Вторник, 23.07.2019, 10:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. А. Калимуллина , Н. Н. Гребенкина

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются основные условия и задачи образовательного учреждения высшего образования в сфере противодействия коррупции, рассматривается идея формирования антикоррупционной компетентности студентов средствами социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: направления профилактики, образовательная среда, антикоррупционная компетентность, противодействие.
 

 
Современное российское гражданское общество стоит перед лицом серьёзных опасностей и угроз, одной из которых является высокий уровень коррупции. Коррупция в России всё больше становится явлением, которое определяет состояние и порядок развития государства во многих сферах общественной жизни. По результатам исследований "Transparency International" в Индексе восприятия коррупции (ИВК) Россия продолжает сохранять позицию во второй сотне государств и занимает 131-е из 176 мест. В то же время, по оценке социологов, большинство жителей России считает, что коррупция - типичное для страны явление и с этим ничего нельзя поделать. Коррупция - безусловное зло или органичная часть самой жизни? Ответить на этот вопрос предстоит современным студентам, ведь, собственно, им и принадлежит будущее, именно они всё чаще занимают разные высокие посты, а сегодняшние выпускники будут работать в органах государственной власти и управления, учреждениях науки, культуры, образования.

В мировом рейтинге высокая устойчивость к коррупции считается проявлением зрелости государства, его способности к саморефлексии. В определённом смысле именно наличие саморефлексии отличает зрелые социальные организмы от восторженно переживающих первые опыты самоидентичности молодых государств.

Сегодня тема противодействия коррупции становится одной из наиболее обсуждаемых руководителями России и Татарстана, но это не является показателем повышения коррупционной составляющей в обществе, а скорее, указывает на то, что власть пытается переосмыслить угрозу, стоящую на пути развития и продвижения страны. Государство пытается вовлечь в процесс формирования коррупционной устойчивости всё российское сообщество. «Ни одна страна не имеет шансов побороть коррупцию и эффективно развиваться, - подчеркнул Президент России В. В. Путин, - если она не может об этом прямо и открыто сказать и начать открытую борьбу [1]».

В самом деле, коррупция характерна едва ли не для любого государственного устройства практически с момента зарождения, и ещё ни одной стране не удалось полностью избавиться от неё. Результаты социологических исследований постоянно указывают на то, что среди наиболее подверженных коррупции сфер общественной жизни выделяются те, в которых активность государства объективно ограничена. Это формы социального бытия, в которых наиболее эффективно могли бы действовать институты гражданского общества, способствуя таким образом формированию его структуры - фундамента демократии в стране.

На первый план здесь выходят высшие учебные заведения, которые могут и должны решить ряд задач по формированию личности, устойчивой к коррупционной среде в современном обществе, прежде всего - к коррупционным правонарушениям в академической среде.

Систематические проявления коррупции в высшем учебном заведении способны негативно повлиять на престиж учебного заведения и стать препятствием для поддержания приемлемого уровня его конкурентоспособности. Для эффективной деятельности необходимо сформировать комплексное воздействие, которое объединит правовое воспитание, антикоррупционное просвещение и пропаганду, а также позволит создать стимулы для формирования устойчивого антикоррупционного поведения - словом, позволит создать антикоррупционную компетентность.

Следует обозначить обязательные условия эффективности работы в сфере противодействия коррупции в вузовском сообществе:

1) любая деятельность по противодействию коррупции в вузе не должна вести к ограничению академических свобод;

2) мероприятия должны иметь характер открытости, не вызывать опасений и недоверия.

Любые злоупотребления или тотальный контроль могут отразиться на имидже вуза, нанести серьёзный урон морально-психологической обстановке. Все мероприятия в сфере противодействия коррупции в высшей школе должны быть легитимными и информационно доступными. Основной целью проводимых мероприятий должно стать формирование антикоррупционной устойчивости обучающихся.
Антикоррупционная политика вуза базируется на положениях Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и других нормативных актах Российской Федерации и Республики Татарстан.

Антикоррупционная политика вуза представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур, стандартов и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в вузе и воспитание коррупционной устойчивости. Ключевыми целями антикоррупционной политики вуза являются:

1) недопущение предпосылок, исключение возможности совершения коррупционных правонарушений в вузе;

2) обеспечение выполнения антикоррупционных мероприятий;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов граждан от проявлений коррупции, формирование эффективного имиджа вуза;

4) воспитание неприятия коррупции в сознании всех участников образовательного процесса.

К основным принципам деятельности по противодействию коррупции в вузе необходимо отнести:

1. Принцип соответствия антикоррупционной политики вуза законодательству Российской Федерации. Данный принцип реализуется путём обеспечения соответствия реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к вузу.

2. Принцип личной ответственности руководства вуза. Данный принцип играет организующую роль в формировании основ нетерпимости к любым проявлениям коррупции и в создании внутривузовской системы предупреждения и профилактики коррупции.

3. Принцип осознанной вовлечённости профессорско-преподавательского состава, сотрудников, аспирантов и студентов в реализацию антикоррупционной политики вуза.

4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур корупциогенной ситуации в вузе. Содержание данного принципа включает в себя разработку и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить возможность вовлечения профессорско-преподавательского состава, сотрудников, аспирантов и студентов вуза в коррупционную деятельность. Данный принцип реализуется с учётом существующих в деятельности вуза коррупционных рисков.
 
5. Принцип эффективности антикоррупционных мероприятий. Реализация данно
го принципа указывает на осуществление в вузе антикоррупционных мероприятий, способных заинтересовать вузовское сообщество и вовлечь в их реализацию наибольшее количество участников.

6. Принцип открытости. Реализация принципа открытости означает информирование общественности о принятых в вузе антикоррупционных стандартах и процедурах, а также о проводимых антикоррупционных мероприятиях.

7. Принцип поэтапного контроля и постоянного мониторинга. Содержанием данного принципа является реализация комплекса мер по мониторингу эффективности внедрённых антикоррупционных стандартов и процедур, а также по контролю за их исполнением.

Антикоррупционная политика вуза может быть реализована в рамках специального плана (программы) мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений. Например, в АНО ВО «Академия социального образования» действует «План мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений». Перечень антикоррупционных мероприятий в Академии социального образования включает в себя мероприятия по нескольким направлениям: 1) по нормативному обеспечению антикоррупционной политики; 2) по разработке и введению в действие специальных антикоррупционных процедур; 3) по антикоррупционному просвещению и воспитанию; 4) по антикоррупционной пропаганде.

Основным инструментом достижения целей противодействия коррупции является студенческое сообщество вуза.

Мероприятия плана по противодействию коррупции в вузе среди студентов ориентированы: а) на предупреждение коррупционных проявлений; б) на формирование антикоррупционного имиджа; в) на совершенствование антикоррупционной базы вуза; г) на выявление и устранение причин и условий, способствующих коррупции; д) на обеспечение мониторинга коррупциоген- ной среды; е) на обеспечение эффективной работы по формированию кадрового состава вуза; ж) на развитие существующей системы противодействия коррупции; з) на профилактику конфликта интересов; и) на формирование личности, нетерпимой к коррупционным проявлениям.

По итогам года был проведён мониторинг, в котором обучающихся просили обозначить наиболее интересные и эффективные мероприятия года в сфере противодействия коррупции. Наиболее эффективными в рамках реализации «Плана мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений» в Академии социального образования, по результатам исследования, стали: Совет молодёжных общественных организаций и объединений Республики Татарстан в сфере противодействия коррупции; «Суд над госпожой Коррупцией»; деловая игра «Взятка: за и против»; традиционный конкурс стенгазет среди студентов «Мир без коррупции»; участие в республиканском конкурсе видеороликов, посвящённых борьбе с коррупцией; интеллектуальная игра- квест «Честные знания».

Таким образом, наибольший интерес и результативность показали мероприятия, выходящие за рамки классических вузовских лекций и семинаров и относящиеся, скорее, к культурно-досуговой деятельности вуза.

Поскольку культурно-досуговая деятельность представляет собой социально- педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики, наряду с экономикой, политикой и идеологией [2]. Куль- турно-досуговому процессу должны быть присущи следующие свойства: целенаправленность - ведущая цель состоит в развитии личности и таких её качеств, которые будут способствовать продуктивной жизнедеятельности; творческий характер - эта характеристика по своей глубинной сути требует креативности, что проявляется в обновлении содержания, форм, методов культур- но-досуговой деятельности [3].

Именно эти свойства могут помочь эффективно, открыто, соразмерно и в соответствии с законодательством решать задачи по противодействию коррупции среди студентов в вузе. При этом в решении задач антикоррупционного просвещения и пропаганды мероприятия культурно-досугового характера могли бы занять ведущую позицию.

Используя безграничные возможности форм и методов культурно-досуговой деятельности, можно достичь определённых результатов в формировании антикоррупционной компетентности студентов. Следует отметить, что работа в данном направлении уже ведётся в ряде вузов России и Татарстана, однако она ограничена проведением определённого спектра мероприятий.

Среди социально-культурных мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных проявлений, можно выделить следующие:

1) проведение цикла специальных мероприятий среди студентов организаций высшего образования Татарстана, направленных на решение задач формирования антикоррупционного поведения, в том числе проведение конкурсов социальной рекламы антикоррупционной направленности: видеоконкурс, конкурс плакатов, фотокросс и другие;

2) организация и проведение в рамках Международного дня борьбы с коррупцией комплекса научно-дискуссионных, информационно-просветительных массовых акций с участием студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования Республики Татарстан, направленных на решение задач формирования нетерпимого отношения к коррупции, на повышение уровня правосознания и правовой культуры, на организацию системы общественного контроля, на воспитание антикоррупционного поведения обучающихся;

3) включение в программы выступлений команд КВН миниатюр и скетчей на антикоррупционную тематику.

Мониторинг образовательной среды показал, что в решении задач формирования антикоррупционной компетентности студентов практически невостребованными остаются ресурсы социокультурного проектирования, имеющие высокий образовательный и воспитательный потенциал. Вместе с тем «осуществляемое как на занятиях, так и внеурочной деятельности социокультурное проектирование может явиться одной из наиболее интересных педагогических технологий формирования антикоррупционной позиции личности [4]». Социокультурное проектирование предполагает развитие и мультипликативность.

Примером успешной практики социокультурного проекта является разработка и реализация комплекса мероприятий «Дизайн антикоррупционного мышления»», разработанного профессорско-преподавательским составом юридического факультета, Студенческим советом и студенческой комиссией Академии социального образования. Абсолютно не случайно, что название проекта имеет творческое звучание - «Дизайн антикоррупционного мышления». В рамках реализации проекта проходит программа курсов профессиональной переподготовки в сфере противодействия коррупции для студентов старших курсов и аспирантов неюридических направлений для обеспечения данного вида деятельности, а также организация слушателями курсов культурно-досуговых мероприятий, выездных консультаций, бесплатного юридического консультирования населения. Результатом должно стать появление компетентных молодых специалистов, обеспечивающих антикоррупционное просвещение в своих вузах для студентов неюридических специальностей, способных организовать широкую палитру антикоррупционных мероприятий. Выпускной работой слушателей курсов станут проекты по противодействию коррупции, лучшие из которых будут представлены к награждению и переданы для ознакомления и реализации в органы государственной власти и управления. Проект «Дизайн антикоррупционного мышления» был одобрен экспертами и признан победителем Всероссийского конкурса молодёжных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2018 году.

Успешное внедрение проекта «Дизайн антикоррупционного мышления» стало источником для творческой деятельности студенческой антикоррупционной комиссии Академии социального образования, действующей на основании Положения о студенческой (молодёжной) антикоррупционной комиссии Академии социального образования (утверждённого протоколом № 9 Учёного совета 3 апреля 2018 года) и ориентированной на решение следующих задач:

а) выявление условий и причин коррупции;

б) создание единой системы мониторинга и информирования студентов по проблемам коррупции; в) формирование нетерпимого отношения к коррупции; г) выработка навыков антикоррупционного поведения; д) разработка и внедрение новых форм мероприятий в сфере противодействия коррупции.

По инициативе студенческой антикоррупционной комиссии, по итогам успешной деятельности всех участников образовательного процесса Академии социального образования в сфере противодействия коррупции предложено сформировать и внедрить в вузе «Программу антикоррупционного воспитания» на 2019 год.

В ходе реализации задач предлагаемой программы необходимо расширить спектр направлений деятельности в сфере противодействия коррупции средствами социокультурной деятельности (направления: художественное, просветительское, культурно-массовое и другие). Культура создаёт для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью развиваться универсально [5]. Вовлечение студентов в работу над программой по противодействию коррупции позволит придать мероприятиям современное видение с учётом интересов молодёжного сообщества.

В направлении «художественное» предлагается провести открытый межвузовский конкурс карикатур и комиксов «Смех против коррупции».

Просветительский характер будет носить II Совет молодёжных общественных организаций и объединений в сфере противодействия коррупции. Первый совет был проведён год назад по инициативе студенческого совета Академии социального образования. Инициатива была поддержана Управлением Президента Республики Татарстан по антикоррупционной политике. Формат мероприятия - брифинг (с элементами ток-шоу), с участием представителей органов власти и управления, выступивших в роли экспертов. При этом в качестве представителей СМИ, задававших «неудобные» вопросы, выступили студенты вузов Казани.

К Международному дню борьбы с коррупцией будет приурочен флешмоб «Стоп-коррупция!» на площади перед главным учебным зданием. Фотографии участников культурно-массового мероприятия будут размещены в социальной сети «Инста- грам» с соответствующими хештегами.

Одним из возможных направлений реализации программы может стать «театральное». Следует отметить, что борьба с мздоимством и казнокрадством в России ведётся не одну сотню лет. Представляется интересным постановка театральных пьес на тему противодействия коррупции студенческими театрами Казани. В связи с этим планируется провести открытый конкурс студенческих театров в сфере противодействия коррупции.

Историческое многообразие форм, проявлений и мотивов коррупционного поведения во всех странах мирах, как отметил В. В. Путин, свидетельствует, что коррупция присуща любому современному обществу, но это не значит, что с ней не надо бороться.

При этом для достижения целей по формированию антикоррупционной компетентности студентов, устойчивой нетерпимости к ней в обществе следует использовать историческое многообразие форм, проявлений и идей социально-культурной деятельности.

Таким образом, в течение года будет проведено исследование с использованием теоретического, эмпирического и статистического методов исследования. На первом этапе уже начата работа по изучению проблемы противодействия коррупции в теории и практике вузов, в результате чего предполагается обобщить научные исследования по данной проблематике, подготовить теоретические основания для формирования антикоррупционной компетентности студентов средствами социально-культурной деятельности. На втором этапе будет продолжена экспериментальная работа по апробации форм и методов социально-культурной деятельности в сфере противодействия коррупции, а также обоснование эффективности социально-культурной деятельности для формирования антикоррупционной компетентности студентов. В процессе работы будет изучаться влияние тех или иных форм культурно-досуговой деятельности на формирование антикоррупционного сознания студентов.

По итогам реализации программы будет проведён антикоррупционный мониторинг: наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупцио- генных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики. В результате такого мониторинга будет формироваться долгосрочная программа деятельности вуза в сфере противодействия коррупции, а также оценка её мультипликативности.

В рамках научного исследования по изучению социально-культурной природы отечественной (а также региональной) коррупции, посредством выявления операциональных характеристик этого социального зла и эффективной практики противодействия, планируется разработать стратегию его искоренения в студенческой среде. Учитывая масштаб и укоренённость коррупционных практик в глубинных слоях общественной культуры, процветание и социальная стабильность ещё долгое время будут оставаться лишь утопией для социума, неспособного использовать стратегию национальной антикоррупционной политики и заботиться о своём будущем.

 

Примечания

1. Владимир Путин встретился с молодыми сотрудниками правоохранительных органов [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/29721/print
2. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник : для студентов высших учебных заведений по специальности «Социально-культурная деятельность». Москва : Изд. дом МГУКИ, 2007. 479 с. : табл.
3. Калимуллина О. А. Формирование творческой направленности студенческой молодёжи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход : дис. на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.05 / Калимуллина Ольга Анатольевна. Казань, 2014. 488 с. : ил.
4. Рыбалкин Д. А. Социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 - 2. С. 80 - 84.
5. Шамсутдинова Д. В. Компетентностный подход к формированию социально-культурного пространства вуза // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 1 (29). С. 151 - 154.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 5 (85)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (31.05.2019)
Просмотров: 52 | Теги: образовательная среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь