Пятница, 20.09.2019, 21:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК НА ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ 17-22 ГОДА

Михайлова С.В., кандидат биологических наук Национальный исследовательский Нижегородский государственный Университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК НА ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ 17-22 ГОДА

В работе представлены результаты исследования физического развития 380 студентов, занимающихся в основной и подготовительной физкультурных группах, за период обучения в вузе. Результаты подтверждают наличие существенных изменений морфофункциональных показателей студентов в процессе их обучения в вузе и обусловленность физиологических особенностей протекания процесса физического развития уровнем двигательной активности студентов.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, морфофункциональные показатели, метод индексов

 

Одним из наиболее информативных критериев состояния здоровья подрастающего поколения являются показатели физического развития, под которым подразумевается процесс становления и изменения природных морфофункциональных свойств организма, обусловленных воздействием генетических и средовых факторов, совершенствующихся под влиянием физического воспитания и характеризующихся возрастной последовательностью развития отдельных компонентов. Поэтому как уровень физического развития, так и здоровье студентов в целом являются индикатором условий обучения, образа жизни и досуга молодежи [3,8].

В период студенчества, временной интервал которого продолжается от 17 до 23 лет, происходит завершение процессов роста и гормонального созревания организма, их стабилизация. Многолетние исследования показывают наличие динамики морфологических и функциональных показателей физического развития вплоть до 5-6 курса, как положительной, так и отрицательной направленности [1,2].

Для выявления возрастных физиологических особенностей протекания процессов морфофункционального становления организма используют различные методы. Информативную оценку физического развития можно получить с помощью вычисления индексов. Преимуществом метода индексов является возможность получения комплексной оценки функционального состояния по совокупности признаков в их взаимосвязи [3].

Цель исследования - изучение особенностей динамики физиологических показателей физического развития студентов за период обучения в вузе.

Материалы и методы. Исследование проведено по результатам проспективных наблюдений физического здоровья 380 студентов (170 юношей и 210 девушек) 17-22 лет в течение 2010-2017 гг., занимающихся в основной и подготовительной физкультурных группах. В ходе исследования применялся «Дневник здоровья студента», содержащий информацию о социальном, физическом и психическом здоровье студента. В дневнике также содержатся результаты ежегодных тестирований физической подготовленности студентов (двигательные тесты на скорость, силу, выносливость, гибкость) [3]. Измерение, тестирование и заполнение дневника осуществлялось ежегодно в ходе изучения дисциплин медико-физкультурного блока. Мониторинг физического здоровья студентов в вузе ведется согласно Постановлению Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» и Положению об охране здоровья обучающихся в филиалах Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского от 27.02.2015 г. [4,5].

В исследовании физического здоровья студентов старших курсов принимали участие студенты-практиканты профиля Менеджмент в сфере физической культуры в процессе выполнения заданий Портфолио профессионально-ориентированной практики и практики по получению первичных профессиональных навыков и умений [6].

Типы телосложения определяли по совокупности соматоскопических показателей (метод В.Г. Штефко и Б.А.Островского в изложении С.С. Дарской). Схема предусматривает выделение 4-х основных типов: астеноидного, торакального, мышечного и дигестивного [3].
Индекс Скибинской, отражающий функциональные резервы дыхательной и сердечнососудистой систем (ИС), вычислили по формуле:

ИС = ((ЖЕЛ/100)• ШТ)/ЧСС (1) ,

где ЖЕЛ - жизненная емкость легких,

ШТ - проба Штанге,

ЧСС - частота сердечных сокращений.

Оценка индекса: меньше 5 - очень плохо, 5-10 - неудовлетворительно, 11-30 - удовлетворительно, 31-60 - хорошо, 61 и более - очень хорошо [3,7].

Для оценки пропорциональности телосложения и гармоничности физического развития определяли индекс массы тела (BMI) по формуле:

BMI = MT / DT2 (2),

где МТ - масса тела, ДТ - длина тела.

Оценка индекса: дефицит массы (BMI<18,5), норма (BMI=18,5-24,9), предожирение (BMI=25,0-29,9), ожирение (BMI>30,0) [3,8].

Характер нервной вегетативной регуляции определяли с помощью показателей гемодинамики с расчетом индекса Робинсона (ИР) по формуле 3:

ИР = ЧСС • САД /100 (3),

где САД - систолическое артериальное давление.

Оценка индекса: 111 и более - очень плохо, 95-110 - плохо, 85-94 - удовлетворительно, 70-84 - хорошо, 69 и менее - очень хорошо [3,7].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета «Excel v8.00» и «Version 4.03 Primer of Biostatistics». Для выполнения задач исследования применяли методы математической статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий х2<0,01).

Результаты исследования

Проанализировав динамику приростов ДТ, определили, что за период обучения в вузе рост увеличился у 35,9 % юношей (от 1 до 5 см) и у 27,8% девушек (от 1 до 4 см). За первый год обучения прирост ДТ выявлен у 35,9% юношей, после двух лет обучения рост увеличился у 15,7% молодых людей, после трех лет - у 8,6%. Среди студентов пятого курса приросты ДТ выявлены только у 2,3% юношей.

Обследование девушек 2 курса показало, что ДТ за первый год обучения увеличилась у 26,8% студенток, на 3 курсе выявлено 13,1% девушек с приростами ДТ, на 4 курсе - 3,1%, а на 5 году обучения - только 0,4% девушек. Таким образом, после трех лет обучения в группе обследованных девушек ростовые процессы прекратились в возрасте 19-20 лет, а у юношей - в возрасте 21-22 года (у более чем у 90,0% обследованных студентов).

За время обучения в вузе у студентов отмечено увеличение показателей ДТ на 1 см у 13,9% юношей и 13,4% девушек, на 2 см - у 8,5% и 9,9% соответственно, на 3 см - у 9,0% и 4,2% соответственно, на 4 см - у 2,2% и 0,4% соответственно, на 5 см - у 2,2% юношей.

Изучая динамику приростов МТ выявили, что за 5 лет обучения в вузе вес увеличился у 79,2% юношей (от 1 кг до 13 кг) и 55,3% девушек (от 1 кг до 11 кг) (табл.1).

Таблица 1
Динамика показателей массы тела

Примечание: изменения показателей показаны в сравнении с предыдущим годом обучения

При этом также выявлено снижение показателей МТ среди студентов 5-го курса по сравнению с их значениями при поступлении в вуз у 8,8% юношей (от 1 кг до 6 кг) и у 20,3% девушек (от 1 кг до 8 кг). Интенсивность приростов МТ на старших курсах снижается.

За период обучения в вузе МТ увеличилась на 1-3 кг у 12,3% юношей и 19,8% девушек, на 4-6 кг - у 39,6% и 18,5% соответственно, на 7-9 кг - у 19,8% и 13,1% соответственно, на 10-12 кг - у 5,0% и 3,5% соответственно, на 13-15 кг - у 2,2% юношей и 0,4% девушек.

МТ за период обучения в вузе снизилась на 1 -3 кг у 4,4% юношей и 11,3% девушек, на 4-6 кг - у 3,6% и 7,4% соответственно, на 7-9 кг - у 1,7 % юношей и такого же количества девушек. 11,7% юношей и 23,8% девушек на 5 курсе имели такие же показатели МТ, как и на первом году обучения.

В ходе исследования проанализировали динамику показателей ЖЕЛ и динамометрии правой кисти (ДПК) у студентов за время обучения в вузе (табл.2). Определили, что за 5 лет обучения 63,5% юношей увеличили свои функциональные возможности дыхательной системы (от 0,1 л до 1,4 л), а 17,8% молодых людей, наоборот, снизили показатели ЖЕЛ (от 0,1 л до 0,9 л). При сравнении показателей ЖЕЛ у девушек, полученных на 1 курсе и на 5 году обучения, выявили, что 21,0 % студенток на данном этапе теряет прежние значения ЖЕЛ (от 0,1 л до 0,6 л), а 53,3% наоборот увеличивает (от 0,1 до 1,2 л).

Таблица 2
Динамика показателей ЖЕЛ и ДПК

Примечание: изменения показателей показаны в сравнении с предыдущим годом обучения

Мышечная сила руки (ДПК) увеличивается за период обучения у 66,8% юношей (от 1 кг до 23 кг) и 55,9% девушек (от 1 кг до 17 кг), а у 18,3 % юношей (от 1 кг до 14 кг) и 19,9% девушек (от 1 кг до 11 кг), наоборот, снижается.

Проведенный в ходе исследования анализ показателей функциональных проб на задержку дыхания, пробы Генчи и пробы Штанге, позволил оценить устойчивость организма к смешанной гиперкапнии и гипоксии. Прирост показателей пробы Штанге отмечен у 70,1% юношей (от 2 с до 24 с) и 52,6% девушек (от 2 до 18 с), а снижение - у 18,3% юношей (от 2 с до 14 с) и 19,1% девушек (от 2 с до 13 с). Значения пробы Генчи к 5 году обучения возрастают у 63,3% юношей (от 2 с до 11 с) и 52,0% девушек (от 2 с до 10 с). 22,2 % девушек за период обучения в вузе снижают возможности задержки дыхания на выдохе (от 2 с до 9 с), а среди юношей таких 16,4% (от 2 с до 11 с).

Значения показателей САД увеличились за 5 лет у 61,1% юношей на 3-14 мм рт.ст, у 59,3% девушек - на 3-14 мм рт.ст. Выявлены студенты, у которых, наоборот, к завершению обучения в вузе произошло снижение значений САД: у 11,2% юношей (от 3 до 12 мм рт.ст) и 17,3% девушек (от 3 до 14 мм рт.ст).

За время обучения в вузе показатели ЧСС у 53,4% юношей снизились на 3-15 уд/мин, у 56,5% девушек - на 3-16 уд/мин. При этом 144% юношей и 15,8% девушек при обследовании на 5 году обучения имели значения ЧСС выше (от 3 до 11 уд/мин), в отличие от показателей ЧСС, полученных у них при обследовании на 1 курсе.

При исследовании распространенности соматотипов среди студенческой молодежи выявили наиболее часто встречаемый тип телосложения - торакальный (47,3% и 55,8% соответственно) (табл.3). Далее следуют мышечный тип телосложения (28,7% и 24,6% соответственно), дигестивный (17,3% и 12,3% соответственно) и астеноидный (6,7% юношей и 7,4% девушек).

За 5 лет обучения среди юношей и среди девушек отмечено, на фоне снижения численности молодежи с астеноидным (на 5,9% у юношей и 5,6% у девушек) и торакальным (на 9,6% у юношей и 3,5% у девушек) соматотипами увеличение распространенности мышечного (на 11,7% у юношей и 6,2% у девушек) и дигестивного (на 4,8% у юношей и 2,9% у девушек) типов телосложения.

Таблица 3
Динамика распространенности типов телосложения студентов за период обучения в вузе

Примечание: А - астеноидный, Т - торакальный, М - мышечный, Д - дигестивный

Об увеличении численности молодежи с избыточной массой тела к завершению обучения в вузе свидетельствует динамика значений BMI (табл.4).

Таблица 4
Динамика показателей BMI, индекса Робинсона и индекса Скибинской у студентов за период обучения в вузе

Индекс Робинсона характеризует систолическую работу сердца, применяется для количественной оценки энергопотенциала организма человека. Низкая оценка индекса Робинсона свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы [3,7,8].

Индекс Скибинской характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества. При низкой оценке индекса Скибинской можно говорить о недостаточности функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения и сниженной устойчивости к гипоксии.

В результате проведенного нами исследования выявлено, что половина обследованных студентов имеет удовлетворительные оценки по индексам Робинсона и Скибинской, а четверть - хорошие и очень хорошие. Значения указанных индексов на протяжении 1 -4 курсов увеличиваются в оценках «хорошо» и «очень хорошо». На 5 курсе доля положительных оценок снижается, что свидетельствует о снижении тренированности организма и подтверждает важность занятий физкультурой для укрепления физического здоровья. Итак:

1. В группе обследованных студентов ростовые процессы прекратились у юношей в возрасте 21-22 года, а у девушек в возрасте 19-20 лет. Наибольшие приросты ЖЕЛ, ДПК, проб Штанге и Генчи отмечаются на 2-3 курсах, а затем на 5 году обучения темпы наращивания функциональных резервов резко замедляются, что можно объяснить отсутствием в учебной программе занятий по физической культуре.

2. Исследование физиологических особенностей физического развития с применением индексов Робинсона и Скибинской показало его обусловленность уровнем двигательной активности студентов.

3. Приросты массы тела замедляются с остановкой ростовых процессов, но ведут к увеличению числа студентов с избыточным весом, что подтверждается возрастанием численности молодежи с дигестивным типом телосложения и высокими значениями BMI.

Заключение. Полученные результаты подтверждают важность двигательной активности в поддержании уровня физического здоровья студентов, занимающихся преимущественно умственной деятельностью и ведущих малоподвижный образ жизни. Для молодежи необходимо формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств спорта, туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки, коррекции телосложения и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

 

Литература

1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие. - М.: Альфа-М., 2012. - 336 с.
2. Физическое развитие студентов высших учебных заведений Нижнего Новгорода /Матвеева Н.А. и др. // Медицинский альманах. - 2015. - № 5 (40). - С. 176-178.
3. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Жулин Н.В. Методы оценки и самоконтроля физического здоровья учащейся молодежи: учебно-методическое пособие. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. - 174 с.
4. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». - М., 2001.
5. Положение об охране здоровья обучающихся в филиалах Нижегородского государственного университета им.Н.И. Лобачевского от 27.02.2015 г.
6. Профессионально-ориентированная практика. Выпуск Х: учебно- методическое пособие / сост. С.В. Михайлова. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. - 56 с.
7. Соловьев В.Н. Физическое здоровье как интегральный показатель уровня адаптации организма студентов к учебному процессу [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2005. - № 2. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1506 (дата обращения: 20.04.2018).
8. Элективные курсы по физической культуре и спорту: учебно-методическое пособие. Профессионально-прикладная подготовка студентов средствами физической культуры и спорта. Ч.1. / Т.В.Сидорова и др. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. - 193 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (26) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (10.09.2019)
Просмотров: 12 | Теги: метод индексов, Физическое развитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь