Понедельник, 15.10.2018, 17:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ВОЛЕЙБОЛ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ

Медведев А.В., Клименко С.С., Баландюк P.O., Ермоленко С.А., Попов А.В.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ВОЛЕЙБОЛ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ

Аннотация: Волейбол в физической культуре удовлетворяет не только социальные потребности в общении, игре, развлечении, но и в профессиональной деятельности. С малых лет человек может достигать в некоторых формах самовыражения личности через социально активную деятельность и достижений при усердной работе надо собой. Физическая культура - одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с утвержденными и проверенными нормами практической деятельности. Основные показатели состояния физической культуры в обгцестве: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Ключевые слова: физическая культура, волейбол, феномен, знания, умение, учебное заведение, достижения, метод, способ, обгцество.


Волейбол для многих людей стал неотъемлемой частью их жизни. Он занимает достаточно важное место в учебе, работе. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности, профессиональных достижениях, именно поэтому для достижения результатов нужны знания и умения по волейболу с малого возраста. Немалую роль в дело воспитания и обучения волейбола вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания волейболистов после обучения в школах.

В обществе волейбол, будучи ведущим спортом страны, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, волейбольное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области волейбола.

Волейбол представлен совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, разнообразные методы сплочения игроков, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение игрока в процессе профессионально - игровой деятельности, и др.

Результатом деятельности в волейболе является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, физическое, анатомическое, интеллектуальное развитие.

Итак, волейбол следует рассматривать как особый вид спорта, результаты которого полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха волейбол проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение.

Волейбол - составная часть спорта, он так же имеет средства и методы развития физических и моральных качеств для достижения результатов, система организации и проведения соревнований и подготовительных учебно- тренировочных занятий. Изначально волейбол сложился как игра для оздоровительного и активного отдыха, где не было стабильных правил, никто не смотрел на счёт игры и все играли в своё удовольствие, но после понимания обществом ценности волейбола, общество заинтересовалось им как профессиональным видом спорта. На данный момент создалась особая структурированная система тренировок, подбора игроков, проведения соревнований, наград и поощрений.

В нынешних условиях рыночных отношений, высокого уровня конкуренции, а также глобальных последствий мирового экономического кризиса в качестве главенствующих факторов развития, прежде всего, экономического, на передовую позицию выдвинуто накопление и воспроизводство не только материальных благ и услуг, сколько накопление опыта, знаний, навыков, здоровья, уровня физического и творческого становления личности. Важнейшей задачей Российского государства является создание демократического правового государства с социально направленной экономикой и формирование гражданского общества, в котором интересы человека и гражданина ставятся на первое место. Взять на себя ответственность за процветание государства, его будущее, может только такое поколение, которое будет обладать современными и актуальными знаниями востребованными в обществе профессиями, что является решающим фактором развития страны и продвижением её вперед. Именно опора на человеческий потенциал даёт возможность полноценной адаптации к условиям глобализации современного мира, достижениям конкурентоспособности, является важным условием усиления экономический силы страны, повышения уровня жизни её населения. Из этого следует, что уровень образования, система образования и здравоохранения, уровень профессиональной компетенции педагогического сообщества определяет человеческий потенциал любой высоко развитой страны как её главное конкурентное преимущество и её главное богатство.

Система образования должна своевременно и качественно адаптироваться к перспективным потребностям биржи труда, направлять на формирование способности к высокопроизводительному труду и общественному партнёрству, где происходит рождение нового человека, становление его как личности и гражданина, закладываются представления о морали, о добре и зле, уважение к старшему поколению, забота о детях, формируются взгляды на мир, его физическое, творческое и духовное совершенствование, его отношение к жизни. Важную работу в сфере физического воспитания школьников и студентов, развития массового детского и юношеского спорта проводят образовательные организации.

Использование современных, действенных средств, форм и методов физической культуры и спорта должно стать одним из приоритетных способов воспитания у подрастающего поколения активной жизненной позиции, нравственности.

Физическое воспитание обучающихся содействует развитию следующих свойств и качеств: силы, ловкости, быстроты, находчивости. В ходе занятий, учащихся физическими видами спорта крайне необходимо достижение осознанной дисциплины, четкого выполнения правил и обязательств. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- формирование потребности обучающихся в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение ими навыками и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- увеличение физической подготовленности обучающегося, становление функциональных и физиологических возможностей его организма, совершенствование физических качеств через средства физической культуры;
- развитие двигательных навыков за счет совершенствования двигательных действий, повышенной координации и спортивной ориентации, физическими упражнениями восстановительной и оздоровительно-профилактической направленности;
- формирование здорового образа жизни, использование занятий физической культурой и спортом для профилактики вредных привычек, наркомании, асоциального поведения;
- физической подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях.

Решению задач физического воспитания и становления личности в
образовательных учреждениях способствует создание целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:
- урочные и внеурочные формы занятий по предмету «физическая культура» и за её рамками;
- дополнительные (или факультативные) занятия физическими упражнениями (кружки, секции);
- занятия лечебной и адаптированной физической культурой, направленные на физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления учащихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры на переменах, «часы здоровья», «спортивные часы»);
- внеурочные формы проведения занятий должны ориентироваться на укрепление здоровья и физическую подготовку обучающихся (спортивные кружки и секции, группы ДЮСШ, самостоятельные и индивидуальные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий);
- физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия (спортивные состязания, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта).

Разнообразные формы физической культуры и спорта могут включать, как классические (уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительная работа, занятия в секциях и кружках по видам спорта во внеурочное время), так и нетрадиционные (физкультурные и спортивные праздники) формы и методы.

Важным направлением физического воспитания молодого поколения считается повышение двигательной активности подростков, интенсивное вовлечение обучающихся в спортивные секции, которые имеют обучающий, организационный, дисциплинарный характер и являются значимой стороной физического воспитания подрастающего поколения. Правила игры могут помочь раскрыть перед учениками, где и как необходимо действовать, что делать и как себя вести, раскрывают способ действий. При этом правила активизируют познавательную деятельность учащихся: что-то рассмотреть, задуматься, сопоставить, найти выход из той или иной ситуации и способ решения поставленной задачи во время занятий физическим спортом.

В целях развития физической культуры в Российской Федерации:
- принят федеральный закон «О физической культуре и спорте»;
- проводится объемная научно-исследовательская и экспериментально- практическая работа в соответствии с Государственной программой «Развитие физической культуры и спорта»;
- созданы физкультурно-спортивные объединения детей и учащейся молодёжи, а также физкультурно-оздоровительные комплексы по всей стране.

Все эти мероприятия направлены на последующее и кардинальное реформирование сферы физической культуры и спорта, улучшение системы подготовки специалистов в данной области. Так как образование должно являться первостепенной функцией государства, политика которого нацелена на формирование активной, самостоятельной, целеустремлённой и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные задачи в современном сложном, противоречивом и изменчивом мире.

Из этого следует, что, необходимо формирование самостоятельности, самоконтроля, взаимоконтроля в межличностных отношениях, способности ориентироваться в условиях меняющейся обстановки. Также необходимо развитие ловкости, меткости, силы, быстроты, точности реакции, проявлять волевые усилия при достижении собственных целей. В результате этого формируется способность контролировать свое поведение в различных обстоятельствах. Ведь известно, что развитие перечисленных выше физических качеств обучающихся, способствует становлению человека с более богатым духовным и нравственным миром.

Таким образом, наряду со взрослыми, растущее и вступающее в жизнь физически совершенствованное поколение молодых людей, обладающее передовыми знаниями способно взять на себя ответственность за динамичное развитие страны. Именно поэтому, вся деятельность Правительства, государственных, общественных, неправительственных и других структур должна быть направлена на формирование гармонично развитого, нравственно богатого, физически здорового подрастающего поколения.

Литература

1. Изотова И.И. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие / И.И. Изотова, А.А. Малеванный, Л.B. Семенов, Е.Г. Чмаркова, А.В. Черкашин, А.В. Куклин. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. - 190 с.
2. Ильинич М.В. Физическая культура студента. Учебник/Под ред. В.И. Ильинича, М.: Гардарики, 2004. - 448 с.
3. Лукьянов С.И. Роль физической культуры в жизни студентов // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 11. - С. 92-93.
4. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.
5. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». - М.: Физкультура и Спорт, 2006. - 122 с.
6. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-384 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (27.03.2018)
Просмотров: 84 | Теги: волейбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь