Вторник, 19.09.2017, 14:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Филология и перевод

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СРАВНЕНИЙ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ: ЯДЕРНЫЕ СТРУКТУРЫ

Е.А.Правда

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СРАВНЕНИЙ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ: ЯДЕРНЫЕ СТРУКТУРЫ

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена вопросу типологии сравнений, употребляемых в языке русской поэзии. В работе приводится перечень ядерных средств выражения сравнений, выделяемых с позиций семантико- функционального синтаксиса, рассматривается соотношение утвердительных и отрицательных сравнений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: способ языкового выражения, поэтическое сравнение, утвердительное сравнение, отрицательное сравнение, ядерные структуры.

 

Поэтические сравнения по своей форме весьма разнородны; по-разному освещается исследователями и набор средств их выражения. Так, например, В.В. Одинцов к средствам выражения сравнений в языке русской поэзии относит: «1) сравнительный оборот, вводимый союзами как, как будто, словно, точно, ровно, как бы и др.»; 2) форму сравнительной степени прилагательного или наречия; 3) форму творительного падежа имени (так наз. «творительный сравнения»); 4) присоединительную конструкцию, «вводимую союзом так и обычно содержащую развёрнутое сравнение» [1, с. 327]. В «Словаре литературоведческих терминов» С.П. Белокуровой к этому списку добавляется наречие с приставкой по- (по-писаному и под.) [2]. Отмечается исследователями и возможность выражения сравнения с помощью лексических средств - слов подобный, похожий и др. [3]. Приводятся и другие способы.

Что касается отрицательных сравнений, то этот термин также трактуется по-разному. Одни авторы понимают под отрицательными сравнениями случаи антитезы (см., напр., [2; 4, с. 11]). Другие - считают отрицательными сравнениями случаи отрицательного образного параллелизма - напр.: «Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои» (Н.А. Некрасов) (ср. [2; 5, с. 28; 1, с. 327]).

Рассмотрение сравнения в свете современных научных подходов позволяет чётче отграничить его от других стилистических средств, также основанных на логической операции сравнения (метафоры, олицетворения, антитезы, образного параллелизма), а также уточнить способы выражения поэтических сравнений.

В целях разработки универсальной комплексной модели изучения приёма поэтического сравнения как составляющей идиостиля поэта нами были проведены наблюдения над языком стихотворных произведений русских поэтов XIX-XX вв. (всего исследовано 42 поэтических сборника). Полученный обширный материал позволяет, прежде всего, уточнить перечень средств выражения поэтического сравнения. При классификации примеров мы опираемся на принципы номинативно-прагматического синтаксиса, в частности на типологию русских предложений, разработанную A.M. Ломовым [6], а также используем полевую методику.

Способы выражения сравнений в поэтической речи можно разделить на ядерные и периферийные. В данной работе мы остановимся на ядерных способах выражения поэтических сравнений - конструкциях, которые передают значение сравнения наиболее явно (это значение является для них основным). Такие конструкции с синтаксической точки зрения делят на союзные и бессоюзные.

К союзным средствам выражения сравнений относятся:

1. Конструкции со сравнительными оборотами.

Сравнительным оборотом считается сочетание сравнительного подчинительного союза и вводимой им словоформы (одной или с распространяющими её словоформами) [7, с. 176]. В поэтической речи сравнительные обороты составляют подавляющее большинство всех сравнительных конструкций. Можно выделить следующие случаи использования сравнительных оборотов:

а) конструкции со сравнительными оборотами, характеризующими производителя действия. Напр.: Скрывая от всех, как артист, Носил гимназист в проснувшемся теле Эдем и вулкан (С. Чёрный. Дурак); Ты умер, как и многие, без шума, но с твёрдостью (М.Ю. Лермонтов. Памяти А.И. Одоевского); Но лето быстрое летит. Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва пышно убрана... (А.С. Пушкин. Евгений Онегин); Здесь очутиться б изографом И запетлять, как форель (М. Кудимова. С тбилисского);

б) конструкции со сравнительными оборотами, характеризующими носителей признаков. Напр.: В той башне высокой и тесной Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла (М.Ю. Лермонтов. Тамара); Там на ландышах расцветших Лучше, чем в полях у нас (С. Есенин. Иорданская голубица); Душа, пытливая как печь, Всё время топится словами (В. Фёдоров. Слова - дрова); Говорят: «Божественный лепет...» Жёстче, чем лихорадка, оттреплет... (А. Ахматова. Муза);

в) конструкции со сравнительными оборотами, характеризующими предметы. Напр.: Она стала щеголиха, Как богатая купчиха (А.В. Кольцов. Женитьба Павла); Сердца - такие ж моторы. Душа — такой же хитрый двигатель (В. Маяковский. Поэт рабочий); И небо, точно бирюза, и принц, поднявший еле-еле Миндалевидные глаза На взлёт девических качелей (Н. Гумилёв. Персидская миниатюра). Где-то доярки все в белом, как доктора (С. Щипачёв. Стадо); ...Так в столице, говорит, всякие развраты, Да и женщин, говорит, больше, чем мужчин (В. Высоцкий. Письмо на сельхозвы- ставку); В полях - туман, как саван пара... (И. Северянин. Октябрь); Но я, писатель терпеливый, Храню, как музыку, слова (Н. Ушаков. Вино).

2. Конструкции со сравнительными придаточными предложениями. Сравнительные придаточные предложения сообщают о ситуации, с которой сравнивается ситуация, обозначенная в главной части (ср. [8, с. 356-357)]. Напр.: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова (С. Есенин. Отговорила роща золотая...). Сравнительное придаточное предложение «может представлять собой конструкцию двусоставную и односоставную, полную и неполную» [9, с. 631]. Как правило, сравнительная придаточная часть относится ко всей главной части предложения [там же]. Напр.: Наливай обширны чаши В шуме радостных речей, Как пивали предки наши Среди копий и мечей (Д.В. Давыдов. Бурцову). Однако возможно использование придаточных сравнительных конструкций для пояснения отдельных членов предложения. Например: А одежда тонка, будто вовсе и нет, - из тончайшей поэтовой неги она (В. Маяковский. 150.000.000).

Достаточно распространены сравнения, в которых наблюдается повтор в придаточной сравнительной части лексем из главной части или использование однокоренных лексем (в том числе с супплетивными основами). Как правило, в этом участвуют лексемы, находящиеся в позиции сказуемого (ср. [9, с. 632]. Напр.: Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! (А. Блок. Скифы). Избежать тавтологии помогает синонимическая замена. Напр.: Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо, Как в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима (В. Маяковский. Во весь голос). Другим способом избежать тавтологии является речевой эллипсис, приводящий к образованию неполных придаточных предложений (ср. [9, с. 632]. Напр.: Любви все возрасты покорны; Но юным, девственным сердцам Её порывы благотворны, Как бури вешние полям (А.С. Пушкин. Евгений Онегин) - ср.: *как бури вешние благотворны полям. Подобных неполных придаточных сравнительных предложений в языке русской поэзии множество.

К бессоюзным средствам выражения сравнений относятся:

1. Конструкции с компаративами. На втором месте по частотности после конструкций со сравнительными союзами в рейтинге средств выражения поэтического сравнения находятся конструкции с компаративами - формами сравнительной степени прилагательных или наречий. Построенные на их основе сравнения указывают на степень проявления признака в предмете по отношению к корреляту. Напр.: Страшнее голода и холода воскресшей совести укор (В. Сикорский. Долой технические доводы...); Лицо дневное Арлекина Ещё бледней, чем лик Пьеро... (А. Блок. Балаган); Есть слова, которые не скажешь. Их гораздо легче проглотить (Р. Ивнев. Есть слова...).

2. Конструкции с формой «творительного сравнительного». Следующим по частотности употребления в поэтической речи средством выражения сравнений, после форм степеней сравнения, являются конструкции с так называемым «творительным сравнения». Это предложения, в которых коррелят сравнения обозначается именем в форме творительного падежа.

Достаточно много примеров с формой «творительного сравнения», не распространённой, не имеющей при себе определений и пояснений. Напр.: Грозовое небо Колесом Поворачивается Над нами (А. Межиров. Alter ego). Чаще употребляется форма творительного падежа с различными определениями. Напр.: Голова — цветочной чашечкой Из серебряного выреза (М. Цветаева. Але); Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной (И.А. Бунин. Листопад); Звук немоты, железный и корявый, терзает горло ссадиной кровавой, заговорю — и обагрю платок (Б. Ахмадуллина. Слово); Порою блеснут звериные глаза зелёной искоркой суровой, и робко вздрогнут тормоза (О. Берггольц. Наш дом); И перо обронившей птицею Электричка уронит искру (А. Городницкий. Финская граница); Сам он лебедёнышем под дулом, с нежностью внезапной («вот дебил» ), вдруг о ней, о сверстнице подумал Так, что всё на свете позабыл (В. Гордейчев. В школьном сквере).

3. Конструкции с лексемами сравнительной семантики. Достаточно много примеров использования поэтами для передачи сравнения лексем со сравнительной семантикой: слов с корнями -похож-, -схож-, -равн-, подоб-, -род-, родн-, -вид-; глаголов казаться, напоминать и др., наречия точь-в- точь. Исследователи указывают, что эти лексемы, в частности глаголы напоминать, казаться, выглядеть, сравнивать, походить, смахивать, «как правило, абсолютно понятны, прозрачны, выражают простой образ» [4, с. 9]. Напр.: Намедни! Похоже на мёд и на медь (Л. Мартынов. Намедни); Я радугу сравню с вратами рая, Куда при жизни я попал сейчас (А. Дементьев. В деревне); Залавок — подобье комода (Л. Яшин. Родные слова); Я пальцы, сжал в кармане в виде фиги... (В. Высоцкий. На таможне); И казался нам знаменем красным Распластавшийся в небе язык (А. Блок. В кабаках); Это ты, о сын мой, Смотришь Иисусом! (С. Есенин. Заждалася сына дряхлая вдовица...); Нравом упрям, волосами чёрен, Буен в ярости и веселье, Больше он смахивал на кавказца (А. Городницкий. Родословная Петра); Он мою защиту разрушает — Старую, индийскую — в момент. Это смутно мне напоминает Индо-пакистанский инцидент (В. Высоцкий. Игра); Стал мой заяц потому Вылитый оленчик (И. Северянин. Песенка о зайце); Всю ветошь прочь, чтоб лишь базальту впору во мне остался истый человек (В. Сикорский. Смой, ветер, прах из памяти порочной...); Ты пойми, что сегодня точь-в-точь Нашей первой зимы - той, алмазной - Повторяется снежная ночь (А. Ахматова. Годовщину последнюю празднуй...).

4. Сравнительные конструкции с предложно-падежными сочетаниями. Ряд примеров содержит сравнения с предложно-падежными сочетаниями, образующими конструкции: «в ком/чём есть что от кого/чего»: «кто чем с кого/что»: «кто чем в кого/что» и др.: Есть в степи океанское что-то (В. Гордейчев. Пути земные); И Жираф - Важный граф Вышиною с телеграф... (К. Чуковский. Крокодил); Что ж там цветом в янтарь светится? (В. Высоцкий. Аисты); Как в город в сломанный прёт победитель на пушках - жерлом жирафу под рост... (В. Маяковский. Бруклинский мост); Как девчонка, строгая по-женски, парню, отрываясь от страниц, адресует мимику и жесты из разряда мельниц ветряных (В. Гордейчев. В школьном сквере); Стал быть, царь дурак. Царь дурак- батрак Сопли жмёт в кулак, Строит Питер-град На немецкий лад (С. Есенин. Песнь о великом походе); Он выглядит «вполне под Гумилёва» (И. Северянин. Георгий Иванов); Стихи в манере Пастернака (Г. Семёнов. Стихи в манере Пастернака).

5. Сравнительные конструкции с именами в форме родительного падежа. Сравнение в поэтической речи нередко выражается конструкциями, в которых коррелят сравнения обозначается посредством несогласованного определения (дополнения), выраженного именем в родительном падеже. Напр.: Я вас люблю любовью брата... (А.С. Пушкин. Евгений Онегин). В составе конструкций с формами родительного падежа могут употребляться местоименные слова тот же, та же и под., которые усиливают значение сходства, подобия. Ср.: И когда я увидел твой взор, Где печальные скрылись зарницы, Я заметил в нём тот же укор, Тот же ужас измученной птицы (Н. Гумилёв. Воспоминание).

6. Сравнительные конструкции со словами тоже, также, то же (ж), так же, такой же, то_же (ж), та же (ж). В некоторых случаях в качестве маркеров сравнения выступают наречия тоже и также, имеющие значение «равным образом» [10, с. 700, 711]. Напр.: Воду пьют из кружек и стаканов, Из кувшинок также можно пить (С. Есенин. Каждый труд благослови, удача!); ..А там мой мраморный двойник... [...] Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану (А. Ахматова. В Царском Селе). Идею сходства, подобия тех или иных предметов или явлений в поэтической речи могут передавать конструкции с местоименными сочетаниями такой же и под. Напр.: А где-то там мятутся средь огня такие ж я, без счёта и названья... (И. Анненский. Гармония); В мире новолунья синева в эту ночь вошла в свои права. И в глазах, распахнутых едва, у девчонки та же синева (С. Щипачёв. Новолунье).

Сравнения с местоименными словами можно рассматривать как «неканонические» варианты конструкций с союзом как и соотносимыми сравнительными словами, поскольку отсутствующая сравнительная часть, в которой обозначен коррелят сравнения, в них может восстанавливаться. Напр.: Ночью - дождь. И так же будет днём (А. Дементьев. Декабрь - 80) - Ср.: * И так же, как ночью, будет днём.

7. Сравнения с маркером так. В сравнениях с маркером так, который обычно открывает вторую часть сравнения, уподобляются друг другу целые картины, сюжеты. Предмет и коррелят сравнения в таких случаях выражаются синтаксически автономными (или относительно автономными) конструкциями. Напр.: Пленившись розой, соловей И день и ночь поет над ней; Но роза молча песням внемлет, Невинный сон ее объемлет... На лире так певец иной Поет для девы молодой; Он страстью пламенной сгорает, А дева милая не знает - Кому поет он? отчего Печальны песни так его?.. (А.В. Кольцов. Соловей); О, не впервые странных встреч Я испытал немую жуткость! Но этих нервных рук и плеч Почти пугающая чуткость... В движеньях гордой головы Прямые признаки досады... (Так на людей из-за ограды Угрюмо взглядывают львы) (А. Блок. Сердитый взор бесцветных глаз...); Спала на парте Мэри Весь день, по крайней мере, — В берлогах так медведи спят И сонные тетери (В. Высоцкий. Про Мэри Энн).

Слово так в развёрнутых сравнениях может сопровождаться частицами точно или вот: Когда прибегнем мы под знамя Благоразумной тишины, Когда страстей угаснет пламя, И нам становятся смешны Их своевольство иль порывы И запоздалые отзывы, — Смиренные не без труда, Мы любим слушать иногда Страстей чужих язык мятежный, И нам он сердце шевелит. Так точно старый инвалид Охотно клонит слух прилежный Рассказам юных усачей, Забытый в хижине своей (А.С. Пушкин. Евгений Онегин); Она уютно незамысловата, Обезоруживающе проста. Целую я растроганно и свято Ее покорствующие уста. В своих противоречьях гармонична И в низостях невинных высока, В своей обыденности необычна, Она ведь та, кого я так ласкал! Вот так ручей щебечет на поляне, А поглядишь - его почти и нет (И. Северянин. Одна встреча).

Кроме сравнений, в которых утверждается сходство каких-либо предметов, существуют так называемые отрицательные сравнения, к которым, по нашему мнению, следует относить сообщения об отсутствии у сравниваемых предметов или явлений общих признаков, об имеющихся между этими предметами различиях (ср., напр., нашу работу [11]). Напр.: Мальчик же, после того рождённый И наречённый Петром, отличен Был от сестры и родного брата, Русоволосого Ивана, Скорбного душой и телом (А Городницкий. Родословная Петра ); Несётся корабль одинокий, на все корабли не похож... (Р. Ивнев. Вскипает волна, набегая...). Несмотря на то, что отрицательные сравнения используются поэтами относительно редко, средства их выражения достаточно разнообразны.

Отрицательные сравнения можно разделить на две категории: имеющие параллели среди утвердительных сравнений и не имеющие таких параллелей, т.е. специализированные.

Отрицательные сравнения первого типа, как правило, представляют собой отрицательные модификаты утвердительных предложений. Они могут включать в свой состав отрицательные частицы. При этом:

1) с помощью отрицательных частиц не и ни передаётся значение отсутствия сходства. Напр.: Любопытно, забавно и тонко: Стих, почти не похожий на стих (Н. Заболоцкий. Читая стихи) - ср.: *Стих, похожий на стих; Нет! И в церкви всё не так. Всё не так, как надо (В. Высоцкий. Моя цыганская) - ср.: *Всё так, как надо;

2) с помощью частицы едва ли, кроме отрицания, передаётся также значение сомнения. Напр.: Но луч луны, по влаге зыбкой Слегка играющий порой, Едва ль сравнится с той улыбкой, как жизнь, как молодость живой (М.Ю. Лермонтов. Демон) - ср.: *Луч луны сравнится с той улыбкой;

3) с помощью частицы разве может выражаться сомнение в истинности сходства и оформляться риторический вопрос на основе сравнительно- отождествительного предложения. Напр.: Но любовь разве цветик алый, Чтобы ей лишь мгновенье жить, Но любовь разве пламень малый, Что ее легко погасить? (Н. Гумилёв. Я не прожил, я протомился...) - ср.: *Любовь - цветик алый, любовь - пламень малый.

Другим способом создания отрицательных сравнений является использование конструкций с лексемами, имеющими значения несходства, многие из которых являются антонимами к лексемам со значением сходства, подобия. В отрицательных сравнениях могут использоваться имена прилагательные и существительные: различный, отличный, новый, противный (устар.), разность, рознь. Напр.: Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной... (А.С. Пушкин. Евгений Онегин); Ну, словом, город взял совсем противный вид... (Д. Давыдов. Сон); Аккорд аккорду рознь (И. Северянин. Секстина VIII); Мальчик же, после того рождённый И наречённый Петром, отличен Был от сестры и родного брата, Русоволосого Ивана (А. Городницкий. Родословная Петра). Кроме того, могут употребляться местоимения иной, другой и их производные. в том числе наречия иначе, по-другому. Напр.: Цветите, юные, и здоровейте телом! У вас иная жизнь. У вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев (С. Есенин. Русь советская).

К специфическим, не имеющим параллелей среди утвердительных вариантов, относятся следующие способы выражения отрицательных сравнений:

1) конструкция «кто/что не чета кому/чему». Напр.: Я вам не кенар! Я поэт И не чета каким-то там Демьянам (С. Есенин. Стансы);

2) конструкция «кто/что есть ничто в сравненье с кем/чем»; напр.: Невыразимое смятенье В её груди; печаль, испуг, Восторга пыл - ничто в сравненье, Все чувства в ней кипели вдруг... (М.Ю. Лермонтов. Демон);

3) конструкция «куда там до (кого/чего)», на основе которой строится риторический вопрос: ...Куда там той же Ялте до тебя! Тобой одним, высотно и бессмертно, мой край, мой мир зелёно- голубой, Однажды здесь настроенное сердце не- молкнущий поддерживает бой (В. Гордейчев. Под белой тучей чаечного гвалта...);

4) на основе конструкции «что пред кем/чем есть что», в которой сочетание пред кем/чем является синонимом выражения по сравнению с кем/чем, может создаваться оценочное отрицательное сравнение, передающее значение высокой степени несходства. Напр.: Она глядит, глазами омывая Порок в тебе, — и ты пред ней ковыль... (И. Северянин. Моряна); ...Сверкнёт холодное запястье, И, речь прервав, она сама Уже твердит, что сила страсти - Ничто пред холодом ума!.. (А. Блок. Как день светла, но непонятна...). Данная конструкция может использоваться для построения риторического вопроса, напр.: Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений, перед минутою одной Моих непризнанных мучений! (М.Ю. Лермонтов. Демон).

Иногда в одном и том же контексте авторы сочетают разные синонимичные средства выражения отрицательного сравнения. Напр.: На пустынном просторе, на диком Ты всё та, что была, и не та, Новым ты обернулась мне ликом, И другая волнует мечта (А. Блок. Новая Америка); Смотрю французский сон С обилием времён, Где в будущем - не так, и в прошлом — по-другому (В. Высоцкий. Люблю тебя сейчас).

Таковы выявленные нами ядерные способы выражения утвердительных и отрицательных сравнений в языке русской поэзии. Как видим, с их помощью авторами не только создаются сравнения разного типа, но и в рамках каждого типа передаются те или иные оттенки смысла.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Одинцов В.В. Сравнение / В.В. Одинцов // Русский язык. Энциклопедия / под ред. Ф.П. Филина. - М. : Советская энциклопедия, 1979. - 432 с.
2. Словарь Литературоведческих Терминов / авт.-сост. С.П. Белокурова. - (www.gramma.ru).
3. Определение термина «Сравнение» // TextoLogia.ru. Сайт о русском языке и литературе. - (http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/sravnenie/?q=486&n=1815).
4. Крылова М.Н. Функционально-семантический анализ как основа системного исследования языковых единиц. Функционально-семантическая категория сравнения / М.Н. Крылова // Гуманитарные научные исследования. - 2013 (сентябрь). - № 9 [Электронный ресурс]. - (http://human.snauka.ru/2013/09/3736).
5. Рубайло А.Т. Художественные средства языка : пособие для учителей / А.Т. Рубайло. - М. : Учпедгиз, 1961. - 122 с.
6. Ломов A.M. Типология русского предложения / A.M. Ломов. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 1994. - 280 с.
7. Русская грамматика : в 2 т. Том. II. Синтаксис / под ред. Н.Ю. Шведовой [и др.]. - М. : Наука, 1980. - 709 с.
8. Ломов A.M. Русский синтаксис в алфавитном порядке: Понятийный словарь-справочник / A.M. Ломов. - Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004. - 400 с.
9. Современный русский язык : Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис : учебник для вузов / А.Б. Аникина [и др.]; под ред. Д.Э. Розенталя. - М. : Высш. шк., 1984. - 735 с.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка : ок. 57 000 слов / С.И. Ожегов. - 13-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1981. - 816 с.
11. Правда Е.А. К вопросу об отрицательных сравнениях / Е.А. Правда // Известия ВГПУ. - 2014. - № 2(263). - С. 167-169.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443 (24.05.2017)
Просмотров: 5310 | Теги: поэзия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь