Четверг, 08.12.2016, 10:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

1. Физический показатель и базовая доходность

Как рассчитать и уплатить единый налог на вмененный доход

1. Физический показатель и базовая доходность

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Вмененный доход - потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:

1) К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор.

В соответствии со ст. 346.27 Налогового кодекса РФ на 2013 г. коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, в соответствии с гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации, установлен в размере, равном 1,569 (Приказ Минэкономразвития России от 31 октября 2012 г. N 707 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2013 год");

2) К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.

При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2.

Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 Налогового кодекса РФ.

Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Если нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 не приняты до начала следующего календарного года и (или) не вступили в силу в установленном Налоговым кодексом РФ порядке с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента К2, действовавшие в предыдущем календарном году.

Кроме того, отметим, что до начала 2009 г. действовали положения п. 6 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ, согласно которому плательщикам единого налога на вмененный доход предоставлялось право самостоятельно корректировать в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение коэффициента К2.

В целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение коэффициента К2 определялось как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.

В этих целях количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода определялось налогоплательщиками как разница между общим количеством календарных дней в календарном месяце и количеством календарных дней, в течение которых по объективным причинам деятельность в конкретном месте ими не могла осуществляться, была временно приостановлена или окончательно прекращена (определенный график работы налогоплательщика; аварийная ситуация; временное приостановление (окончательное прекращение) деятельности по решению (предписанию) суда или федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти; снятие с учета в налоговых органах и т.п.) (Письмо Минфина России от 9 октября 2007 г. N 03-11-04/3/395).

Однако в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2009 г. абз. 3 п. 6 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ был отменен.

Таким образом, дни, когда предпринимательская деятельность временно не осуществлялась или была приостановлена (выходные, санитарные дни, период ремонта, специальный график работы и т.п.), на расчет единого налога на вмененный доход с 1 января 2009 г. не влияют.

Таким образом, с 1 января 2009 г. у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, стали возникать вопросы: необходимо ли уплачивать единый налог и нужно ли подавать налоговую декларацию, если вмененная деятельность временно была приостановлена?

Одно время разъясняющие органы приходили к выводу, что в случае временного приостановления предпринимательской деятельности плательщик ЕНВД мог представлять нулевые налоговые декларации по ЕНВД.

Так, ФНС России в Письме от 27 августа 2009 г. N ШС-22-3/669@ "О представлении "нулевых" налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности" указывала, что исходя из норм гл. 26.3 Налогового кодекса РФ обстоятельством, с которым Налоговый кодекс РФ связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по представлению налоговой декларации по ЕНВД, является фактическое осуществление видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.

Учитывая, что процесс осуществления деятельности предполагает, прежде всего, потребление с определенной целью трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, отсутствие конечного результата этого процесса не отрицает факта осуществления этой деятельности (например, закупка и получение товара в течение длительного периода времени, болезнь работника, с которым заключен трудовой договор).

Статьей 346.28 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов в 5-дневный срок со дня начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, встать на учет в налоговых органах в качестве плательщиков ЕНВД и в тот же срок сняться с учета в этом качестве при прекращении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Исходя из изложенного у налогоплательщика появляется обязанность по постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД по факту начала потребления указанных ресурсов независимо от получения дохода от этой деятельности и снятию с учета в качестве плательщика ЕНВД по факту окончания потребления этих ресурсов.

Следовательно, между указанными моментами начала и окончания осуществления деятельности, подпадающей под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации по ЕНВД.

При этом в целях налогообложения ЕНВД процесс потребления трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов при осуществлении деятельности не всегда может быть характеризован наличием значений физических показателей осуществления этой деятельности, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В таком случае у налогоплательщика будут отсутствовать фактические значения физических показателей базовой доходности по осуществляемой деятельности и, соответственно, он, согласно позиции ФНС России, сможет отразить это в налоговой декларации, представляя нулевую декларацию.

А согласно выводам ФНС России, изложенным в Письме от 7 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9023, правомерность представления нулевой декларации по единому налогу на вмененный доход налогоплательщики могут подтвердить любыми документами, подтверждающими факт приостановления по объективным причинам осуществляемой деятельности (временная нетрудоспособность индивидуального предпринимателя, аварийная ситуация, решение (предписание) суда или органов исполнительной власти о приостановлении деятельности, ремонт, санитарно-профилактические мероприятия, расторжение договора аренды нежилого помещения и т.п.).

Например, при проведении ремонта в магазине, по мнению ФНС России, такими документами могут быть приказ руководителя организации о проведении ремонта, договор подряда на проведение ремонтных работ со сторонней организацией, акт выполненных работ и другие документы.

Однако, позднее ФНС России Письмом от 10 октября 2011 г. N ЕД-4-3/16690@ отозвала свое Письмо от 7 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9023.

Оно было отозвано в связи с противоположной позицией Минфина России, изложенной в Письмах от 30 июня 2009 г. N 03-11-09/230, от 22 сентября 2009 г. N 03-11-11/188 и от 27 октября 2009 г. N 03-11-06/3/253, в которых было указано, что "...представление "нулевой" декларации по единому налогу на вмененный доход в налоговые органы главой 26.3 Налогового кодекса РФ не предусмотрено".

Так, позиция Минфина России по данному вопросу заключалась в том, что плательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного, а не фактически полученного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности.

Соответственно, обязанность налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход и подаче в налоговый орган налоговой декларации по данному налогу возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления.

Поэтому до снятия с учета плательщик единого налога на вмененный доход обязан уплачивать данный налог независимо от длительности периода приостановления деятельности.

Таким образом, Минфин России приходил к выводу, что представление нулевой декларации по единому налогу на вмененный доход в налоговые органы гл. 26.3 Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Прекратить представлять декларации по единому налогу на вмененный доход налогоплательщик может только после того, как он подаст в налоговую инспекцию заявление о снятии с учета в качестве плательщика единого налога на вмененный доход и получит уведомление о снятии с учета по данному основанию.

Свою позицию Минфин России подтвердил и в более поздних Письмах, например от 17 августа 2012 г. N 03-11-11/250, от 3 июля 2012 г. N 03-11-06/3/43, от 5 мая 2012 г. N 03-11-11/145, от 10 февраля 2012 г. N 03-11-06/3/8.

Он также указал, что под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход плательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ).

Базовой доходностью признается условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Таким образом, плательщик единого налога на вмененный доход должен рассчитывать данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных в п. 2 ст. 346.26 гл. 26.3 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, если плательщик единого налога на вмененный доход временно не осуществляет предпринимательскую деятельность, то исходя из положений гл. 26.3 Налогового кодекса РФ указанный налогоплательщик обязан подать в налоговый орган в течение 5 дней со дня прекращения предпринимательской деятельности заявление о снятии с учета в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.

Впоследствии и ФНС России в Письме от 30 августа 2012 г. N ЕД-4-3/14362@ указала, что субъекты предпринимательской деятельности, состоящие на учете в налоговых органах в качестве плательщиков ЕНВД, обязаны представлять налоговые декларации по единому налогу независимо от наличия или отсутствия дохода от ведения предпринимательской деятельности (наличия соответствующих значений физических показателей) в налоговом периоде.

В то же время налогоплательщики, окончательно прекратившие с начала налогового периода осуществление своей деятельности в сферах, подпадающих под действие гл. 26.3 Налогового кодекса РФ, и снявшиеся в этой связи в налоговых органах с учета в качестве плательщиков ЕНВД, утрачивают обязанность по уплате единого налога и, следовательно, по представлению налоговых деклараций по этому налогу начиная с данного налогового периода.

Однако, как указала ФНС России, гл. 26.3 Налогового кодекса РФ не урегулирован порядок определения плательщиками ЕНВД величины своих налоговых обязательств по данному налогу в случае приостановления ими осуществления видов деятельности, подлежащих обложению единым налогом.

ФНС России проанализировала сложившуюся арбитражную практику по этому вопросу и обратила внимание, что она неоднозначна.

Так, ФНС России указала, что суды однозначно определяют отсутствие оснований у налоговых органов для доначисления единого налога налогоплательщикам, необходимость представления налоговых деклараций по ЕНВД налогоплательщиками, по объективным обстоятельствам приостановившим осуществление своей деятельности (ремонт помещения, аварийная ситуация, болезнь индивидуального предпринимателя и т.п.) (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2006 г. N Ф04-3979/2005(18531-А75-29); ФАС Поволжского округа от 16 мая 2006 г. N А72-9692/05-13/139; ФАС Центрального округа от 7 августа 2008 г. N А35-2343/07-С15; ФАС Поволжского округа от 19 февраля 2009 г. N А55-9696/2008; ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 января 2008 г. N А19-10018/07-57-Ф02-9574/07; ФАС Уральского округа от 30 июля 2008 г. N Ф09-5331/08-С3; ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. N А48-7048/05-18; ФАС Западно-Сибирского округа от 20 марта 2012 г. N А70-7195/2011 и др.).

Также, по мнению ФНС России, следует учитывать и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 28 марта 2000 г. N 5-П отметил, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи ее ст. ст. 1 (ч. 1), 15 (ч. 2 и 3) и 19 (ч. 1 и 2) в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Поэтому, как указала ФНС России, Налоговый кодекс РФ предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он обязан платить (п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

В этих условиях ФНС России считает, что субъекты предпринимательской деятельности, прекратившие (приостановившие) осуществление деятельности, подпадающей под обложение единым налогом, но не снявшиеся в налоговых органах с учета в качестве плательщиков ЕНВД, сохраняют обязанность по представлению налоговых деклараций по ЕНВД до момента снятия их с учета в качестве плательщиков данного налога.

Одновременно ФНС России обратила внимание, что 25 июня 2012 г. был принят Федеральный закон N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Законом N 94-ФЗ в целях стимулирования хозяйствующих субъектов, прекративших (приостановивших) деятельность, подпадающую под ЕНВД, к снятию с учета в качестве плательщиков ЕНВД с 1 января 2013 г. предусмотрена обязанность налогоплательщиков по исчислению единого налога до даты снятия с учета в налоговом органе, указанной в уведомлении налогового органа о снятии организации или индивидуального предпринимателя с учета в качестве плательщика единого налога, что позволит налоговым органам доначислять ЕНВД в определенных ситуациях на законном основании.

К такому же вывод пришел и Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 5 марта 2013 г. N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации".

Он указал, что в силу п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую названным налогом.

В силу абз. 3 п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ плательщик ЕНВД, прекративший соответствующую предпринимательскую деятельность, снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД на основании заявления, поданного им в налоговый орган в течение 5 дней со дня прекращения этой предпринимательской деятельности.

Следовательно, предусмотренный абз. 3 п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ механизм, направленный на прекращение статуса плательщика ЕНВД, подлежит применению как при отказе от ведения соответствующей деятельности, так и при прекращении ее осуществления на определенное время.

Таким образом, по мнению Президиума ВАС РФ, только лишь факт временного приостановления предпринимателем своей деятельности сам по себе не снимает с него статуса плательщика ЕНВД и не освобождает от выполнения возложенных на плательщика этого налога обязанностей.

________________

1. Физический показатель и базовая доходность

2. Порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (10.05.2014)
Просмотров: 411 | Теги: ЕНВД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016