Вторник, 26.09.2017, 23:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ФНС России разработала регламент взаимодействия со следователями по налоговым преступлениям

С 22 октября 2014 г. следователям вернули право самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям (Федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ"). До этой даты они могли возбудить дело только на основании материалов, полученных от налоговиков. Однако и теперь следователи обязаны извещать инспекторов о своих подозрениях и запрашивать у них определенные сведения (ч. 7 ст. 144 УПК РФ). Но не по всем видам налоговых преступлений (подробнее читайте ниже).

 

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов

Особый порядок возбуждения уголовных дел действовал до 22 октября 2014 г. в отношении следующих видов налоговых преступлений:

- уклонение физического лица от уплаты налогов или сборов (ст. 198 УК РФ);

- уклонение организации от уплаты налогов или сборов (ст. 199 УК РФ);

- неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);

- сокрытие денежных средств или иного имущества организации либо индивидуального предпринимателя, за счет которых может быть взыскан долг по уплате налогов или сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Теперь по первым трем видам преступлений следователь вправе возбудить уголовное дело, не дожидаясь ответа налоговиков (ч. 9 ст. 144 УПК РФ). Достаточно лишь наличия повода и данных, указывающих на признаки преступления. Подробнее о том, что является поводом для возбуждения уголовного дела в сфере налогов, читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов теперь проще" // РНК, 2015, N 4.

 

ФНС России разработала регламент, по которому налоговики будут рассматривать обращения следователей и представлять необходимую им информацию. Порядок взаимодействия утвержден Приказом ФНС России от 16.02.2015 N ММВ-7-2/70@ (далее - Порядок). Проанализируем этот документ, чтобы понять, какие последствия он может повлечь для налогоплательщиков.

 

У налоговиков есть всего 15 дней, чтобы рассмотреть

материалы, полученные от следователя, и подготовить ответ

 

В течение трех календарных дней с момента получения сообщения о налоговом преступлении следователь обязан отправить копию этого документа налоговикам (ч. 7 ст. 144 УПК РФ). Речь идет лишь о следующих преступлениях: уклонении юридического либо физического лица от уплаты налогов или сборов, неисполнении обязанностей налогового агента (ст. ст. 198, 199 и 199.1 УК РФ).

В качестве сообщения о преступлении может быть заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления (п. 43 ст. 5 УПК РФ). К копии сообщения о налоговом преступлении следователь прилагает:

- предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам и сборам;

- иные существенные документы.

Этот пакет документов следователь направляет в налоговый орган, который является вышестоящим по отношению к той инспекции, где нарушитель состоит на налоговом учете (ч. 7 ст. 144 УПК РФ). То есть в УФНС по субъекту РФ.

Сообщение следователя налоговики обязаны рассмотреть в течение 15 календарных дней с момента его получения (ч. 8 ст. 144 УПК РФ и п. 1 Порядка). Срок отсчитывают со дня, когда материалы поступили в вышестоящий налоговый орган.

В 15-дневный срок входит время на пересылку документов между налоговиками. Ведь в конечном счете информацию для следователя будет готовить та инспекция, в которой нарушитель состоит на налоговом учете. У нее останется всего семь календарных дней на подготовку ответа и отправку его в вышестоящий налоговый орган (п. 4 Порядка).

Значит, провести выездную проверку нарушителя налоговики не успеют. Они обязаны подготовить ответ по тем материалам, которыми уже располагают. Но могут взять налогоплательщика на заметку и учесть полученную информацию при формировании плана выездных проверок.

 

Как будет выстроено взаимодействие внутри налоговой системы

 

Получение сообщения от следователя

 

Региональное УФНС, получившее материалы от следователя, проверяет, состоит ли нарушитель на налоговом учете в подведомственной ему инспекции (п. 2 Порядка). Если состоит, то УФНС отправляет копию сообщения следователя в нижестоящую инспекцию (подробнее читайте на с. 78). Это сделают в течение трех календарных дней с момента поступления материалов от следственных органов. Для пересылки внутри налоговой системы используют систему электронного документооборота.

 

Примечание. Налоговики будут вести журнал учета сообщений о преступлениях

Поступление материалов от следователя, пересылку их в нижестоящую инспекцию, отправку ответа следователю и другие факты налоговики обязаны фиксировать в специальном журнале учета сообщений о преступлениях. Форма этого документа приведена в Приложении N 2 к Порядку. Журнал предназначен исключительно для служебного пользования (п. 6 Порядка).

В журнале приводится наименование налогоплательщика, его ИНН и КПП, предполагаемый размер недоимки по данным следователя и реальная сумма недоимки по результатам налоговой проверки. Кроме того, в журнале предусмотрены следующие отметки об итогах рассмотрения материалов, поступивших от следователя:

- следователю направили заключение;

- следователя проинформировали о том, что в отношении налогоплательщика проводится проверка;

- следователю сообщили о том, что у налоговиков отсутствуют сведения о нарушении налогового законодательства.

 

Если нарушитель числится в инспекции, подведомственной другому УФНС, материалы перенаправляют по подведомственности и уведомляют об этом следователя (абз. 1 п. 3 и пп. 3 п. 5 Порядка). То есть УФНС пересылает их в то региональное УФНС, которое является вышестоящим для инспекции, где нарушитель состоит на учете. Таким образом, информация о нарушителе может оказаться в нескольких УФНС. Впоследствии налоговики вправе использовать ее при проверках. Например, если нарушитель является контрагентом проверяемой организации.

Региональные УФНС пересылают между собой материалы, полученные от следователя, с помощью системы электронного документооборота. На это отводится всего один день. Затем высылают подлинники на бумажном носителе. В этом случае 15-дневный срок для ответа следователю считают с того дня, когда надлежащее УФНС получило материалы в электронном виде (абз. 1 п. 3 Порядка). Но и этого срока недостаточно, чтобы провести выездную проверку или организовать иные контрольные мероприятия.

Если нарушитель не зарегистрирован в налоговых органах или снят с учета, УФНС информирует об этом следователя (абз. 2 п. 3 и пп. 3 п. 5 Порядка). Налоговики дополнительно указывают причины снятия с учета - ликвидация или реорганизация юридического лица, смерть гражданина или др. Материалы, полученные от следователя, УФНС никому не пересылает.

 

Рассмотрение в инспекции материалов следователя

 

Инспекция, получившая из вышестоящего УФНС копию следственных материалов, прежде всего выясняет, проводились ли в отношении нарушителя налоговые проверки. И если проводились, какие нарушения были выявлены (ч. 8 ст. 144 УПК РФ и п. 2 Порядка).

По итогам рассмотрения следственных материалов инспекция готовит письменное заключение. На это у нее есть всего семь календарных дней (абз. 1 п. 4 Порядка). Поэтому провести дополнительные контрольные мероприятия налоговики не успеют.

Рекомендуемая форма заключения приведена в Приложении N 1 к Порядку. В заключении инспекторы указывают следующие сведения (п. 2 Порядка):

- если в ходе ранее проведенной проверки налоговики обнаружили обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, они подтверждают факт нарушения налогового законодательства. Они также проверяют, правильно ли следователь рассчитал сумму предполагаемой недоимки по налогам и сборам, и дают свое заключение по этому расчету. Кроме того, инспекторы указывают, обжаловал ли налогоплательщик решение, принятое по результатам проверки, и приводят результаты обжалования. Если решение по проверке было приостановлено, изменено или отменено, этот факт также отражают в ответе;

- если в отношении нарушителя как раз идет проверка и решение по ней еще не принято или не вступило в силу, инспекторы ограничиваются тем, что указывают это в заключении;

- если обстоятельства, приведенные в сообщении о преступлении, в рамках налоговых проверок не рассматривали, налоговики сообщают, что у них отсутствуют сведения о нарушении налогового законодательства. Но это еще не означает, что уголовное дело не будет возбуждено. Ведь процессуальное решение - возбуждать уголовное дело или нет - принимает следователь (ч. 9 ст. 144 УПК РФ).

Письменное заключение с приложением копий всех упоминаемых в нем документов инспекция пересылает в вышестоящее УФНС (абз. 1 п. 4 и пп. 1 п. 5 Порядка). Не исключено, что по итогам ранее проведенной проверки налоговики уже направили материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Об этом факте они обязаны проинформировать УФНС (абз. 2 п. 4 Порядка). Копии документов в этом случае к заключению не прилагают.

 

Ответ следователю

 

На основе информации, полученной от нижестоящей инспекции, региональное УФНС дооформляет письменное заключение. Дополнительно УФНС должно выяснить, не проводилась ли в отношении нарушителя повторная выездная проверка. Например, в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции.

Если проверка была, УФНС собирает по ней те же сведения, какие приводит инспекция по обычной проверке (абз. 2 п. 2 и п. 5 Порядка). То есть выясняет, являлись ли обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, предметом повторной проверки, какие нарушения были выявлены, вступило ли решение по итогам повторной проверки в силу, обжаловал ли его налогоплательщик, не было ли приостановлено исполнение этого решения и другие существенные моменты.

При необходимости УФНС отражает сведения о повторной проверке в тексте итогового заключения и готовит копии документов, на которые ссылается. Например, копию решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе от такого привлечения.

В пределах 15 календарных дней с момента получения от следователя запроса УФНС отправляет ему итоговое заключение и копии всех упоминаемых в тексте документов (п. 5 Порядка). После получения от налоговиков ответа следователь должен принять процессуальное решение (ч. 9 ст. 144 УПК РФ). То есть либо возбудить уголовное дело, либо отказать в его возбуждении. Решение он обязан принять в течение 30 дней с момента поступления сообщения о преступлении.

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления, следователь вправе возбудить уголовное дело, не дожидаясь ответа от инспекторов (ч. 9 ст. 144 УПК РФ). Это правило распространяется на следующие виды налоговых преступлений: уклонение юридического либо физического лица от уплаты налогов или сборов, неисполнение обязанностей налогового агента (ст. ст. 198, 199 и 199.1 УК РФ).

Вайтман Е., Кириченко А. "Российский налоговый курьер", 2015, N 8

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (05.06.2015)
Просмотров: 569 | Теги: следователь, налоговый, инспекция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь