Суббота, 03.12.2016, 07:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Филология и перевод

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА СЛОВ С ПРЕФИКСАМИ ПРЕ- И ПРИ-

А.А.Балакай. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА СЛОВ С ПРЕФИКСАМИ ПРЕ- И ПРИ-

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности изучения одной из наиболее сложных орфограмм - правописания слов с префиксами пре- и при-. Обосновывается взаимосвязь орфографии с другими разделами русского языка: морфемикой и словообразованием, лексикологией и этимологией.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфография, префиксы пре- и при-, словообразовательное значение, лексическое значение слова, исторический анализ слова, этимология.

 

Многие учащиеся сталкиваются с проблемой выбора гласной буквы е или и при написании слов, начинающихся с пре- и при-.

Правописание приставок пре- и при-, на наш взгляд, является одной из сложных орфограмм, поскольку данное правило регулирует выбор написания с опорой на семантику слова. Проблема в том, что семантика слова и его морфемная структура с течением времени может измениться. Пишущему необходимо иметь развитое языковое чутьё, способность понимать исходное значение слова, запёчатлённое в морфемном составе, и сопоставлять его с современным.

Как, например, объяснить школьнику написание слов прикарманить, престарелый, пресловутый и других подобных? В этих словах явно выделяются приставки, но как с точки зрения словообразовательной семантики объяснить их орфографию? Подходящих значений нет в орфографическом правиле, которое дано в учебнике русского языка. А как быть со словами прелюдия, прецедент, президент? Есть ли в этих словах приставка? Если нет приставки, то можно ли объяснить написание этих слов? Подобные вопросы орфографии послужили толчком к исследованию словообразовательной и лексической семантики слов с префиксами пре- и при-.

Данное исследование требует изучения проблемы в трёх аспектах: морфемно-словообразовательном, лексико-семантическом и орфографическом.

Морфемно-словообразовательный аспект предполагает рассмотрение исследуемого материала с точки зрения морфемного строения слова, выделения в нём минимальных значимых частей - морфем. Важно проследить, в каких случаях в современном русском языке в словах выделяется приставка как отдельная морфема и что она означает, а в каких случаях приставка с течением времени стала частью корня и потеряла своё самостоятельное значение. Таким образом, привлекаются сведения не только из современного словообразования, но и из исторического.

Лексико-семантический аспект предполагает рассмотрение лексического значения слова, его семантики. Значение префикса выступает как частное по отношению к общему лексическому значению слова. Лексико-семантический анализ предполагает привлечение сведений из истории языка, сведений о происхождении слова.

Без историко-этимологических сведений не обойтись в тех случаях, когда выяснится, что приставка потеряла своё первоначальное значение в слове и/или не выделяется вовсе, а современное лексическое значение слова отличается от того, каким было раньше. Возможно, исконное значение слова прольёт свет на современное его написание.

Конечной целью исследования является орфография. Морфемно-словообразовательный, лексико-семантический анализ слова проводится затем, чтобы выявить дополнительные значения или оттенки значения префиксов пре- и при-, объяснить правописание слов в спорных и сомнительных случаях. Это позволит более обоснованно подходить к написанию многих слов русского языка, начинающихся с пре- и при-, что в конечном счёте должно повысить грамотность учащихся.

Впервые учащиеся сталкиваются с правилом правописания приставок в 5 классе. Они узнают, что все приставки в русском языке делятся на 3 группы: 1) приставки, которые пишутся всегда одинаково (их написание надо запомнить), 2) приставки, которые меняют конечную з на с перед глухим согласным, 3) приставки пре- и при-, их написание зависит от значения в слове.

Авторы учебников отмечают слова с приставками пре- и при-, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения. На письме они различаются написанием приставок: пребывать (в неведении) — прибывать (вода прибывает), претворить (в дело) — притворить (дверь), преступить (нарушить закон) — приступить (к делу).

«Иногда трудно установить значение приставок при- и пре-, например: причуда, причудливый, прихоть, прихотливый, приключение; препятствие, пренебрегать, преследовать и др. Написание таких слов надо запомнить, а в сомнительных случаях проверить по орфографическому словарю» [1, с. 77].

Второе обращение к правописанию приставок ПРЕ- и ПРИ- происходит в 6 классе. Вот как представлено правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- в учебнике русского языка для 6 класса [4, с. 25] (табл.).

Таблица - Правописание приставок пре- и при-
 

В целом правила, сформулированные в школьных учебниках, выделяют в качестве основных словообразовательных значений приставок следующие.

Значения приставки пре-: 1) высшая степень действия, качества (близка к значению слова очень)-, 2) направленность действия через что-то, прекращение действия (близка к значению приставки пере-).

Значения приставки при-: 1) приближение, присоединение, прибавление; 2) расположение вблизи чего-нибудь; 3) неполнота действия; 4) доведение действия до конца.

Орфографические правила, помещённые в школьных учебниках, основываются на правилах, сформулированных в научных орфографических справочниках, но нередко адаптируются для восприятия школьников.

Для сравнения обратимся к Полному академическому справочнику по орфографии и пунктуации (далее ПАС - прим. автора) [5] и Справочнику по орфографии и пунктуации Д.Э. Розенталя [6].

В формулировке правила, изложенного в ПАС, у приставки при- появляется ещё одно значение: «... в глаголах с суффиксами -ыва- ( ива ), -ва- значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать». Такое значение в школьном учебнике отсутствует.

В Справочнике Д.Э. Розенталя у приставки примы видим новое значение, не отмеченное ни в школьных учебниках, ни в ПАС: «совершение действия в чьих-либо интересах, например: приберечь, припрятать». При этом значение приставки при-, отмеченное в ПАС, в Справочнике Д.Э. Розенталя отсутствует.

Итак, можно обобщённо представить следующие значения приставок пре- и при- по данным академических справочников.

Значения приставки пре-: 1) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами «очень», «весьма»)-, 2) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-).
Значения приставки при-: 1) пространственная близость, непосредственное примыкание к чему- нибудь; 2) приближение, добавление; 3) неполнота действия; 4) доведение действия до определенного результата; 5) в глаголах с суффиксами -ыва- (ива), -ва- значение сопутствующего действия; 6) совершение действия в чьих-либо интересах.

Однако, несмотря на наличие чёткого правила, учёные предлагают запоминать отдельные слова, в которых затруднительно определить значения анализируемых морфем.

Методом сплошной выборки из Русского орфографического словаря под редакцией В.В. Лопатина [7] учащимися были отобраны слова, начинающиеся с пре-. Из данного массива слов общее количество словарных единиц с префиксом пре- составило 150 наименований.

Выбранные слова были распределены по группам в соответствии с указанными выше значениями приставок. В некоторых случаях для определения значения приставки пришлось обратиться к семантике производящего и производного слов и этимологии.

1. Высокая степень качества или действия (можно заменить приставку словами «очень», «весьма»): презлой, пребедный, пребезобразный, пребелый, преблагой, пребледный и др. (всего 85 слов).

2. Значение близкое приставке пере-:
а) слова, в которых приставка пре- легко заменяется на пере-: преизбыток, пресытить, предание, преемник, преграждать, преложить (непреложный ), препоручить, пререкаться, препираться, преставиться, преступить (преступник), преломить, препоясать (чресла), претерпеть, прерывать, пресекать;
б) слова, в которых приставка пре- не заменяется приставкой пере-, но близка к ней по значениям («через что-то», «по-иному», «прекращение действия»): превозмочь, преодолеть, препроводить, претворить, превратить, превратный, прекратить, прелюбодеяние (всего 23 слова).

В эти две группы вошли далеко не все слова из общей картотеки. Обращение уч .Гуманитарные науки словарям позволило выделить и другие значения приставки пре-.

3. Значение близкое приставке пред- (или предлогу перед): прегрешение, препринт, препроцессор, преморбидный. Бульшая часть слов этой группы восходит к словам латинского происхождения с приставкой рrае-, имеющей значение «перед, до». В современном русском языке приставка выделяется не во всех этих словах, а только в тех, которые сохраняют связь с бесприставочными производящими: префиксальный, преадаптация, преанимизм, прекома, пренаталъный, препозиция, прерафаэлиты, пресенилъный, преформация, пресервы. Следующие слова также восходят к латинским с приставкой рrае-, приставка пре- в русском языке не выделяется, но их рассмотрели по аналогии с предыдущими: преамбула, превалировать, превентивный, прелюдия, премиальный, препарат, прерогатива, префект, преференция, прецедент, президент, престол (всего 30 слов).

4. Значение близкое приставке про-: преходящий, пребывать (всего 2 слова).

5. Придаёт слову оттенок торжественности, возвышенности: преподнести, преподать, преисполнить, преклонить, преосвященство (всего 5 слов). Возможно, это значение приставки пре- произошло от первого значения - «высокая степень качества или действия».

Слова, в которых значение префикса осталось неясным, несмотря на всестороннее исследование семантики и словообразовательных связей: презирать, преминуть, преследовать, пресмыкаться (всего 4 слова).

Презирать - «относиться к кому-, чему-нибудь с презрением» (слово заимствовано из старославянского языка. Префиксальное производное от зирати, зьргьти — «смотреть». Буквально - «смотреть сверху вниз»).

Преминуть (употребляется только с отрицанием: не преминуть) - «забыть, замедлить, пройти мимо чего-нибудь, упустить». Ср. родственные - минуть, миновать.

Преследовать — «гнаться за кем-либо, чем- либо, стремясь настичь, поймать, захватить». По сравнению с производящим глаголом следовать, отличается только управлением: следовать за кем; чем; преследовать кого; что (употребляется только с В.п.).

Пресмыкаться - «передвигаться, ползая по земле брюхом, как змея» (заимствовано из старославянского языка. Префиксальное производное от смыкатися - «ползать, пресмыкаться», возвратной формы к смыкати - «ползать», того же корня, что древнерусское смокъ - «змей»).

Таким образом, проанализировав морфемно- словообразовательную структуру, семантику и этимологию слов с префиксом пре-, учащиеся пришли к выводу, что словообразовательное значение приставки пре- в современном русском языке шире, чем это представлено в учебниках русского языка и справочниках по русскому языку. Можно выделить как минимум 3 дополнительных значения: 1) значение близкое приставке пред--, 2) значение близкое приставке про--, 3) придаёт слову оттенок торжественности, возвышенности.

Для анализа слов с префиксом при- также применялся метод сплошной выборки из Русского орфографического словаря под редакцией В.В. Лопатина [7]. Из общего массива слов, начинающихся с при-, было выбрано 111 единиц с префиксами.

Анализ орфографических правил, представленных в разных источниках, позволил выявить 6 вышеуказанных значений приставки при-, в соответствии с которыми были распределены слова.

1. Пространственная близость, непосредственное примыкание к чему-нибудь: приазовский, приальпийский, приболотный, прибрежный, привокзальный, приволжский и т.п. (всего 33 слова).
2. Приближение, добавление: прибавить, прибить, прибрасывать, прибывать, приваживать, приверженный, привернуть, приверстать, придавать, приютить и др. (Всего 31 слово)
3. Неполнота действия: прибедняться, прибирать, приблатнённый, прибодрить, приболеть, привередливый, привидение, привирать, придержать, привскочить, пришёптывать, причудливый и др. (всего 26 слов).
4. Доведение действия до определенного результата: прибежать, приблудить, прибинтовать, прибуксировать, привезти, привести, пригнать, придумать и др. (всего 12 слов).
5. В глаголах с суффиксами -ыва-(-ива-), назначение сопутствующего действия: придёргивать
(всего 1 слово).
6. Совершение действия в чьих-либо интересах: приглядеть, приберечь, прикарманить, присмотреть, прихватить (всего 5 слов).

В перечне слов встретились единицы с префиксом при-, у которого учащиеся так же затруднились определить словообразовательное значение: пригодиться, прищучить, и слово, в котором приставка в современном русском языке не выделяется, но, предположительно, выделялась раньше: приятный.

Пригодиться - «оказаться годным, полезным для чего-нибудь». Префиксальное производное от годиться - «быть годным для чего-нибудь». Семантическая разница этих глаголов только во временной протяжённости: годиться - в настоящем времени, сейчас (например, сапоги годятся для этой погоды), пригодиться - в будущем времени, когда- нибудь (например, оставь, не выбрасывай пока, вдруг пригодится).

Прищучить - «застать врасплох (обычно при совершении чего-л. недозволенного или предосудительного)». Точного происхождения этого слова нам не удалось получить; неизвестно, связано ли слово прищучить с особым способом ловить щук. Однако приставка при- в слове прищучить, вероятно, выделяется, так как существует однокоренное слово ущучить (оно зафиксировано в Большом толковом словаре под ред. С.А. Кузнецова, 1998).

Приятный - «доставляющий удовольствие; привлекательный». Заимствовано из старославянского языка, производное от приятый - «достойный принятия, угодный», происходит от индоевропейской основы с общим значением «любить». В современном русском языке приставка в слове приятный не выделяется, но есть родственные слова: приять — принять, объять — обнять, и это позволяет сделать вывод о наличии этимологической приставки со словообразовательным значением «близкий, приближенный».

Итак, основная масса слов с префисом при-, выбранных из Русского орфографического словаря, была распределена по 6 группам в вообразовательными значениями приставки, которые отмечены в справочниках по русскому языку.

В общей сложности было проанализировано 260 слов с префиксами пре- и при- (современными и историческими). В результате было выявлено как минимум 3 дополнительных значения префикса пре- к тем, которые указаны в школьных учебниках русского языка и академических справочниках. У приставки при- новых значений обнаружено не было. Однако было отмечено, что значений приставки при- в справочниках указано больше, чем в учебниках русского языка. Так, в учебниках нет значений «сопутствующее действие» и «совершение действия в чьих-либо интересах».

Можно было бы не рассматривать подобные случаи, не укладывающиеся в рамки общеизвестного правила, однако многие из проанализированных слов встречаются в экзаменационных заданиях ГИА по русскому языку.

В процессе работы учащиеся анализировали морфемную структуру слов, их словообразовательные связи, обращались к современной лексической семантике и сопоставляли её с этимологией - это позволило объяснить написание почти всех выбранных лексических единиц, и количество слов для запоминания с префиксами пре- и при- существенно сократилось.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М. : Дрофа, 2005.
2. Большой толковый словарь [Текст] / под ред. С.А. Кузнецова. - СПб. : Норинт, 1998.
3. Львова, С.И. Русский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений : в 3 ч. [Текст] / С.И. Львова, В.В. Львов. - М. : Мнемозина, 2012. - Ч. 2.
4. Львова, С.И. Русский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений : в 3 ч. [Текст] / С.И. Львова, В.В. Львов. - М. : Мнемозина, 2012. - Ч. 1.
5. Орфография и пунктуация. Полный академический справочник [Электронный ресурс] / под ред. В.В. Лопатина. - (http://orthographia.ru/orfografia.php?sid=33#pp33).
6. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Электронный ресурс] / Д.Э. Розен- таль. - (http://www.evartist.narod.ru/textl/26.htm).
7. Русский орфографический словарь: около 180 ООО слов. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова [Текст] / О.Е. Иванова [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2007. - 960 с.
8. Тихонов, А.И. Морфемно-орфографический словарь : Около 100 ООО слов [Текст] / А.Н. Тихонов. - М. : ACT, Астрель, 2002. - 704 с.
9. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов [Текст] / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд. стереотип. - М. : Дрофа, 2004. - 398 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443 (14.11.2016)
Просмотров: 22 | Теги: Орфография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016