Вторник, 23.10.2018, 10:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Т.В.Матвеева, Е.В.Белым, В.В.Коренкова

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Важность проблемы ожирения определяется угрозой инвалидности пациентов молодого возраста и снижением общей продолжительности жизни в связи с частым развитием тяжелых сопутствующих заболеваний. К ним можно отнести: сахарный диабет 2 типа, артериальную гипертонию, атеросклероз и связанные с ним заболевания, репродуктивную дисфункцию, желчекаменную болезнь, остеохондроз [1, 6].

Ожирение снижает устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, кроме того, резко увеличивает риск осложнений при оперативных вмешательствах и травмах. Проблема самочувствия лиц, страдающих избыточным весом и ожирением, в современном обществе является достаточно актуальной, массовой и социально-значимой [6].

Современное общество провоцирует непреднамеренное ожирение у своих граждан, способствуя потреблению высококалорийной пищи с большим содержанием жиров, и вто же время, благодаря техническому прогрессу, стимулируя малоподвижный образ жизни [7]. Эти социальные и техногенные факторы способствуют росту распространенности ожирения в последние десятилетия. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) пришла к заключению, что основной причиной эпидемии ожирения в мире стал недостаток спонтанной и трудовой физической активности населения в сочетании с чрезмерным потреблением жирной высококалорийной пищи [10].

Цель исследования - экспериментально обосновать состояние физической подготовленности студентов, с избыточной массой тела, занимающихся на различных спортивных отделениях.

Объект исследования - процесс физического воспитания студентов вуза.

Предмет исследования - физическая подготовленность студентов с избыточной массой тела.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что физическая подготовленность студентов, имеющих избыточную массу тела и занимающихся на отделение плавания, будет выше, чем у студентов, занимающихся аквааэробикой.

В процессе исследования нами решались следующие задачи:

1. Изучить по данным научной и научно-методической литературы влияние занятий плаванием и аквааэробикой на физическую подготовленность студентов с избыточной массой тела.

2. Выявить особенности физической подготовленности студентов, занимающихся на отделениях плавания и аквааэробики.

3. Экспериментально обосновать эффективность предлагаемых занятий и их влияние на физическую подготовленность для студентов с избыточной массой тела.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Для решения задач, поставленных в данной работе, использовались следующие методы исследования:
- анализ литературных источников;
- метод анкетирования;
- тестирование физической подготовленности студентов
- метод математической статистики.

Для решения поставленных задач было обследовано 70 студенток с первого по третий курс с избыточной массой тела, занимающихся на отделениях плавания и аквааэробики. Студенты были разбиты на 3 группы: плавание, аквааэробика №1 и аквааэробика № 2.

Исследования выполнялись в период с 2014 по 2015 г.г. поэтапно в следующей последовательности.

Первый этап - поисковый (сентябрь 2014-ноябрь 2014 гг.), в ходе которого изучались литературные источники, формулировалась и уточнялась научная проблема, формировалась рабочая гипотеза, анализировались существующие и перспективные подходы к изучению различных методик.

Второй этап - экспериментальный (декабрь 2014 - апрель 2015 гг.), в ходе которого проведен формирующий эксперимент, изучались основные теоретические аспекты различных средств и методов, направленных на улучшение функциональных возможностей организма студентов специальной медицинской группы.

Третий этап - завершающий (май 2015 г.), были обобщены и опубликованы результаты исследований, сформулированы теоретические положения, определена эффективность избранных средств физической культуры. На данном этапе проводилась математическая обработка данных, формулировались выводы. Для студентов с избыточной массой тела нами была разработана анкета с целью оценки анамнестических данных. Входящие в неё вопросы предполагали стандартизированный ответ и ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемый произвольно самим испытуемым.

Среди вопросов особое внимание уделялось проблеме двигательного развития, травм, сопутствующих заболеваний и особенностям двигательного режима в студенческом возрасте.

В результате анализа анамнестических данных нами были получены следующие результаты: 23,3% в детстве посещали спортивную секцию. 20 % студенток отметили, что посещают оздоровительные занятия (плавание, занятия танцами, велосипедные прогулки). На вопрос «занимаетесь ли вы самостоятельно физкультурой в свободное от учёбы время» ответили положительно 36,6%, а режим дня соблюдают всего треть опрошенных студенток.

В среднем, по данным опроса, студентки занимаются физкультурой в неделю 3,6 часа. В ответах были получены следующие виды двигательной активности, которые предпочитают студентки: танцы, оздоровительный бег, езда на велосипеде, фитнесс, тренажерный зал, оздоровительное плавание.

В основной группе по физическому воспитанию занимались 62% опрошенных студентов, в подготовительной группе - 21% и в специальной 17% опрошенных студентов.

По результатам констатирующего педагогического эксперимента можно утверждать, что сформированные нами группы студентов отделения плавания и аквааэробики в целом однотипны.

По данным наших исследований достоверных значений в показателях, характеризующих физическую подготовленность студентов не обнаружено. Это положение подтверждается результатами сравнений средних значений показателей по критерию Стьюдента [2].

В начале учебного года в группу по оздоровительной аквааэробике и плаванию были записаны желающие студентки специальной медицинской группы, прошедшие медицинское обследование и имеющие допуск и рекомендации врача.

Студентки отделения плавания занимались в ванне большого бассейна. Основной способ плавания, который мы использовали в учебном процессе у студентов - брасс с удлиненной фазой скольжения. Из всех способов плавания брасс в большей степени подходит для студентов специальной медицинской группы, поскольку выполняемые движения симметричны, тело максимально вытянуто в фазе скольжения, а мышцы статически напряжены [3, 9].

При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды. Движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости. В заключительной части занятия использовались дыхательные упражнения.

На этапе совершенствования приобретенных двигательных навыков и освоения брасса в полной координации, особое внимание уделялось дозированию упражнений, скорости выполнения и интервалам отдыха между заданиями [4, 8].

При обучении технике брасса первостепенно уделялось внимание освоению дыхания. Поэтому на первых занятиях этому отводилось значительное время. Принимая во внимание разную двигательную подготовленность студентов, упражнения видоизменялись по ходу занятия таким образом, чтобы данное задание было для студентов доступным [5].

Студентки группы аквааэробики занимались по стандартной программе, с использованием различных приспособлений и инвентаря для аквааэробики.

На занятиях в обеих группах учитывались общие принципы, позволяющие обеспечить высокую эффективность оздоровительного действия физических упражнений: индивидуализация, постепенность нарастания нагрузки, системность воздействия, цикличность, применение новых и разнообразных упражнений, использование методов контроля.

В процессе нашей опытно-экспериментальной работы в группе занятия аквааэробикой проводились со специальным оборудованием и под музыкальное сопровождение, что значительно повышало мотивацию к занятиям у студенток специальной медицинской группы [5]. Исходя из этого, были выявлены положительные сдвиги по таким показателям психоэмоционального состояния как: «Физическое самочувствие», «Настроение» и «Желание тренироваться». В то время как в группе, студентки которой занимались плаванием, произошли изменения по всем показателям за исключением показателя «настроение».

Для выявления физической подготовленности нами были проанализированы следующие показатели: динамометрия, отжимания, поднимание туловища, приседания, поднимание ног в воде, разведение рук в стороны с гантелями в воде).
Количество отжиманий в первой группе девушек (возраст которой не превышал 18 лет), средний показатель составил 6 раз, второй 5 раза, у третьей 3 раза Показатели физической подготовленности студенток различных отделений до эксперимента.

Показатели динамометрии в первой группе (возраст которой не превышал 18 лет) средние показатели составили у первой, второй и третьей группы составил соответственно 19 кг, 21 кг и 20 кг.

В первой группе средние показатели разведения рук в стороны в воде с гантелями составили 20 раз, во второй - 19,5 раз, в третьей - 17,1 раз.

Количество отжиманий в первой группе девушек (возраст которой не превышал 18 лет), средний показатель составил 10,8 раза, второй 3 раза, у третьей 14,1.

Необходимо отметить, что во второй группе более 30% студенток смогли отжаться не более 1 -2 раз, как в отличие от первой и третьей групп, показатели которых превышают в 3 раза.

Показатели динамометрии в первой группе (средний возраст в которой не превышал 18 лет) средние показатели составили у первой, второй и третьей группы соответственно 20,5 кг, 17,5 кг и 19 кг.

Согласно средним показателям девушек возраста от 16 до 19 лет средние показатели динамометрии составляют от 31,3 до 33,8 кг.

Во второй группе результаты были сравнительно ниже, чем в первой и третьей. Возраст данной группы составил от 18 до 19 лет.

В первой группе средние показатели разводки рук в стороны в воде с гантелями составили 21,6 раза, во-второй 12,1 раз, в третьей 25 раз.

Средние показатели поднимания ног студенток первой группы отделения аквааэробики составил 8,5 раза, студентки отделения аквааэробики второй группы, средние показатель был 11,1 раз. Результат девушек с отделения плавания в тех же возрастных группах составил 6,8 раз.

Количество приседаний в первой группе девушек отделения аквааэробика, результат составил 24,5 раза, результат второй группы составил 21 раз.

Результаты третьей группы, отделения плавание, у девушек составили 20,6.

Поднимание туловища из положения лежа на спине выполняли девушки во всех исследуемых группах. Нами были получены следующие результаты:

Первая группа аквааэробика девушки 15,2 раз, вторая группа15,2. Третья группа плавание девушки 17,8 раз.

Таким образом, анализ научно-методической литературы и результаты собственных исследований позволили сделать вывод о том, важнейшим фактором, приводящим к развитию ожирения, является низкая физическая активность.

Ожирение у студентов - это болезнь студенческого образа жизни. Согласно исследованиям, 90% студентов, больных ожирением, имеют избыток веса потому, что в организм поступает избыток энергии на фоне недостаточности физической нагрузки, и только 10% - из-за наличия серьезных нарушений в организме.

Получены и обоснованы объективные данные влияния занятий различной направленности на физическую подготовленность студентов с избыточной массой тела.

Список литературы

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / учебник Б.А. Ашмарин - М.: Просвещение, 2012. - 287с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Учебное пособие Г.А. Ашмарин - М.: Просвещение, 2014. - 287 с .
3. Булгакова, Н.Ж. Плавание / учебник для вузов Н.Ж Булгакова, В.З. Афанасьева, Л.П Макаренко - М.: ФиС, 2011. - 398 с.
4. Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь - Плавание /учебник Н.Ж. Булгакова. — М.: ACT; Астрель, 2012. - 160 с .
5. Булгакова, Н.Ж. Спортивное плавание / учебник для вузов физической культуры Н.Ж. Булгакова. - М.: ФОН, 2013. - 430 с .
6. Быков, В.С. Развитие двигательных способностей учащихся / Учебное пособие В.С. Быкова - М.: Просвещение, 2014. - 174 с.
7. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности / учебник Н.Н. Визитей - М.: Штиница, 2014. - 110 с.
8. Викулов, А.Д. Плавание / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений А.Д. Викулов. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2013. - 367 с.
9. Булгакова, Н.Ж. Водные виды спорта / учебник для студентов высших учебных заведений Н.Ж. Булгакова [и др.]; под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Академия, 2013 - 320 с .
10. Воробьев, В.И. Определение физической работоспособности спортсменов / В.И. Воробьёв Учебное пособие. - М., 2012. - 154 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (15.12.2017)
Просмотров: 208 | Теги: лишний вес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь