Вторник, 24.10.2017, 10:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Филология и перевод

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В РОМАНЕ ДЖ.Р.Р. МАРТИНА «ИГРА ПРЕСТОЛОВ»

Р.В.Епанчинцев, А.А.Фролова

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В РОМАНЕ ДЖ.Р.Р. МАРТИНА «ИГРА ПРЕСТОЛОВ»

В статье представлена попытка анализа ряда образов животных романа Дж. Мартина «Игра престолов» в соответствии с жанровой спецификой произведения. Отмечается традиционность образов для жанра фэнтези, выделяется два основных типа животных, рассматриваются их прототипы.

Ключевые слова: фэнтези, проза, образ, художественный мир, мифология, животные. 

 

«Игра престолов» это только первый том большой серии романов, составляющих цикл «Песнь льда и пламени», написанных одним из самых успешных современных авторов, работающих в жанре «фэнтези», Дж.РР Мартином.

В 1996 г. был опубликован первый том серии, сначала не ставший бестселлером. «В августе 1996 года, когда на книжных прилавках впервые появилась «Игра престолов», ценители спекулятивной фантастики не сомневались, что знают, с чем имеют дело. С начала 1970-х годов работники книжной индустрии вместе с любителями и корифеями фантастического жанра воздавали должное трудам автора посредством внушительного перечня номинаций и премий. Новую книгу Дж. Мартина ждали - по крайней мере знающие люди, - не сомневаясь, что она будет номинирована на несколько крупных литературных наград, а то и получит что- нибудь. <...> ...ничто не предвещало, что книги привлекут широкую аудиторию за пределами обитания любителей фантастики» [4, с. 9]. Однако, спустя одиннадцать лет кабельная сеть Эйч Би Оу (НВО) выкупает права на экранизацию, которая становится необычайно популярна у зрителей. В свою очередь, литературный первоисточник начинает продаваться миллионными тиражами. Этот успех распространяется на весь цикл романов писателя.
СМИ сравнивают ожидание новой книги Дж. Мартина с тем ажиотажем, что предварял выход новых томов о приключениях удивительного юного волшебника Гарри Поттера. Цифры продаж определенно поддерживают это утверждение. Давно забыто скромное первое издание «Игры престолов» - несколько сотен тысяч экземпляров «Танца с драконами» (последнего на данный момент романа цикла) были проданы за одну неделю. Газеты сообщали, что для нужд новых читателей только за первые полгода выпустили целых 4 миллиона экземпляров предыдущих книг цикла. По всему миру продано не менее 15 миллионов экземпляров «Песни льда и пламени».

На первый взгляд «Игра престолов» ничем не отличается от любого другого романа в жанре фэнтези. Так почему же эта книга, как и другие произведения Дж. Мартина, стала столь популярной? Чтобы ответить на этот вопрос следует проанализировать романы писателя с позиций современного литературоведения, в том числе с позиций системного подхода (о теоретических позициях авторов работы [2, с. 18-20].

Существуют отечественные и зарубежные критические статьи, литературоведческие работы, посвященные творчеству Дж.Р.Р. Мартина. Например, Н.Ю. Зубова «Граница как элемент картины мира: на примере анализа художественной модели мира в романах цикла Дж. Р Р. Мартина «Песнь льда и пламени», Н.А. Ляшенко и Е.И. Кабанкова «Лексические особенности диалогической речи в романе Джорджа Мартина «Игра престолов», Н. Монгилев и А. Ткаля «Вымышленный язык как новый способ мировидения», Джеймс Лаудер «За стеной: тайны "Песни льда и огня" Джорджа Р.Р. Мартина», Уильям Ирвин и Генри Джейкоби «Игра престолов и философия».

Однако во всех перечисленных трудах отсутствует анализ системы образов романа «Игра престолов», в т. ч. образов животного мира, что свидетельствует о новизне выбранной темы. Актуальность выбранной темы обусловлена колоссальной популярностью книг Дж. Мартина из рассматриваемой серии.

В жанре фэнтези давно сложились традиции (точка зрения авторов на фэнтези отражена в «Вестнике СВГУ» [3, с. 22-24]. Обычно в произведениях этого жанра используются устоявшиеся образы мифических животных. Дж. Мартин в своих романах не просто использует заимствованные образы из мифологии, фольклора, он старается наделять мифических существ новыми свойствами и характером. К чему-то он лишь добавляет небольшую деталь, а что-то меняет кардинально. При этом животный мир не ограничен только лишь мифическими существами.

Рассмотрим некоторых представителей фауны мира, созданного Дж. Мартином.

Обратимся к образам драконов. Само слово дракон образовано от греч. drakon. Дракон - одно из самых популярных мифических сказочных существ, ведь драконы присутствуют в мифах и сказках практически всех народов мира.

Дракон - это существо, состоящее из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных. Дракон часто крылат, умеет летать, иногда имеет несколько голов или хвостов, у него огненное дыхание, чешуйчатое тело, острые зубы и когти, он разумный. Драконы, почти всегда, - хищники, причем не брезгующие человеческим мясом. Их крайне трудно убить, они живут под землей или в воде.

«Драконы часто обладают магическими способностями, распространяющимися на отдельные части их тела. Например, древнегреческий герой Ясон засеял поле зубами дракона, и из них выросли закованные в броню воины, а герой древнегерманских сказаний Зигфрид, омывшись кровью дракона, стал понимать язык птиц. Исидор Севельский в своей «Этимологии» утверждал, что внутри головы дракона находится мягкий рубин, который на воздухе твердеет, превращаясь в драгоценный камень» [6].

По гипотезе А. Леруа-Гурана и В.Я. Проппа «образ дракона, соединяющий черты птицы и змеи, относится примерно к тому же периоду, когда мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Такой образ дракона был одним из способов объединения противоположных символов - символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи)» [5].

У Дж. Мартина драконы самые известные животные в Семи Королевствах. Эти огромные летающие ящеры в начале повествования считались вымершими, но подчеркивается, что жители Вестероса о них никогда не забывали. В народе гуляли песни и легенды о драконах, в некоторых замках попадались опаленные их пламенем стены, а в подвалах Красного замка сохранилась целая коллекция древних скелетов. В быту очень высоко ценилась черная драконья кость: по прочности она не уступала стали, но была гибче и легче металла и при этом не горела в огне.

Внешне вестеросские драконы напоминают своих сородичей из других фантастических произведений и мифологии, только лап у рептилий мира Мартина всего две. Из плеч у драконов растет пара кожистых крыльев, голова украшена рогами, а длинную извилистую шею уравновешивает столь же длинный хвост. Яркая, окрашенная в разнообразные цвета чешуя драконов очень крепка, поэтому взрослого ящера необычайно трудно убить. По сути, единственное уязвимое место зверя - его глаза.

Ящеры способны извергать пламя (что часто встречается и у фольклорных драконов, а также в произведениях фэнтези других авторов). Драконий огонь обладает крайне высокой температурой и способен расплавить не только металл, но и камень. В прошлом драконы жили несколько сотен лет и достигали поистине огромных размеров. Так, Балерион, верхом на котором король Эйегон Завоеватель захватил Вестерос, был способен проглотить целого быка и прожил около двух веков.

«...Черная, словно оникс, полированная кость загадочно искривилась в свете огня. Драконы любили пламя, понял Тирион. <...> Длинные зубы, они казались кривыми ножами из черного алмаза. Пламя его факела не могло повредить им: они помнили и больший жар.

Черепов насчитывалось девятнадцать. Самому старшему было более трех тысяч лет; самому молодому - лишь полтора века. Эти были и самыми маленькими. Вот пара не больше черепов мастифа, странные уродливые останки двух последних драконов, вылупившихся на Драконьем Камне. Они были последними.

Чем старее были драконы, тем крупнее становились их кости; замыкали череду черепа трех великих чудовищ, прославленных в сказаниях и песнях. Этих драконов Эйегон Таргариен и его сестра в старину выпустили на Семь Королевств. Певцы дали им имена богов: Балерион, Мираксес, Вхагар. Тирион стоял в их разверстых пастях, не в силах сказать ни слова. В глотку Вхагара можно было въехать верхом на коне. <...> Мираксас был еще больше. Но самый великий из всех, Балерион Черный Ужас, мог проглотить целого зубра, а может быть, и волосатого мамонта...» [1, с. 55-56].

При всей мощи драконы - очень редкие животные. В древности они водились преимущественно в горах на южной оконечности континента Эссос, и именно с ними связан восход Валирийской империи. Валирийские аристократы приручили могучих ящеров и с их помощью покорили большую часть континента. Однако когда череда страшных катаклизмов уничтожила Валирийский полуостров, драконы погибли вместе с ним. Уцелело лишь несколько ящеров, привезенных семьей Таргариенов на небольшой остров у восточной оконечности Вестероса. Спустя пару сотен лет Эйегон Завоеватель всего с тремя драконами покорил весь материк, за исключением Дорна.

Считается, что драконы были связаны с магией. После гибели последнего дракона магия практически угасла, сверхъестественные явления исчезли, лета стали холоднее и короче, а зимы - длиннее и суровее. Однако когда в погребальном костре кхала Дро- го вылупились три новых драконьих детеныша, магия стала возвращаться в мир Вестероса. Интересно, что кормилицей драконов выступает женщина, Дейенерис, прозванная Матерью драконов. Данный факт отсылает нас к значительному количеству фольклорных и мифологических сюжетов.
«Молочно-золотой дракон сосал ее левую грудь, золотой с бронзовыми прожилками правую. Она обнимала их. Черно-алый лежал на ее плечах, длинная шея свернулась под ее подбородком. Увидев сира Джораха, он поднял голову и поглядел на рыцаря глазами красными, как угольки.

<...> Когда Дейенерис Таргариен поднялась на ноги, ее черный дракон зашипел, бледный дым закурился из его рта и ноздрей. Двое остальных оторвались от ее грудей и отозвались на зов, прозрачные крылья, разворачиваясь, били воздух. и впервые за последние сотни лет ночь ожила музыкой драконов» [1, с. 365].
Таким образом, мы видим вполне традиционного дракона. Дж. Мартин вносит небольшие изменения, создавая данный образ.

Порой на просторах Вестероса и других материков встречается живность, прототипы которой в реальном мире вымерли много тысяч лет назад. Впрочем, эти виды и здесь находятся под угрозой вымирания и обитают в основном за Стеной. Эти земли изучены слабо: населения там немного, а связи с остальным материком почти нет. Пожалуй, только это и спасло жизнь суровому хищнику, практически поголовно истребленному к югу от Стены, - лютоволку.

Лютоволки действительно существовали на нашей планете, имеют название «Dire Wolf» («Ужасный волк», лат. Canis dirus). Этот вид волков жил в эпоху позднего плейстоцена на территории Северной Америки. Он является самым крупным животным из семейства псовых и вымер шестнадцать тысяч лет назад во времена Ледникового периода, после того, как на территорию современной Северной Америки пришли первые племена людей-переселенцев. Вид вымер, как большинство представителей фауны той эпохи, из-за постоянных холодов и нехватки пищи. Кроме того, из-за мощного и приземистого костяка, хищник не был особенно проворным и быстрым.

В своем романе Мартин описал именно Canis dirus Ледникового периода, но не забыл и об обычных обитателях фауны Севера. Часто герои романа сравнивают обычного волка и лютоволка:

«...Лютоволки, - поправил Бран. Еще не выросшие и наполовину, они были выше любого волка, которого ему приходилось видеть, однако различия было нетрудно заметить. Мейстер Лювин и псарь Файлен научили его этому. Голова лютоволка была круглее, ноги длиннее, а более тонкая морда выдавалась вперед. В этих зверях ощущалось нечто призрачное и жуткое, особенно в сумеречном лесу под тихим снегом» [1, с. 184].

Другой опасный хищник - сумеречный кот. Эти крупные звери в основном охотятся на диких коз и баранов, но не брезгуют падалью, а при случае могу перекусить и человеком. «...работу следовало сделать быстро, прежде чем запах крови заставит сумеречных котов спуститься с высот» [1, с. 147]. Если лютоволки живут в лесах, то сумеречные коты предпочитают гористую местность. Они распространены по всему Северу, а также к югу от Перешейка, в Лунных горах и на берегах реки Трезубец. Густой и теплый мех с белыми полосами делает котов желанной добычей для охотников: «.человек в плаще из полосатой шкуры сумеречного кота...» [1, с. 152].

Считается, что прообразом сумеречных котов послужили саблезубые тигры. Однако, сам образ сумеречного кота вполне самостоятелен.

На побережье Студеного моря и Ледового залива обитают белые медведи, а по равнинам бродят мамонты. Одичалые и великаны используют мамонтов в качестве домашнего скота и ездовых животных. Один мамонт может унести сразу двух великанов, а Одичалые и вовсе размещают на спинах у шерстяных гигантов целые башни для нескольких лучников.

В мире «Игры престолов» правда и вымысел сплелись настолько тесно, что порой очень сложно понять, какие животные встречались в природе, а какие родились в воображении людей. Данный вопрос требует дальнейшего изучения.

Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что в первом романе «Игра престолов» Дж. Мартин создает фауну, используя европейскую мифологию, берет за основу вполне традиционные образы мифических животных, внося относительно небольшие авторские изменения. Помимо этого писатель населяет свой мир реально существующими в природе животными, а также существовавшими в древности (ископаемыми) животными, базируясь на данных современной зоологии, он как бы оживляет на страницах книги давно исчезнувших хищников и травоядных.

Библиографический список

1. Мартин Дж.Р.Р. Игра престолов : роман / Дж.РР Мартин. - М. : АСТ, 2012. - 768 с.
2. Епанчинцев Р.В. Изучение художественного мира литературных произведений в контексте системного подхода // Вестн. Сев.-Вост. гос. ун-та / Сев.- Вост. гос. ун-т ; гл. ред. А.И. Широков. - Магадан, 2014. - Вып. 22. - С. 18-20.
3. Епанчинцев Р.В. К вопросу о жанре фэнтези в современной литературе / Р.В. Епанчинцев, А.А. Фролова // Вестн. Сев.-Вост. гос. ун-та / Сев.-Вост. гос. ун-т ; гл. ред. Р.П. Корсун. - Магадан, 2016. - Вып. 26. - С. 22-24.
4. Лаудер Дж. За стеной. Тайны «Песни льда и огня» Джордж Р.Р. Мартин / Дж. Лаудер. - М. : Эксмо, 2014. - 256 с.
5. Драконы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fantasywodr.wordpress.com/2014/05/22/ Драконы/.
6. Легендарные драконы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : old.mirf.ru/Articles/art1003/htm.

Вестник Северо-Восточного государственного университета. - № 27. - Магадан : СВГУ, 2017. 

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443x (02.10.2017)
Просмотров: 25 | Теги: фэнтези | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь