Пятница, 09.12.2016, 16:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Филология и перевод

ПРАВОСЛАВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

Л. А.Ткаченко

ПРАВОСЛАВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

Дан обзор работ ученых и исследователей, посвященных истории православной журналистики и развитию церковной периодики в России. Рассмотрены работы авторов, исследующих основные издания дореволюционного периода, а также изучающих место конфессиональной журналистики в советское время и возрождение церковной периодики в 90-е гг. ХХ в.

Ключевые слова: церковная журналистика, православные СМИ, история русской журналистики, медиа-холдинг, епархия, Русская Православная Церковь.

 
Актуальность исследования церковной периодики обусловлена тем, что за последние 20 лет православная журналистика сформировала свою систему СМИ, которая занимает видное место среди российских медиа. Православная журналистика имеет богатые традиции, поэтому возрождение православных СМИ в наше время закономерно. Несмотря на то, что в ХХ в. эта традиция прервалась, современная православная журналистика во многом опирается на дореволюционный опыт.

История отечественной религиозной периодики исследована недостаточно равномерно: одни явления и события изучены основательно и с разных сторон, другие остаются малоизвестны. И, несмотря на то, что многие материалы дореволюционной церковной периодики включены в современный гуманитарный курс, имеющиеся на сегодняшний день основательные труды, посвященные истории журналистики, оставляют без внимания данную тему.

Игнорирование этой темы в статьях советского периода понятно, чего не скажешь о современных монографиях, которые по неизвестным причинам очень бегло освещают тему российской церковной печати. В данной статье мы попытались кратко рассмотреть труды отечественных ученых, изучающих в своих трудах историю православных средств массовой информации.

Изучение истории православной печати началось еще до революции, основные вехи рассмотрены в книге «Самодержавие и печать в России» 1906 г. выпуска. Исследованием церковной периодики занимались преимущественно преподаватели светских и духовных учебных заведений: С. Г. Рункевич «Русская Церковь в XIX веке», Н. М. Лисовский «Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.» и др. В советский период историю религиозной печати в России отслеживали А. Троицкий и Е. Хиловская. В 90-е гг. к теме истории отечественной духовной периодики обратились некоторые исследователи, основными являются К. Е. Нетужилов, Э. В. Летенков. Современный этап развития православных СМИ изучают О. В. Бакина, Н. А. Костикова, Л. В. Кашинская и др.

Становление церковной периодики в России и ее развитие до 1917 г. рассматривает в своей книге «История Русской Церкви» П. В. Знаменский. Он отмечает, что формирование церковной журналистики происходило параллельно с эволюцией отечественного духовного образования. С появлением периодических изданий на Руси в XVIII в., вскоре, в первой четверти XIX в., стала выходить и церковная периодика. До 1917 г. перед церковной периодической печатью ставились преимущественно информационные и духовно-просветительные задачи. Редакторами и сотрудниками церковных изданий в этот период были, как правило, представители духовенства. Первые православные издания имели научный или научно-популярный характер, в них размещались святоотеческие творения, богословские, исторические и другие статьи, хроника академической жизни, иногда отклики на последние события в России и в мире. Так, к началу 1860-х гг. уже все четыре духовные академии (Московская, Санкт-Петербургская, Казанская, Киевская) обзавелись собственными периодическими изданиями.

История церковной периодики богословского направления отчасти отражена в исследованиях по истории отечественного богословия, библеистики и патрологии. Краткие сведения о многих церковных периодических изданиях, в том числе о большинстве епархиальных ведомостях содержатся в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Совсем невелико число дореволюционных работ, посвященных истории того или иного церковного периодического издания. Они, как правило, носили обзорный характер и были приурочены к различным юбилейным поводам.

Особый пласт церковной периодики - епархиальные ведомости - рассматривает в своем труде «Губернские, областные, войсковые, епархиальные ведомости. 1838-1917» Э. В. Летенков. Он пишет, что прототипом епархиальных ведомостей и образцом для них послужили официальные губернские ведомости, которые стали выходить с 1838 г. одновременно в 44 губерниях, программа ведомостей определялась правительственными указаниями. Первые епархиальные ведомости вышли в свет в 1860 г. Они появились раньше официальных изданий Синода и учреждались Синодом по ходатайству местных архиереев. Епархиальные ведомости, как отмечает Э. В. Летенков, начинались как предприятие административно-управленческое, правда, в сфере духовной. Первые епархиальные ведомости появились в Ярославской епархии. С 1904 г. все епархии, кроме Туркестанской (где епархиальные ведомости стали выходить с 1906 г.) и Финляндской, имели свои издания. Периодичность епархиальных ведомостей составляла от 2 до 4 раз в месяц.

Э. В. Летенков также рассматривает структуру епархиальных ведомостей и организацию работы редакции. Непосредственное руководство епархиальными ведомостями осуществляется архиереем епархии, редактуру осуществлял священник или преподаватель духовной семинарии или академии. Из бюджета епархиальных ведомостей оплачивалась работа цензора и одного из чиновников консистории. Епархиальные ведомости, как правило, состояли из двух частей (или отделов): официальной и неофициальной. В первой публиковались официальные документы, указы, манифесты и распоряжения Священного Синода, других известий высшей государственной и церковной власти, особенно по данной епархии. Вторая часть (в некоторых случаях она называлась «Прибавлением» к епархиальным ведомостям) включала проповеди, изречения из святоотеческой литературы, печаталась история епархии и губернии. Эти сведения включали в себя статистические данные епархий, монастырей и церквей, воспоминания, биографические очерки, некрологи, беседы, духовные советы. Епархиальные ведомости были исключительно церковно-ведомственной газетой, в редакции которой помимо редактора и одного-двух его помощников был корректор и письмоводитель. Зачастую официальный и неофициальный разделы редактировались несогласованно, тогда официальный раздел подписывался в печать секретарем епархии, а неофициальная часть - ректором или другим сотрудником духовной семинарии или училища.

Научный сотрудник Европейского университета Санкт-Петербурга А. И. Раздорский в работе «Историко-статистические описания епархий Русской православной церкви (18481916)» также рассматривает историю епархиальных ведомостей. Он считает, что епархиальные ведомости являлись системообразующим центром локальной церковной печати в областных епархиях. На базе постоянных рубрик появлялись специальные приложения, отображающие деятельность различных епархиальных учреждений, таких как миссионерские советы, учебные комитеты, церковно-исторические общества и так далее. Во второй половине XIX в. епархиальные ведомости - это церковное официальное периодическое издание информационно-просветительского характера.

Автор диссертационной работы «Формирование системы церковной периодической печати в России XIX - начала XX в.: историко- типологический анализ», доктор филологических наук К. Е. Нетужилов отмечает, что церковная периодика XIX - начала ХХ в. является памятником культуры и истории российской общественной мысли. К. Е. Нетужилов выявил больше 360 церковных изданий, печатавшихся в Российской империи с 1821 по 1917 гг. Кроме того исследователь создал персональный указатель деятелей церковной периодики XIX - начала XX в., включающий в себя более 600 имен. Автор также выделяет несколько типов изданий - научные, миссионерские, информационные, апологетические, художественные. Официальный характер носили издания епархиальных управлений, Священного Синода, полуофициальный характер имели газеты и журналы различных церковных обществ, братств. Существовала также и частная пресса, издаваемая по инициативе отдельных представителей духовенства. К. Е. Нетужилов анализирует организацию системы епархиальной периодической печати и приходит к выводу, что несмотря на общую структуру, каждое издание отличалось индивидуальными, исключительными свойствами, отражающимися в тематике неофициального отдела. К примеру, в ведомостях, кроме просветительских, имелись уникальные этнографические, исторические, краеведческие рубрики, благодаря чему возрастало просветительское значение периодических изданий.

Главный библиограф Синодальной библиотеки при Московской Патриархии А. Н. Троицкий в исследовательском проекте «Православная энциклопедия» рассматривает важнейший пласт церковной периодики - православные дореволюционные журналы. Наиболее интересные из них - рукописный «Семинарский вестник», издававшийся во Владимирской духовной семинарии (1810-1815 гг.); журнал Санкт-Петербургской духовной академии - первое издание духовного учебного заведения; «Христианское чтение» - самый длительный по времени выпуска отечественный журнал (1821-1917 гг.). Впоследствии журналы стали появляться при духовных академиях в Киеве, Москве, Казани. Издания Казанской духовной академии интересны тем, что в них большое внимание уделялось другим религиям и религиозным течениям (исламу, буддизму, язычеству, старообрядству, различным сектам), вопросам миссионерства. Существовала и отдельная миссионерская периодика, состоящая из журналов «Инородческое обозрение» (Каз., 1912-1916 гг.) и «Миссионерский противомусульманский сборник» (Каз., 19121916 гг.). В общей сложности до 1918 г. четыре духовные академии выпускали 19 журналов, еще два периодических издания выходили при братствах и академических комиссиях [16].

Профессор кафедры истории СПбГПУ А. Н. Кашеваров в своей работе «Печать РПЦ в XX в.: Очерки истории» особое внимание уделяет анализу церковной периодики периода 19051917 гг. Он раскрывает основные проблемы церковной жизни в начале ХХ в., их отражение в церковной периодике, рассматривает условия, в которых действовала церковная периодическая печать в данный период. В ходе исследования автором выявлено 201 издание, созданное в период 1905-1917 гг., что составляет более 55% от числа всех церковных периодических изданий, существовавших в XIX - начале XX в.

В исследовательских работах, посвященных истории российской журналистики, до 80-х гг. прошлого века факт существования церковной периодической печати в дореволюционной России игнорировался. Информация о религиозных журналах и газетах не входила в библиографические справочники 1950-1960-х гг. К примеру, как отмечает Л. В. Кашинская, в аннотированном справочнике русской печати периода 1895-1917 гг., вышедшем под редакцией М. С. Черепахова и Е. М. Фингерита в 1975 г., не упомянуто большинство религиозных изданий. В обобщающих трудах, посвященных истории журналистики, информация о церковной периодике почти не встречается. В коллективном труде по истории отечественной журналистики под редакцией В. Е. Евгеньева-Максимова, появившемся в 1930-х гг. на филологическом факультете ЛГУ, церковная журналистика вовсе не упоминается.

А. Н. Троицкий в своем исследовании демонстрирует резкое сокращение церковных СМИ после 1917 г. После революции в течение года печаталась только четверть всей православной периодики, в 1920 г. все дореволюционные газеты и журналы перестали издаваться. При этом на территориях, занятых войсками белой армии, иногда возникали новые издания, такие как «Знамя веры» (1919 г., Челябинск), «Вестник Омской церкви» (1919 г., Омск), «К свету» (1918-1919 гг., Барнаул), «Сибирский благовестник» (1919 г., Омск), «За родную землю» (1918 г., Уфа). На территории советской власти в годы гражданской войны появляются журналы «Благовестник» (1918 г., Москва), «Возрождение» (1918 г., Москва), «Современная проповедь» (1918 г., Н. Новгород) и др. Далее в период с 1918 по 1931 гг. в стране возникают недолговечные русско- и украинскоязычные церковные издания, большинство под покровительством раскольнических групп.

Е. Хиловская, сотрудник и преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в своих работах подробно рассматривает религиозные периодические издания советского периода, начиная с 1943 г., легендарного времени, повлиявшего на политику советской власти по отношению к РПЦ. Первым в сентябре 1943 г. возрождается «Журнал Московской Патриархии». Данное издание вплоть до 1989 г. являлось единственным церковным журналом на территории РСФСР. «Журнал Московской Патриархии» был адресован в первую очередь духовенству, на него была возложена функция трансляции информации. В издании освещались события из жизни отечественных и зарубежных епархий, публиковались постановления Священного Синода, обращения и указы Патриарха, проповеди, а также статьи, посвященные церковно-историческим исследованиям, богословским темам, и так далее. На английском языке журнал стал издаваться в период с 1971 по 1994 г. (The Journal of the Moscow Patriarchate). Следом за возобновлением деятельности Московской Духовной Академии поднимается вопрос о возрождении научно-богословского издания «Богословский вестник». В отделе внешних церковных отношений Московского Патриархата начинает выходить «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата». Он не отличался регулярностью и периодичностью, содержал сведения о международных религиозных контактах, важных событиях в жизни РПЦ.

А. И. Раздорский также отмечает, что после Февральской революции 1917 г. многие епархиальные ведомости прекратили существование, другие выходили нерегулярно. Епархии Русской Православной Церкви за рубежом после революции в России в 1917 г. после небольшого перерыва возобновили выпуск епархиальной прессы.

Возрождение церковной периодики в 1990-х гг., дало почву для множества исследовательских работ, обративших пристальное внимание на православные СМИ современности. Средоточием изучения обозначенной проблематики является факультет журналистики МГУ. Наиболее серьезных успехов в изучении данного направления достигла М. И. Пискунова, старший научный сотрудник МГУ. Исследователь специализируется на православной журналистике конца 80-х - начала 90-х гг. В своем известном исследовании «Православие в журналистике и православная журналистика» М. И. Пискунова рассматривает вопросы церковных СМИ в рамках всей истории РПЦ в ХХ столетии. Также к вопросам церковной периодики, а конкретно к типологии современной религиозной прессы, обращаются в своих работах такие ученые как, доценты факультета журналистики МГУ Л. В. Кашинская и Н. А. Костикова, доцент кафедры культурологии и журналистики МГЭИ О. В. Бакина, профессор факультета журналистики СпбГУ А. Н. Тепляшина. Их работы также объединяет наличие небольших исторических экскурсов, описывающих состояние церковных СМИ в послеперестроечный период.

Н. А. Костикова в своих статьях обращает внимание на то, что в новой России церковные издания ориентируются не просто на духовное воспитание и донесение определенной информации, а также на миссионерскую деятельность, построение грамотного диалога со светской аудиторией, противостояние с оппозиционной Церкви идеологией, на катехизацию.

Отметим, что именно благодаря возрождению епархиальных изданий, в 90-х гг. XX в. стало возможным возобновление православной периодической печати и журналистики в целом. По словам Л. В. Кашинской, в современной России каждая епархия имеет собственные СМИ, учредителями которых выступают епархиальные правления. Безусловно, все они существенно отличаются по качеству и объему, что обусловлено разными причинами, чаще всего экономическими. Официальная епархиальная периодика транслирует читателям главные новости из жизни Церкви, информирует о различных событиях, происходящих в епархии, о миссионерской деятельности и реализуемых социальных проектах, рассказывает о служении Патриарха и Синодальных отделов, и так далее. Однако первоочередной задачей региональных СМИ всегда является освещение служения действующего архиерея и деятельности епархиальных отделов. В местной периодике большое внимание уделяется новостям о строительстве новых храмов, объявлениям о церковных событиях, публикации материалов прошедших религиозных мероприятий, конференций и семинаров.

Как указывает доцент кафедры журналистики МГУ А. С. Прутцкова, на первом месте по распространенности среди епархиальных изданий находится газета, которая содержит основную информацию о жизни епархии. Ее размер может варьироваться от листка до многополосного издания, обычно она содержит несколько рубрик, отражающих епархиальную жизнь с разных сторон. Как правило, официальным епархиальным газетам присущи типологические признаки региональных СМИ, так как границы епархий и митрополий зачастую совпадают с государственными административными границами. Кроме официальных ведомостей многие епархии издают и другие газеты, тем самым удовлетворяя разнообразные запросы читательской аудитории: как уже воцерковленных прихожан, так и тех, кто только приближается к церковному порогу.

Как отмечает О. В. Бакина, благодаря возрождению религиозного сознания, значение РПЦ как важнейшего социального института переосмысливается, приходит понимание того, что Церковь на базе тысячелетнего опыта сохранила все способы регулирования морально- нравственных отношений в социуме. Сформировавшаяся к середине 90-х гг. XX в. религиозная ситуация в современных СМИ именуется «православный ренессанс», а также «второе крещение постсоветской России». Новый яркий всплеск интереса к жизни Церкви связан с празднованием тысячелетия крещения Руси, состоявшимся в 1988 г. В самом начале XXI в. на фоне горького ощущения утраты национальной идентификации православные издания начинают своё развитие, участвуя вместе с остальными СМИ в сложном процессе создания нового общественного самосознания в современной России.

Вопросы развития православной журналистики в России затрагивает и доцент кафедры журналистики МГУ Т. Н. Иванова в своей работе «Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура». Она, в частности, указывает на факт возрождения православной журналистики в начале XXI в., возросшее влияние православной прессы на общественную жизнь России, на духовный, интеллектуальный и нравственный уровень народа. Говоря о перспективах, исследователь считает, что благодаря органичному соединению новых черт времени и характерных особенностей традиционной православной русской журналистики, православная периодика прочно утвердится в системе российских СМИ. В заключение автор приходит к выводу: «История журналистики подтверждает, что православные издания были востребованы во все времена, при любом общественно-политическом строе» [4].

Исследователь Владимир Родченко в своей диссертации «Генезис и типология современной отечественной церковной периодики» особое внимание уделяет становлению православной журналистики в последние десятилетия. Он пытается осмыслить роль православных периодических изданий в этот новейший период истории церковной журналистики, а именно с момента выхода в свет первого номера газеты «Московский церковный вестник» (1986 г.) и по настоящее время. В своей работе он ограничивается изучением русскоязычной прессы Московского Патриархата, издающейся на территории Российской Федерации. Делая акцент на выявлении генетических истоков и составлении типологических характеристик современной отечественной церковной периодики, автор затрагивает и исторический аспект развития православной журналистики в России.

Однако необходимо отметить, что исследователи акцентировали внимание в основном на типологическом, жанровом и социально-политическом аспектах православной журналистики, лишь слегка затрагивая ее организационно- экономическую базу. Тем не менее труды этих исследователей позволяют судить об общем состоянии церковных СМИ на протяжении XIX и XX вв. и являются ценным подспорьем в изучении заявленной проблематики.

Список литературы

1. Бакина, О. В. Современная православная журналистика: опыт региональных СМИ : ав- тореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В. Бакина. - СПб., 2001. - 29 с.
2. Вера и слово : материалы I международного фестиваля православных СМИ 16-18 нояб. 2004 г. - URL: http://www.ortho-media.ru/ docs/archiv/239/.
3. Знаменский, П. В. История Русской Церкви / П. В. Знаменский. - URL: http://gorenka. org/index.php/bibliotechka/5937-p-v-znamenskij- istoriya-russkoj-tserkvi?showall=1&limitstart=.
4. Иванова, Т. Н. Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. Н. Иванова. - М., 2003.
5. Кашеваров, А. Н. Печать РПЦ в XX в.: Очерки истории / А. Н. Кашеваров. - СПб., 2004. - 162 с.
6. Кашинская, Л. В. Системы религиозной печати России / Л. В. Кашинская // Вестник Московского университета. - 1995. - № 3. - С.15-20.
7. Кашинская, Л. В. Xристианская печать России: структура, типология / Л. В. Кашинская // Вестник Московского университета. - 2003.- № 2. - С. 101-113.
8. Костикова, Н. А. Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности / Н. А. Костикова. - URL: http://radonezh.ru/analytic/9097.html.
9. Летенков, Э. В. Губернские, областные, войсковые, епархиальные ведомости. 18381917 / Э. В. Летенков. - СПб., 2005. - 148 с.
10. Нетужилов, К. Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX - начала XX века: историко-типологический анализ : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / К. Е. Нетужилов. - СПб. 2010. - 58 с.
11. Пискунова,    М. И. Православие в журналистике и православная журналистика (кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в.) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. И. Пискунова. - М., 1993.
12. Прутцкова,    А. С. Современная религиозная печать России: (1990-2006) / А. С. Прут- цкова. - М., 2009.
13. Раздорский,    А. И. Историко-статистиче- ские описания епархий Русской православной церкви (1848 -1916) / А. И. Раздорский. - М., 2007. - 960 с.
14. Религия в информационном поле российских СМИ. - М.: Медиасоюз; Гильдия религиозной журналистики, 2003. - 142 с.
15. Родченко, В. Генезис и типология современной отечественной церковной периодики : автореф. дис. ... канд. богословия / В. Родченко. - Сергиев Посад, 2008. - 38 с.
16. Троицкий,    А. Н. Журналы духовные / А. Н. Троицкий. - URL: http://www.pravenc.ru/ text/182371.html.
17.Чапнин, С. В. Церковь и масс-медиа: Особенности коммуникации в современном мире / С. В. Чапнин. - URL: http://chapnin.ru/ articles/pravoslavie_i_mass-media_xxi_76/.

Вестник ЧелГУ № 15 (370) 2015. Филология. Искусствоведение. Выпуск 96

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443x (29.06.2016)
Просмотров: 84 | Теги: журналистика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016