Понедельник, 27.05.2019, 04:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Филология и перевод

О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ КОНВЕРГЕНТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

Ю.Ю. Магерамова, заведующий кафедрой русской филологии и журналистики филологического факультета СВГУ; кандидат филологических наук, доцент (г. Магадан)

О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ КОНВЕРГЕНТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

Рассматривается современное состояние региональных СМИ, находящихся, как показывают наши наблюдения, на начально-средней стадии развития конвергентных процессов.

Ключевые слова: журналистика, средства массовой информации, конвергенция, конвергентная (мультимедийная) редакция, универсальный журналист.

 

Конвергентные процессы в большей или меньшей степени затрагивают всю современную журналистику, в том числе и региональную.

Термин «конвергенция» (от лат. convergo - приближаюсь, схожусь к одному центру), как и большинство терминов, имеющих давнюю историю существования, активно используется в разных областях знания: в биологии, медицине, математике, физике, этнографии, языкознании. Например, в лингвистике конвергенцией называют сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей (от совпадения звуков до сближения или даже полного совпадения языков). В настоящее время мы можем наблюдать, как этот термин постепенно расширяет сферу своего употребления: социология, политология, экономика и другие науки принимают его в свой терминологический аппарат благодаря способности этого слова называть явления самого разного масштаба и порядка, части которого характеризуются некой «центробежной, центростремительной силой», стремлением к объединению, взаимопроникновению и дальнейшему развитию в уже новом, трансформированном виде.

В конце ХХ-начале XXI в. понятие «конвергенция» становится одним из центральных и в сфере журналистики, символизируя собой принципиально новую форму организации редакции СМИ и деятельности журналиста в современной информационно- коммуникационном пространстве. В широком смысле слова понятие «конвергенция», на наш взгляд, удачно сформулировано О.В. Копыловым: «Конвергенция - процесс интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс» [2, с. 7].

Не ставя перед собой задачи подробного рассмотрения вопроса о генезисе понятия «конвергенция» в сфере средств массовой информации (данный вопрос достаточно широко обсуждается последние десятилетия во многих исследовательских работах), подчеркнем лишь некоторые, важные положения. В первую очередь заметим, что термин «конвергенция» является полисемантичным, что подразумевает неоднозначность его трактовок в зависимости от того, на каком уровне осуществляется сближение компонентов медиа.

Конвергенция представлена, в первую очередь, на технологическом уровне - в данном случае можно говорить как о появлении новых высокотехнологичных устройств, позволяющих журналистам оперативно собирать и обрабатывать информацию, так и о предоставляемой сегодня возможности, обусловленной высоким уровнем развития цифровой техники, распространять эту информацию на все пополняющийся ряд принимающих устройств (телевизор, персональный компьютер, планшет, смартфон и др.).

Конвергентные процессы в сегодняшней журналистике дают возможность объединять разные типы подачи информации (аудио, видео, текст, гипертекст) в рамках одной публикации. Усложнение формы подачи контента приводит к интеграции между различными изначально каналами передачи информации (печать, радио, телевидение и, конечно, Интернет) в единый информационный ресурс.

Еще один уровень конвергенции наблюдается в процессе слияния различных жанров журналистики: обычной становится ситуация, когда традиционные жанры публицистики (очерк, репортаж, интервью, полемическая или аналитическая статья и др.) «гибридизируются», теряют четкие границы между собой, что приводит к преобладанию в «новых» медиа текстов комбинированного типа.

Исследователи конвергентных процессов в современных медиа называют и такой существенный аспект конвергенции, как конвергенция профессионализма, под которым подразумевается, с одной стороны - необходимость в таком специалисте, который с более или менее одинаковой степенью уверенности обладает способностью обращаться с разными техническими устройствами: современный «универсальный журналист» должен иметь целый ряд технических навыков и умений (делать качественные фотографии и добротные видеосъемки, создавать информативно насыщенный и грамотный текст, владеть навыками монтажа, иметь опыт работы с социальными сетями, уметь пользоваться определенными компьютерными программами и т. д.); с другой стороны - конвергенция профессионализма обозначает все большее движение от индивидуализации журналиста к объединению сотрудников разных отделов редакции в единые группы для совместной комплексной разработки материала.

В связи с этим в практике современных медиа все чаще возникают так называемые мультимедийные или конвергентные редакции. В.А. Овчинников в своей диссертации дает определение такой редакции, как «...специально созданной профессиональной команды для производства и предъявления аудитории в режиме online социально востребованных журналистских текстов через печатные, электронные и иные каналы коммуникации, обеспечивающие возможность вступления каждого элемента аудитории в диалог с редакцией или другими элементами системы на высокоскоростной платформе» [3, с. 4].

Необходимо признать, что магаданские СМИ находятся в данное время на той стадии развития конвергенции, которую можно определить как начально-среднюю. Данный вывод мы делаем не только исходя из собственных наблюдений за деятельностью региональных редакций, но и на основе личных бесед с ведущими журналистами региона, студентами, проходящими практику, а также материалам интервью, проведенного автором данной статьи с работниками руководящего звена двух наиболее популярных в нашем городе изданий: газеты «Магаданская правда» и городской еженедельной газеты «Вечерний Магадан». Значительная часть вопросов данного интервью касалась именно развития конвергентной журналистики в региональных средствах массовой информации.

По мнению наших информантов, которые коротко проанализировали ситуацию в регионе, магаданские СМИ только «подступаются» к созданию полноценных конвергентных редакций. В данное время газеты «Магаданская правда» и «Вечерний Магадан» имеют собственные сайты (несколько устаревшие, по мнению интервьюируемых), на которых размещается чаще всего либо та же самая публикация, что и в печатной версии издания (обычно без внесения каких-либо изменений для электронной версии), правда, не исключено, что печатная и электронная версии могут отличаться объемом (например, в «Магаданской правде» некоторые материалы могут даваться в сокращении в газете и полностью на сайте), иногда (это больше практикуется в «Вечернем Магадане») на сайте располагаются материалы, отсутствующие в печатной версии газеты - такие материалы снабжаются подзаголовком «В печати не опубликовано!» (на наш взгляд, не вполне удачным, так как он имеет плеонастический характер, ведь глагол опубликовать уже содержит в своей семантической структуре компонент: «.сделать известным путем помещения в печати» [1, с. 722]). Признаками движения в сторону конвергенции, как единодушно сообщают наши информанты, является работа с социальными сетями, использование популярных пользовательских инструментов типа Facebook, Youtube, Instagram, Тelegram, Twitter и т. п., проведение социологических опросов, возможность более мобильной обратной связи, к которой все более активно подключаются читатели. Иллюстрирует данный вывод, например, тот факт, что попытка «Вечернего Магадана» организовать опросы среди населения на злободневные темы еще недавно практически не работала (например, в течение месяца с 12.10.2015 г. по 11.11.2015 г проводился социологический опрос на тему наиболее популярных рубрик, предпочитаемых аудиторией. Итог опроса таков: «Голосование завершено! Всего проголосовало 0 человек»). Сегодня читатели выражают свое мнение по различным поводам, и делают это достаточно активно (к примеру, в опросе начала 2018 г. в рубрике «Ваше мнение» на тему школьного образования приняло участие более 500 человек).

Если говорить о других видах региональных СМИ, то и в них ситуация складывается не так динамично, хотя и здесь заметно движение в сторону инновационных медийных процессов: местные телекомпании постепенно выходят в Интернет, например, канал «Колыма+» активно размещает свои репортажи и сюжеты в Facebook, на канале в Youtube, но происходит это порой без четкой продуманной политики работы с интернет-пользователями. Информагентства (MagadanMedia и Kolyma) включают в свою ленту видеоролики, например, с брифингов политиков и т. п.

Итак, исходя из вышеизложенного следует констатировать тот факт, что полноценная конвергентная редакция в нашем городе - дело будущего, а в отдаленных от города районах Магаданской области - отдаленного будущего, хотя, думается, подобным образом обстоит дело не только на территории Крайнего Северо-Востока России. Основные причины такого положения дел кроются не только в географической удаленности региона (хотя это чрезвычайно мощный фактор: необходимо признать, что качественная работа Интернета в Магадане началась чуть ли не «вчера»). Еще одно немаловажной причиной нашей конвергентной «запоздалости» является и кадровый вопрос. Позволим себе привести дословную цитату из упомянутого в начале статьи интервью: «В регионе остались единицы высококлассных профессионалов, имеющих достаточные навыки для работы в режиме многозадачности. Также они слабо мотивированы. Из-за оттока населения сложно говорить о привлечении новых кадров, а те, что приезжают, максимально загружены на первоочередных процессах производства СМИ-продукта и им попросту некогда заниматься усовершенствованием работы».

Тем не менее, оптимизм внушают, как минимум, два фактора. Первый из них - это ясное и четкое понимание региональными СМИ необходимости и даже, если можно так выразиться, неизбежности поступательного движения в сторону перехода к новым форматам, к использованию всех предоставляемых современными технологиями способов и инструментов оформления и предоставления информации для аудитории. Журналисты местных средств массовой информации - активные, творческие, неравнодушные люди, делающие пускай пока единичные, но порой вполне удачные попытки использования новых технологий во всех известных нам сферах СМИ (прямая трансляция, ток-шоу, стрим-канал, Twitter-трансляция и др.). Второй обнадеживающий фактор - это наши студенты-журналисты, которым, в том числе, предстоит решать задачу совершенствованиях «новых» медиа на нашей территории, именно им необходимо стать теми компетентными журналистскими кадрами, которые будут способны организовать те самые конвергентные редакции, предоставляющие мультимедийный контент, отвечающий запросам современной аудитории. В связи с этим возрастает роль вузовского журналистского образования в целом, и производственных практик в частности, которые должны предоставить возможность студенту направления подготовки «Журналистика» освоить не только традиционные подходы к журналистской деятельности, но и приобрести компетенции, связанные с овладением новыми медийными технологиями, которые позволят выпускнику быть конкурентоспособным в условиях «новых» медиа.

 

Библиографический список

1. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. - СПб., 2000.
2. Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконверген- ции : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.В. Копылов. - Екатеринбург, 2013.
3. Овчинников В.А. Принципы организации и функционирования системы управления качеством творческих процессов в региональной мультимедийной редакции : автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.А. Овчинников. - Екатеринбург, 2011.

Источник: Научный журнал "Вестник Северо-Восточного государственного университета" 2018. - Вып. 29.


Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443 (16.05.2019)
Просмотров: 19 | Теги: журналистика, Средства массовой информации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь