Воскресенье, 04.12.2016, 04:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Филология и перевод

НАБЛЮДЕНИЯ НАД РЕЧЬЮ РЕБЕНКА 1-3 ЛЕТ

Ю.В.Самойлова

«ПТИЦА ГОВОРУН ОТЛИЧАЕТСЯ УМОМ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ...» (НАБЛЮДЕНИЯ НАД РЕЧЬЮ РЕБЕНКА 1-3 ЛЕТ)

В статье рассматриваются процессы усвоения детьми звуковой стороны родной речи, формирования начального детского лексикона. В основу описания и анализа положены материалы личных наблюдений и дневниковые записи автора. В научный оборот вводятся данные, которые пополнят информационную базу сведений по лингвистике детской речи.
 

Ключевые слова: детская речь, начальный лексикон, овладение языком, активный/ пассивный словарь, лексические группы, субституция, замена, упрощение групп согласных, метатезис, дистантная ассимиляция, слоговая элизия.


Фраза-цитата, вынесенная в заглавие, прозвучала впервые, когда ребенку, речь которого послужила объектом исследования, было около двух лет. Она казалась занимательной и веселила малыша, не читавшего пока Кира Булычева и еще не видевшего известный мультфильм «Тайны третьей планеты». Он с энтузиазмом подхватывал и повторял непростые, наверное, не очень понятные, но чем-то привлекательные слова. И по-своему показывал, что говорить ему нравится и сложных слов он не боится. Наблюдения над речью нашего маленького информанта (Игоря О.) мы начали с момента появления первых осмысленных слов и продолжаем вести дневниковые записи. В статье предполагаем подробно остановиться на формировании начального лексикона, на овладении фонетической основой речи и ввести в научный оборот новые данные, которые пополнят информационную базу сведений по лингвистике детской речи.

Известно, что на овладение ребенком родным языком влияют как биологические факторы, так и речевая среда, «определяющая объем и характер того, что называется инпутом» (от англ. input - ввод (информации)). «Под инпутом понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать ребенок» [3, с. 43]. В современных семьях дети растут преимущественно в окружении взрослых, то есть преобладает общение «по вертикали», что обычно способствует речевому развитию ребенка. Естественно, многое в речевом становлении ребенка определяется речевым поведением матери и ее тактикой: приспособлением к возможностям ребенка или принципиальным отказом от упрощения речи. Считается, что во втором случае дети начинают говорить позднее [3, с. 45]. Наши наблюдения не подтверждают это заключение. С ребенком, речь которого мы анализируем, на разных этапах взрослые родственники (5 человек) говорили, безусловно, по-разному, однако усложненный тип речи преобладал. Ребенок интенсивно заговорил рано (около 1,5 лет) и обнаружил восприимчивость, интерес к новым словам, подражательную активность (имитирование языковых структур), вследствие которой и происходит усвоение или «присвоение» языка.

На основании анализа начального лексикона исследователи разграничивают две категории детей: референциальные и экспрессивные дети. Различие между двумя типами детей прослеживается не только в области продуктивной речи, но и в восприятии речи, т. е. по речи импрессивной, а также в области грамматики, фонетики, коррелирует с полом и образовательным уровнем родителей [3, с. 46-47]. В начальном лексиконе Игоря О. преобладали нарицательные существительные; употребляемые слова обычно имели смысл; он рано и активно начал использовать прилагательные; обнаружил быстрый рост словаря; приблизительно до 1 года 10 мес. использовал неизменяемые слова; до 2 лет 4 мес. обозначал себя в третьем лице; в речи функционировали и повествовательные, и побудительные конструкции; так называемые «замороженные фразы» не были отмечены нами. Все это позволяет отнести ребенка к референциально- му типу, хотя замечено, что референциальными чаще бывают девочки.

Начальный лексикон, как известно, складывается до 1,5 лет. Набор первых слов у всех детей постоянен, и наш мальчик не является исключением, так как первыми словами являются ПАПА, МАМА, ДЯДЯ, БАБА, АВ-АВ, КИСЯ, МЯУ, КАЙ-КАЙ (кар-кар), ДАЙ, НА, ДЕ (дед). За ними в речь «въехали» обозначения транспортных средств: МИСИНА (БИ-БИ отсутствовало), АКОБА (автобус), КОМАСЬ (машина скорой помощи); затем «вошли» имена собственные: МИСЯ (Миша), АДЕ (Андрей), У(Л)Я (Юля), АКАСЯ (Наташа), С АСА (Саша); за ними «потянулись» ПЕЦЕНЯ (печенье), БАСЁЙ (большой), СЕ (все), ПАНЯТА (понятно - имитация), БАДАДОЙ (дед с бородой - имитация). Как видим, в активном словаре преобладает некий стандартный набор понятий (термины родства, собственные имена, ономатопеи и др.), который обнаруживается в лексиконах разных детей. Наполнение пассивного словаря детей этого возраста требует специально организованного изучения, которое не осуществлялось нами.

Однако отдельные случаи перехода лексем из пассива в актив отмечены. К примеру, в 1 год 6 мес., после того как Игорю почистили уши и показали результат, он, увидев ватные палочки, изрек: «КУЗЮЛЯ!». Это проявление сверхгенерализации - «расширения класса денотатов, по сравнению с тем, который существует в нормативном языке» [3, с. 60], а именно, перенос наименования с одного предмета на другой, имеющий сходство по какому-либо признаку.

Замечено, что маленькие дети часто используют один и тот же звуковой комплекс для обозначения различных явлений. Не умея преодолеть артикуляционные сложности, дети тем не менее осознают некоторое сходство звукового облика нескольких слов и объединяют их в одной звуковой оболочке, отбрасывая некоторые слоги (слоговая элизия), устраняя «неудобные» кластеры согласных, заменяя «трудные» звуки «легкими». Вследствие этих преобразований возникает детская омофония. Так, в 1 год 2 мес. 3 дня Игорь совершенно осмысленно и дифференцированно произносил КА, обозначая этим звукокомплексом кашу, каку, котлету, кафель, камушки (последние три лексемы позволяют отчасти судить и о пассивном словаре ребенка).

По данным исследователей, приблизительно к 1 год 9 мес. у большинства детей наблюдается интенсивное пополнение активного словаря. Это обычно совпадает с концом периода однословных предложений и переходом к двусловным, а затем и многословным [3, с. 57-58]. По этим параметрам Игорь соответствует большинству детей, так как в 1 год 9 мес. темпы роста активного словаря были таковы, что уже не представлялось возможным сосчитать количество употребляемых слов, в это время появились и первые двусловные предложения. Тем не менее фиксация новых слов и первых предложений осуществлялась, хотя записывались не все произносимые слова, а наиболее «интересные», «забавные». Следует заметить, что формирование словарного запаса в первые годы жизни современного ребенка существенно определяется тем, что нынешние дети получают и перерабатывают значительные объемы разнообразной информации, выходящей за пределы традиционных тематических групп. В этот период в речи Игоря сложились следующие лексические группы: «Транспорт» (МИСИНА - машина, АКОБА - автобус, КОМАСЬ - машина скорой помощи, СЯСЯМАЛ - самосвал, МИКВА - микроавтобус, МАЯВЭН - минивэн, КАПАК/ КАПАП - пикап, ПАЗЯНЯЯ - пожарная, ТАКАЛ/ ТАКАЛА - трактор / трактора, ГАЗЯВИК -
грузовик, ГАЗЯВАЯ - грузовая, ДЗЗИП - джип, ГОНАЦЯЯ - гоночная, БАИТ - балид, ВАКАКАТАЛ - эвакуатор, ВАЗАМИН- лимузин, КАЯБЛЬ - корабль, САМАЁТ - самолёт, ДАЯЗЯБИЛЬ- дирижабль); «Детали техники» (ЮЙ - руль, ФАЛА - фара, БАГАЗИК- багажник, КАПОТ - капот, КАЁСА - колёса, ТАБА - труба, ПЕПЕЛЕЙ- пропеллер, ФАК- флаг на корабле); «Наименования, имеющие отношение к транспортным средствам» (ПАВАЁТ - поворот, ГАЗИ - газы, ПЫЛЬ - пыль); «Техника, инструменты» (ТАЯФОН - телефон, ПАСЕТ - планшет, АКУТ- утюг, ЯПАТА - лопата); «Животные, птицы» (ГАМАМОТ - бегемот, АТЁНОК - утёнок, ПАТАХИ - петухи, ГОЯБИ/ГОУБИ - голуби); «Имена собственные» (ЮЯ - Юля ф ЮЛА - Юра, МАХИЛА ПАТАПЫЦЬ - Михайла Потапыч (мишка); «Еда» (ПЕЦЕНЯ - печенье, АГАЕЦ - огурец, КАКАЮ ЗА - кукуруза, ЗАЯТОНА - «завертон», СЮКА - шкурка); «Цветовые обозначения» (знает основные цвета, различает оттенки: БАЯЗОВЫЯ МАСИНА - бирюзовая машина, БАДОВАЯ МАСИНА ЕДИТЬ - бордовая машина едет, ЦЁНЫ - чёрные); «Глаголы движения» (АЕХАЛ - уехал, ПИЕХАЛ - приехал, ЗАЕХАЛ - заехал, ВЫЕХАЛ - выехал, ОТЕзЯЕТ- отъезжает) и другие лексические группы и одиночные слова.

Требует особого комментария лексический состав групп «Цветовые обозначения» и «Глаголы движения». С.Н. Цейтлин отмечает, «что очень многие дети в течение определенного периода понимают, что то или иное слово обозначает цвет, но различий между цветовыми обозначениями постигнуть еще не могут при том, что воспринимают различия и сходство в цвете очень рано» [3, с. 126]. У Игоря О. восприятие цвета и цвето- обозначений и продуцирование шли синхронно. Он обнаружил в речи безошибочное различение не только основных цветов, но и оттенков. Так, в 2 года 6 мес. в диалоге Игорь уточнил, что НА САМОМ ДЕЛЕ МАСИНА НЕ ЁЗОВАЯ, А ЙИЁВАЯ (не розовая, а лиловая).

Н.И. Лепская пишет, что наименование действия является для ребенка главным, опорным, субъективно более важным (чем объект), однако в течение довольно длительного периода (до 22-23 месяцев) дети используют глагол в инфинитиве [1, с. 28, 43].

В лексико-грамматической группе «Глаголы движения» обращают на себя внимание дифференциация приставочных образований и преобладание форм прошедшего и настоящего времени.

Из примеров видно, что большинство воспроизведенных слов имеет упрощенный и модифицированный облик, соответствующий артикуляционным возможностям ребенка. Считается, что субституция (замена одного звука другим) - естественный процесс, без которого невозможно овладение звуковой системой родного языка [3, с. 76]. Примеры типичных замен находим в словах МИСИНА - машина, ПАИССИМ - поищем, ДЗЗИП - джип, ЦИзЯя - чужая, КОМАСЬ - машина «скорой помощи» (твердый М заме- ня ется мягким; переднеязычные щелевые С'/З заменяют другие переднеязычные щелевые; Ц заменяет Ч; нетипичной субституцией является замена взрывного губного твердого П на взрывной заднеязычный твердый К). В изученных нами работах по лингвистике детской речи мы не обнаружили примеров и, соответственно, комментариев к случаям замен согласных или слогов с определенным согласным на гласный, хотя знаем по опыту, что подобные замены не уникальны. В речи Игоря такие замены последовательно осуществлялись: АДЯМИЛ - надымил, АБАЯЕМ - набираем, АПАЯДАК/ АПАлЯ ДАК - непорядок, А СИПЕТ - не щиплет, А нАсЯЯ - не наша.

Замены в области гласных звуков обычно объясняются тем, что дифференциация гласных формируется постепенно по подъему и ряду. У нашего информанта обнаруживается следующая особенность: во всех случаях «удобный» гласный нижнего подъема А заменяет гласные верхнего подъема - лабиализованный У, а также гласный И: АПАЛА - упала, АДИ- уйди, АЯТАЙ- улетай, КАКАЮ ЗА - кукуруза, ПАЗЫИ - пузыри, ПАГАЕ - пугают, ПАТАХИ - петухи (недаром и в доречевом периоде, и в самых первых детских словах присутствует звук А).

Как правило, в речи ребенка модифицируются слова с трудными сочетаниями (кластерами) согласных. Порядок сокращения групп согласных определяется их характеристиками по линии шумный - сонорный (устраняется сонорный); шумный смычный - шумный щелевой (чаще устраняется щелевой) [3, с. 78]. Примерами таких модификаций могут служить слова БАгАзИК - багажник (субституция + модификация), ТАБА- труба, ФАК- флаг, БАБАЙ - бай-бай, ТАКАЛ - трактор, СОНЫКА - солнышко. В слове СЮКА - шкурка эта закономерность нарушается: устраняется шумный смычный, а шумный щелевой субституируется. Кроме того, нами отмечены и менее распространенные промежуточные случаи упрощения и замены: ПАЦЯЯ - пустая, ПАЦЯИТЬ - поставить, АЦИЁЗИКА - осторожненько, ЗАЦЯЛА - застряла. Во всех случаях сочетание СТупрощается и заменяется на Ц. Исследователи отмечают, что некоторые сочетания согласных, в частности ЦК, не представляют сложности для детей и не сокращаются даже в начальный период «штурма» фонетики. Наши наблюдения не подтверждают это заключение. Так, в словах ДЕВАКА - девочка (в речи детей - девац'ка), КИЗИКА - книжечка (книзыц'ка) последовательно и длительно устранялось Ч ^ Ц (субституция).

Яркой приметой детской речи считается метатезис - перестановка звуков или слогов в слове. Разного рода перестановки, сопровождающиеся другими процессами, обнаруживаем в словах КАЦАТУХА - цокотуха, ГАМАМОТ- бегемот, ВАЗАМИН - лимузин, КАПАП - пикап, ПАГАМАЙ - помогай, АКУТ - утюг, НЕГЗЯ Ю - не знаю, ТЪЯВАЗОК- творожок, СИСЬКЛОВОДСК- Кисловодск и некоторых других. Произношение последних двух слов закрепилось и сохраняется до настоящего времени (3 года 5 мес.). В речи детей от года до 2 лет наблюдается явление дистантной ассимиляции - частичное или полное уподобление одного звука другому в пределах слова. Как правило, в таких случаях имеется в виду уподобление согласных: СЯСЯМАЛ - самосвал, ГАМАМОТ- бегемот, БАДАДОЙ - бородой, ЯТАТИНИТЬ - ремонтировать. Многосложные слова, попадающие в начальный лексикон ребенка, часто подвергаются сокращению редуцированных слогов - слоговой элизии. В речи Игоря примеры сокращения слогов единичны: ЦЁНЫ - чёрные, МИКВА - микроавтобус, ХАЧ - лихач.

Наши наблюдения в целом подтверждают вывод о том, что «усвоение суперсегментных единиц (интонации, пауз, фразового ударения) зачастую предшествует в детской речи овладению сегментными единицами. Именно по этой причине многие дети, искажая звуковой облик слова, зачастую сохраняют его интонационный контур и акцентологический тип» [2, с. 34].

Речь каждого маленького «говоруна» - всегда новая планета, открывать и познавать тайны которой - увлекательнейшее занятие.

Библиографический список

1. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. - М., 1997. - 320 с.
2. Магерамова Ю.Ю. Современная онтолингвистика: мир детской речи : учеб. пособие / Ю.Ю. Магерамова. - Магадан, 2010. - 129 с.

3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М., 2000. - 240 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2016. Выпуск 25

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443x (03.07.2016)
Просмотров: 94 | Теги: детская речь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016