Пятница, 09.12.2016, 18:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Филология и перевод

РАДИОДИСКУРС КАК ВИД ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА

А. В.Матвеева

РАДИОДИСКУРС КАК ВИД ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА

Обосновывается место радиодискурса в общем дискурсивном многообразии. Принимая во внимание существующие классификации дискурсов, делается вывод, что радиодискурс является видом институционального дискурса, а также типом устного медиадискурса. В соответствии с выделенными характеристиками и особенностями дается определение радиодискурса.

Ключевые слова: радиодискурс, медиадискурс, институциональный дискурс, хронотоп, дискурсивные формулы.

 
Радио (от латинского radio - излучаю, radius - луч) - это разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве. Также под радио в обиходе часто понимают радиовещание. Регулярные передачи по радио звуковых программ начались в 1920 г. в США, в Российской Федерации - в 1924 г. Широкое распространение в ряде стран получило многопрограммное проводное вещание (в Российской Федерации - трехпрограммное). История возникновения радио традиционно связывается с изобретением в 1895 г. радиоприемника русским ученым А. С. Поповым. В течение 20 в. радио приобрело огромную популярность, в современном мире радио является одним из основных средств массовой информации и каналов ее передачи [6].

Многие исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой радиодискурс является частью, типом более широкого дискурса - медиадискурса или дискурса средств массовой информации, который в свою очередь является одним из типов устного дискурса, что обусловливает специфику функционирования данных типов дискурса. СМИ в целом выполняют функцию посредника, поэтому не просто передают информацию о реальной действительности, но и интерпретируют ее, формируя особую - публицистическую - картину мира [4]. Н. Г. Нестерова называет следующие характеристики современного медиадискурса: динамичность языковой нормы; неподготовленность публичной речи; снижение нормы устного говорения выступающих; активное включение в речь иноязычных вкраплений; использование неузуального словообразования и сниженной лексики; активизация механизмов свободного построения дискурса; изменение синтаксического построения речи; популяризация интонаций неофициальности, интимности [4].

Говоря об особенностях радиодискурса, стоит отметить некоторые экстралингвистические условия, в которых протекает радиокоммуникация и которые определяют уникальность данного типа дискурса: дистантность, опосредованность, отсутствие визуализации, массовость аудитории слушателей, всеохват- ность, скорость передачи информации, связь со временем (одномоментность, необратимость, линейность, непрерывность). Радиодискурс неоднороден, что вызвано диалогичностью и интерактивностью, созданием текстов и использованием языковых средств, характерных для разных типов речи. Особенности радиодискурcа также обусловлены жанровыми и целевыми установками, тематикой программы и форматом радиостанции в целом. В данном случае стоит различать информационный и информационно-аналитический радиодискурсы, характеризуемые такими свойствами, как установка на объективную позицию ведущего, спокойная тональность текстов, отсутствие ярких выразительных средств, ощущение сдержанности; и информационно-развлекательный дискурс, находящийся в некой оппозиции к первым двум [5. С. 37-38]. Разница между информационным и информационно-аналитическим дискурсами заключается в направленности радиопрограмм и целевой установке сообщения. Если в первом случае важно донести информацию различного характера, возможно, из различных источников без выражения отношения к ней, то во втором случае целью является не просто сообщение информации, но и выяснение отношения к ней участников события, сторонних наблюдателей, и при этом ведущий также может занимать определенную позицию, и может ставиться задача проанализировать сложившуюся ситуацию, найти выход из сложившегося положения, предложить пути решения. На наш взгляд, представляется почти невозможным выделить информационный радиодискурс в чистом виде, поскольку такой вид дискурса встречается преимущественно в выпусках новостей, причем и в информационно-развлекательном радиодискурсе, в эфире которого также выходят выпуски новостей. Однако современный радиодискурс не может ограничиться простым доведением информации до слушателя: новостные блоки являются неотъемлемой частью радиоэфира, но все же ядром будет являться интерактивные аналитические передачи, основным элементом которых являются беседы с приглашенными в радиостудию экспертами. Таким образом, мы считаем целесообразным подразделять радиодискурс на два подвида: информационно-аналитический и информационно-развлекательный. Последний подвид относится прежде всего к дискурсу музыкальных радиостанций.

Структурной единицей, организующей радиодискурс, можно считать эфирный час. То, на какие структурные блоки (реклама, информационные блоки, прогноз погоды, «стол заказов», спонтанные однократные реплики ведущих, сообщения о точном времени) он подразделен и как эти блоки соотносятся между собой, также определяет специфику радиодискурса. Данный тип дискурса также характеризуется интертекстуальностью и даже «гиперинтертекстуальностью», наличием ядра (радиоречь - речь ведущих и других участников коммуникативной ситуации) и периферии (всего прочего) [5. С. 38].

Пространство радиокоммуникации не имеет реальных физических характеристик, «рисуется» при помощи шумов, музыки и слов. Наличием такого пространства объясняется специфика лексики радиоведущих, цель которых состоит в «материализации» виртуального пространства эфира и подчеркивании его уникальности. Специфическими лексическими средствами радиодискурса являются окказиональные единицы и метафоры, реализующие установку на креативность и спонтанность, которые являются коммуникативными тактиками установления и поддержания контакта с аудиторией слушателей. Диалогичность общения как одна из особенностей радиодискурса, направленная на взаимодействие с адресатом и привлечение внимания к сообщению и радиостанции в целом, достигается такими вербальными средствами, как спонтанно создающиеся «авторские» обращения, этикетные речевые формулы, обращенные к радиослушателям, конструкции, апеллирующие к ментальному опыту адресата [5. С. 39].

Проанализировав перечисленные особенности радиокоммуникации и медиадискурса как одного из видов дискурса в рамках типологии по модусу, можно дать предварительное определение радиодискурсу. Радиодискурс - тип устного медиадискурса, характеризующийся динамичностью языковой нормы, дистантностью, опосредованностью, отсутствием визуализации, массовостью аудитории слушателей, всеохватностью, скоростью передачи информации, обладающий такими временными характеристиками, как одномоментность, необратимость, линейность и непрерывность, а также обусловленный жанровыми и целевыми установками, тематикой программы и форматом радиостанции в целом.

Обратимся к типологии дискурсов, предложенной В. И. Карасиком, который выделяет различные типы дискурса с позиций различных ветвей лингвистики. Так, с позиции социолингвистики можно выделить персонально (личностно-ориентированный) и институциональный виды дискурса. Для нас в исследовании радиодискурса наибольший интерес представляет институциональный дискурс. В. И. Карасик дает следующее определение данного типа дискурса - это общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений. Применительно к современному обществу, по его мнению, можно выделить следующие виды институционального дискурса: политический, дипломатический, административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, мистический, медицинский, деловой, рекламный, спортивный, научный, сценический и массово-информационный. Этот список можно изменить или расширить, поскольку общественные институты существенно отличаются друг от друга и не могут рассматриваться как однородные явления, кроме того, они исторически изменчивы, могут сливаться друг с другом и возникать в качестве разновидностей в рамках того или иного типа [2. С. 12]. С учетом последнего замечания можно выделить медиадискурс в качестве отдельного вида институционального дискурса. Поскольку мы определяем радиодискурс как один из видов устного медиадискурса, мы также можем относить его к видам институционального дискурса. Такая отнесенность позволяет выделить некоторые особенности радиодискурса.

В. И. Карасик выделяет следующие элементы институционального дискурса, описание которых позволяет обосновать особенности функционирования того или иного вида институционального дискурса:
• участники;
• хронотоп;
• цели;
• ценности (в том числе и ключевой концепт);
• стратегии;
• материал (тематика);
• разновидности и жанры;
• прецедентные (культурогенные) тексты;
• дискурсивные формулы [2. С. 13-14].

Другая точка зрения на составляющие институционального дискурса представляет следующую классификацию компонентов:

При переходе к вопросу о структурных компонентах институционального дискурса необходимо отметить, что в любом институциональном дискурсе присутствует как минимум восемь компонентов:
• представление о социальной миссии данного института;
• особый язык, включая профессиональный, который принято использовать при включении в конкретную институциональную коммуникацию;
• нормативная модель типично-событийной статусно-ролевой коммуникации, к реализации которой принуждает конкретный институциональный дискурс;
• система базовых ценностей, транслируемых и внушаемых посредством институциональных коммуникаций;
• основные стратегии институционального дискурса;
• жанры институционального дискурса;
• прецедентные тексты;
• типичные дискурсные формулы (фразеологизмы, анекдоты, жесты, дресс-код и др.) [7].

Остановимся на второй классификации структурных компонентов институционального дискурса, поскольку она представляется нам более полной и охватывает элементы, перечисленные В. И. Карасиком. Опишем подробнее каждый из компонентов и обозначим, как тот или иной элемент реализуется непосредственно в рамках радиодискурса.
Представление о социальной миссии в обязательном порядке включает формулировку Универсального Блага, которое несет каждому человеку и обществу в целом определенный социальный институт [7]. В случае радиодискурса социальная миссия - сообщение актуальной информации населению страны с наибольшей возможной точностью, с установкой на объективность.

Наличие особого языка является важной характеристикой институционального дискурса. Каждый социальный институт закрепляет за собой некое символическое и предметно-практическое пространство деятельности, в котором ведущую роль играют профессионалы [7]. Профессионалов отличает не только специализированная подготовка и квалификация, но и владение профессиональным языком. В радиодискурсе в качестве профессионалов выступают радиоведущие, которые проходят особую подготовку и, без сомнения, владеют литературным языком. Гости в студии, с которыми проводятся беседы, тоже являются профессионалами в своей сфере деятельности, соответственно, для них характерен также особый язык, отличающийся от языка радиоведущего.

Нормативная модель типично-событийной статусно-ролевой коммуникации имеет собственную сложную структуру.

Схематично данную модель можно представить посредством выделения следующих структурных единиц [7]:
• типичное событие: интервью в радиостудии («живой» диалог в студии, интервью по телефону);
• типичные участники: радиоведущий, репортер, дающий сводку с места событий в выпуске новостей, интервьюируемый;
• время и место коммуникативных контактов (хронотоп): место действия - радиостудия, причем вещание происходит в режиме реального времени 24 часа 7 дней в неделю;
• статусы типичных участников коммуникации: радиоведущий выполняет главную роль, доминирует над ситуацией, интервьюируемый находится в позиции подчинения, не имеет контроля над ситуацией;
• ролевые отношения типичных участников коммуникации: интервьюер и интервьюируемый;
• ситуативные контексты коммуникации (внутренние и внешние условия общения): отношения между участниками на внутреннем уровне характеризуются высокой формальностью, конфликтность, если и существует, тщательно скрывается, что можно объяснить установкой на объективность и высокой формальностью общения; внешние условия коммуникации обусловлены в значительной степени ситуацией в стране и в мире и задают тематику программ, интервью и телефонных бесед;
• официально принятые нормы коммуникации: общепринятые формы официально-делового медиаобщения в той или иной культуре, регламент проведения интервью в рамках радиопрограммы;
• традиционные формы общения: интерактивность и диалогичность общения, заданная коммуникативной ситуацией интервью.

Система базовых ценностей определяется миссией конкретного институционального дискурса и характерными для сферы его функционирования профессиональными кодексами [7]. В данном случае это кодекс и профессиональная этика журналиста, поскольку радиоведущие являются чаще всего профессионалами в данной области, а также общая установка на объективность и точность информации, доносимой до зрителя. Кроме того, это может быть донесение официальной точки зрения, установленной правительством той или иной страны, и реализация таким образом идеологической функции.

Основные стратегии институционального дискурса определяются характером и направлениями деятельности конкретного социального института, а также типичными для данного института особенностями жанровых коммуникаций [7]. Поскольку наиболее типичной коммуникативной ситуацией радиодискурса является диалог, который присутствует даже при монологической речи ведущего, имплицитно обращающегося к радиослушателю, основными стратегиями радиодискурса будут являться диалоговые коммуникативные стратегии. Кроме того, экстралингвистические условия, в которых протекает радиокоммуникация, накладывающие определенные ограничения на донесение сообщения, приводят к необходимости применения некоторых других речевых стратегий и тактик, которые, в свою очередь, будут нацелены на преодоление коммуникативных барьеров и донесение информации в наиболее полном ее виде.

Жанры институционального дискурса - это формализованные конструкты стереотипных практик, получающие свое выражение в ритуальных актах, административных процедурах, речевых и письменных формах[7]. Жанрами современного радиодискурса будут являться интервью в радиостудии, телефонное интервью (ведущий находится в студии, собеседник в каком-то другом месте), репортаж с места событий, вставки между программами, анонсы.

Прецедентные тексты как структурные компоненты институционального дискурса представляют собой письменные и устные источники, на основе которых выстраивается весь корпус внутренней и внешней институциональной коммуникации, определяются ее миссия, кредо, базовые стратегические установки, нормативные положения, главные правила статусно- ролевой игры. Поскольку тематика программ довольно широка и охватывает различные сферы жизни, то прецедентными текстами в данном типе дискурса могут являться все тексты, созданные в данной культуре, а также в мировой культуре в целом.

Типичные дискурсные формулы так же, как и прецедентные тексты относятся к «осадочному плану» институционального дискурса. В них фиксируются отработанные многолетней практикой типичные для институциональной коммуникации выражения, жесты, реплики, риторические фигуры, анекдотические ситуации, запечатленные в профессиональном юморе.

Относительно радиодискурса можно отметить наличие формул приветствия и прощания, напоминаний о программе в эфире, представления ведущих, представления репортеров, анонсирования программы, рекламы радиостанции. Стоит также отметить, что в современном радиодискурсе возможно варьирование формул в зависимости от компетенции, профессионализма радиоведущего и его желания презентовать себя в рамках реализации стратегии самопрезентации.
Экстралингвистические условия, в которых протекает радиокоммуникация, типы взаимодействия участников радиокоммуникации, стремление к материализации радиопространства, структурная организация, тематическая разноплановость, особые языковые средства свидетельствуют о том, что радиодискурс, сочетая в себе универсальные черты медиадискурса как типа институционального дискурса, имеет свои отличительные особенности и имеет самостоятельный статус в общем дискурсивном пространстве.

Таким образом, под радиодискурсом мы будем понимать вид устного институционального медиадискурса, строящийся по особой нормативной модели типично-событийно статусно-ролевой коммуникации с особой структурой, характеризующийся социальной миссией, особыми языковыми средствами, дискурсивными формулами, особыми коммуникативными стратегиями, реализующими речевое воздействие, а также динамичностью языковой нормы, дистантностью, опосредованностью, отсутствием визуализации, массовостью аудитории слушателей, всеохватностью, большой скоростью передачи информации, обладающий особыми временными характеристиками (одномоментность, необратимость, линейность и непрерывность), а также обусловленный жанровыми и целевыми установками, тематикой программы и форматом радиостанции в целом.

Список литературы

1. Карасик, В. И. О категориях дискурса / В. И. Карасик. - URL: http://homepages. tversu.ru/~ips/JubKaras.html. - Дата обращения: 04.12.2014.
2. Карасик, В. И. Структура институционального дискурса / В. И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов: Саратовский университет, 2000. - С. 25-34.
3. Кибрик, А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов / A. А. Кибрик. - М.: Институт языкознания РАН, 2009. - 19 с.
4. Нестерова, Н. Г. Современный меди- адискурс: в поисках подхода к изучению // Актуальные процессы в социальной и массовой коммуникации, Центр теории и практики речевой коммуникации. - URL: http:yspu.org/ images. - Дата обращения: 15.12.2014.
5. Нестерова, Н. Г. Коммуникативно- прагматическая специфика спонтанного радиодискурса / Н. Г. Нестерова // Вестник Томского государственного университета. Серия Филология. - 2009. - № 318. - С. 37-41.
6. Определение радио, история возникновения радио, радиовещание // Форекс на ForexAW.com - аналитика форекс, новости валютного рынка forex, прогнозы фондового рынка. - URL: http://forexaw.com/TERMs/ Industry/Technology/l453_Радио_Radio. - Дата обращения: 15.12.2014.
7. Русакова, О. Ф. PR-дискурс: теоретико-методологический анализ / О. Ф. Русакова, B. М. Русаков // МАДИ. Дискурс Пи. - URL: http://www.madipi.ru/index.php?option=com_ content&view = article&id = 2 7%3Apr- &catid=59%3Apr—. - Дата обращения: 27.11.2014.
8. Чернявская, В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия / В. Е. Чернявская. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 136 с.

Вестник ЧелГУ № 15 (370) 2015. Филология. Искусствоведение. Выпуск 96

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443x (10.05.2016)
Просмотров: 228 | Теги: радиодискурс, медиадискурс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016