Воскресенье, 11.12.2016, 16:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Филология и перевод

ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Р.В.Епанчинцев

ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

В статье подробно рассматривается понятие «художественный мир литературного произведения» в контексте системно-структурного метода, выделяются компоненты этого мира, обосновывается необходимость изучения художественного мира ряда (и даже всех) произведений одного писателя или поэта как единого целого. Изучение художественных миров показано автором как универсальный способ анализа поэтических и прозаических текстов.

Ключевые слова: художественный мир, структурный анализ, структурализм, пространство, система персонажей, доминанта.

 

В относительно далеком 1968 г. Д.С. Лихачев писал: «Внутренний мир произведения словесного искусства... обладает известной художественной целостностью. Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве» [10, с. 74]. Считается, что именно статья «Внутренний мир художественного произведения» знаменитого советского ученого послужила отправной точкой для последующих исследований систем художественных миров поэтических и прозаических текстов. Несомненно, значительных успехов на этом поприще достигли представители отечественного структурализма.

Напомним, что структурализм, в рамках которого был выработан структуральный (структурный, системно-структурный) метод исследования художественной литературы, - это одно из ведущих направлений филологической науки, возникших во второй половине ХХ в., представляющих текст как динамическое сочетание элементов различных уровней, то есть как структуру. Основа структурного метода - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений, признание методологического примата отношений над элементами в системе, примат синхронии над диахронией.

Структура в структурализме - это строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. Для структурализма характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния исследуемых объектов, выяснению внутренне присущих им вневременных свойств, стремление к четкому различению исследуемых объектов и исследовательских средств и соответственно отказ от приоритета изолированных фактов и фиксирование отношений между фактами или элементами изучаемой системы. При изучении объекта структурализм предполагает движение от первичной организации наблюдаемых фактов в рамках исследовательской задачи к выявлению и описанию внутренней структуры объекта (его иерархии и взаимосвязей между элементами каждого уровня) и, далее, к созданию теоретической модели объекта с ее интерпретацией в исследуемом материале.

Основными представителями структурализма в отечественной науке стали В.Н. Топоров, Б.Ф. Егоров и Ю.М. Лотман.
В последние десятилетия литературоведы все чаще обращаются к системным исследованиям, рассматривая художественные миры конкретных произведений, отдельных авторов. И это не случайно. Изучая литературу через призму художественного мира, можно добиться серьезных успехов в получении объективного и максимально полного представления о творчестве того или иного писателя, уникальности его стиля, своеобразии поэтики. Подобный подход выступает как разновидность системно-структурного метода исследования художественной литературы и может без преувеличения считаться универсальным.

Что же представляет собой художественный мир литературного текста?

Здесь стоит остановиться и подробно прокомментировать объем понятия «художественный мир», поскольку в современном литературоведении его границы весьма расплывчаты. Согласимся с мнением Е.К. Герасимовой: «Значение термина «художественный мир» во многом определяется исследовательской перспективой и характером методологических установок» [2, с. 12].

По словам Л.В. Чернец, понятие «мир» в литературоведении может употребляться в двух значениях [1, с. 191-192]: 1) мир - синоним творчества писателя, своеобразие того или иного жанра; 2) мир - это предметы, изображенные в произведении и образующие определенную систему. Под предметами имеется в виду некоторая целостность, выделенная из мира объектов. Именно второе значение понятия «художественный мир» нас интересует.

Итак, художественный мир - это совокупность предметов, мотивов и образов, их взаимодействие внутри одного произведения. Элементы художественной реальности образуют единство, систему внутри литературного текста. Вслед за Е.А. Кравченковой мы считаем, что «это утверждение верно по отношению не только к одному произведению, но и к совокупности текстов одного автора» [9, с. 3]. Итак, изучению подлежит как отдельное произведения одного автора (рассказ, роман, стихотворение и т. д.), так и цикл литературных текстов. При этом изучение всех произведений конкретного писателя как воплощение единого художественного мира следует признать одной из ведущих целей литературоведа.

Художественный мир цикла литературных текстов - «...это система, в которой элементы каждого отдельного произведения вступают в связь с элементами других произведений; система одного произведения, замкнутая на самой себе, в новых отношениях становится проницаемой и входит как составная часть в другую, более сложную структуру. <...> Преимущество данного подхода состоит именно в том, что в текстах, включенных в единое целое, начинают актуализироваться те смыслы, которые оставались бы скрытыми или «случайными» для единичного произведения. Эти смыслы и будут являться как бы точками опоры модели реальности, которую создает писатель, и из каждой подобной точки можно развернуть всю систему в целом» [12, с. 3]. При этом «. художественный мир, будучи своеобразной «второй реальностью», по структуре своей отличной от реальности объективной, представляет собой определенную систему, все его компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют, выполняют строго определенные функции» [18, с. 7]. «Единство, системность, «целостность» художественного мира предопределены авторской точкой зрения; именно она приводит к некоему общему знаменателю его различные компоненты, в том числе и компоненты разных уровней: в этом смысле художественный мир есть воплощение авторской идеологии» [18, с. 8].

Какие компоненты входят в состав художественного мира? В.Е. Хализев выделяет, в первую очередь, две наиболее крупные единицы - это «персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты» [19, с. 158], добавляя к ним «компоненты изобразительности (художественной предметности)», к числу которых относятся «акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы - пейзажи)» [19, с. 158]. Л.В. Чернец, соотнося мир произведения с реальным миром, пишет, что «в него входят люди, с их внешними и внутренними (психологическими) особенностями, события, природа (живая и неживая), вещи, созданные человеком; в нем есть время и пространство» [1, с. 192]. По словам А. П. Чудакова, художественный мир «.в число своих основных компонентов включает: а) предметы (природные и рукотворные), рассеянные в художественном пространстве-времени и тем превращенные в художественные предметы; б) героев, действующих в пространственно-предметном мире и обладающих миром внутренним; в) событийность, которая присуща как совокупности предметов, так и сообществу героев; у последних события могут происходить как во внешней сфере, так только и целиком в их мире внутреннем» [20, с. 8].

Важно заметить, что исследователю необходимо выделить те компоненты художественного мира, которые являются содержательно значимыми. К примеру, в своих работах, посвященных творчеству О.М. Куваева [3-5], автор статьи основной акцент делал на анализе художественного пространства и героев (системы персонажей), поскольку именно эти компоненты выражают авторскую идеологию. При анализе пространства и системы персонажей привлекалась событийность как часть художественного мира, а также компоненты изобразительности (определение В.Е. Хализева): пейзажи, портреты, предметы и т. д. Фактически в статьях и диссертационном исследовании развивалось положение В.Н. Топорова, который полагал, что «само понятие «мир», модель которого описывается, целесообразно понимать как человека и среду в их взаимодействии; в этом смысле мир есть результат переработки информации о среде и о самом человеке» [17, с. 161]. В качестве человека рассматриваются персонажи, составляющие систему, а в качестве среды - пространство.

В отличие от последователей М.М. Бахтина, рассматривающих художественную реальность через понятие хронотопа (то есть связывая пространство и время), мы вслед за Ю.М. Лотманом ведущую роль в художественном тексте отводим исключительно пространству. Оно является главным средством формирования художественной реальности [7, с. 276; 11, с. 251-293]. Заметим: в последние десятилетия отечественные исследователи нередко выбирают именно такой подход к анализу строения художественного мира. В качестве примера можно наз- вать работы Н.В. Пращерук, М.А. Кочетковой, Д.Н. Замятина, А.А. Новик, Е.С. Шим- ко [6; 8; 14; 15; 21]. Последовательно значение пространственных отношений в художественном тексте рассматривается в работе Р.А. Ткачевой «Художественное пространство как основа интерпретации художественного мира» [16].

Изучая произведения О.М. Куваева, мы пришли к выводу, что пространственные отношения в его рассказах и повестях становятся способом изображения внешнего мира. Пространство влияет на организацию системы персонажей, являющейся вторым из наиболее значимых компонентов художественного мира прозы писателя.

Кроме того, важным аспектом исследования системы литературных текстов является нахождение организующего начала, доминанты художественного мира. По словам Р.О. Якобсона, доминанта - «центральный компонент произведения искусства: он организует, определяет и трансформирует остальные компоненты» [13, с 30]. Можно расширить определение, добавив мысль о том, что доминанта может быть центральным компонентом ряда произведений. Нельзя не согласиться с мнением А. П. Чудакова, писавшего, что проблема доминанты является «центральной проблемой литературоведческого анализа», которая «должна быть поставлена при любом целостном описании художественного мира писателя» [20, с. 133].

Подводя итоги, скажем: изучение художественного мира является реализацией системного подхода к литературным произведениям. За основу концепции исследования следует принимать положение о том, что взятые в совокупности произведения одного писателя воплощают единый художественный мир, отражающий ценностные ориентации его создателя. Именно так подход, как нам кажется, может считаться наиболее продуктивным в ХХ1 в.

Библиографический список

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины : учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. - М. : Высш. шк. ; Изд. центр «Академия», 1999.
2. Герасимова Е.К. Художественный мир поэзии и прозы Сильвии Плат (конец 50-х-начало 60-х гг.) : дис. ... канд. филол. наук (10. 01.03). - Н. Новгород, 2007.
3. Епанчинцев Р.В. Мифологизация северной природы в прозе О. Куваева // Русская речь. - 2008. - № 3. - С. 31-34.
4. Епанчинцев Р.В. Художественный мир рассказов и повестей О. Куваева: дис. ... канд. филол. наук (10.01.02). - Магадан, 2009.
5. Епанчинцев Р.В. Оппозиция Не-Город Город в рассказе О.М. Куваева «Телесная периферия» // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 31 октября 2013 г.: в 26 ч. - Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - Ч. 2. - С. 66-68.
6. Замятин Д.Н. Империя пространства: географические образы в романе А. Платонова «Чевенгур» // Филологические науки. - 2000. - № 1. - С. 14-23.
7. Каган М.С. Морфология искусства: Историко- теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. - Л. : Искусство, 1972. - С. 276.
8. Кочеткова М.А. Художественное пространство в рассказах И. А. Бунина 1890-х-1910-х гг. и в повестях «Деревня», «Суходол»: дис. ... канд. филол. наук (10.01.01). - Ульяновск, 2005.
9. Кравченкова Е.А. Художественный мир В.С. Маканина: концепции и интерпретации: автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 2006.
10. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-84.
11. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя. - М. : Просвещение, 1988. - С. 251-293.
12. Москвина Е.В. Художественный мир Георга Бюхнера: автореф. дис. ... канд. филол. наук (10.01.03). - М., 2007.
13. Никулина А.К. Художественный мир романов Торнтона Уайлдера): дис. ... канд. филол. наук (10.01.03). - Уфа, 2005.
14. Новик А.А. Романы Андрея Белого «Серебряный голубь» и «Петербург»: Нереальное пространство и пространственные символы: дис. ... канд. филол. наук (10.01.01). - Смоленск, 2006.
15. Пращерук Н.В. Феноменология И.А. Бунина: Авторское сознание и его пространственная структура): дис. ... д-ра филол. наук (10.01.01). - Екатеринбург, 1999.
16. Ткачева Р.А. Художественное пространство как основа интерпретации художественного мира: дис. ... канд. филол. наук (10.01.08). - Тверь, 2002.
17. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. - М. : Сов. энциклопедия, 1992. - Т. 2. - С. 161-164.
18. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров. - Рига : Зинатне, 1988.
19. Хализев В.Е. Теория литературы : учебник / В.Е. Хализев. - М. : Высш. шк., 2000.
20. Чудаков А.П. Слово - вещь - мир: От Пушкина до Толстого: очерки поэтики русских классиков / А.П. Чудаков. - М. : Современ. писатель, 1992.
21. Шимко Е.С. Мифологическое пространство в рассказах А.П. Чехова: дис. . канд. филол. наук (10.01.01). - Таганрог, 2006.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2014. Выпуск 22

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443x (02.05.2016)
Просмотров: 234 | Теги: структурализм, структурный анализ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016