Воскресенье, 04.12.2016, 19:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Филология и перевод

ЖАНРОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИПОТЕКСТОВ МЕДИЦИНСКИХ САЙТОВ «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ»

В.А.Каменева, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии Кемеровского государственного университета.

В.Н.Сурина, преподаватель английского языка Кемеровской государственной медицинской академии

ЖАНРОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИПОТЕКСТОВ МЕДИЦИНСКИХ САЙТОВ «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ»

Проанализированы жанровые особенности гипотекстов «информация для пациентов» медицинских веб-сайтов, что позволило определить, какие жанровые особенности характерны для них. Анализ проведен на материале гипотекстов, взятых из сайтовых гипертекстов американских медицинских учреждений.

Ключевые слова: интернет-жанроведение, жанр, жанровые характеристики, гипертекст, гипотекст.

 
В данной статье представлены полученные данные по анализу жанровых характеристик гипотекстов, адресуемых пациентам и тем, кто их навещает в период пребывания в американских медицинских учреждениях. Анализируя жанровые особенности указанных гипотекстов, входящих в состав гипертекста «веб-сайт организации», мы руководствовались алгоритмом, который известен еще с античности, но в дополненном виде применяющийся современными учеными. Данный алгоритм заключается в комплексном анализе ряда аспектов: тематической направленности текстов, субстрата трансляции текста в коммуникативном пространстве, каналов и кодов передачи информации в тексте, стилистических особенностей текста, возможных адресантов и адресатов и коммуникативных целей.

Гипотексты, адресуемые пациентам и тем, кто их навещает, представлены в разделе «Пациентам». Данный раздел - один из самых объемных в составе веб-сайтов медицинских учреждений, но, несмотря на огромный массив гипотекстов, все они относятся к общей тематике - информация для пациентов медицинского заведения. Сравнение контента анализируемых веб-сайтов показало, что в состав данного раздела входит следующая информация: оплата счета за лечение, подготовка к госпитализации, пребывание в медицинском учреждении и процедура выписки, предоставляемые услуги переводчика, информация, касающаяся процедуры получения медицинских записей, расписание собраний групп поддержки, правила посещения, права и обязанности пациента, расположение аптеки, магазина подарков и парковки на территории медицинского учреждения.

Данный раздел имеет структурированную форму. Все гипотексты озаглавлены соответствующими гиперссылками, расположенными в виде списка. Активация необходимой ссылки выводит реципиента на гипотекст соответствующего содержания.

Данные гипотексты не отличаются высокой степенью креолизации. Они представляют собой статичные гипотексты, выполненные черным шрифтом на белом фоне. Информация передается посредством визуального статичного канала передачи.

Все гипотексты представляют собой искусственную письменную речь, так как они были подготовлены заранее и отредактированы перед тем, как предоставлены вниманию адресата.

Отнесенность данных текстов к определенным речевым жанрам обусловливается их тематической принадлежностью, стилистическими и композиционными особенностями. Информация, касающаяся оплаты счетов за лечение, подготовки к госпитализации, правил пребывания в медицинском учреждении и процедуры выписки, предоставления услуг переводчика, процедуры получения медицинских записей, выражена гипотекстами, относящимися к жанру «инструкция». В нашем случае интенцией адресанта является указание порядка выполняемых действий в ситуации, связанной с госпитализацией пациента. С лингвистической точки зрения, для текстов данного жанра характерно использование модальных глаголов и императивов.

Субстратом гипотекстов жанра «инструкция» может служить интернет-страница либо отдельный файл формата pdf. В первом случае важно отметить, что этот субстрат не обязательно ограничен рамками данного раздела, но также может уводить реципиента на отдельный портал, посвященный данному материалу. Другими словами, гиперссылки, размещенные в гипотекстах данного жанра, могут переводить реципиента на другой сайтовый массив. О смене сайтовых гипертекстов сигнализирует смена гиперкаркаса. Например, на сайте Boston Medical Center, информируя реципиента о программе поддержки лиц, перенесших рак, адресант отсылает его на отдельный вебсайт Центра по лечению раковых заболеваний. Гиперссылка, выделенная синим шрифтом, представляет собой название центра. Данная особенность субстрата объясняется таким его свойством, как гипертекстуальность.

С другой стороны, использование отдельного файла pdf в качестве субстрата тоже имеет преимущества. Во-первых, вся информация размещена в ограниченном пространстве, лимитированном строгими рамками, что упрощает ее поиск, скачивание и хранение. Во-вторых, анализ исследуемого материала показал, что большинство таких файлов выполнены в виде буклетов, которые характеризует высокая степень креолизации, что делает их более читабельными и запоминаемыми. В-третьих, необходимо отметить, что не всю информацию из интернет-формата можно перевести в печатный, в то время как файлы pdf оформлены в виде буклета, который может быть распечатан. Другими словами, это дает возможность заменить один субстрат на другой, в зависимости от потребности адресата. Примером такого формата служит Patient and Visitor's Guide, размещенный на сайте NewYork-Presbyterian Hospital [http://nyp.org/pdf/columbia_preparing.pdf].

Адресантом текстов данного жанра является руководство медицинского учреждения. Из названия раздела следует, что адресатом являются пациенты и посетители медицинского учреждения. Но данный круг не ограничен указанной категорией лиц. Здесь следует разграничить понятие адресат и реципиент. Адресат - лицо, которому адресант направляет информационное сообщение, в то время как реципиентом может стать любой пользователь сети Интернет, целенаправленно или ненамеренно открывший соответствующий ресурс. В связи с такими свойствами субстрата, как глобальность и открытый доступ к информации, в качестве реципиента могут выступать любые лица, обладающие физическими и техническими возможностями работы с сетью Интернет.

Главными коммуникативными целями гипотекстов жанра «инструкция» являются информационная и регулятивная, что объясняется интенциями адресанта. Прописывая необходимые процедуры при госпитализации, адресант предписывает порядок действий, которые необходимо предпринять пациенту. Правила пребывания в медицинском заведении предписывают нормы поведения как пациентов внутри учреждения, так и их посетителей. Тем самым гипотекст выполняет регулятивную функцию, регулируя поведение пациентов и посетителей.

Кроме текстов, относящихся к жанру «инструкция», раздел «Пациентам» включает информацию о правах и обязанностях пациентов. Тексты с указанной информацией изобилуют инфинитивными конструкциями, в них отсутствует прямое обращение и личные местоимения. Кроме этого, в данных текстах имеются юридические термины, например, pursuant to law, without discrimination on account of economic status or source of payment и др. Подобное грамматическое оформление и лексическое построение текста характерно для документов нормативно-правового характера, например, договора. Договор состоит из нескольких компонентов, один из которых - «Права и обязанности сторон». В нашем случае сторонами выступают адресант (медицинское учреждение) и адресат (пациент).

Таким образом, анализ языкового оформления позволяет отнести исследуемые гипо- тексты к жанрам официально-делового стиля (административно-канцелярского подстиля), в частности к жанру «договор».

Субстратом жанра «пациентам» является интернет-пространство, ограниченное рамками раздела.

Согласно исследуемому материалу, основным каналом передачи данной информации является визуально-статичные, то есть нединамичные гипотексты; динамичные тексты представлены в незначительном количестве. Как правило, данным гипотекстам не свойственна высокая степень креолизации: они не отличаются разнообразием используемых шрифтов и фонов, не всегда сопровождаются изображениями и прочими невербальными средствами передачи информации. Из общего числа кодов передачи информации данных гипотекстов обнаружены: вербальный англоязычный, цветовой, графический, визуально-изобразительный, цифровой, символьный, звуковой и видео-звуковой. Кроме визуального статичного канала, информация передается и визуально- динамичным - видеороликом, который сопровождается аудиодорожкой. Озвучиваемый в видеоматериале текст относится к искусственной устной речи, так как он заранее подготовлен и читается «персонажами» видеоролика без отличительных маркеров естественной речи. Адресант сообщения - руководство медицинского учреждения, адресат обозначен заголовком текста «Права и обязанности пациентов», то есть адресатом являются пациенты заведения, а также лица, планирующие ими стать.

Как отмечалось ранее, тексты жанра «договор» имеют предписывающий характер. На наш взгляд, информация, указанная в пункте «Права пациента» носит констатирующе-предписывающий характер, а текст пункта «Обязанности пациента» может быть охарактеризован как долженствующе-предписывающий. Различие заключается в интенциональном аспекте. В первом случае, главной интенцией подачи информации является констатация прав адресанта, то есть цель данного текста - информационная. Гипотекст «Обязанности пациента» определяет рамки его поведения, то есть цель данного гипотекста - регулирующая. Таким образом, текст жанра «договор», а конкретнее его часть «права и обязанности», реализует две интенции адресанта: информационную и регулирующую. Данный жанр определяется нами как простой и входит в состав сложного жанра «пациентам».

Согласно исследуемому материалу, в разделе пациентам размещается информация о группах социальной поддержки. Рассмотрим в качестве одного из примеров подобный текст, размещенный на сайте Emerson Hospital [http://www.emersonhospital.org/en/SupportServicesAndGroups/SupportGroups/ Cancer.aspx]: «Be Strong Cancer Exercise Program T: 978-287-8200 Tuesdays, Thursdays: 12:00 pm-1:00 pm
This eight-week class is in collaboration with the Center for Sports Rehabilitation and Specialty Services and the Bethke Cancer Center. The class is under the direction of a qualified physical therapist and will help jump-start you on your way to fighting fatigue and improve your general well-being. The session is for eight-weeks and has rolling enrollment. Please check with your physician to be sure you are able to participate.
$160.00 for one eight-week session. Classes are held at the Center for Sports Rehabilitation and Specialty Services - 57 Old Road to Nine Acre Corner, Concord, MA».

Данный текст имеет заголовок «Be Strong Cancer Exercise Program», указан контактный телефон, время проведения собраний, краткое описание программы, стоимость и место проведения. Данный структурный состав и небольшой объем информационного массива позволять отнести этот текст к жанру «объявления».

Субстратом данной информации является интернет-пространство, ограниченное гиперссылками и гипотекстами данного раздела. В отличие от других субстратов, которые могут нести тексты жанра «объявление», страница веб-сайта является более прагматичным. Благодаря свойствам, отличающим интернет- пространство, информация становится легко- обновляемой, что позволяет заменять одни объявления более актуальными. Круг реципиентов не ограничен территориально в связи с глобальностью сети Интернет.

Что касается адресата, здесь им являются лица, проходящие лечение от раковых заболеваний. В объявлении о занятиях группы «Melanoma Support» адресатом являются пациенты, страдающие от меланомы. Другими словами, адресат сообщения соответствует субъекту групповых занятий. Следует отметить, что адресат сообщений детерминирован заголовком объявления, в то время как реципиентом может стать любое лицо, заинтересованное данным типом информации и имеющее технический доступ к сети Интернет.

Информация передается посредством визуального статичного канала. Тематика информации, передаваемой статичными текстами данного жанра, объясняет отсутствие невербальных компонентов в структуре сообщения, так как их использование не требуется согласно интенциям адресанта. Информация передается посредством вербального англоязычного, цветового, графического, визуально-изобразительного, цифрового и символьного кодов.

Тексты-объявления о группах поддержки имеют две коммуникативные цели. Во-первых, они информируют адресата о времени и месте проведения собрания, тем самым реализуя информационную интенцию адресанта. Во- вторых, извещая реципиента о существующих группах поддержки и приглашая принять в них участие, тексты рекламируют их, то есть обеспечивают достижение второй коммуникативной интенции - рекламной.

В раздел «Пациентам» исследуемых нами сайтовых гипертекстов адресант включает информацию о расположении кампусов, парковки, магазинов на территории медицинского учреждения. Как показал материал исследования, данная информация представлена в виде карт-схем, где отмечены все помещения и их назначение.

Как и у текстов жанра инструкции, рассмотренных нами ранее, субстратом данной информации может служить как страница вебсайта, так и отдельный файл pdf, который может быть загружен по желанию пользователя.

Карты-схемы характеризуются тем, что передают информацию посредством вербального и невербального кода. В данном случае вербальные номинанты интегрированы в визуальный компонент. При отсутствии любого из них сообщение не будет передано. Канал передачи информации - визуальный статичный.

Исходя из назначения данной информации, адресатом может являться пациент или посетитель данного медицинского учреждения.
Интенцией адресанта при размещении карты-схемы территории учреждения является информирование адресата о расположении различных корпусов больницы, в том числе отделения неотложной помощи, дорожной развязки, специализированных парковок. Таким образом, карты-схемы выполняют информационную функцию.

Итак, сравнительный анализ гипертекстов англоязычных сайтов медицинских учреждений показал, что совокупность гипотекстов раздела «Пациентам» имеет характеристики, свойственные сложному жанру, который характеризует тематическая, композиционная и стилистическая общность. Субстратом гипотекстов данного жанра является интернет- пространство, ограниченное гиперссылками и гипотекстами данного раздела. Размещение текстов обусловлено постановкой следующих коммуникативных интенций: информационной, регулирующей, имиджевой и рекламной. Адресант определен как руководство медицинского учреждения, адресат - пациенты и лица, готовящиеся ими стать. Являясь сложным жанром, он включает в себя простые: «инструкция», «договор», «объявление», «контакты», где информация передается посредством ряда кодов: вербальным англоязычным, цветовым, графическим, визуально-изобразительным, цифровым, индексным, символьным, звуковым и видео-звуковым. Данный жанр встречается во всех гипертекстах исследуемых нами англоязычных сайтов медицинских учреждений, поэтому относится нами к типу «ядерный». Несмотря на то, что отдельные простые жанры, входящие в состав сложного жанра «пациентам», могут быть определены как первичные, вследствие специфики субстрата (интернет-пространство сайтового гипертекста) и их интеграции в один жанр, мы детерминируем сложный жанр «пациентам» как вторичный.

Список литературы

1. Аристотель. Риторика / Аристотель // Античные риторики : собрание текстов, статьи, комментарии / под ред. А. А. Тахо-Годи. - М.: МГУ, 1978. - С. 337-692.
2. Анисимова Т. В. О принципах классификации риторических жанров / Т. В. Анисимо- ва // Речевое общение: Специализированный вестник. - 2000. - Вып. 2 (10). - С. 43-48.
3. Лебедева Н. Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования / Н. Б. Лебедева // Вестник Башкирского государственного педагогического университета: Гуманитарные науки. - 2001. - № 1. - С. 4-11.
4. Сурина В. Н. Электронный календарь событий. Жанровые характеристики / В. Н. Сурина, В. А. Каменева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 16 (345). Филология. Искусствоведение. Вып. 91. - С. 132-135.
5. URL: http://www.hscpediatriccenter.com.
6. URL: http://www.gwhospital.com.
7. URL: http://www.downtownhospital.org.
8. URL: http://www.marywashingtonhealthca re.com.
9. URL: http://www.dimensionshealth.org.
10. URL: http://www.whcenter.org.
11. URL: http://www.childrenhospital.org.
12. URL: http://www.beverlyhospital.org.
13. URL: http://www.bmc.org; http://www. dmc.org.
14. URL: http://www.emersonhospital.org.
15. URL: http://steward.org/Good-Samaritan.
16. URL: http://www.winchesterhospital.org.
17. URL: http://www. nmh.org.
18. URL: http://www.orthohospital.org.
19. URL: http://www.rwmc.org.
20. URL: http://www.alegentcreighton.com/im manuel-medical-center.

Вестник ЧелГУ № 15 (370) 2015. Филология. Искусствоведение. Выпуск 96

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443 (19.04.2016)
Просмотров: 117 | Теги: Жанр, ГИПОТЕКСТ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016