Суббота, 03.12.2016, 07:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Филология и перевод

ПОЭТЫ РАННЕГО НЕМЕЦКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА: ЭРНСТ БЛАСС

А.Е.Крашенинников, Вестник Северо-Восточного государственного университета. Магадан 2013. Выпуск 19

ПОЭТЫ РАННЕГО НЕМЕЦКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА: ЭРНСТ БЛАСС

Дается краткий обзор перцепции литературного наследия немецкого экспрессиониста Э. Бласса в России и Германии, а также ставится вопрос о новаторском характере поэтического творчества Э. Бласса.

Ключевые слова: Э. Бласс, экспрессионизм, новаторство 
 

 
В 1983 году в газете «Die Zeit» вышла в свет большая статья Ганса Заля (Ганса Заломона) «Die Strapen komme ich entlang- geweht» [9]. Автор, не только известный немецкий критик в области литературы, театра и кино, но и один из представителей немецкой эмигрантской литературы (Exilliteratur, «литературы изгнания»), вспоминает Берлин 20-х годов XX века («Erinnerungen an das Berlin der zwanziger Jahreals man die Welt, in der man lebte, fu r die Wirklichkeit hielt...»). Заголовок статьи - строчка из стихотворения Э. Бласса «An Gladys» (заметим, что она слегка отличается от строки в заголовке статьи написанием: «Die Strapen komme ich entlang geweht»).

В статье Г. Заль называет эту стихотворную строку бессмертной («Ernst Blass hat eine unsterbliche Gedichtzeile geschrieben»). Он считает, что Э. Бласс написал ее в «Романском кафе» («Romanisches Cafe»), которое в те годы было популярным местом встреч поэтов, писателей, художников, актеров, режиссеров и т. п. Г. Заль обыгрывает стихотворную строку Э. Бласса: он субстантивирует причастие entlanggeweht и добавляет к нему свой собственный окказионализм (Entlanggewehten - Einhergewehten) для характеристики столичной богемы («die Unbehausten im Geiste, die Maler, Dichter, Denker...»).

Эрнст Бласс (Ernst Blass, 1890-1939; псевдонимы: Daniel Stabler, Erich Sternow) - немецкий поэт, эссеист, критик, издатель, один из ярких представителей раннего экспрессионизма. Примечательно, что своей экспрессионистской строкой «Die Strapen komme ich entlang geweht» из стихотворения «An Gladys» он назвал первый поэтический сборник, вышедший в 1912 г. и признаваемый критиками лучшим сборником его стихов. В этом же году «An Gladys» появляется и в первой антологии поэзии экспрессионизма «Der Kondor» [3] (в ней представлены в основном берлинские авторы, что отличает ее от антологии «Menschheitsdammerung» [7], дающей представление о лирике немецкого экспрессионизма в целом).

Но уже в 1913 г. Э. Бласс отходит от экспрессионизма, сближается с кругом Стефана Георге с его неоклассическим стилем, а во второй половине 20-х годов испытывает влияние так называемого социального реализма (Neue Sachlichkeit), что повлияло на поэтику его трех последующих поэтических сборников («Die Gedichte von Trennung und Licht», 1915; «Die Gedichte von Sommer und Tod», 1918; «Der offene Strom», 1921) [2, с. 78].

К сожалению, интерес к творчеству Э. Бласса в Германии претерпел не самые лучшие изменения. Оно было сначала высоко оценено современниками. К. Гиллер первым назвал Э. Бласса «немецким Верле- ном». С творчеством П. Верлена сравнивал стихи Э. Бласса и Л. Рубинер: «In ihnen hat Blap alles mit so natu rlicher Lebendigkeit organisiert, wie es vor zwanzig Jahren bei den Franzosen Verlaine tat; und ich meine, man darf nicht Angst haben, einen solchen Vergleich auszusprechen» [8, s. 200]. Г. Горнбоген отмечает, что Э. Бласс входил в «тройку» лидеров экспрессионистского направления в литературном объединении «Der Neue Club»: «Im Fru hjahr 1910 kamen Georg Heym und Ernst Blass dazu, die zusammen mit Davidsohn das Terzett der bedeutenden Dichter im Club bildeten» [6, с. 42].

Его отход от экспрессионизма был скептически воспринят в экспрессионистских кругах. А после Второй мировой войны Э. Бласс оказался практически забыт. Лишь с конца XX века можно наблюдать некоторый всплеск интереса к его творчеству: в 1980 году Томас Б. Шуман выпускает собрание сочинений Э. Бласса [4], а в 2009 году он же издает трехтомник поэта [5].
Российскому читателю Э. Бласс так же, как и многие поэты раннего немецкого экспрессионизма (например, Г. Зак, А. Лихтенштейн), практически не известен. Анализ творчества Э. Бласса можно найти в основном в работах Н.В. Пестовой [2, с. 78-79; 7].

Несмотря на столь скромное научное внимание к творчеству Э. Бласса, мы полагаем, что изучение образной системы немецкого экспрессионизма без анализа его поэтического наследия будет, по меньшей мере, неполным. Особого внимания требует к себе авторское предисловие к упомянутому нами выше сборнику «Die Strapen komme ich entlang geweht», которое, как отмечает Н.В. Пестова, «прозвучало как боевая программа утверждения высоких целей, пронизанное духом полемики с его берлинскими единомышленниками» [2, с. 78].

С предисловием перекликается стихотворение «Der Dichter» из этого сборника, которое можно рассматривать как продолжение представления своей новаторской поэтической программы:

O ihr Smaragden all in meiner Krone!
Ich fahre durch die grau-verschwommne Enge
Mit schiefem Munde. Nirgendwo ich wohne.
In meinen Ohren sausen die Gesдnge.
Unruhe bringt mich manchmal fast zum Weinen.
Kopfschmerzen sitzen tief in meinem Auge.
Ach, dap mein Blick noch einmal dazu tauge,
Den Glanz zu sehn von meinen Edelsteinen!

Как удалось установить, уже в наиболее важном поэтическом «действии» Э. Бласса - сборнике стихотворений - обнаруживаются черты скорого разрыва с экспрессионизмом. При этом возникает закономерный вопрос: присутствуют ли в дальнейшем творчестве поэта экспрессионистские черты, и если таковые имеются, то какое влияние они оказали на новую поэтику Э. Бласса? Ведь он эволюционировал в сторону неоклассицизма, что для авангардиста, как это ни парадоксально, весьма типично, хотя случаи полного избавления от прежней манеры очень редки. Решение этой проблемы позволит продвинуться на пути изучения поэтики экспрессионизма, понимания логики его развития в целом.

Библиографический список

1. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма : профили чужести. - Екатеринбург : УГПУ, 2002. - 463 с.
2. Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. - М. : ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с.
3. Blass E. An Gladys. - URL : http://www. lyrikschadchen.de/An_Gladys.pdf.
4. Blass E. Die Strapen komme ich entlang geweht. Samtliche Gedichte. - Mu nchen, Wien : Hanser Verlag, 1980. - 182 s.
5. Blass E. Werkausgabe in drei Banden. - Koln : Edition Memoria, 2009. - 654 s.
6. Hornbogen H. Jakob van Hoddis: die Odyssee eines Verschollenen. - Mu nchen : Allitera, 2001. - 227 s.
7. Menschheitsdammerung. Ein Dokument des Expressionismus/ Hrsg. von Kurt Pinthus. - Koln : Anakonda, 2008. - 476 s.
8. Rubiner L. Gedichte des jungen Ernst Blap // Marz. Eine Wochenschrift. - 1913. - Bd. 2. - S. 200-201.
9. Sahl H. Die Strapen komme ich entlanggeweht // Die Zeit. - 1983. - № 8. - URL: http://www.zeit.de/1983/ 08/die-strassen-komme-ich-entlanggeweht. (Дата обращения: 30.01.2013 г).

 Вестник Северо-Восточного государственного университета

Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443 (28.10.2016)
Просмотров: 21 | Теги: Бласс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016