Воскресенье, 24.09.2017, 20:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ

Н.Е.Ерешко, С.В.Клименко

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ


Рассмотрена проблема социальной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и компенсации их утраченных функций средствами физической рекреации в рамках внедрения иклюзивного образования. Предлагается технология занятий с детьми, имеющими поражения опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: физическая рекреация, инклюзивное образование, социальная интеграция, поражение опорно-двигательного аппарата, федеральные государственные образовательные стандарты.

 
В контексте повсеместного внедрения инклюзивного образования в структуру общеобразовательных школ становится актуальным возможность использовать физическую рекреацию не только как возможность улучшения психофизического состояния участников инклюзивного образовательного процесса, но и как средство профилактики дезадаптации, сегрегации школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обществе одноклассников; нормализации межличностных взаимодействий путём создания интегрированной среды обучения; повышения уровня взаимопонимания и взаимопомощи, чувства товарищества, милосердия среди подрастающего поколения по отношению к детям с инвалидностью [1; 4; 5].

Данные информационно-аналитической системы «Мониторинг» департамента управления сетью подведомственных организаций, департамента государственной службы, кадров и управления делами Министерства образования и науки РФ (2015) говорят о том, что в нашей стране в 2014/15 учеб. году обучалось 481 587 детей с ОВЗ и инвалидностью. Из них 110 295 детей учатся в отдельных классах в общеобразовательных школах, 159 125 — в инклюзивных классах, 212 167 — в коррекционных школах.

Инклюзия подразумевает адаптацию услуг общеобразовательных школ ко всевозможным потребностям учащихся с ОВЗ, и в соответствии с этими потребностями начинают разрабатываться и утверждаться федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ. Так, с 1 сентября 2016 г. вступает в силу ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Стандарт применяется для обучения по адаптированным образовательным программам и осуществляется по ним до завершения обучения. Разработан и готовится к утверждению проект ФГОС среднего общего образования. Учебный план состоит из обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей, а также внеурочных занятий спортивно- оздоровительного, нравственного, социального, общекультурного направлений, адаптированных для занимающихся с инвалидностью. В рамках внеклассных занятий учащихся с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) необходимы занятия инклюзивной физической рекреацией (ИФР), которая является совокупностью физической и адаптивной двигательной рекреаций.

Эти занятия способствуют социальной интеграции таких учащихся, коррекции их нарушений, замещению утраченных функций, предотвращению развития вторичных отклонений, обусловленных основным диагнозом. Действенность занятий можно повысить с помощью таких видов упражнений, которые будут способствовать компенсации дефектов физического развития и освоению двигательных умений наравне со здоровыми одноклассниками. Утраченные в результате основного заболевания двигательные возможности можно частично восстанавливать с помощью физических упражнений благодаря внутренним, физиологическим механизмам компенсации центральной и периферической нервных систем. На этой основе должны быть построены все занятия физической культурой с учащимися, имеющими ПОДА, потому что здоровые нейроны способны перенимать функции повреждённых клеток нервной системы, восстанавливая двигательные способности.

В исследованиях Н. А. Бернштейна отмечается, что для исполнения двигательного акта головной мозг взаимодействует как с мышцами, участвующими в его выполнении, так и принимает информацию от экстеро- и интерорецепто- ров о достигнутых результатах. Далее полученные данные анализируются и мышцы получают от центральной нервной системы обновлённые «приказы», которые исправляют недочёты в движении. То есть построение двигательного действия возможно только при взаимодействии периферической и центральной нервной систем. Именно Н. А. Бернштейн предположил, что для построения движений различной степени сложности «приказы» сообщаются на иерархически различных уровнях нервной системы, а когда действие становится автоматизированным, то данная функция спускается на более низкий уровень [2]. Г. А. Бобков (2012) считает, что, понимая механизмы адаптации к нагрузкам (виды гипертрофий), можно прогнозировать поведение организма в условиях пониженной двигательной активности. Применительно к занятиям ИФР, анализируя научные работы Г. А. Бобкова (2012), можно сделать следующие выводы:

• Суммарная физическая нагрузка пороговой интенсивности способствует развитию в мышцах гипертрофии смешанного типа, усиливая мощность вегетативных систем и трофику мышечно- двигательного аппарата, что увеличит питание и восстановление суставов, связок, костей.

• Гипертрофия мышечной ткани развивается долго в зависимости от продолжительности, мощности, характера упражнений, поэтому важно нормировать нагрузку во избежание эффекта перетренированности.

• Выполнение выдоха в момент мышечного усилия является необходимым условием положительного рекреационного эффекта.

• Поскольку занятия инклюзивной физической рекреацией носят поддерживающий характер, то могут использоваться каждый день.

• В комплекс занятий должны включаться корригирующие упражнения: дыхательные, релаксирующие, нормализирующие положения головы и конечностей, координационные, ритмические, пространственной организации движений.

• Адекватность физической нагрузки определяется частотой сердечных сокращений (ЧСС).

В первой, подготовительной части занятия ЧСС не должна превысить 15-20 % от исходных показателей, после основной — 40 %. По завершении занятий ЧСС должна приблизиться к исходным показателям через 1-2 мин [3]. Необходимо избегать переутомления занимающихся. Требуется индивидуализация дозировки физической нагрузки на каждом занятии [1; 5].

Занятия ИФР имеют свои основные особенности, обусловленные следующими причинами:
- многообразие отклонений в состоянии здоровья детей с ПОДА;
- проблематичность выявления исходной величины нагрузки и её нормы для каждого ребёнка с инвалидностью;
- затруднения в выборе оптимальных средств и методов физической культуры и спорта, которые не только интересны здоровым детям, но и доступны инвалидам;
- сложности в выборе показателей контроля психофизического состояния детей интегрированной группы.

Разработанная технология ИФР для внеклассной деятельности представлена в виде следующих этапов:

1. Сбор информации о детях—объектах воздействия, которых планируется объединить в интегрированную группу: медицинский допуск к занятиям физической культурой, анализ индивидуальных карт занимающихся; данных об уровне функциональной и физической подготовленности с помощью функциональных проб, педагогических и психологических тестов.

2. Анализ полученной информации, определение и формулировка реальной цели, которой необходимо достичь. Использование различных средств физической культуры в оздоровительно- рекреативных занятиях даёт возможность полноценного отдыха.

3. Разработка стратегии и методики физической культуры для укрепления и восстановления здоровья детей интегрированной группы. Планирование и реализация занятий ИФР.

В нашем исследовании принимали участие 20 учащихся с ДЦП среднего школьного возраста и 20 их здоровых сверстников. Занятия ИФР были организованы на базе одного из подольских физкультурно-спортивных клубов с цикличностью один раз в неделю и длительностью 2 ч. Структура занятия была классической: вводная, основная и заключительная части [1], основанные на комплексном использовании упражнений, адекватных к исполнению детьми с ОВЗ, элементов спортивных и подвижных игр (футбол большим мячом, регби на коленях, эстафеты в парах и др.); локальных силовых упражнений на основные мышечные группы (перетягивание каната, перекидывание набивного мяча и др.) с помощью соревновательного и игрового методов [5]. Объединённой группой дети занимались в вводной и заключительной частях занятия, которое вели два тренера-преподавателя. Комплексность воздействия позволила активизировать все механизмы адаптации, включая деятельность психоэмоциональных и физиологических систем организма.

В ходе исследования были разработаны критерии социализации и проявления социальной активности учащихся с церебральным параличом: низкий уровень субъективного ощущения одиночества, низкий уровень депрессии и тревожности, адекватная самооценка и высокий уровень эмпатии (сопереживания) и доброжелательности. По окончании исследования проведено тестирование: показатели депрессии, субъективного ощущения одиночества, ситуативной тревожности снизились, напротив, уровни доброжелательности и социальной эмпатии стали выше.

Следовательно, занятия ИФР способствуют включению учащихся с инвалидностью в социум, одновременно помогая здоровым сверстникам воспринимать одноклассников с ОВЗ как товарищей по команде, объединяя детей в единый коллектив.

Список литературы

1. Иванов, В. Д. Адаптация детей с ограниченными способностями к инклюзивному образованию в условиях школы / В. Д. Иванов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Образование и здравоохранение. - 2014.- № 1.- С. 142-144.
2. Бубновский, C. М. Саркоплазматический тип рабочей гипертрофии (СТРГ) / С. М. Бубновский, Г. А. Бобков, Л. С. Бубновская // Возрастно-половые основы адаптивной физической культуры (кинезите- рапии).- М. : Астрея-центр, 2012. - С. 249-256.
3. Гильбо, И. С. Нормативы физического развития детей дошкольного и раннего школьного возраста / И. С. Гильбо, В. Я. Егоров, А. И. Кузнецов / под общ. ред. И. С. Гильбо.- СПб. : ЛГОУ, 1997.- С. 5-18.
4. Евсеев, С. П. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев // Теория и организация адаптивной физической культуры : в 2 т. - М. : Совет. спорт, 2005.- Т. 1.- С. 29-40.
5. Куликов, Л. М. Модернизация педагогической системы активного здоровьеформирования подрастающего поколения / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин // Теория и практика физ. культуры.- 2010.- № 1.- С. 60-64.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 3

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (08.06.2017)
Просмотров: 148 | Теги: физическая рекреация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь