Четверг, 27.06.2019, 01:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ФИЛОСОФИЯ МОТИВАЦИИ И ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

И.П.Семченков, кандидат юридических наук

ФИЛОСОФИЯ МОТИВАЦИИ И ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Потребность, стремление, мотивация, мировоззрение, картина мира, человеческий фактор, криминология, предупреждение преступности.

В статье показано, что человеком движет не потребность, а стремление. Автор приходит к выводам о том, что содержание жизненных целей и способов их достижения определяются мировоззрением человека, его пониманием смысла жизни. Соотнесение данных выводов с решением задачи предупреждения преступности позволяет весьма аргументировано констатировать, что основным направлением деятельности по предупреждению преступности является формирование у индивида такого представления о мире в целом, о месте и предназначении в нем человека, которое будет удерживать его от совершения преступлений.

 

В качестве научной основы, характеризующей философский уровень осмысления мотивационной активности человека, обычно предлагается теория, согласно которой изначальным фактором активности человека признаются его потребности. Содержание этой теории в настоящее время преподносится в свете трудов А. Маслоу, которые получили свое дальнейшее развитие в работах К. Альдерфера, Д. Макклелланда, Ф. Герцберга, а также других ученых, большинство из которых (Дж. Адамс, Л. Портер, В. Врум, Э. Локк, Р. Гриффин, Р. Хакмен, Г. Олдхэм и др.) также исходят из того, что в основе активности индивида лежат его потребности как состояние нужды в том, чего ему не хватает для нормального существования и развития.

Признание того, что изначальным (базисным) фактором активности человека являются его потребности, характерно и для российской психологии в той ее части, которая посвящена вопросам философии мотивации. Именно о потребности как изначальном факторе, лежащем в основе мотивации человека, пишут С.Л. Рубинштейн [1, с. 522], Б.Ф. Ломов [2, с. 319], Ю.Б. Гиппенрей- тер [3, с. 114], Р.С. Немов [4, с. 464, 465] и др.

Вместе с тем размышления относительно того, что изначально движет человеком со стороны внутренних личностных диспозиций, позволяют высказать мнение о том, что на самом деле человеком движет не потребность, а стремление. Именно поэтому, когда человек стремится достичь чего-либо, ему для этого требуются определенные условия, а если таких условий не хватает, то здесь-то и возникает состояние нужды (потребность) в недостающих условиях.

Если же гипотетически предположить, что изначальным внутренним фактором активности все-таки является потребность, то это означало бы, что она (потребность) и есть тот единственный внутренний потенциал, который побуждает человека к активности со стороны внутренних (личностных) диспозиций. С этой точки зрения удовлетворение потребности необходимо было бы рассматривать не иначе, как полное устранение внутренней движущей силы, то есть сведение внутреннего потенциала активности к нулю. Из этого, в свою очередь, следовало бы сделать вывод о том, что одна и та же потребность никогда не может возникнуть еще раз, поскольку никакого другого внутреннего потенциала активности для ее возникновения в очередной раз быть не должно ввиду того, что он должен быть «погашен» в
результате предшествующего удовлетворения потребности.

Между тем действительность показывает, что на самом деле все обстоит иначе: многие потребности (и биологические, и социальные) носят циклический характер, то есть периодически возникают вновь и вновь после их удовлетворения в предшествующий раз. Данное обстоятельство неотвратимо указывает на то, что удовлетворение потребности не сводит внутренний потенциал активности к нулю, а это возможно только в том случае, если изначальным внутренним потенциалом активности человека является не потребность, а нечто другое и более глубинное, то, что существовало до возникновения потребности и продолжает существовать после ее удовлетворения.

Из этого следует, что потребность не является изначальным фактором активности человека, и, помимо нее, существует более глубокая внутренняя побудительная детерминанта. По нашему мнению, имя этой детерминанты - стремление: стремление жить, стремление к достижению определенных результатов жизни, стремление к определенному внутреннему состоянию удовлетворенности жизнью и т.д. Именно стремление представляет собой тот внутренний потенциал активности, который приводит к возникновению потребностей, причем столько раз, сколько это необходимо для поддержания самой жизни, а также для достижения, поддержания и улучшения ее качества. Человек живет не нуждой, а стремлением.

Приведенное выше опровержение теории потребностей полностью подтверждает основной тезис гуманитарного подхода к вопросам мотивации, согласно которому любой человек «стремится к своему расцвету, действуя в наибольшем соответствии со своими возможностями и притязаниями» [5, с. 245].

Не возникает никаких противоречий между теорией стремления и новейшими концепциями мотивации, которые оперируют такими понятиями, как когнитивный диссонанс, ожидание успеха, ценность (привлекательность) успеха, боязнь возможной неудачи, уровень притязаний и т.п. [4, с. 478].

Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере когнитивного подхода к вопросам мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека [4, с. 478]. Основным постулатом теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что «система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию» [4, с. 479], то есть к отсутствию противоречий между имеющимися знаниями. «При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения» [4, с. 479]. Если бы у индивида не существовало изначального внутреннего стремления к обладанию непротиворечивыми знаниями, то взаимное противоречие различных элементов этого знания никого бы не беспокоило.

Подтверждением истинности и продуктивности теории стремления, а также признания ее научным сообществом является факт успешной защиты кандидатской диссертации «Объект преступления: философско-правовые и методологические аспекты проблемы» [6, 7] и опубликование монографии «Философия мотивации и уголовное право: социальная сущность преступления» [8, с. 21-48], в которых на основании данной теории были успешно разрешены уголовно-правовые проблемы более чем стодвадцатилетней давности. Помимо этого основное содержание теории стремления нашло свое отражение в статье «Философия мотивации и воспитание высоконравственной личности», опубликованной в коллективной монографии «Высшая школа - Храм культуры», изданной Институтом культуры мира под эгидой ЮНЕСКО в рамках программы ООН «Вклад научных сообществ» [9, с. 143-150].

Вместе с тем для завершения полной картины мотивации одной теории стремления не достаточно, если при этом не ответить на вопрос о том, чем же собственно определяются особенности стремлений у различных людей. Как показывает проведенное в данном направлении исследование, полностью подтверждаемое личным опытом автора и многолетними наблюдениями за другими людьми, стремления человека зависят от его представлений о смысле жизни. Именно представление о смысле жизни определяет наличие и содержание стратегических, тактических и текущих устремлений любого человека. Однако от чего зависит понимание смысла жизни?

Понимание смысла жизни определяется представлениями индивида о мире в целом, о месте и предназначении в нем человека [8, с. 149]. В решении этого вопроса существует две крайних позиции. Первая из них выражает взгляды тех, кто знает, что Творец существует, или по меньшей мере верит в его существование. Вторая представляет взгляды тех, кто не принимает этого. Соответственно различаются между собой и смысл жизни, и стремления представителей этих крайних позиций.

Однако людей, придерживающихся таких крайних взглядов, очень мало, подавляющее большинство населения имеет мировоззренческие позиции, которые находятся между этих двух крайних точек зрения. Чьи-то взгляды ближе к одной, а чьи-то - к другой. Соответственно у разных людей различны и их действительные жизненные стремления.

От мировоззрения человека зависит не только содержание жизненных стремлений, но и пределы дозволенного в достижении жизненных целей. Именно мировоззрение позволяет одним людям использовать для решения своих проблем преступные методы, в то время как другие даже помыслить об этом не смеют. При этом, разумеется, необходимо понимать, что сформулированные основы мотивации нисколько не отрицают уже существующих прикладных наработок практической психологии. Они лишь восполняют их пробелы, придают им более глубокий смысл, объясняют многовариантность поведения людей, которые для удовлетворения своих потребностей используют средства (способы), имеющие различную с нравственной точки зрения оценку.

Что же касается пирамиды потребностей А. Маслоу и иных основанных на ней теорий, то с точки зрения результатов представленного здесь исследования их необходимо признать частично ошибочными и не полностью отражающими всю глубину мотивации. Потребности, указанные в самом верху данной пирамиды, в действительности являются не потребностями, а стремлениями. Это означает, что в ней имеет место смешение различных уровней мотивации (стремлений и потребностей).

Для устранения данного смешения двух уровней мотивации пирамиду потребностей А. Маслоу необходимо разделить на две отдельные пирамиды: пирамиду стремлений и пирамиду потребностей. Однако стремления людей не тождественны, поэтому пирамид стремлений придется строить несколько. Первую группу должны составлять пирамиды стремлений для верующих людей, имеющих различный уровень нравственного развития. Вторая группа пирамид стремлений должна отражать различные уровни нравственного развития у неверующих. Очень важно при этом учитывать и стартовые (изначальные) условия, в которых находится индивид. Этот фактор предполагает еще более подробное деление пирамид стремлений на виды.

Пирамиды потребностей необходимо будет строить только после пирамид стремлений, указывая при этом, какие потребности может или будет порождать то или иное стремление.

Работа в данном направлении позволит сформировать новый, более точный и одновременно более основательный вид классификации мотивационной сферы и типологии личности. Составление такой классификации поможет существенно расширить возможности по пониманию одних людей другими, а также использовать результаты такого понимания для решения самых разных актуальных проблем нашей жизни, которые связаны с человеческим фактором.

Материалы данной статьи могут оказаться полезными представителям психологии, педагогики, управления, служб безопасности и персонала, что должно позволить им вывести уже имеющиеся прикладные разработки в данных сферах на более высокий уровень практического их применения, вплоть до прогнозирования массового, группового и индивидуального поведения, а также эффективного влияния на это поведение.

Соотнесение выводов, сформулированных в настоящей статье, с решением криминологической задачи предупреждения преступности позволяет весьма аргументировано констатировать, что основным направлением деятельности по предупреждению преступности является формирование у индивида такого представления о мире в целом, о месте и предназначении в нем человека, которое будет удерживать его от совершения преступлений.

Следование данной рекомендации, как ожидается, должно принести довольно существенные позитивные результаты. Однако работу в данном направлении необходимо проводить очень деликатно, без навязывания требуемых мировоззренческих позиций тем, кто еще не готов к их восприятию. Приоритетом в этом смысле должна быть сама постановка перед человеком вопроса о картине нашего мира и смысле жизни. 

Библиографический список:

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 1999. 720 с.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1998. 352 с.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии / 3-е изд. М., 1997. 688 с.
5. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 1 / Изд. 2-е.; пер. с франц. М, 1996. 496 с.
6. Семченков И.П. Объект преступления: социально-философские и методологические аспекты проблемы: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 192 с.
7. Семченков И.П. Объект преступления: социально-философские и методологические аспекты проблемы: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 18 с.
8. Семченков И.П. Философия мотивации и уголовное право: социальная сущность преступления: Монография. Калининград: КлЮИ МВД России, 2010. 84 с.
9. Семченков И.П. Философия мотивации и воспитание высоконравственной личности // Высшая школа - Храм культуры: Коллективная монография / Пан Ги Мун и др.; на русском и англ. языках; 3-е доп. изд. Казань: ЗАО «АБАК», 2014. С. 143-150.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (28.04.2019)
Просмотров: 39 | Теги: мотивация, потребность, стремление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь