Четверг, 08.12.2016, 10:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста на основе спортивной ориентации

Ядреев В.В.

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста на основе спортивной ориентации

Аннотация. В данной статье рассматриваются труды ведущих ученых в области физической культуры и спорта как методологическая основа для проведения исследования по спортивной ориентации школьников.

Ключевые слова: Физическая подготовленность, школьники, физическая культура, спортивная ориентация.

 

Цель исследования: Научно-методическое обоснование содержания и организации спортивной ориентации школьников в условиях общеобразовательной школы.

Актуальность исследования. В течение последних лет, многочисленные данные о низком уровне физической подготовленности школьников, увеличении количества детей имеющих различные отклонения в состоянии здоровья свидетельствуют о чрезвычайной актуальности поиска новых форм, которые привлекут детей в пространство физического воспитания и спорта.

На сегодняшний день состояние физического воспитания в школах, начальной спортивной ориентации, оздоровительной физической культуры крайне неудовлетворительное. Возможности дальнейшего развития без изменения государственного финансирования и внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования у школьников спортивных умений и навыков весьма ограниченны [4, 5].

Проблеме спортивной ориентации уделяли внимание многие ученые в различных видах спорта. В.Н. Платоновым были охарактеризованы этапы отбора пловцов на протяжении многолетней тренировки. Представлены различные критерии оценки перспективности для занятий плаванием [3], В.Г.Алабиным охарактеризована методика определения спортивной пригодности в различных видах спорта в зависимости от классификации, отражающей специфику движений, а также структуру соревновательной и тренировочной деятельности [1].

В связи с вышеизложенным следует признать наличие научной проблемы, которая определяется несоответствием между созданными социальными условиями для занятий спортом и малым количеством занимающихся, особенно среди школьников. Поэтому представляется актуальным разработка технологии вовлечения школьников в спортивную деятельность, а также создания службы оказания помощи населению в спортивной ориентации.

Методы и организация исследования. Нами составлена программа опытно-экспериментальной работы. Основное исследование проводиться на базе Средней общеобразовательной школы № 2 г. Якутска. В эксперименте принимают участие 60 школьников четвертых классов в возрасте 10-11 лет. Сформирована экспериментальная и контрольная группы по 30 школьников. В экспериментальной группе осуществляется спортивная ориентация по разработанной нами технологии в вариативной части школьного урока по физической культуре. В контрольной группе спортивная ориентация проходит общепринятыми средствами физической культуры, обе группы учатся по общепринятой программе по физической культуре, разница состоит в реализации содержания вариативной части урока.

На констатирующем этапе опытно - экспериментальной работы нами было проведено ознакомительная часть с ударными видами единоборств: бокс, кикбоксинг, муай-тай и тхэквондо. В ходе которого мы показали и рассказали об этих видах спорта с помощью мультимедийных пособий, учебных фильмов, рисунков и т. д..

Содержание программы ОЭР по спортивной ориентации включает следующие компоненты (рисунок
№1):

- теоретическая подготовка проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и
беседы. А также в форме непродолжительных лекций, семинаров или методических занятий с известными якутскими спортсменами. При проведении теоретической части следует излагать материал в доступной им форме. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения об истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов, учебные пособия по обучению начальной подготовки по видам спорта, спортивные журналы и энциклопедии для детей и т.п.;

- эффективность усвоения теоретико-методических знаний существенно повышается за счет использования учебных фильмов, мультимедийных пособий, рисунков, плакатов и других наглядных пособий, например, выполнение различных упражнений, приемов самозащиты, тренировка выдающихся спортсменов, соревнования (от городских до олимпийских игр). Весьма полезен коллективный просмотр и обсуждение телевизионных передач на спортивную тематику, а также получение спортивной информации с помощью современных мультимедийных пособий и источников в Интернете;

- пропаганда здорового образа жизни, повышение культуры здоровья личности, стремление совершенствовать стиль поведения, образ жизни в целях достижения гармонии в физическом, психическом и нравственном здоровье на основе валеологических рекомендаций, неприятие антисоциальных привычек: курения, алкоголизма, наркомании;

- игровые методы физического воспитания с помощью, которого решаются самые разные задачи:

развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся эмоциональностью, что содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины.

Рисунок №1
Программа опытно - экспериментальной работы

Заключение. Эффективность спортивной ориентации повышается, если увеличить информационную составляющую этого процесса посредством внедрения развивающего модуля на уроках физической культуры, что положительно влияет на уровень знаний школьников по предмету «физическая культура», повысит их физическую подготовленность, интерес, мотивацию, а также увеличит количество занимающихся школьников в спортивных секциях.

В целом разработанная программа опытно - экспериментальной работы по спортивной ориентации школьников способствует улучшению показателей теоретических знаний по физической культуре и физической подготовленности учащихся, содействует формированию ЗОЖ, устойчивой мотивации и активному привлечению детей к систематическим занятиям спортом.

Литература:

1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. - Харьков: Основа, 1993. - 243 с.
2. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983.- 175 с.
3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения // Учебник тренера высшей квалификации. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - С. 257-312.
4. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: учеб. пособие для вузов физич. культуры / В.П. Губа. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 208 с.
5. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 11 - 16.

Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 22 февраля 2014 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2014. - 55 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.07.2016)
Просмотров: 100 | Теги: физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016