Четверг, 08.12.2016, 12:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Филология и перевод

МОДЕЛЬ НАСТАВНИК/УЧЕНИК В ПОВЕСТИ А.В. МИФТАХУТДИНОВА «НАБЛЮДАТЕЛЬ»

Р.В.Епанчинцев

МОДЕЛЬ НАСТАВНИК/УЧЕНИК В ПОВЕСТИ А.В. МИФТАХУТДИНОВА «НАБЛЮДАТЕЛЬ»

Статья посвящена подробному анализу модели организации системы персонажей известной повести А.В. Мифтахутдинова «Наблюдатель». На основании функции персонажей в сюжете произведения выделяется бинарная модель наставник/ученик, раскрываются ее особенности.

Ключевые слова; функция персонажа, бинарная модель, урбанистическая цивилизация, оппозиция.
 

Альберт Мифтахутдинов (1937-1991) может быть по праву назван одним из самых ярких прозаиков, последовательно раскрывающих в своих рассказах и повестях тему Севера. Его произведения, как и тексты Олега Куваева, следует отнести к особому типу «молодежной прозы», в них на северном материале развиваются темы и мотивы этого весьма важного в литературе второй половины ХХ в. течения.

Творческое взаимовлияние О.М. Куваева и А.В. Мифтахутдинова со всей очевидностью прослеживается при сопоставлении содержания их произведений. Можно проследить схожие черты и в поэтике их рассказов и повестей. Заметим: под поэтикой имеется в виду «система рабочих принципов... то, что сознательно или бессознательно создает для себя любой писатель» [1, с. 3].

Одним из ключевых элементов поэтики малой прозы Олега Куваева является стандартная модель организации системы персонажей: главный герой/герой-наставник (ученик/наставник). Данная модель была подробно разобрана автором статьи в 2008 г. [2].

Эта модель выявляется при классификации персонажей в соответствии с их функцией в сюжете произведения. Под функцией понимается поступок или высказывание действующего лица, определенные с точки зрения их значимости для хода действия и раскрытия содержания. Используется измененное с учетом специфики анализируемых текстов определение В.Я. Проппа: «Под функцией понимается поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия» [4, с. 19].

Данная модель присутствует в одном из лучших произведений Альберта Мифтахутдинова - повести «Наблюдатель». Жанровую разновидность этого произведения можно определить следующим образом: «Наблюдатель» - социально-психологическая повесть, в которой представлена жизнь древнего эскимосского рода, показан внутренний мир человека Севера, поставлена проблема взаимодействия русской и палеоазиатской культур» [5, с. 250].

Разберем подробнее указанную модель. Функция героя-наставника - воспитывать ученика. Он делится с ним своей мудростью, опытом, различными способами воздействует на него (действием, поучением). Жизнь наставника сама по себе, его личность также оказывают влияние на ученика. У последнего в результате взаимодействия с наставником происходят изменения в системе нравственных координат, он приходит к выводам, к которым не мог прийти самостоятельно, общение с наставником заставляет главного героя задуматься о смысле своего существования, что также свидетельствует об изменениях его мировоззрения.
Повесть «Наблюдатель» интересна тем, что в ней наставник и ученик выступают как представители разных цивилизаций. Наставник в повести - пожилой эскимос Вири, носитель патриархальных ценностей и знаний своего народа, весьма уважаемый человек среди соплеменников. Учеником является охотовед Маркин, его можно назвать представителем современной урбанистической цивилизации. Охотовед - близкий друг Вири и его дочери Аминак: «Маркин - друг дома. Большое все-таки селение, но Маркин всегда останавливается у Вири, и старому наблюдателю это льстит. Хороший Маркин, и ученый человек.» [3, с. 119].

Соплеменники уважают Вири как мудреца и как «профессионального» наблюдателя: он следит за появлением китов и дает сигнал о начале охоты на них. От результатов охоты на китов зависит благополучие жителей берегового поселения уже не первое столетие. В повести подчеркивается преемственность рода деятельности Вири: «Профессия у Вири - наблюдатель. Досталась она ему по наследству от отца. И тому в свою очередь перешла от отца - Вириного деда» [3, с. 116]. По наследству перешли к Вири и способности: «.зоркость глаза, умение читать погоду, знать море, ветер и облака, - все, чем славился род Вири» [3, с. 116]. Герой-наставник - воплощение человека, живущего традиционной, не меняющейся столетиями жизнью, воплощение преемственности поколений. Его способности и деятельность вряд ли принесли бы пользу в мегаполисе или современном поселке городского типа. Не случайно автор помещает героя в соответствующее пространство - далекое от урбанистической цивилизации: «Далеко поселение от районного центра, от проезжих накатанных дорог... Летом сюда можно попасть только с моря, зимой - на собачьих упряжках, и то сначала по припайному льду, а потом только часа через два-три из долины можно выйти в тундру.» [3, с. 116].

Немного примет современной цивилизации присутствует в поселке: во-первых, это дома, куда переселяются эскимосы из яранг («В доме лучше. Света больше. Печь только надо хорошую сделать, чтобы не дымила» [3, с. 117]), во-вторых, это различные приспособления, одежда и обувь, не всегда подходящие для Крайнего Севера. Любопытен эпизод: «Маркин вышел на крыльцо и увидел Вири за странным занятием. Старик отрезал каблуки у новых резиновых сапог. - А, ходить плохо, - сказал Вири. - Торбаса из них делаешь? - Торбаса.» [3, с. 123].

Странным кажется Маркину занятие Вири потому, что для него, горожанина, это не что иное, как порча новой обуви. Но сапоги с каблуком неприемлемы, неуместны в тундре, где торбаса - самая удобная обувь, наиболее функциональная. Это понимает Маркин, решая попросить сшить пару себе у Аминак - дочери Вири.

Старый эскимос максимально приспособлен к жизни на Севере, он обладает знаниями более точными и нужными, нежели знания цивилизованного человека. Ни показания изобретенных людьми эпохи научно- технического прогресса приборов, ни прогнозы погоды, на которые ориентируется Маркин, не могут сравниться с навыками и умениями наблюдателя. Знания Вири восхищают охотоведа: «Когда-нибудь он закончит диссертацию, и будет в ней много рассказов Вири: и как выслеживать зверя, как определять погоду, какие и когда собирать ко- ренья...<...> Маркин никогда не смеялся над приметами, над поверьями Вири, знал, что это верования, легенды и опыт народа, опыт тысячелетий, накопленный и сохраненный в памяти таких вот щедрых и мудрых стариков» [3, с. 119].

Маркин любит наблюдать за работой Вири, за его хозяйственными хлопотами. Пожилой эскимос основателен, скрупулезен во всем, в каждой мелочи. Не сразу охотовед понимает, что это обусловлено суровыми условиями жизни на Севере - «мелочей в тундровом быте нет» [3, с. 123].

Вири учит Маркина, как вести себя при приближении медведя, рассказывает о быте эскимосов, съедобных растениях, уникальных свойствах трав и многом другом. Благодаря ему русский ученый понимает, что Арктика - вовсе не непригодное для жизни место: «Тут только об одной природной столовой, не известной приезжему человеку, можно написать книгу. А говорят, что Арктика бедна. Нет, просто человек нелюбопытен. Он скорее верит рассказам о пурге, белом безмолвии... Ах, Вири. открываешь глаза ученому человеку» [3, с. 125].

Очевидно, что нелюбопытным человеком является представитель современной городской цивилизации. Сам же Маркин признает эскимоса как наставника, признает, что цивилизованный человек может многому научиться у простых аборигенов: «Как все просто и мудро здесь. Нет, совсем не просто. Мудро - да, но не просто. Вот возьми и приведи сейчас на этот берег самого расцивилизованного человека. Разве придумал бы он эту одежду. Смог бы сконструировать байдару?.. Добыть огонь трением? <...> Оканчиваем университеты, все знаем. - и умираем с голоду, не догадавшись протянуть руку и выкопать корень. <.> Дискутируем о галстуках. - и умираем от холода в снегу. не догадавшись зарыться в снег! <.> Не очень ли мы торопимся, объявляя себя хозяевами природы? Не зазнались ли, вооруженные техническими достижениями века?» [3, с. 127].

Маркин понимает, что он должен «записать и привести в систему все, что знает Вири» [3, с. 126]. «Ему хочется, чтобы и другие люди почувствовали Север так, как воспринимает его он... И думает он, что придется не диссертацию писать, а книгу. о том, как человек живет в снегах. как природа становится ласковой к тому, кто хорошо ее поймет и изучит. Он хочет написать о том, как природа объединила эскимосов всех племен, как эти люди сделали тысячи открытий, неведомых университетским профессорам» [3, с. 147].

Нельзя не сказать о гуманизме Вири, его нравственной чистоте. Писатель передает это через различные детали. К примеру, Вири не употребляет алкоголь (в отличие от Маркина). Важным эпизодом является рассказ о любви Вири к кинематографу: он предпочитает разные фильмы, но не может смотреть ленты о Великой Отечественной войне. «Вири не боялся, он просто не мог понять, зачем один человек мучает другого, причиняет ему боль. Зачем он убивает человека?» [3, с. 134]. Кино о войне пробуждало сильное беспокойство в старом эскимосе, после просмотра «он замыкался, переживал, много думал...» [3, с. 134].

В мире Вири нет убийств, нет жестокости между людьми. Все это, естественно, говорит о некоторой идеализации А.В. Мифта- хутдиновым образа аборигена и позволяет увидеть в повести продолжение классической традиции, берущей начало в произведениях Ж.-Ж. Руссо, где далекие от урбанистической цивилизации народы представлены более нравственными, нежели образованные жители европейских городов.

Как глубоко нравственная и мудрая личность проявил себя Вири по отношению к Маркину - отцу незаконнорожденного ребенка его дочери Аминак. В этой сложной ситуации Вири остается несколько в стороне, не вмешивается в их жизнь, поскольку любит и свою дочь, и Маркина.

Ученый-охотовед, представитель урбанистической цивилизации через взаимодействие с Вири, Аминак, другими эскимосами все больше и больше становится причастным к их жизни, образу мысли. Во время охоты на китов Маркин настолько проникается процессом, что начинает размышлять как типичный абориген, что заставляет повествователя воскликнуть: «Если б знал Маркин, что сейчас он думает почти по-эскимосски!» [3, с. 140]. Эту реплику стоит воспринимать как знак того, что Маркин меняется внутренне, и процесс этот связан в том числе и с нравственной эволюцией.

В конце произведения Вири умирает, а Маркин приходит к важному выводу, который определит его дальнейшую жизнь: «Надо жить их жизнью, жизнью Вири и его людей» [3, с. 147]. Он остается с Аминак и своим сыном, становится частью эскимосского общества, выбирает отказ от городской цивилизации, что, с точки зрения писателя Мифтахутдинова, является знаком нравственного взросления.

Таким образом, в повести «Наблюдатель» мы видим, как через модель учитель/ ученик реализуется проблема взаимоотношений представителей разных цивилизаций, утверждается идея превосходства (в том числе нравственного) представителей древнего народа, живущего в гармонии с природой, в соответствии с традиционной моралью, над носителями ценностей современной урбанистической цивилизации.

Библиографический список

1. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. Аверинцев. - М. : CODA, 1997.
2. Епанчинцев Р.В. Модели организации системы персонажей в рассказах и повестях О. Куваева / Р.В. Епанчинцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради : научный журнал. - СПб., 2008. - № 24 (55). - С. 110-113.
3. Мифтахутдинов А.В. Закон полярных путешествий : рассказы о Чукотке / А.В. Мифтахутдинов. - Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1986.
4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни сказки / В.Я. Пропп // Собр. тр. - М. : Лабиринт, 1998.
5. Юрина М.А. The artistic reflection of the spiritual life northern people in A.V. Miftahutdinov's story «THE OBSERVER» / М.А. Юрина // Science, Technology and Higher Education: materials of the III international research and practice conference, Vol. I, Westwood, October 16, 2013. - Westwood, Canada, 2013.

 Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 23
 

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443x (11.04.2016)
Просмотров: 95 | Теги: бинарная модель, урбанистическая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016