Вторник, 20.08.2019, 03:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Зубов В.Н., старший преподаватель Вятский государственный университет

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Специалисты полагают, что на сегодняшний день функционирующая система физического воспитания студенческой молодежи не справляется с имеющимися проблемами ухудшения уровня физического здоровья студентов. Главным условием эффективной реализации физического воспитания является индивидуальный подход к каждому студенту. Исследование отношения студентов к физической культуре и спорту поможет найти нужные средства и методы обучения, которые будут отвечать интересам каждого. Статья посвящена выявлению отношения студентов ВятГУ к физическому воспитанию и студенческому спорту.

Ключевые слова: отношение к спорту, физическое воспитание, студенческий спорт.

 

На протяжении длительного времени различные ученые и специалисты- практики полагали, что регулярные занятия молодежи спортом предоставляют отличную возможность для решения значительного количества немаловажных социальных и культурных вопросов: содействуют поддержанию хорошего состояния здоровья и его укреплению, способствуют разностороннему и гармоничному формированию личности, развивают физическую культуру [1].

Но в то же время известно, что степень физического развития и функциональной подготовленности большего количества современных студентов не отвечает оптимальным параметрам. Согласно экспериментальным данным, на сегодняшний день более 50 % выпускников образовательных учреждений обладают двумя или более хроническими заболеваниями, 30 % призывающихся на службу в вооруженные силы РФ считаются негодными к срочной службе по состоянию здоровья, а около 40 % молодых людей призывного возраста не выполняют нормативы по общей физической подготовке даже на оценку «удовлетворительно» [2].

В соответствии с данными разных социологических исследований можно сделать вывод, что количество студентов, направленных согласно результатам медицинского обследования в специализированные медицинские группы, доходит до 50% от общего числа обучающихся, а степень физического здоровья студентов планомерно уменьшается в прямой зависимости от курса обучения [4]. Кроме этого, подавляющая доля молодых специалистов покидает учебные заведения с более низкими показателями уровня физического здоровья, по сравнению с теми же показателями, которые они имели в начале своего обучения в вузе. У студентов с повышением курса обучения увеличивается и частота хронической патологии, и преимущественно это обусловлено переходом различных функциональных отклонений в хронические формы заболеваний. Более того, у студентов последних курсов обучения отмечается значительное количество вновь возникших морфофункциональных отклонений и понижение уровня адаптационных возможностей функциональных систем организма. Увеличение числа заболеваний обучающихся старших курсов проявляется на фоне заметного понижения степени их физического развития и функциональной подготовленности. Показательным проявлением подобных негативных процессов у таких студентов считается внезапное увеличение частоты сердечных сокращений и артериального давления в состоянии покоя [4]. Описанная ситуация является серьезной проблемой, которая требует незамедлительного решения, так как врачи на сегодняшний день не в силах преодолеть сложившуюся неблагоприятную динамику ухудшения уровня здоровья молодых людей [6].

По мнению некоторых исследователей [5], на сегодняшний день применяемые в практике высших образовательных учреждений формы, способы и средства обучения не дают возможности в достаточной мере гарантировать осуществление личностно- ориентированного подхода к формированию здорового образа жизни студентов и не соответствуют требованиям к подготовке современных выпускников. Главным недостатком, по мнению Н.А. Мелешковой, является отсутствие в структуре физического воспитания студентов индивидуально-дифференцируемого подхода [3]. Автор полагает, что на сегодняшний день в вузах уделяется катастрофически мало внимания физкультурно-оздоровительной работе с обучающимися, организации самостоятельной деятельности молодежи по формированию и развитию у них ценностных ориентаций. Недостаток здорового образа жизни является проблемой в данной категории людей. Учебно-методическая литература по обозначенной проблеме практически отсутствует.

Цель работы: изучить отношение студентов ВятГУ к спорту.

Материалы и методы исследования. Для изучения отношения студентов к физическому воспитанию и спорту, а также выявления проблем в области физкультурно-оздоровительной деятельности среди студентов, мы провели анкетный опрос студентов ВятГУ:

1. Занимаетесь ли Вы спортом в свободное время?

2. Посещаете ли Вы занятия физической культурой?

3. Нравится ли вам существующая форма проведения занятий физической культурой?

4. Что Вам мешает заниматься физкультурной деятельностью?

5. Что мотивирует Вас заниматься физической культурой и спортом?

6. Что, по Вашему мнению, университет еще должен сделать для здоровья всех студентов?

Статистический анализ проводили в компьютерной программе Excel с использованием алгоритма сглаживания методом скользящей средней, кросскорреляционного анализа (коэффициент Пирсона), корреляционного анализа (коэффициент Спирмена), дисперсионного анализа.

Для лучшего представления и наглядности ответов, их оценки и процентное содержание представлено в виде диаграмм.

Результаты исследования и их обсуждение.

Проанализировав результаты анкетирования студентов, было выявлено, что большинство из них не занимается спортом в свободное время.

Как видно из рисунка 1, только 30% респондентов занимаются спортом в свободное время регулярно, 60% не занимаются вообще, 10% опрошенных занимаются иногда.

Рисунок 1. Анализ ответов респондентов на вопрос «Занимаетесь ли Вы спортом в свободное время?»

На рисунке 2 видно, что большинство студентов (80%) посещают физкультурные занятия и только 20% по различным причинам их не посещают.

Рисунок 2. Анализ ответов респондентов на вопрос «Посещаете ли Вы занятия физической культурой?»

Многие студенты желают, но не могут позволить себе заниматься спортом, так как современные спортивные комплексы и тренажерные залы с новейшим оборудованием и инвентарем работают на коммерческой основе. А студенту, в первую очередь, нужно заплатить за обучение, аренду жилья, питание.

Рисунок 3. Анализ ответов респондентов на вопрос «Нравится ли Вам существующая форма проведения физкультурных занятий?»

Из рисунка 3 видно, что далеко не все студенты удовлетворены существующей формой проведения физкультурных занятий. Так, на поставленный вопрос только 50% ответили утвердительно, 20% затруднились ответить, 30% ответили отрицательно.

Рисунок 4. Анализ ответов респондентов на вопрос «Что Вам мешает заниматься физкультурной деятельностью?»

Как видно из рисунка 4, главной проблемой, препятствующей физкультурным занятиям, является, по мнению опрошенных студентов, отсутствие свободного времени, точнее его недостаток. На этот фактор указывают 50% студентов. Вторая по значимости причина - отсутствие секций по любимому виду спорта. На нее указало 30% из опрошенных респондентов. Далее, для студентов сравнительно большей помехой является «отсутствие инвентаря и спортивной формы», «отсутствие достаточной мотивации».

Из многолетней практики Вятского государственного университета: на протяжении многих лет студенты ВятГУ занимались физической культурой по специализациям. На 1 курсе в сентябре месяце, по результатам анкетирования, студенты распределялись по специализациям видов спорта: легкая атлетика, лыжная подготовка, самбо, фитнес, мини-футбол, волейбол, баскетбол, атлетическая гимнастика и специальная группа с ограничением здоровья. В 2018 году руководство университета определило: современной молодежи нужно развитие во всех сферах, а не по специализациям. С сентября месяца 2019 года вся учебная группа (экономисты, инженеры, юристы, педагоги и др.) занимается физкультурой у одного преподавателя, без права выбора. Сделано это для удобства проведения аттестации и зачетов. Вывод печален - пропала мотивация заниматься физкультурой и резко снизилась посещаемость.

Рисунок 5. Анализ ответов респондентов на вопрос «Что мотивирует Вас заниматься физической культурой и спортом?»

Как видно из рисунка 5, главное место в структуре мотивации занимает «забота об улучшении своего здоровья» - такой ответ выбрали 60% опрошенных респондентов. На втором месте (20%) оказалась потребность в движениях, физических упражнениях. 13 % опрошенных дали ответ: «желание не быть хуже других» и 7% отметили «потребность в самоутверждении, желание быть лучше других».

На рисунке 6 показано, что в трех вариантах ответов мнения разделились практически равномерно.

Так, 30% студентов ответили, что необходима организация занятий физкультуры с использованием нетрадиционных развивающих методик, 30% респондентов ответили, что нужно обновление спортивного инвентаря, 25% опрошенных полагают, что необходима организация поездок на природу и 15% выбрали вариант «увеличение числа спортивных соревнований».

Рисунок 6. Анализ ответов респондентов на вопрос «Что, по вашему мнению, университет еще должен сделать для здоровья всех студентов?»

Таким образом, по результатам опроса можно заключить, что отношение к физическому воспитанию и спорту у студентов в целом положительное, но в то же время они недостаточно вовлечены в спортивную деятельность. Большинство респондентов не занимаются спортом в свободное время по различным причинам, главным образом из-за недостатка свободного времени. Большая часть опрошенных, посещающих физкультурные занятия, не довольны их организацией.

Заключение.

В настоящее время существуют методы повышения эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию студентов. Предполагается, что индивидуализация программ физического воспитания студентов и обновление спортивного оборудования на занятиях физической культурой и спортом в ВятГУ будут способствовать эффективному поддержанию здоровья занимающихся.

 

Литература

1. Барановская Д.И. Роль физического воспитания в студенческих // Актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех людей в современном периоде жизни: материалы VIII международной научной сессии по результатам научных исследований в 2004 г. - Минск, DSUPE, 2005. - С. 13-16.
2. Козлов А.В. Спортивно-ориентированное физическое воспитание студентов муниципального вуза // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 1. - С. 51-52.
3. Мелешкова Н.А., Заплатина О.А. Особенности вуза в формировании здорового образа жизни в системе физического воспитания // Проблемы модернизации образования в условиях вхождения России в Болонский процесс: материалы международной конференции, 1-2 февраля 2005 г. - Кемерово, 2005. - С. 232-235.
4. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 2 (39). - Т.2. - С.178-182.
5. Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. Казань, 24-27 ноября 2016 г. / под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина, Т.Ю. Покровской. - Казань: Изд-во «Фолиант», 2016. - 756 с
6. Югова Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 3 (17). - Т.1. - С.213- 217.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (28) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (09.08.2019)
Просмотров: 12 | Теги: физическое воспитание, спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь