Воскресенье, 19.11.2017, 08:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Филология и перевод

К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ ФЭНТЕЗИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Р.В.Епанчинцев, А.А.Фролова

К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ ФЭНТЕЗИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье представлена попытка характеристики жанра фэнтези в контексте современной литературы, формулируются его основные признаки, обосновывается выделение фэнтезийной прозы из фантастической литературы, дается сопоставление фэнтези и научной фантастики.

Ключевые слова: фэнтези, научная фантастика, проза, художественный мир, миф. 

 

Современная литература изобилует произведениями в жанре фантастики. ХХ в. породил обилие жанровых разновидностей фантастики, далеко ушедших от классических произведений позапрошлого века, выходивших из-под пера Ж. Верна, К. Дойля, Г. Уэллса. Во второй половине века наиболее активно развивается такая разновидность фантастики, как фэнтези. Можно утверждать, что фэнтези представляет собой отдельный жанр. При этом нельзя не отметить отсутствие однозначного определения жанра фэнтези. В данной работе мы попробуем сформулировать основные особенности фэнтези как разновидности фантастической прозы.

Для того чтобы определить, что такое жанр фэнтези, прежде всего стоит обратиться к самому термину «жанр».

В литературоведении существует большое количество определений жанра. Рассмотрим некоторые из них. В «Современном словаре-справочнике по литературе» жанр - это «разновидность художественной литературы, определяемая комплексом тех или иных признаков содержания и формы» [9, с. 184]. В «Литературном энциклопедическом словаре» литературный жанр определяется как «исторически складывающийся тип литературного произведения. В теоретическом понятии о жанре обобщены черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще» [4, с. 106]. В «Большом энциклопедическом словаре» жанр - это исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания [1]. По «Толковому словарю русского языка» Д.Н. Ушакова жанр определяется как «род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками» [10, с. 846]. Основная суть приведенных выше определений удачно, как нам кажется, умещается в следующем тезисе: «жанр - это род произведений, в которых объединены общие признаки сюжета и стиля» [7, с. 240].

Понятие жанра не является внеисторическим. Античное искусство, искусство Средних веков и Возрождения не знало четких границ между жанрами. Только в XVII- XVIII вв. эстетика классицизма создала строго определенную, нормативную, иерархическую жанровую систему (именно тогда во Франции входит в употребление и сам термин «жанр»). Уже в XIX в. жестко установленные границы жанров начинают стираться, ряд жанров постепенно утрачивает свое значение и главенствующее положение в иерархической системе (например, «историко-мифологический» жанр), одновременно важнейшее значение получают некоторые жанры, ранее относившиеся к категории «низких» (портрет, пейзаж, бытовой жанр и др.). В XX в. происходит сложный процесс переплетения и взаимодействия жанров, рождения их новых разновидностей. Несмотря на очевидную историчность понятия жанра, в практике наук об искусстве (включая литературоведение) его часто применяют ко всем периодам истории мирового искусства, что объясняется удобством рассмотрения во многих случаях произведений, объединенных не стилистической близостью, а тематикой изображения.

Что касается рассматриваемого жанра фэнтези, то он появился в Англии в начале XX в. В середине прошлого века он вошел в европейскую прозу. Жанр основан на использовании мифологических и сказочных мотивов.

Его основоположником был профессор Оксфордского Университета Дж. Р.Р. Толкин. Фэнтези предполагает раскрытие извечных морально-философских вопросов, социально-психологических проблем (как и «серьезная» научная фантастика), но рассматриваются эти вопросы в ином, параллельном мире, своеобразном «тридесятом царстве», созданном на основе различных мифов, легенд, эпосов, переработанных фантазией автора. Главная цель фэнтези - не рассказы о великих воителях, магах, заимствованных из различных мифологических систем вымышленных существах, а повествование о борьбе Добра и Зла в человеческой душе, о путях становления самосознания личности.

Уже более полувека стабильной популярностью пользуются романы многочисленных американских и западноевропейских писателей, создающих многотомные фэнтезийные эпопеи. Самыми известными представителями жанра фэнтези являются Джон Рональд Роэл Толкин, Урсула Ле Гуин, Майкл Муркок, Роджер Желязны, Андре Нортон, Анджей Сапковский, среди отечественных писателей выделяются Ник Перумов, Сергей Лукьяненко и другие. Фэнтези в целом - это описание миров, подобных нашему, миров с работающей в них магией; миров с четкой границей между Тьмой и Светом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далеком прошлом; далеком будущем; альтернативном настоящем, а также параллельными мирами, существующими вне или же в связи с Землей. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

Литература фэнтези часто использует мифологическую базу, начиная с мифов Древней Греции и средневековых эпосов. Сильное влияние на жанр фэнтези оказали средневековые романы. «Артурианская легенда с ее магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези» [6].

Первые произведения современного фэнтези начали появляться в тех же журналах, что и научная фантастика, и были часто написаны теми же авторами. Истинное рождение современного фэнтези произошло после публикации романа «Властелин Колец» Дж. Р.Р. Толкина (1954). Эта книга, а также «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса (1950) и «Земноморье» У. Ле Гуин (1968) заложили основы одного из наиболее популярных жанров, в котором на данный момент работают сотни писателей.

Отсутствие четкого определения жанра фэнтези в литературоведении, как было сказано выше, до сих пор нет. Фэнтези не имеет даже устоявшегося названия, приходится встречать такие варианты, как: «фэнтези», «фентези». Можно встретить утверждения, что фэнтези не следует считать самостоятельной жанровой разновидностью или жанром.

Фэнтези, несомненно, является отдельным жанром, так как ему присущи свои, особые признаки.

Рассмотрим, что же характерно для фэнтези:

1) в произведениях описан мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности. Например, Плоский мир, созданный Терри Пратчеттом: «этот мир, как следует из названия, совершенно плоский и покоится на спинах четырех огромных слонов. Слоны стоят на панцире гигантской звездной черепахи по имени Великий А'Туин. Диск обрамлен водопадом, пенистые каскады которого бесконечной лавиной обрушиваются в космос. Ученые подсчитали, что шансы реального существования столь откровенно абсурдного мира равняются одному на миллион. Однако волшебники подсчитали, что шанс «один на миллион» выпадает в девяти случаях из десяти» [8, с. 102];

2) традиционно присутствуют магия и заимствованные из фольклора персонажи. В качестве примера можно взять едва ли не любое произведение фэнтези;

3) обязателен авантюрный сюжет;

4) часто встречается средневековый антураж, хотя здесь возможны варианты: древний мир, современность или будущее;

5) зачастую присутствует скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего;

6) обычно на первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания, волшебное и сказочное играет вспомогательную роль;

7) типичным является противостояние добра и зла как основного сюжетообразующего стержня, фэнтезийное произведение, как и сказка, структурировано этически. Но фэнтези отличается от сказки хотя бы тем, что добро и зло в нем может быть равнозначным, а в сказке добро побеждает зло без каких-либо для себя потерь;

8) наличие потустороннего мира и его проявлений;

9) полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все (как и в сказке).

Этот последний признак один из наиболее важных и определяющих для жанра фэнтези. Он отделяет его от научной фантастики, потому что научная фантастика описывает вероятное, и автор стеснен определенными рамками, так как он вынужден дать объяснение невероятному, обосновать мир научно или псевдонаучно. Фэнтези не требует подобного.

Понятие «фэнтези» исследователи рассматривают то широко, то узко, относя, таким образом, к фэнтези самые различные произведения. Так, Т. Чернышева называет фэнтези «адетерминированной моделью действительности, повествованием сказочного типа со многими посылками» [11, с. 151], игровой фантастикой. Один из известных «фантастических» критиков, В. Гончаров, так говорит об этом жанре: «фэнтези, в отличие от материалистической научной фантастики, описывает мироздание с позиций объективного идеализма» [2, с. 220]. Г. Гуревич относит фэнтези к «ненаучной фантастике» [3, с. 98], в противовес научной, объединяя таким образом в одном определении различные жанры и направления. Некоторые исследователи склонны рассматривать фэнтези очень широко. Например, Г. Нефагина полагает, что, «если автор использовал хотя бы один из многочисленных приемов фэнтези, то данное произведение можно смело относить к фэнтези» [5, с. 35]. Так, она причисляет к фэнтези романы В. Пелевина «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых». Думается, данная точка зрения только усложняет ситуацию.

Главный признак фэнтези - описание того, что заведомо невозможно в нашем мире. Соответственно, среди перечисленных признаков важнейшим следует назвать наличие иного мира, созданного с определенной целью и обладающего свойствами, нехарактерными для реального мира. Сверхъестественное предполагает магию, которая и объясняет все непонятное. В произведении фэнтези герой может использовать ковер-самолет или шапку-невидимку. Это волшебные предметы, и пояснять принципы их действия нет ни необходимости, ни смысла. В научно-фантастическом произведении читатель столкнулся бы с пространным объяснением, почему и как работает шапка- невидимка, и называлась бы она каким- нибудь научным термином. В фэнтези могут появиться любые фантастические элементы без всяких объяснений и ограничений, так как фэнтези является своего рода фантастическим хаосом, космосом ничем не ограниченного творческого воображения, миром непредвиденной случайности, где все может случиться, и где каждый может стать победителем независимо от своих моральных качеств. Отсутствует необходимость обязательного объяснения при введении в текст фантастических элементов.

Итак, особый, похожий на сказочный мир фэнтези и магия - основные признаки любого произведения в данном жанре. Другие из перечисленных признаков тоже могут присутствовать, но не являются обязательными. Именно первые два можно считать основными при определении, является произведение фэнтези или нет.

Фэнтези находится в генетическом родстве одновременно с народной сказкой и мифом. От мифа фэнтези унаследовало эпичность повествования и исходную трагичность. Герой обязан совершить предназначенное, хотя бы это и грозило ему гибелью. Проблема борьбы в безысходной ситуации окрашивает в трагические цвета весь героический эпос народов Европы. Современное фэнтези добавляет к такой ситуации идею нравственного выбора. Герой фэнтези не столь детерминирован, как персонаж мифологических сказаний, и поэтому в жанре фэнтези открывается простор для создания противоречивых, живых человеческих образов. Сказка привносит в фэнтези лиричность, которой часто не хватает научной фантастике.

Библиографический список

1. Большой Энциклопедический словарь - «Жанр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slovopedia.eom/2/198/225262.html.
2. Гончаров В.Л. Русское фэнтези - выбор пути / B. Л. Гончаров // Если. - 2005. - № 8. - С. 210-220.
3. Гуревич Г. Что такое фантастика и как ее понимать? / Г. Гуревич // Лит. учеба. - 1987. - № 9. - C. 96-98.
4. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М. : Совет. энцикл., 1987. - 751 с.
5. Нефагина Г.Л. Русская проза XX века / Г.Л. Нефагина. - М. : Флинта, 2005. - 320 с.
6. О фэнтези [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samlib.ru/m/naria/fantasy.shtml.
7. Популярная художественная энциклопедия: в 2 кн. / под ред. В.М. Полевого. - М. : Совет. энцикл., 1986. - Кн. 1-2.
8. Пратчетт Т. Мор, ученик Смерти / Т. Пратчетт. - М. : Эксмо, 2006. - 384 с.
9. Современный словарь-справочник по литературе / сост., науч. ред. С.И. Кормилов. - М. : АСТ, 2000. - 700 с.
10. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М. : сов. энцикл., 1935-1940.
11. Чернышева Т. Природа фантастики / Т. Чернышева. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 331 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета. - № 26. - Магадан : СВГУ, 2016.

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443x (04.09.2017)
Просмотров: 90 | Теги: фэнтези, научная фантастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь