Пятница, 19.10.2018, 00:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

О.М.Буйкова, Иркутский государственный медицинский университет

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Физическая культура является обязательной учебной дисциплиной образовательной программы любого вуза. При ее реализации предусмотрено формирование у студентов «физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности» [1]. Однако при разработке рабочих программ кафедры физического воспитания должны учитывать особенности специальностей и направлений подготовки, а также требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Учебная программа по физической культуре состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного, при освоении которых предусмотрено вырабатывание необходимых компетенций. Для студентов медицинского вуза необходимо формирование как общекультурных, так и ряда профессиональных компетенций. Будущие выпускники различных медицинских специализаций должны быть готовы к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни; знать социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; уметь компетентно разбираться в вопросах физической культуры, применяемой в профилактике и лечении больных; владеть методами физического самосовершенствования и самовоспитания. В связи с этим, учебная программа по физической культуре медицинского вуза имеет ряд особенностей.

При освоении теоретического раздела (лекции) особое внимание следует уделять физиологии мышечной деятельности: изучению функционального состояния организма при различных уровнях двигательной активности, раскрытию механизмов действия физических упражнений, физиологическим характеристикам видов спорта и др. Поэтому, в рабочей программе кафедры физического воспитания Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ) на освоение темы «Социально-биологические основы физической культуры» отведено 6 академических часов. В содержание лекций входит описание влияния гипокинезии и гиподинамии на работу опорно-двигательного аппарата, на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем и органов. Показаны благоприятные морфофункциональные изменения этих систем при оптимальном уровне физической нагрузки, гармоничном развитии основных физических качеств. Кроме этого раскрываются вопросы влияния различных факторов окружающей среды на мышечную деятельность: повышенной или пониженной температуры и влажности воздуха, изменения барометрического давления, действия водной среды и смены поясно-климатических условий.

В медицинском вузе задача по формированию у студентов компетенций в области профилактики заболеваний и здорового образа жизни (ЗОЖ) стоит не только перед кафедрой физического воспитания, но и при изучении таких дисциплин как «Нормальная физиология», «Гигиена», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Экономика здравоохранения», «Медицинская реабилитация», «Поликлиническая терапия» и многих других [2]. Поэтому при разборе этой темы следует делать акцент на роли физической культуры в обеспечении здоровья, на необходимости выполнения достаточного объема и интенсивности двигательной активности человека в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, функционального состояния, физической подготовленности и т.д.

Освоение студентами-медиками еще одной профессиональной компетенции: способности и готовности давать рекомендации по выбору вида двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса больного или здорового ставит задачу разбора физиологических характеристик различных направлений физической культуры и спорта. Лекционный материал по данному разделу содержит современную классификацию физических упражнений с подробным описанием их влияния на функциональное состояние организма.

При изучении темы «Профессионально-прикладная физическая подготовка», особое внимание уделяется профилактической направленности применения физических упражнений [3]. Наряду с другими полученными знаниями освоение данного материала помогает формированию способности и готовности будущих врачей применять средства физической культуры для профилактики и лечения.

Практический раздел учебной программы по физической культуре имеет два подраздела: методико-практический и учебно-тренировочный, при выполнении которых студенты должны овладеть практическими навыками использования полученных знаний. При освоении методико-практического раздела подробно разбираются методы контроля и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, основные методы развития физических качеств, особое внимание уделяется подбору физических упражнений при различных заболеваниях, профессионально- прикладной физической подготовке (табл.1).

Таблица 1
Содержание методико-практического раздела рабочей программы

В программу учебно-тренировочного раздела наряду с традиционными системами физических упражнений (волейбол, баскетбол, футбол, лыжная подготовка, легкая атлетика, ОФП и др.) входят различные современные виды и направления двигательной активности: оздоровительная аэробика, пилатес, стретчинг, элементы йоги, фитнес и т.д.

Одним из требований ФГОС высшего образования является применение активных методов обучения. Поэтому программа практического и контрольного разделов содержит индивидуальные задания: разработку и проведение совместно с преподавателем различных комплексов физических упражнений, направленных на развитие определенных физических качеств, двигательных умений и навыков. Кроме этого, студенты посещают тренировки высококвалифицированных спортсменов, активно участвуют в различных спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях в качестве непосредственно участников, а также организаторов и судей.

Таким образом, в разработанной рабочей программе по физической культуре наряду с решением воспитательных, развивающих и оздоровительных задач учтены требования ФГОС: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальностям группы «Здравоохранение», реализуемых в ИГМУ.

Список литературы

1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально- экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. - М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000. - 35 с.
2. Сивас Н.В. Оценка уровня сформированности компетентности в области профилактики заболеваний и здорового образа жизни у студентов-медиков// Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. - 2014. - Т. XXI. - № 1. - С. 75-79.
3. Возмитель И.И. К вопросу о профилактической деятельности медицинского работника (социально-педагогический аспект)// В сборнике: Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации Материалы 70-ой научной сессии сотрудников университета. УО «Витебский государственный медицинский университет». - Витебск,
2015. - С. 228-229.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.01.2018)
Просмотров: 290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь