшей потребности в познание предмета изучения до актуализации философско-мировоззренческого смысла учебного материала и потребности донести этот смысл другим. И тем самым создаются предпосылки для формирования ценностно-смысловых компетенций студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 - 240 с.
2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58—64.
3. Ярмакеев, И.Э. Воспитание будущего учителя в процессе педагогического образования (профессионально- смысловой контекст) [Текст] / И.Э Ярмакеев. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 384 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (12.01.2017)
Просмотров: 124 | Теги: компетенции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017