Понедельник, 05.12.2016, 11:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Филология и перевод

«ДУИНСКИЕ ЭЛЕГИИ» Р.М. РИЛЬКЕ ОЦЕНКАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕРЕВОДОВЕДОВ

Е.Я. Музыченко

«ДУИНСКИЕ ЭЛЕГИИ» Р.М. РИЛЬКЕ ОЦЕНКАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕРЕВОДОВЕДОВ

Поэтический цикл «Дуинские элегии» получил весьма разнообразные оценки как среди отечественных рилькеведов, так и зарубежных исследователей. Прежде чем начать рассматривать точки зрения отечественных германистов, необходимо отметить, что все они сходятся во мнении, что элегии Рильке являются одним из самых выдающихся лирических произведений XX в., а глубина образов поэтического цикла непрестанно пробуждает к его творчеству интерес переводчиков, философов, литературоведов и критиков всего мира.

Еще в 1935 г. исследователь творчества Рильке В.А. Дынник, ставя Рильке в один ряд с немецкими модернистами, пишет о том, что «близость эта проявляется в своеобразном лирическом индивидуализме, в утонченном самоуглублении, в пренебрежении самоценностью реального мира, в пренебрежении тематикой конкретной жизни человечества и, в связи с этим, в тяготении к примитивному, к праисторическому» [Дынник, 1935, стлб. 669—670].

Спустя тридцать шесть лет известный исследователь творчества Рильке И.Д. Рожанский определит весь цикл « Дуинских элегий» как реквием: « Реквием не по одному человеку, не по эпохе даже — это, если угодно, реквием по человеческой цивилизации, основанной на ручном труде <…>, той цивилизации, которая возникла несколько тысячелетий тому назад и которую Рильке видел уходящей в прошлое» [Рожанский, 1971, с. 43].

Как считает отечественный рилькевед Н.С. Литвинец, «Дуинские элегии» являются одним из важнейших произведений в творчестве Рильке, произведением, вобравшим в себя весь сложный комплекс вопросов, занимавших в то время поэта. Однако, как отмечает исследовательница, поэтический цикл не стоит рассматривать как философский трактат, так как «Дуинские элегии» являются «ярким и цельным художественным произведением». В «Дуинских элегиях» наиболее глубоко раскрываются темы, которые были затронуты поэтом в более ранних произведениях. В них Рильке поднимает одну из наиболее важных тем, поэт пытается понять, кем является человек, какое место он занимает в мире и в чем настоящее предназначение его бытия. Как пишет Н.С. Литвинец, в своих элегиях Рильке стремится пройти до конца этот путь к истокам человеческого [Литвинец, 1974, с. 15].

Одним из авторов многочисленных работ, посвященных творчеству Р.М. Рильке, а также одним из его переводчиков является М. Рудницкий. В своей работе он высказывает мысль о том, что символизм «Дуинских элегий», философская составляющая произведения «противопоставлены ложному, псевдоразумному миру буржуазной цивилизации» [Рудницкий, 1974, с. 10]. Исследователь отмечает тот факт, что все творчество Р.М. Рильке, в том числе и «Дуинские элегии», явилось единым протестом «предпринимательскому духу времени, своекорыстной мелочности». Поэт до последних дней верил в неиссякаемые творческие возможности, заложенные в человеке, понимая, что «только извращенность общественных отношений сводит эту безграничность к ущербности» [Рудницкий, 1974, с. 9].

Известный рилькевед Г. Ратгауз, соглашаясь с М. Рудницким, указывает на процесс отчуждения человека от подлинного бытия, который описывает поэт в Десятой элегии. Г. Ратгауз пишет о том, что отрицательное отношение Рильке к цивилизации, уродующей человека, характерно и для элегий. В его «городе страданий», где все продается и покупается, где деньги порождают деньги, легко можно узнать прообраз большого капиталистического города. Однако именно в «Дуинских элегиях» поэт утверждает, насколько значимым является человеческое существование, жизнь вообще. Рильке пишет в элегиях о самых важных моментах в жизни любого человека: о безмятежном детстве, первозданной любви, подвиге и последнем испытании, оставляющем все материальные ценности позади, - о смерти. Хотя в элегиях и преобладают трагические мотивы, так как созданы они были во время и после Первой мировой войны, нельзя не отметить, и именно на это указывает Г. Ратгауз, мощную, жизнеутверждающую силу, которая звучит во многих частях «Элегий» [Ратгауз, 1977, с. 412].

Рассматривая философскую составляющую «Дуинских элегий» О.Е. Воронова в статье, посвященной исследованию творчества таких выдающихся поэтов, как С. Есенин и Р.М. Рильке отметит, что в зрелые годы в лирике Рильке «начинает преобладать медитативно-философский элемент» [Воронова, 2004, с. 24]. Нельзя не согласиться с этим утверждением, поскольку поздняя лирика Рильке, его поэтические циклы «Сонеты к Орфею», «Дуинские элегии» направлены на возможность переосмысления уже существующего бытия, на приобретение утраченного единства человека с природой, его Божественным первоначалом.

В.Г. Адмони, один из ведущих отечественных литературоведов, обращает внимание на то, что одной из основных идей писателей литературы XX в. было «обращение к духовным силам человека, к его нравственной сути» [Адмони, 1975, с. 283]. Понятие души у многих поэтов XX столетия, в том числе и в «Дуинских элегиях» Р.М. Рильке, рассматривается именно как обозначение внутренней жизни человека в ее полноте и цельности. Ученый указывает на то, что значительное место отводится душе человека среди сил, действующих в современном обществе в поэзии Рильке [Адмони, 1975, с. 284]. Именно в «Дуинских элегиях» Рильке стремится показать читателю насколько скупа, неинтересна, безлика может быть жизнь человеческая в бездуховном мире.

Автор многочисленных работ, посвященных творчеству Р.М. Рильке, А.Г. Березина говорит о том, что писатель собирает в элегиях весь свой накопленный творческий и жизненный опыт. Исследовательница пишет: «В ассоциативных рядах, фрагментах воспоминаний, намеках, явных и скрытых аллюзиях, которых полны «Элегии», таятся глубокие философские раздумья поэта над смыслом жизни и сущностью человека» [Березина, 1995, с. 31]. Автор этих строк также соглашается с тем, что «Дуинские элегии» явились внутренним бунтом поэта против антисоциально развивающегося общества. Нельзя не согласиться с утверждением А.Г. Березиной, что именно сохранение духовного богатства поможет человеку выжить в этом непростом мире. Идеей богооставленности человека проникнуты «Дуинские элегии» Р.М. Рильке, поэт предупреждает нас об опасности быть оставленными Богом, одинокими перед лицом мировых катаклизмов.

И.П. Черкасова, автор диссертации, посвященной лингвистическим особенностям «Дуинских элегий», также указывает на тот факт, что ангел, а не Бог в элегиях Рильке является «олицетворением высшей духовности». Именно ангел является проводником человека в мир духа, носителем духовного начала в окружающем материальном мире. По мнению исследовательницы, ангел Рильке является «символом совершенства» [Черкасова, 1997, с. 80].

Г.М. Засеева, рассматривая образ человека в «Дуинских элегиях», указывает на то, что именно в элегиях Рильке отчетливо видны основные «экзистенциальные проблемы человека в современном мире — одиночество, разобщенность с ближними, неискренность в отношениях с ними, бессилие и несовершенство человека в сравнении с ангелами». Смысл человеческого существования проявляется лишь в тот момент, когда человек пытается подняться до высот ангела. По мнению автора статьи, лишь редкие моменты соприкосновения человека с миром ангелов являются важнейшими в антисоциальном мире [Засеева, 2002, с. 85].

Итак, проанализированный нами материал показывает, что исследователи позднего творчества Рильке, в том числе поэтического цикла «Дуинские элегии» сходятся во мнении, что элегии Рильке являются вершиной творения поэта. Авторы многочисленных работ, посвященных исследованию «Дуинских элегий», определяют их как некую связь между зримым бытием и миром духовных ценностей, постичь которые стремится поэт. Образные средства, используемые поэтом, отражают беспомощность лирического героя перед теми земными и природными силами, с которыми он сталкивается и что подтверждает внутренний протест поэта мелочному обществу, подавляющему все духовные изыскания человека.

Библиографический список

1. Адмони В.Г. Поэтика и действительность: Из наблюдений над зарубежной литературой XX века. — Л., 1975.

2. Березина А.Г. Предисловие // Рильке Р.М. Собрание стихотворений. — СПб., 1995. — С. 3—35

3. Воронова О.Е. К проблеме «Сергей Есенин и русско-немецкие литературные связи (С. Есенин и Р.М. Рильке)» // Современное есениноведение. — 2004. — № 1. — С. 16—25.

4. Дынник В.А. Рильке // Литературная энциклопедия. — М., 1935. — Т. 9. — Стлб. 669—670.

5. Засеева Г.М. Преодоление человеческого в «Дуинских элегиях» Р.М. Рильке // Актуальные проблемы современной науки. — М., 2002. — С. 85—94.

6. Литвинец Н.С. Творчество Рильке 20-х годов : автореф. дис. … канд. филол. наук. — М., 1974.

7. Ратгауз Г.И. Райнер Мария Рильке // Рильке Р.М. Новые стихотворения. — М., 1977.

8. Рожанский И.Д. Райнер Мария Рильке. Основные вехи его творческой эволюции // Рильке Р.М. Ворпсведе. Огюст. Роден. Письма. Стихи. — М., 1971. — С. 7—49.

9. Рудницкий М. Предисловие // Избранная зарубежная лирика. — М., 1974. — С. 2—10.

10. Черкасова И.П. Лексика и синтаксис «Дуинских элегий»: дис. ... канд. филол. наук. — Армавир, 1997.

Статья опубликована:

Вестник Северо-Восточного   государственного университета. — № 13. Спецвыпуск. — Магадан : Изд-во СВГУ, 2010. — 204 с.

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443x (13.05.2016)
Просмотров: 83 | Теги: РИЛЬКЕ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016