Суббота, 30.05.2020, 05:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Филология и перевод

ОБУЧЕНИЕ НЕОЛОГИЗМАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

М.Д.БОБРОВИЦКАЯ

ОБУЧЕНИЕ НЕОЛОГИЗМАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

В статье рассматриваются вопросы обучения неологизмам английского языка в общественно-политической сфере и его влияния на повышение интереса к предмету. Приводятся практические примеры применения неологизмов в рамках существующих программ обучения. Отмечаются недостатки обучения неологизмам. Делается вывод, что задача преподавателя состоит в том, чтобы объяснить обучающимся различие официальных и неофициальных стилей речи и способствовать поддержанию баланса между традиционной и новой лексикой.

Ключевые слова: английский язык, неологизмы, лексикографические источники, центры аттракции, общественно- политическая сфера, мотивы деятельности.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт в области высшего образования предъявляет большие требования к подготовке будущих специалистов. Современный специалист не мыслится без релевантного знания иностранных языков, поскольку глобализация современного мира, доступность международной информации в окружающем мире определяют необходимость применения знаний, навыков умений в данной области. Именно поэтому языковая подготовка играет все более важную роль, отвечая на современные вызовы.

Перед курсантами Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России также стоят сложные задачи в сфере языковой подготовки. Они должны в полной мере освоить не только общий английский язык (General English), но и английский язык для специальных целей (English for Specific Purposes) по различным дисциплинам правоведения и правоохранительной деятельности.

Среди специалистов, занимающихся проблемами обучения английскому языку для специальных целей, принято считать, что тактика преподавания предмета должна базироваться на таком подходе, когда все решения, касающиеся содержания и методики обучения, исходят из потребностей и мотивов обучающихся [1]. Отмечается, что среди мотивов деятельности обучающихся к числу основополагающих относятся познавательные интересы, стремление приносить пользу обществу и людям, честолюбие и стремление удовлетворять в будущем свои материальные потребности, стремление оправдать ожидания учебной группы [2, с. 80].

Проблемы обучения английскому языку для специальных целей связаны, среди прочего, с тем, что обучающиеся первых курсов вуза еще не обладают всей широтой профессиональных знаний по своим специальностям и владеют только общим английским языком (General English), лексика которого не включает в себя специальных терминов. Уровень владения английским языком недостаточен для решения рассматриваемой нами задачи. В большинстве случаев это уровень Elementary (начальный), а некоторым приходится осваивать английский с нуля. Это те, например, кто ранее изучал немецкий язык. Тогда как, на наш взгляд, для освоения английского языка для специальных целей необходимо иметь более высокие уровни, такие как Pre- Intermediate (ниже среднего) или Intermediate (средний). Наполняемость групп обычно очень большая, что значительно снижает эффективность занятий. Не стоит забывать и том, что если речь идет об образовательной организации МВД России, то обучающиеся первого курса только что вошли в новую систему, связанную с рядом ограничений, которых не было в их жизни до поступления в ведомственный вуз. Таким образом, можно сделать вывод, что первокурсникам приходится решать большое количество трудных задач одновременно, что зачастую создает излишнюю напряженность и, как следствие, снижает мотивацию учения и интерес к изучению языка.

Перед преподавателями вуза стоит задача стимулировать познавательный интерес курсантов, выработать у них основы научного мировоззрения, развивать собственный взгляд на картину мира, способствовать адаптации в новых жизненных условиях. По нашему мнению, особое внимание стоит уделить стремлению ко всему новому, современному, что является проявлением активной познавательной деятельности, а также одним из социально- психологических мотивов обучающихся данной возрастной группы. Обучение неологизмам английского языка в политической и правовой сферах может стать фактором стимулирования интереса к предмету обучения в силу высокой степени коннотативности или эмоциональной окрашенности, а также новизны учебного материала, что способствует поддержанию интереса и развивает познавательную деятельность.

Обратимся к основам теории неологии, раздела лексикологии, изучающего новые слова. Неологизмы (от греч. neos - новый и logos - слово) - это слова словосочетания, недавно появившиеся в языке. Любое слово имеет качество неологизма, то есть временную коннотацию новизны, пока коллективное языковое сознание реагирует на него как на новое [4, с. 11].

В настоящее время английский язык, как и многие другие, переживает период бурного образования неологизмов. Новое слово появляется в языке каждые 98 минут [5]. Это объясняется стремительным развитием науки и техники, появлением Интернета и социальных сетей, изменениями реалий в политической и общественной жизни, когда большинство значимых событий сопровождается их отражением, фиксацией и развитием в лексике. Почти каждый день в газетах, социальных сетях появляются новые слова и выражения, которым предстоит или надолго войти в нашу жизнь, или вскоре покинуть ее.

Целями нашего исследования являлись анализ неологизмов, появившихся в политической жизни общества, и выявление путей интеграции новой лексики в процесс обучения в юридическом вузе. Источником выборки неологизмов послужили лексикографические блоги Оксфордского  и Кембриджского  словарей английского языка, база данных неологизмов Университета Райс (США)  и специализированный лексикографический сайт «Urban Dictionary» , относящиеся к числу основополагающих источников фиксации новых лексических единиц. Анализ неологизмов в общественно-политической сфере позволил выявить центры аттракции - тематические области, привлекающие наибольшее количество неологизмов [3, с. 102]. Рассмотрим полученные нами результаты.

1. Неологизмы, связанные с общественными персоналиями, влиятельными политическими лидерами, обычно главами государств или высокопоставленными чиновниками.

1.1. Связанные с экс-премьер-министром Великобритании Терезой Мэй. Mayism (по аналогии с Thatherism) - политика, проводимая кабинетом Терезы Мэй. Mayism is the New British Conservatism.

1.2. Связанные с экс-губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером. Gover- nator (governor + Terminator). The Governator won't be back. Данный неологизм отражает два факта из жизни актера и политика: роль Терминатора в одноименном фильме и должность губернатора штата Калифорния.

1.3. Связанные с экс-госсекретарем США Хиллари Клинтон:

- Hillbot (Hillary + robot) - особo догматичный последователь Хиллари Клинтон. Hillbots reacted immediately after Trump victory;

- Hitlery or Hitllary (Hillary + Hitler). Please don't tell me you vote for Hitlery! Данный неологизм отражает жесткий и непримиримый характер Хиллари Клинтон.

1.4. Связанные с экс-президентом США Бараком Обамой:

- Nobama (no + Obama) - оппонент Барака Обама на выборах. I am so Nobama when it comes turning healthcare over to County Hospital;

- Obama change - изменение, которое не происходит. I want to see a real change, not obama change;

- Obamunism - описание политики Барака Обамы. I don't support Obamunism.

1.5. Связанные с действующим президентом США Дональдом Трампом:

- Put Trump in one's mouth - делать противоречивые заявления. I really put Trump in my mouth when called our boss a blowhard at the convention;

- Trumpertantrum (Trump + tantrum) - брюзгливые утренние высказывания Трампа в «Твит- тере», основанные на инсинуациях и лжи. Donald threw a Trumpertantrum after losing the Iowa caucuses to Ted Cruz;

- Trumpflation (Trump + inflation) - инфляция, вызванная политикой Трампа. I can't afford to buy groceries or gasoline because of Trumpflation;

- Trumpish - напоминающий Трампа. Former Governor Perry's commentary on the election for student body president at Texas A&M was utterly trumpish;

- Trumpist - человек, поддерживающий политику Трампа. This person is a total Trumpist;

- Trumpkin (Trump + pumpkin) - тыква, вырезанная так, чтобы напоминать Трампа; последователь Трампа. Dude, happy Halloween! By the way, nice Trumpkin on your porch;

- Trumployee (Trump + employee) - сотрудник, работающий на Трампа. You have to know if you are a Trumployee in the Trump administration, you are working on borrowed time;

- Trumpster - тот, кто голосовал за Трампа. I overheard a conversation at lunch today, it was a bunch of Trumpsters seething about the Mueller investigation, abortions illegals;

- Trumptard - фанатичный последователь Трампа. Once again the Trumptards ignore the complete lack of coherent message from their boy;

- Trumpy - напоминающий Трампа. Damn, that's dude got Trumpy hair.

2. Неологизмы, связанные с процессами, происходящими на мировой политической арене:

- Brexit (Britain + exit) - выход Великобритании из Европейского Союза. Could Brexit cause an immigration crisis for tech companies?

- Brexiteer - человек, поддерживающий Brexit. Thin- skinned Brexiteer can't handle a bit of salty language from Tusk;

- Eurogedon (Europe + Armageddon) - угроза коллапса еврозоны. EU divisions: is Eurogedon just a matter of time;

- Frexit (France + exit) - возможный выход Франции из Европейского Союза. French protesters call for EU Exit as Macron fails to control deadly Paris riots;

- Grexit (Greece + exit) - возможный выход Греции из Европейского Союза. Grexit avoided as Greece emerges from Eurozone bailout;

- Iraqification - контроль над правительством Ирака. Iraquification is discussed by Michael J. Totten;

- UKian - нечто типичное для Соединенного Королевства. He comes from London, he is a Ukian;

- Isolationist - человек, придерживающийся доктрины или внешней политики, не ориентированной на сотрудничество с зарубежными странами. Things that would happen if the US became isolationist.

Каким образом можно ввести неологизмы в учебный процесс? Одним из возможных путей является проведение обучающимся самостоятельно или совместно с научным руководителем научно-исследовательской работы по теме, связанной с изучением неологизмов (относящихся, например, к общественно-политической сфере). В рамках этой деятельности был разработан план научно-исследовательской работы, который включал в себя:

1) создание банка неологизмов;

2) анализ неологизмов по центрам аттракции;

3) доклад о неологизмах на занятии по английскому языку;

4) подготовка текста выступления на студенческой конференции на английском языке;

5) подготовка электронной презентации выступления;

6) выступление на студенческой конференции.

Параллельно, в рамках изучения тем «Конституция США» и «Президент США» курсантам, проходящим обучение по специальности «Правоохранительная деятельность», было предложено разобраться в том, что может означать неологизм Trumpertantrum, появившийся в средствах массовой информации в связи с широко критикуемой деятельностью президента США Дональда Трампа. В результате обучающимся удалось установить, что это - злобные утренние высказывания Трампа в Твиттере, основанные на инсинуациях и лжи, которые часто обсуждают в ходе политических ток-шоу на телевизионных каналах. После этого преподаватель предложил составить словосочетания и предложения с данным неологизмом. Кроме того, был создан и размещен на информационной доске флаер со сведениями о рассмотренном неологизме. Подобные флаеры могут содержать информацию о том, что такое неологизмы, об их типах, базовые понятия теории неологии, интересные примеры. Их размещение может быть периодическим, например еженедельным (The Word of the Week - «Слово недели»).

Среди преимуществ введения неологизмов в процесс обучения следует отметить, что они позволяют понять, что язык - это не застывшая, а развивающаяся система, которая фиксирует все значимые события в жизни общества и реагирует на них посредством создания новых слов. Помимо этого, анализ неологизмов позволяет выявить отношение общества к происходящему в политике. По неологизмам мы можем судить о культурных ценностях, существующих в обществе в сфере политики. Наряду с этим они позволяют разнообразить процесс обучения. Нельзя не отметить, что новизна, неформальность и эмоциональная окрашенность неологизмов вызывают большую степень эмпатии со стороны обучающихся и способствуют поддержанию интереса к предмету.

Существуют и недостатки обучения неологизмам. Не следует забывать, что неформальный дискурс может привести к чрезмерному увлечению данным типом лексики и неправильному употреблению неологизмов в ситуациях, требующих нейтральной лексики. Задача преподавателя состоит в том, чтобы объяснить обучающимся различия официальных и неофициальных стилей и способствовать поддержанию баланса между традиционной и новой лексикой.

Библиографический список:

1. Хатчисон Т., Вотерс А. Английский язык для специальных целей: Подход, ориентированный на студента. Кэмбридж: Cambridge University Press, 1987.
2. Немов Р.С. Психология / В 2 кн.; кн. 2: Психология образования. М., 1994.
3. Заботкина В.И. Слово и смысл / 2-е изд., испр. и доп. М.: РГГУ, 2014.
4. Заботкина В.И. Новая лексика современного английского языка. М.: Высшая школа, 1989.
5. Payack P.J.J. A Million Words And Counting: How Global English Is Rewriting The World. NY: Citadel Press, 2008.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (58) 2019.


Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443 (28.03.2020)
Просмотров: 37 | Теги: английский язык, неологизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь