Четверг, 14.12.2017, 03:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Философия борьбы хапсагай

Д.Д.Гуляев, Е.Г.Винокуров

Философия борьбы хапсагай

Мыслители разных эпох и времен интересовались вопросами влияния физической культуры на личностное становление, взаимодействие между занятиями спортом и развитием личности.

В настоящее время исследователи занимаются изучением взаимосвязи физического, умственного, эстетического, нравственного развития личности. В их трудах разработаны возможности и пути морально- волевого, эстетического и нравственного развития подрастающего поколения в процессе занятий физической культурой и спортом. В них подчеркиваются цели и задачи физического воспитания по развитию таких личностных качеств, как потребность в здоровом образе жизни, целеустремленность, смелость, выносливость, решительность, гибкость, способность к сотрудничеству, негативное отношение к вредным привычкам и т.д.

В основу теоретической педагогики Петра Францевича Лесгафта был положен антропологический принцип, согласно которому ребенка для педагога самая большая ценность. По его мнению, ребенок рождается ни добрым, ни злым, ни поэтом, ни музыкантом и т.п., а становится тем или другим благодаря воспитанию. Он писал, что "испорченность" ребенка в большинстве случаев результат не прирожденной умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок воспитателей.

Особое место в образовании занимает физическая культура, представляющая собой пласт культуры народа саха. Ее содержание обусловлено условиями жизни, быта, труда. Эти условия на Севере , как известно, относятся к категории экстремальных. Например, ученые рекомендуют переезжать на работу в условиях Севера только людям- южанам до 35 лет. Научная статистика свидетельствуют, что у людей старшего возраста в первые 10-15 лет проживания в экстремальных климатических условиях высок уровень заболеваемости, инвалидности и смертности.

Характерно, что все путешественники, историки, этнографы, описывающие жизнь и быт народов Севера, отмечают в целом только мужское воспитание. Они обращают особое внимание на высокую степень владения оружием, секретами верховой езды, на выносливость, храбрость, которые сочетались со скромностью, уважением к женщине, детям, старшим и беспрекословным выполнением распоряжений последних.

Ученые и специалисты особо подчеркивают специфику мужского воспитания. По мере взросления сына отец с ним общается на равных, хотя почитание старших существовало всегда.Подобное воспитание при безмерном уважении старших,традиционно приводит к подготовке мужественных, умеющих безмолвно переносить любые тяготы и лишения мужчин, горячо любящих свой народ и Родину. Высшим критерием воспитанности человека считалось и считается сочетание в нем трудолюбия и мужества. Обычно наиболее мужественный из числа родственников или гость учил мальчиков приемам верховой езды и борьбы хапсагай , обращению с лошадьми и оружием, для этой цели использовались различные виды упражнений: стрельба из лука, верховая езда, лазание по деревьям, единоборства, бег, прыжки и т.д.

Борьба хапсагай - это национальная борьба народа саха, состязание в ловкости и быстроте, силы и выносливости, она имеет сходство с восточным видом боевого искусства -айкидо. Есть предположение, что в глубокой древности существовал боевой вид хапсагая. Как посчитали ученые, вершина устного народного творчества-олонгхо зарождало свыше двух тысяч лет тому назад. При этом что интересно, все указанные персонажи олонгхо в конце жесточайшей схватки своих врагов побеждали при помощи приемов борьбы хапсагай. Таким образом, древние предки народа саха проходили определенную подготовку по изучению секретных приемов борьбы хапсагай и успешно использовали их в сражениях. Поэтому, наверное, не стоило бы слишком увлекаться зарубежными традициями единоборств и самозащиты, тогда как есть свои, этнонациональные. Их надо возрождать, особенно борьбу хапсагай.

Великий тренер современности Дмитрий Петрович Коркин писал: " О влиянии хапсагая на мастерство якутских борцов вольного стиля говорят следующие факты. Чемпион СССР Роман Дмитриев в основу своего атакующего стиля брал чисто национальные приемы борьбы. Своей первой победе над иранским борцом Джавади на Тбилисском международном турнире он был обязан приемам хапсагая"[1].

С социально-философской точки зрения профессор Н.К.Шамаев отмечал: "Состязательность у якутского народа,видимо,имеет глубокие корни. Она, по существу, главный метод развития физических качеств "[2].

Из этого следует подчеркнуть о том, что национальная борьба хапсагай является неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков.

Литература:

1. Д.П.Коркин. Статьи, обзор научных трудов. Якутск, 2003.-С.22.
2. Шамаев Н.К.Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания. -М.,2000. -С. 115.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (27.11.2017)
Просмотров: 21 | Теги: Борьба, хапсагай | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь