Суббота, 23.03.2019, 09:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

Доржиева Л. Г.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

Аннотация. Физическая культура общности рассматривается как результат ее биологической и культурной адаптации, развивающихся соответственно в экологическом и социальном поликонстексте. Формирование физической культуры личности происходит в контексте вертикальной трансмиссии от родителей к детям, а также горизонтальной трансмиссии при общении со сверстниками и непрямой трансмиссии при обучении. В статье приводится методическая система развития физической культуры на индивидуальном уровне, реализации нового подхода к здоровью как состоянию полного физического, ментального и социального благополучия, к здоровому образу жизни и к валеологической компетентности.

Ключевые слова: экологический контекст, биологическая адаптация, генетическая трансмиссия, здоровый образ жизни, валеологическая компетентность.

 

В экологическом контексте, по отношению к которому осуществляется биологическая адаптация человеческой популяции, следует рассматривать вопрос о здоровье как физическую культуру, сложившуюся в процессе биологической адаптации[1,с.455]. Из этого следует, что проблема формирования физической культуры личности должна решаться в том числе с учетом генетической трансмиссии, которая осуществляется как вертикальная, горизонтальная и
непрямая трансмиссия.

Вертикальная трансмиссия состоит в том, что этническая физическая культура, сложившаяся как результат биологической адаптации этноса, передается непосредственно от родителей к детям. Горизонтальная трансмиссия означает, что этническая физическая культура передаётся от сверстников в процессе различных физических и социокультурных видов общения. Например, в бурятских сёлах дети сами осваивают основы национальной борьбы даже в том случае, если она не является предметом занятий в школе. Что касается непрямой трансляции этнической физической культуры, то она осуществляется именно в процессе обучения.

Изучение традиционных видов деятельности, связанных со здоровьем, убеждениями о здоровье и ценностными установками, является непременной составляющей проблемы физического здоровья. Чтобы эта проблема решалась эффективно, она должна быть основана на понимании культуры, традиций, верований и факторов семейного взаимодействия.

В исследовании связей между культурными и индивидуальными уровнями феноменов здоровья выделяются когнитивный, эмоциональный, поведенческий и социальный компоненты. Когнитивный компонент включает знания и убеждения о здоровье, эмоциональный компонент - установки по отношению к здоровью, поведенческий - поведение, связанное со здоровьем, социальный межличностные отношения.

В новых социально- экономических условиях преобладающую роль в развитии физической культуры личности имеет культурная трансмиссия, являющаяся проявлением культурной адаптации группы, осуществлённой в социально- политическом контексте. Культурная трансмиссия также бывает вертикальной (от родителей к детям), горизонтальной (от сверстников) и непрямой (от взрослых или в обучении).

Формирование физической культуры личности в обучении рассчитано на гармонизацию биологической и культурной трансмиссий для развития нового взгляда на здоровье как состояния всестороннего благополучия на физическом, ментальном и социальном уровнях.

Компетентностный подход позволяет реализовать новую концепцию физического воспитания студентов, не связывая его только с занятиями в спортивных залах и на стадионах, а обращая серьёзное внимание на ментальный и социальный аспекты отношения к своему здоровью.

Следовательно, формирование ментального компонента физической культуры личности требует формирования «умного» отношения к своему здоровью, совмещения формирования умственных и физических навыков, духовных установок на здоровый образ жизни, целенаправленное освоение интеллектуальных и физических операций. Весь спектр интеллектуальных операций (анализ и синтез, систематизация, различение, обобщение, сопоставление и сравнение, выделение, понимание и т.д.) возможно и нужно использовать в обучении физической культуре. Следует учитывать, что стихийное формирование физических операций мало способствует интеллектуальному развитию личности.

Социальный компонент физической культуры предполагает культуру межличностных отношений, воспитание гуманного отношения к физически слабым со стороны физически сильных, стремления использовать своё физическое превосходство для защиты более слабых. Ненасильственное отношение не только к другим, но и к самому себе рассматривается как непременное условие физической культуры личности.

Валеологический компонент физической культуры личности предполагает здоровый образ жизни. Состояние полного физического, ментального и социального благополучия возможно только тогда, когда человек не только сам ведёт здоровый образ жизни, но и вносит вклад в его распространение в обществе.

Педагогическая модель развития физической культуры студента в её новом толковании включает содержание обучения, отбор которого осуществляется в соответствии с компетентностным подходом на основании деятельностного принципа. Развёртывание этого содержания осуществляется в режиме проблемно-модульного изложения, в процессе которого возникают проблемные ситуации, разрешение которых направлено на формирование определённой компетенции. Развитие физической культуры студента возможно как последовательное решение непрерывно возникающих задач, свойственных определённой деятельности, требующей умственных и физических усилий.

Здоровье человека - это, в конечном счете, результат культуры поведения, образа жизни. Смысл физической культуры состоит в признании и реализации идеи сохранения и укрепления здоровья путём его поддержания с помощью физических, ментальных и социальных факторов жизнедеятельности. Культуру здоровья личности можно понимать как валеологическую компетентность, формирующуюся в процессе овладения определёнными компетенциями по поддержанию здоровья в его современном толковании. Для выявления этих компетенций сначала нужно выявить содержание физического, ментального и социального здоровья в их позитивной трактовке, приводящей к ощущению благополучия.

При изучении основ физкультуры и спорта следует иметь концептуальную схему, в которой были бы отражены их наиболее важные детали в историко - генетическом смысле, чтобы можно было получить специальные предложения для проверки.

Такая схема должна быть построена, исходя из двух основных контекстов - экологического и социально - политического.

Экологический контекст - это экологический мир, в котором выживает человеческая популяция, формируясь как общность, биологически адаптируясь, вживаясь в окружающую природную среду, находя определенную гармонию с ней. В процессе этой биологической адаптации складывается определенный опыт взаимодействия с миром природы, определенная культура, которая является физической культурой, складывающейся в процессе борьбы за существование. Элементами этой культуры являются бег, прыжки, плавание, метание камней и т.д., а в дальнейшем - борьба, стрельба из лука, конные скачки.

Социальный контекст - это контакты как внутри группы, так и контакты между группами, в результате которых осуществляется социально - культурная адаптация популяции. В процессе интеграции физической и социально - культурной адаптации формируется культура, которая в настоящее время понимается как совокупность созданных человечеством материальных и духовных ценностей.

Мы делаем акценты на том факте, что физическая культура имеет изначальное, укорененное или, говоря этнологическим языком, примордиалистское (primordial в переводе с английского означает «изначальное», «исконное») происхождение. Экологический контекст отражается в историческом ракурсе в экономической деятельности: охоте, собирательстве, рыбной ловле, скотоводстве и земледелии. В результате физическая культура и культура экономическая, политическая, социальная приводят к культуре в целом.

История показывает, что бег, метание копья, стрельба из лука, борьба, конные скачки как спортивные состязания появились у всех народов и групп и по существу являются порождением борьбы за существование. Без лука и копья не смогла бы выжить ни одна группа. Лук существовал у англо - саксов, германцев, скандинавов, греков, римлян, арабов, монголов, африканцев, индейцев, китайцев, японцев - у всех. Он был нужен и в охоте, и для защиты, и для на нападения. С помощью лука одерживали победы и гунны, и скифы, и македонцы, и монголы, и римляне. Неспроста слово стрелять происходит от слова стрела. Основной вывод, который вытекает из сказанного, состоит в том, что физическая культура имеет укорененный (примордиалистский) характер и поэтому она по различным путям включается в индивидуальный поведенческий репертуар (наблюдаемое поведение) и психологические характеристики. Кроме этого, физическая культура группы (этноса) может служить маркером этнической границы, этноинтегрирующим и этнодифференцирующим фактором.

Что касается путей, по которым происходит трансляция родовой физической культуры, то это экологическое влияние, генетическая и культурная трансмиссии. В современном мире в условиях глобализации одним из решающих факторов, оказывающих влияние и на этническую физкультуру в целом, и на физическую культуру индивида, служит аккультурация, означающая приобщение к доминирующей физической культуре в процессе овладения современными видами спорта, которые не являются, как правило, примордиалистскими, а имеют конструктивистскую историю, являются продуктами конструирования.

Нужна гармония этнической и мировой физической культуры на индивидуальном уровне. Известно, что существует физическая культура сознания, неявная этническая физическая культура, которую нужно разгадать, чтобы учесть в развитии личности индивида, в развитии его индивидуальной физической культуры.

Экологическое влияние на образ жизни человека проявляется как результат его отношения к физической окружающей среде, его экологического сознания. Здесь очень важно, чтобы человек ощущал себя частью природы и знал, что «здоровье природы» и его здоровье неразрывны. Здоровый образ жизни включает и «сбережение» природы.

Поскольку здоровье означает физическое, умственное (ментальное) и социальное благополучие, то по сути речь идёт о здоровье как интегрированном понятии, отвечающем целостному представлению о человеке. Поэтому здоровье, образ жизни, направленный на формирование здоровья, валеологическая компетентность как способность вести ЗОЖ - все эти взаимосвязанные компоненты, взаимообусловленные факторы жизнедеятельности должны быть компонентом содержания обучения на всех уровнях системы образования, на всех учебных дисциплинах, а не только на уроках физкультуры.

Экологическому контексту следует придавать особое значение, поскольку биологическая адаптация популяции исторически определяет генетическую трансляцию поведения людей, связанного со здоровьем. Сохранение здоровья будет эффективным, если опираться на традиции, учитывать генетическую и культурную трансляцию правил и норм сохранения здоровья. Известно, какое большое значение имеют восточные традиции в становлении физического, психического, умственного и социального здоровья. Такие традиции в физической культуре имеются у всех народов, они также обращены к формированию здоровья и его поддержанию. Народные игры - лапта, городки, кулачные бои, борьба, стрельба из лука и др. способствуют физическому, умственному и психическому здоровью, здоровому образу жизни.

В связи со сказанным следует радикально пересмотреть методику физической культуры в учебных заведениях. Нельзя заниматься отдельно физическим воспитанием. Физическое здоровье, отдельно взятое, не актуально. Без умственного развития физическое здоровье не имеет смысла. Даже умственное и физическое здоровье без социального компонента ущербны. Речь должна идти о здоровье в трактовке ВОЗ. Уроки физкультуры должны быть реально интегрированы со всеми другими уроками. Научные исследования по спортивной и физкультурной тематике посвящаются только развитию физического здоровья, в лучшем случае психомоторике, но не касаются проблем личностного, ментального и социального развития.

Сегодня предмет физической культуры и науки следует определить более широко, включить в него ментальный и социальный компоненты.

Надо измерять у спортсменов не только силу и скорость, но и интеллект, интуицию, рефлексивность, креативность. Если в определения здоровья внесены радикальные изменения, означающие «революцию во взглядах людей на здоровье», то радикальные, революционные изменения должны быть внесены в понятие физической культуры как науки и как учебной дисциплины.

Литература

1. Кросскультурная психология. Исследования и применение / Пер. с англ. Харьков:Изд-во Гуманитарный центр, 2007.
2. Доржиева Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания БГУ

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.02.2019)
Просмотров: 25 | Теги: Здоровье, Здоровый образ жизни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь