Пятница, 27.04.2018, 01:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СУЩНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ CИCТЕМЫ ФИТНЕCА КАК ИННОВАЦИОННОГО CРЕДCТВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

С.К.Иванчитва, Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко

СУЩНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ CИCТЕМЫ ФИТНЕCА КАК ИННОВАЦИОННОГО CРЕДCТВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Слово «фитнес» дословно переводится с английского языка как «пригодность» или «соответствие». Само определение «фитнес» произошло от английского глагола «to be fit» - быть в форме и на сегодняшний день существует без перевода буквально во всех языках мира [8]. Данная инновационная физкультурно-оздоровительная система стремительно стала популярной в развитых странах мира и на сегодняшний день характеризуется как система средств, которая по своему содержанию, методам и принципам их выполнения, обеспечивает гармоничное развитие как физического аспекта здоровья человека, так и всестороннее совершенствование с духовной, психической и социальной составляющими.

Наиболее близкое по смысловому значению в украинском языке определению «фитнес» соответствовало бы общепринятое в нашем образовательном пространстве определение «физическая культура».

Однако это широкое понятие в значительной степени является декларативным. Ведь по определению, данному в Законе Украины «О физической культуре и спорте» [4], физическая культура направлена на обеспечение двигательной активности людей с целью их гармоничного, прежде всего физического развития и ведения здорового образа жизни, что подчеркивает исключительную значимость физической активности для жизни человека. Определение «фитнес» по мнению ряда ученых [2, 5, 6] имеет более конкретное содержание и является важной составляющей философии успеха, которая предусматривает наличие физической, психической и эмоциональной устойчивости. В ряде научных источников [2, 3, 5, 6, 8] указывается на то, что определение «фитнес» интегрирует в себе совокупность средств, обеспечивающих формирование индивидуального уровня здоровья через выработку мотивации к здоровому образу жизни и формированию культуры здоровья, включая рациональное питание, разностороннее физическое развитие человека, улучшение и формирование здоровья, активную жизненную позицию. Так, идеология фитнеса реализуется в физкультурно-оздоровительной деятельности через выполнение фитнес-программ, которые объединяют различные средства фитнеса, направленные на регуляцию аспектов здоровья путем использования физических нагрузок и ментальных действий. Яркими примерами такого синтеза являются фитнес-йога, система пилатес и др. Такие фитнес-программы основаны на идее неразрывной связи тела и сознания, объединяют в себе элементы различных восточных оздоровительных систем и инновационные формы двигательной активности [5]. Ментальные фитнес-программы стали стремительно развиться в ответ на полученные знания о том, что одни только регулярные тренировки и правильное питание не обеспечивают полного физического благополучия и не способствуют приобщению к культуре здоровья. То есть для этого нужно еще и положительно влиять на духовный, психический и социальный аспекты здоровья человека. Физкультурно-оздоровительная система фитнес включает более широкий спектр воздействий, чем просто совершенствование физического состояния. В учебнике Эдварда Т. Хоули и Б. Дона Фрэнкса «Оздоровительный фитнес» [8] указываются следующие определения различных категорий физкультурно-оздоровительной системы фитнеса: «общий фитнес» - это стремление к оптимальному качеству жизни, которое включает духовный, психический, социальный и физический компоненты. Общий фитнес ассоциируется с представлениями о здоровье и культуре здоровья; «физический фитнес» - это стремление к оптимальному качеству жизни, которое включает достижение более высоких уровней физической подготовленности по состояниям тестирования, малый риск нарушений здоровья. В общем плане физический фитнес ассоциируется с уровнем физической подготовленности. Приводятся две производные этого понятия:

- оздоровительный фитнес, направленный на достижение и поддержание физического благополучия и снижения риска развития заболеваний;

- спортивно-ориентированный или двигательный фитнес, направленный на развитие способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне. Добавим, также существует фитнес как вид спорта, появившийся относительно недавно в рамках соревновательного бодибилдинга.

При этом физический компонент фитнеса определяется двигательной активностью, специально организованной в рамках фитнес- программ. Это тренировки с отягощениями, направленные на развитие силовых способностей и увеличение мышечной массы; аэробные тренировки, направленные на развитие аэробных способностей; тренировки гибкости и др. По мнению специалистов фитнеса, любое физическое упражнение, конечной целью которого является здоровье, относится к фитнесу [5, 6, 8]. То есть физический компонент фитнеса определяется оптимальным физическим состоянием личности, включая достижения определенного уровня результатов выполнения двигательных тестов (фитнес-тестирование) и низкий уровень риска развития заболеваний. В этом плане двигательная активность выступает как критерий эффективности физического компонента фитнеса.

Психический и социальный компоненты фитнеса обеспечивают адекватную реакцию поведения, способность противостоять эмоциональным стрессам и находиться в состоянии гармонии с окружающим миром [2]. Фитнес представляет собой оптимальное качество жизни. Базой для такого динамичного состояния является высокий уровень культуры здоровья, сформированность физического, психического, духовного и социального аспектов здоровья. Ведь доброжелательность и широкое участие в общественной жизни, физические возможности для достижения личных целей - это существенные компоненты культуры здоровья. Оптимальное качество жизни требует от человека непрерывного стремления к достижению целей, росту и развитию. Когда человек, имеющий хорошее здоровье, постоянно стремится к высокому качеству жизни, проявляется духовный компонент фитнеса.

Средства фитнеса определяются как совокупность научных методов, шагов, приемов, сложившихся в определенный алгоритм действий, реализованный определенным образом в интересах повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, обеспечивающий гарантированное достижение результата [5] на основе свободного, осознанного и мотивированного выбора занятий фитнесом с использованием современного инвентаря и оборудования. Массовое распространение фитнеса является показателем повышения потребностей современного человека в стремлении к сформированности культуры здоровья, требований общества к уровню развития физического, психического, духовного и социального аспектов здоровья.

По определению А.Г. Сайкиной [5] сегодня фитнес является сложным полифункциональным социокультурным явлением, относящимся к предметной области физической культуры, базовым понятием которого является общечеловеческая культура, а идеологической основой является принцип гуманизма и холистический подход в процессе оздоровления человека, повышение и сохранение физической работоспособности инновационными средствами на основе физических упражнений.

Задачей, которую прежде всего решает фитнес, является укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса, рост общей и специальной работоспособности, развитие физических качеств, формирование осанки и коррекция недостатков телосложения, профилактика патологических состояний, воспитание эстетических навыков, приобретение жизненной энергии, бодрости, позитивного настроения, противодействие стрессам. Все фитнес-программы в зависимости от поставленной цели, задач и используемых средств фитнеса, по нашему мнению, целесообразно разделить на пять групп: фитнес-программы аэробной направленности; фитнес-программы силовой направленности; фитнес-программы с элементами восточных оздоровительных систем; фитнес-программы прикладной направленности; фитнес-программы комплексной направленности.

Физкультурно-оздоровительные занятия с применением средств фитнеса состоят из относительно законченных структурных единиц, в рамках которых происходит достижение поставленной цели посредством реализации фитнес-программ [5, 6]. Для того, чтобы составить фитнес- программу необходимо, прежде всего, определить ее цели и задачи согласно конкретных условий физкультурно-оздоровительной деятельности. В зависимости от времени, в течение которого осуществляется этот процесс, различают макро-, мезо- и микроструктуру уровней физкультурно-оздоровительной тренировки с применением средств фитнеса.

Построение занятий на основе различных циклов позволяет систематизировать средства фитнеса, используемые в данной фитнес- программе, корректировать величину тренировочных воздействий и наилучшим образом обеспечивать рост физической работоспособности тех, кто занимается фитнесом. Структура отдельного занятия фитнесом в значительной степени определяется типовыми изменениями работоспособности занимающихся. Так, по результатам наблюдений специалистов по фитнесу [3, 8] в начале фитнес-тренировки уровень работоспособности растет, затем колеблется около повышенного уровня и до конца занятия снижается. Основываясь на изменениях работоспособности в течение занятия, характеризующихся сложными перестройками в организме и обеспечивающих оптимальные условия использования энергии в процессе работы, необходимо строгое соблюдение правил при построении занятия. В рамках подготовительной, основной и заключительной частей занятия, следует учитывать функциональные сдвиги, происходящие в каждой зоне работоспособности. Все физкультурно-оздоровительные занятия с использованием средств фитнеса должны начинаться с разминки. При этом в основной части кривая нагрузки может быть разной в зависимости от возраста, пола, используемых средств фитнеса и двигательного опыта тех, кто занимается фитнесом. Как правило, кривая нагрузки является достаточно высокой. Заключительная часть характеризуется снижением нагрузки. Контроль и самоконтроль на физкультурно-оздоровительных занятиях и в отдельных циклах, помогает проанализировать изменения, происходящие в системах организма занимающихся и сравнить их с запланированными изменениями.

Для физкультурно-оздоровительных занятий с применением средств фитнеса характерны различные формы организации. Они определяются с помощью необходимой специфики используемых средств фитнеса. Характер упражнений, используемых в физкультурно-оздоровительной деятельности, обусловлен расчетом интересов, возможностей и задач включительно для каждого, кто занимается. При этом частота упражнений зависит от подготовки и возможностей занимающихся; интенсивность работы осуществляется от последовательного увеличения нагрузок к уменьшению; продолжительность работы характеризует продолжительность использованных средств фитнеса и периодичность их повторений.
Обращаясь к содержанию и сущности физкультурно- оздоровительной системы фитнеса как инновационного средства формирования культуры здоровья, следует сказать, что инновационные процессы являются базовыми составляющими современного образовательного процесса. Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. Тенденция к распространению инноваций в сфере физической культуры говорит о их определенном социокультурном запросе [7]. Направлениями внедрения инноваций в организацию физкультурно-оздоровительной деятельности отечественных учебных заведений могут служить внеаудиторные учреждения, которые имеют больше возможностей по внедрению инновационных подходов благодаря своей мобильности, адаптации к контингенту студенческой молодежи, запросам общества.

Отличительной чертой инновационных подходов физкультурно-оздоровительной деятельности в высших учебных заведениях является их гуманистическая направленность, применение личностно-ориентированных форм и методов обучения, удовлетворение интересов каждого, формирование устойчивой социально-психологической установки на активные занятия по физическому воспитанию, комплексный характер воспитательного воздействия.

Рассмотрение содержания инновационных форм и средств физкультурно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи разных стран показывает [6], что на данном историческом этапе, результатом применения средств фитнеса является не только совокупность физических качеств личности, а именно сформированность определенного стиля жизни.

Следует подчеркнуть, что решающим фактором формирования культуры здоровья личности сегодня признана позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью, тесно взаимодействующее с задачами фитнеса. Поэтому можно определить сущность концепции формирования культуры здоровья средствами фитнеса через формирование ценностных и мотивационных установок личности, ориентированное на здоровый образ жизни как основу современного социума.

Современные представления о стиле жизни здорового человека ориентируют его на достижение гармонии физического, психического, духовного и социального аспектов здоровья. Возникновение инновационных видов физической культуры в нашей стране связано с интенсивным развитием физкультурно-оздоровительной деятельности [6], с возникновением и развитием фитнеса в Украине.

Сегодня индустрия фитнеса характеризуется широким распространением количества фитнес-клубов, разработкой новейших средств фитнеса и фитнес-программ. Наблюдается тенденция к сотрудничеству фитнес-клубов, педагогических, медицинских и социально-психологических учреждений с привлечением широкого круга потребителей фитнес-услуг, что отражает тенденцию изменения стиля жизни молодежи и взрослого населения в сторону формирования культуры здоровья.

В индустрии фитнеса возникают все новые и новые средства фитнеса, которые со временем образуют фитнес-программы. Формируясь последовательно, они находят свое место во всех видах физкультурного образования, рекреации и реабилитации.

Предпосылкой к созданию инновационных физкультурно- оздоровительных систем является изменение социокультурного запроса потребностей нынешнего общества в здоровых людях, изменение аксиологических ориентации самих членов общества и появление в ответ на это инноваций в различных видах физической культуры [5, 6]. Именно они под влиянием социокультурных факторов активно воспринимаются индустрией фитнеса, творчески перерабатываются и становятся основой новых средств фитнеса. Так как в основе идеологии фитнеса лежит приоритет здоровья человека, то и создаваемые средства фитнеса носят оздоровительную направленность.

На основе проведенного нами анализа содержания фитнес-программ, представленных на международных фитнес-конвенциях за последние 5 лет и списков предлагаемых фитнес-услуг в ведущих фитнес-клубах Донецкого региона, по степени интеграции различных средств фитнеса, нами были определены пять основных подходов к разработке фитнес- программ: синкретический, систематический, классический, комбинированный и диверсификационный.

Одним из ведущих подходов является синкретический, который реализуется в индустрии фитнеса созданием и развитием средств фитнеса, основанных на культурных этнических традициях Востока и Запада, различных стран и народов мира. Примерами таких фитнес-программ являются фитнес-йога, афро-аэробика, зумба, ирландский степ и др.

Систематический подход выражается в том, что на основе интеграции технологий из других видов физической культуры и их дальнейшей модернизации в фитнес-индустрии создаются новые средства фитнеса. Они учитывая принцип систематичности, образуют фитнес-программы - аерофитнес, калланетика, пилатес и др.

В свою очередь, фитнес-индустрия не отказывается от востребованных, исторически сложившихся и признанных занятий теми или иными видами двигательной активности, лишь добавляя внешние, современные элементы, что реализует классический подход. Отражая тенденции внешнего мира к интеграции, фитнес-индустрия может реализовывать комбинированный подход, сочетая в себе как традиционные, так и нетрадиционные виды двигательной активности, различные технологии физкультурно-оздоровительной тренировки. Для удовлетворения разносторонних потребностей людей, фитнес-индустрия максимально широко, по сравнению с другими видами физической культуры, использует диверсификационный подход, когда одна фитнес-программа имеет множество классов. Ярким примером служит аэробика и ее классы - степ-аэробика, фанк-аэробика, слайд-аэробика и др.

Отметим, что процесс формирования содержательной основы фитнес-индустрии находится в постоянном процессе развития, стремительно обновляется в современных условиях. Однако, процесс интеграции физкультурно-оздоровительной системы фитнеса как инновационного средства формирования культуры здоровья, встречается с рядом трудностей. Они обусловлены извечной борьбой между старым и новым в сознании людей, а также рядом важных факторов, изучение которых должно быть сегодня предметом изучения специалистов не только в области физической культуры и педагогики, но и в смежных отраслях. Используя новейшие средства фитнеса, человек не только сможет приобрести знания и умения по правильному выполнению физических упражнений и дозированию физических нагрузок, но и приобщится к культуре здоровья. Потому фитнес, это не просто одна из физкультурно-оздоровительных систем, - это особая философия, определенный образ жизни, который формирует культуру здоровья.

Список литературы

1. Башавець Н.А. Культура здоров'язбереження у питаннях та вщповщях / Н.А. Башавець; Одес. ш.-т фшанав Укр. держ. ун-ту фшанав та мiж нар. торпвлг - O.:2010. - 271 c.
2. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» / В.Е. Борилкевич// Теория и практика физической культуры. Научно- теоретический журнал. - 2003. - № 2. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: <http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2003N2/p45-46.htm>.
3. Григорьев В.И. Стратегия формирования фитнес-индустрии: монография / В.И. Григорьев, B.C. Симонов.- CM.: Изд-во CПбГУЭФ, 2006.- 208 c.
4. Закон Украши «Про фiзичну культуру i спорт» вщ 24 грудня 1993 року № 3808-XII (редакщя вщ 05.12.2012). [Електронний ресурс]. - Режим доступу: <http ://zakon4 .rada.gov.ua/laws/show/3 808-12>.
5. Сайкина Е.Г. Концептуальные основы подготовки специалистов по фитнесу в современных социокультурных условиях: монография / Е.Г. Сайкина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 394 c.
6. ^днева Л.В. Аэрoбика: Теoрия и методика / Л.В. ^днева, Т.С Лишцкая. II тoм. - М.: Федерация аэрoбики Рoccии, 2002. - 230 c.
7. Трачук С.В. Моделювання режимiв рухово! активнocтi молодших шкoлярiв у прoцеci фiзичнoгo виховання: автореф. дис. ... канд. наук з фiз. вих. i спорту: 24.00.02 / С.В. Трачук: НУФВСУ. - Ки!в, 2011. - 18 c.
8. Хoули Эдвард Т. Рукoвoдcтвo инcтруктoра oздoрoвительнoгo фитнеcа / Эдвард Т. Хoули, Б. Дoн Френка - К.: Oлимп. л-ра, 2004. - 376 c.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.01.2018)
Просмотров: 100 | Теги: Фитнес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь