Пятница, 09.12.2016, 18:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Филология и перевод

АКЦЕНТУАЦИЯ ГЛАГОЛОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ВЕРШИНАМИ «ВИДЕТЬ», «ГЛЯДЕТЬ», «ЗРЕТЬ» И «СМОТРЕТЬ»

О.Т.Косаренко, С.В.Косаренко. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

АКЦЕНТУАЦИЯ ГЛАГОЛОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ВЕРШИНАМИ «ВИДЕТЬ», «ГЛЯДЕТЬ», «ЗРЕТЬ» И «СМОТРЕТЬ»

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается взаимодействие словообразовательных, словоизменительных и фонетических структур производных на примере глагольного блока гнезд с вершинами «видеть», «глядеть», «зреть» и «смотреть». Авторы исследуют фонетическое оформление глагольных словоформ, анализируют мотивированность акцентной системы грамматическими категориальными значениями.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: акцентуация глаголов, акцентная схема, ритмическая модель, глубина словоформы, словообразовательное гнездо.

 

Целостность словообразовательного гнезда основана не только на общности содержания, но и на сходстве звучания [1]. Актуальность изучения функциональной роли ударения, играющего в фоно-морфологической структуре русского языка важнейшую роль, и в частности в акцентуации глагола, обусловлена значительно меньшей степенью изученности данной проблемы по сравнению с ударением имени существительного [2]. Как известно, ударение является конститутивным признаком как отдельной грамматической формы, так и парадигмы в целом, поэтому акцентные характеристики слов как грамматических единиц нельзя изучать изолированно от морфологии. Рассмотрим это явление в глагольном сегменте словообразовательных гнезд (СлГ) с корнями -вид-, -гляд-, -зр-, -смотр- [3]. В наши задачи входит определение акцентных признаков, маркирующих морфологический класс глаголов ЛСГ «Зрительное восприятие» (ЗВ) как целое и определяющих специфику морфологической организации каждого СлГ; а также определение роли ударения в выражении грамматических (видовых) противопоставлений, акцентных закономерностей и факторов, влияющих на ударение слова в синтагматическом и парадигматическом плане.

Акцентные отношения в структуре словоформ, акцентные различия корневых морфем, прежде всего противопоставление именных и глагольных морфем, соотнесены с грамматическими категориями и выражают грамматические противопоставления. Разумеется, функцию различения грамматических значений напрямую выполняют грамматические средства, а ударение лишь коррелирует с ними. Таким образом, фонетическое устройство словоформ подчеркивает различия, выраженные грамматическим средствами. Например, грамматическое противопоставление единственного и множественного числа не сопровождается акцентными различиями: вижу/видел - видим/видели; гляжу/глядел - глядим/глядели; или при перфективации префиксальные образования совершенного вида обычно сохраняют схему ударения исходного глагола несовершенного вида: видеть - завидеть, перевидеть, предвидеть, увидеть. Последнюю закономерность важно учитывать при словообразовании глаголов, т.к. каждый второй глагол образован с помощью чистой префиксации.

Фонетическое оформление класса глаголов ЛСГ ЗВ имеет общие черты с акцентными особенностями глаголов, а именно: 1) большая частота аффиксального ударения; 2) большая нагрузка подвижного ударения; 3) большая противопоставленность парадигм.

Место ударения в морфемной структуре глагольной словоформы устанавливается в соответствии с принципом деления словоформы на основную и формальную части. При этом основной акцентной оппозицией в глагольной словоформе является противопоставление ударения на корне - ударению на аффиксе. Схема ударения - это тип распределения ударения в словоформах парадигмы. Тип ударения в личных формах настоящего - будущего времени и повелительного наклонения («исходная» парадигма) и глаголов в форме прошедшего времени («производная» парадигма) обозначается как В/В (ударение может быть на суффиксе или на флексии), тип неподвижного ударения на корне - как А/А. Схема С/В представляет собой комбинацию подвижного (направление подвижности осуществляется в глаголах в сторону флексии) и неподвижного ударения. В результате подобного членения словоформы такие глаголы, как глядеть и зреть, относятся к одному типу ударения (В/В), то есть глаголы имеют неподвижное ненакоренное ударение во временных парадигмах. В парадигме спряжения форм настоящего (будущего) времени ударение падает на окончание, а в прошедшем времени - ударение на детерминативе -е-, который показывает границу корня. Напротив, глагол видеть имеет неподвижное накоренное ударение как во всех парадигмах (схема неподвижного ударения А/А). Тип подвижности (С/А) обнаруживает глагол смотреть", подвижность в настоящем времени заключается в противопоставлении формы 1-го лица (признаковая форма 1 л. ед. ч. имеет ударное окончание) другим формам настоящего времени (беспризнаковые формы ед. и мн. ч. обеих парадигм имеют накоренное ударение) и повелительного наклонения, в прошедшем времени неподвижное ударение (В) приходится на детерминатив -е- (схема подвижного ударения С/В).

Таким образом, морфолого-акцентная структура данных глаголов, являющихся вершинами своих гнезд, такова, что позволяет сближать глаголы разных СлГ по одним дифференциальным признакам и противопоставлять по другим (подвижность/неподвижность, накоренное/ненакоренное ударение, наличие/отсутствие детерминатива). Глагол видеть имеет типичный, зафиксированный в подавляющем большинстве слов всех частей речи, неподвижный тип ударения, а глагол смотреть имеет схему подвижного ударения (С/В), не являющуюся характерной для глаголов и при этом наиболее противопоставленную именам существительным [4].

Насколько морфолого-акцентная структура глаголов того или иного СлГ типична для глагола в плане противоположности имени существительному? Отражают ли статистические данные универсальные тенденции и качественные характеристики языковой системы, или фонетические тенденции с колебаниями в выборе акцентных схем и ритмических моделей более или менее эффективным образом организуют отношения конкуренции и интерференции между СлГ? Специфика каждого СлГ в значительной степени определяется своеобразием фонетического, морфологического строя окружающих его в словообразовательном пространстве гнезд. А фонетическая форма реагирует на изменение как лексических, так и грамматических категориальных значений.

Противопоставленность грамматических классов может быть выражена четко и определенно или слабо под влиянием ряда факторов. Морфологически мотивированные статистические тенденции показывают: 1) как реагируют глаголы СлГ на усиление/ослабление акцентной активности морфем при увеличении глубины словоформ; 2) какова частотность восходящих/нисходящих ритмических моделей в зависимости от количества морфов в словоформе; 3) каково место ударения при словоизменении и какой тип ударения преобладает в глаголах совершенного и несовершенного вида.

Например, в двуморфных словоформах наибольшую частоту имеет корневое ударение (видит, глянет, смотрит), а не суффиксальное (глядел, взирал, прозрел, смотрел) или флексионное (гляжу, смотрю). Такая частота характерна и для существительного, однако в целом для глагола типична восходящая ритмическая модель (ямб - U-), при этом статистика показывает, что ударение чаще падает на суффикс. С увеличением глубины словоформ в трехморфных глаголах ненакоренное ударение в восходящих ритмических моделях лучшим образом приспособлено для фонетического оформления данного класса слов. План выражения приводится в соответствие с планом содержания. Действительно, трехсложные модели словоформ характерны именно для глаголов. Собранные нами количественные данные подтверждают общие тенденции в отношении СлГ и указывают на специфику каждого СлГ, при этом особенно значимы факты отклонения от ожидаемых закономерностей.

Акцентуация глаголов СлГ корня -гляд-

Глаголы несов. в., использующие, как правило, акцентные схемы А/А, противопоставлены глаголам сов. в., оформленным с помощью акцентной схемы В/В. При образовании сов. в. используются 3 акцентные схемы, из которых количественно преобладает неподвижный тип ударения В/В (61%):

1) В/В - неподвижное ненакоренное ударение в «исходной» парадигме приходится на флексию, а в «производной» парадигме ударение падает на детерминатив -е-: доглядеть, недоглядеть, оглядеть, обглядеть, поглядеть, подглядеть, приглядеть, проглядеть, разглядеть;

2) С/В - подвижное ударение в «исходной» парадигме и неподвижное ударение на суффиксе - ну- в «производной» парадигме: взглянуть, т.к. взгляну, но взглянет, взглянут; взглянул, взглянула, взглянуло, взглянули; огляну (сь), но ог- лянет(ся), оглянут(ся); оглянул(ся), оглянула(сь), оглянуло(сь), оглянули(сь) [5].

3) А/А - схема представлена немногими примерами с неподвижным ударением на корне или на префиксе вы- в «исходной» и «производной» парадигмах: глянуть; выглядеть, выглянуть.

Инвентарь акцентных единиц (типов и схем ударения) глаголов несов. в. менее разнообразен. Абсолютное большинство глаголов несов. в. использовало схему А/А с неподвижным ударением на корне: это приставочные на -ыва-ть(ся), многие из которых втянуты в видовую корреляцию, например выглггдывать, вглггдывать(ся), заглггдывать(ся), оглггдывать(ся), обглггдывать(ся), приглядывать(ся), проглггдывать(ся) и др.

Напротив, бесприставочные глаголы, представленные всего двумя глаголами, используют схему В/В с ударением на флексии или детерминативе -е-: глядеть, гляжу, глядит (с типичной для двуморфных глагольных словоформ восходящей ритмической моделью U-); для глагольных словоформ глядеться базовой является иная модель - U-U.

Итак, глаголы сов. в. образуются с использованием всех схем, преимущественно типа В/В, в 2 раза реже отмечена схема С/В, единичными примерами представлена схема А/А, тогда как глагольные словоформы несов.в. явно тяготеют к схеме А/А. Схему В/В для несов. в. следует рассматривать скорее, как исключение, хотя по этой схеме образуется вершина гнезда глядеть(ся).

Среди трехморфных слов восходящая ритмическая структура UU- (анапест) наиболее оптимально выражает функциональные особенности глагола: в одних случаях используется акцентная схема С/В (оглянуть, поглянуть, проглянуть, -яну, -янет), но чаще употребительна схема В/В среди приставочных дериватов (до-, на-, о-, об-, пере-, под-, при-, про-, раз-, у-глядеть, -яжу, -ядит). Следует отметить, что используемая схема подвижного ударения С/В не является типичной ни собственно для глаголов, ни для существительных. Для «производной» парадигмы типично неподвижное ударение, падающее в формах прошедшего времени на суффикс (-е-, -ну-).

В совокупности нисходящая модель (-UU (с ударением на корне или префиксе вы-)) и особенно восходяще-нисходящая модель (U-U) так же частотны, как и восходящая модель (UU-,), главным образом за счет словоформ сов. в. с суффиксом -ну- в парадигмах С/В и словоформ несов. в. на -ыва- с ударным корнем в парадигмах А/А.

Суперсегментная организация слов с суффиксом -ну- такова, что в «исходной» парадигме настоящего-будущего времени и повелительного наклонения ударение смещается с суффикса на корень (заглянуть -яну, -янет; оглянуть(ся), -ну (сь), янет(ся)), поэтому наблюдается варьирование моделей (UU- // и-и;.

В четырех-, пяти- и шестиморфных глагольных словоформах в связи с необходимостью представить многочисленные морфы как единое целое используются модели иных типов - восходяще- нисходящие ритмические модели типа U-U (заглянуть, -яну, -янет - модели UU-, U-U; заглядывать, -аю, -ает - модели U-UU, U-UUU). Такое смещение ударения с суффикса на корень закономерно наблюдается при имперфективации приставочных глаголов недоглядывать переглядываться, соглядатайствовать. Другие многосложные модели (UUU- и UUU-U) усиливают тяготение ударения к концу слова, предкорневая часть которых также сложна по составу морфем (слогов), например недоглядеть, -ядит, понаглядеться,
поприглядеть(ся), -яжу(сь), -ядит(ся).

Акцентуация глаголов СлГ с корнем *-zir- (-зр-/-зир-/-зер-/-зар-/-зор-)

Анализ соотношения акцентных схем в словообразовании глаголов сов. в. и несов. в. показывает, что противоположение в данном СлГ организованное не по контрастному принципу, менее эффективно, чем в других СлГ. При образовании форм как сов. в., так и несов. в. используются 2 акцентные схемы - В/В и А/А, при этом явное предпочтение отдается типу неподвижного ударения В/В. В пределах парадигм В/В наблюдается вариативность в выборе места ударения при изменении формы слова.

Для глаголов сов. в. наиболее характерным вариантом акцентной схемы В/В является флексион- ное ударение в «исходной» парадигме и суффиксальное ударение в «производной» парадигме: воззреть, -рю, -рит; воззриться, -рюсь, -рится; озарить, -рю, -рит; озариться, -рюсь, -рится (см. также: обозреть, презреть, призреть, прозреть, узреть).

Акцентная схема В/В с постоянным ударением на суффиксе представлена лишь глаголами поозорничать, -аю, -ает и его разговорным вариантом поозоровать, -рую, -рует. Контрастная акцентная схема А/А наблюдается в незначительном количестве слов: зазрить, зазрит, зазрила; опозорить(ся).

При образовании глагольных словоформ несов. в. используются следующие варианты: 1) если в начальной форме ударение падает на -ать(ся), реже -ять(ся), то и в «производной» парадигме детерминативы остаются ударными: озарять(ся), прези- рать(ся), призирать (ся), созерцать (ся), -ряю(сь), - ряет(ся); 2) если в начальной форме ударение падает на -евать(ся), -аю(сь), -ает(ся), то ударение сохраняется на этом суффиксе: призревать (ся), - аю(сь), -ает(ся); подозревать (ся), обозревать (ся). Исключение - заревать, зарюю, зарюет. Сдвиг ударения на флексию в «исходной» парадигме наблюдается в глаголах: зреть, зрю, зрит; зреться, зрится [6].

Акцентная схема А/А отмечена в глаголах с корнями -зар-, -зор-: зариться, дозаривать, дозариваться, позорить, позориться, беспризорничать.

В целом значимое различие между акцентными схемами, закрепленными за словоформами разного вида (сов. в. и несов. в.) обнаружено в пределах неподвижного типа ненакоренного ударения В/В, именно в возможности смещения места ударения на флексию в словоформах сов. в.

При синтагматическом аспекте анализируются наиболее частотные ритмические модели с учетом разной глубины словоформ: для двусложных структур предпочтительна модель ямба U- - узреть, -рею, -реет; воз-зреть, -рю, -рит (см. также: взирать, дозреть, озреть, презреть, призреть, прозреть); для трехсложных структур типична модель UU- - озарять, -ряю, -ряет; озарить, -рю, -рит.

Иные ритмические модели отмечаем в словоформах: зариться, зарюсь, зарится — модели -UU и -U; воззриться, -рюсь, -рится - модели U- и U-U (см. также: воззреться, озреться, позорить); презирать, -раю, -рает - модели UU-U и UU-.

Объем СлГ во многом формируется за счет четырехсложных словоформ, например: озираться, обогреться, подозревать, презираться, созерцаться и др.

Акцентуация глаголов СлГ с корнем -вид-

Связь словесного ударения с определенным типом морфем обнаруживается в том, что акцентная схема А/А с ударением на корне вид/-вист- так же распространена, как и схема В/В с ударением на суффиксе. Флексионное ударение для глаголов СлГ корня -вид- не характерно.

Глаголы несов. в. используют акцентные схемы А/А чаще, чем В/В, глаголы сов. в., напротив, тяготеют к акцентной схеме В/В, однако расхождения в выборе акцентных схем не являются значительными (58% (несов. в.) и 57% (сов. в.)).
Отбор той или иной ритмической формы с определенными фонетическими характеристиками должен соответствовать универсальным тенденциям, характерным для класса глаголов. Так, для глаголов не столь актуально противопоставление лексического и грамматического значений, выраженных в предударно-ударной и заударной части словоформ. Как следствие, восходящие ритмические дву- и трехморфные модели U- (ямб) или UU- (анапест) для глагольных словоформ более характерны.

По этой причине противоположение грамматических классов слов (глаголов и имен) наиболее оптимальным образом оформляют те глаголы с корнем - вид-, которые используют схему В/В с ударение на детерминативах -а-, -я- или -е-, например: виднеть (разг.), повиднеть (прост.), привидать, развиднеть (разг.), развиднять (разг.). Однако такие образования стилистически маркированы как разговорные, ср.: видеть и видать (разг.), перевидеть (разг.) и перевидать (разг.), увидеть и увидать (разг.), по- видеть и повидать (разг.).

Если рассматривать связь суперсегментных средств (ритмических структур) с акцентной активностью морфем в зависимости от глубины словоформ, то следует отметить наличие вариативности и разнообразия, которое привносят глагольные словоформы с детерминативами -е- и -а-: словоформы несов. в. видать, -аю(сь), -ает(ся) имеют ритмические восходяще-нисходящие модели U-, U-U, а словоформы видеть, вижу, видит - модель -U. Последний глагол, увеличивая глубину словоформ видеться, вижусь, видится, тем не менее сохраняет накоренное ударение и нисходящую ритмическую модель -UU, -U, что, с одной стороны, подчеркивает противопоставленность стержневой части (носителю лексического значения) - заударной части, приспособленной для выражения грамматического значения, а с другой - несколько снижает, «смазывает» контрастность между грамматическими классами. Характерное для глагола абстрактное значение корня в ритмической модели -U или -UU приобретает под ударением большую конкретность, что свойственно существительным (невиданное, видение, видимость невидимость, виденное, провидение, провидец, провидица, видик, завистник, завистница, завидки, завистливость, ненавистник). Префиксальные глаголы сохраняют акцентную модель исходного глагола с ударением на корне: завидеть, повидеть, предвидеть, увидеть, но для трехсложных структур их восходяще-нисходящая ритмическая модель U-U менее типична для глагола, чем модель UU- (ср. увидать или повидать - UU-, UU- U). Таким образом, действие универсальных тенденций в пределах СлГ -вид- не вполне устраняет факторы, определяющие специфику организации словообразовательной системы на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях во взаимодействии четырех СлГ. Тип ударения А/А является особенностью данного СлГ: видеть, видывать, видеться, повидеться, привидеться, свидеться, увидеться (и увидеться), привидывать, завидеть, навидеться, невзвидеть, недовидеть, перевидеть, повидеть, предвидеть, предвидеться, провидеть, увидеть, завидовать, позавидовать, завистничать.

Акцентуация глаголов СлГ с корнем -смотр-/-сматр-

Парадигматический аспект
Вершиной СлГ является глагол смотреть, -ю, смотрит с нетипичной для словоформ несов. в. акцентной схемой С/В. Последующие словообразовательные процессы в определенной связи с формированием категории вида привели к следующему соотношению акцентных схем. В пределах глагольной части данного СлГ имеется две акцентные схемы, которые приспособлены для эффективного выражения противопоставления словоформ по виду: для глаголов сов. в. предпочтителен тип подвижного ударения С/В, а для глаголов несов. в. - тип неподвижного ударения А/А с ударением на корне (- сматр-): осмотреть(ся), -отрю(сь), -отрит(ся); осмотрелся, осмотрелись - осматривать(ся), - аю(сь), -ает(ся); осматривал(ся), сматрива- ли(сь). Если в «исходной» парадигме возможно снижение контрастности (ударение сдвигается на корень во 2 и 3 л. ед. ч. и во мн. ч.), то в «производной» парадигме поляризация становится предельной. Это явление можно проследить на примере глаголов с префиксами до-, недо-, о-, до-, в-, у-, рас-, про-, при-, под-, пред-, пере-, по- и чередованиями гласных о//а в корне, втянутых в видовые корреляции: посмотреться - посматриваться, всмотреться - всматриваться, досмотреть(ся) - досматривать(ся), засмотреться - засматриваться, насмотреть - насматривать, недосмотреть - недосматривать, обсмотреть(ся) - обсматривать(ся), перес мотреть(ся) - пере- сматривать(ся), посмотреть - посматривать, подсмотреть - подсматривать, присмотреть(ся) - присматривать(ся), просмотреть - просматривать, рассмотреть - рассматривать, усмотреть - усматривать, предусмотреть - предусматривать.

Наблюдение над слоговой организацией глаголов, анализируемых СлГ подтверждает закономерность, согласно которой с увеличением (до 6 слогов) глубины словоформы число глаголов в СлГ, в отличие от существительных, последовательно возрастает. Самыми частотными среди глаголов являются четырех- и пятиморфные словоформы. Особняком стоит глагол несов. в. смотрительствовать с неподвижным ударением в парадигмах (В/В). Среди образований сов. в. выделяются глаголы с неподвижным типом ударения А/А высмотреть (ся), повысмотреть.

Синтагматический аспект
Звуковая оболочка трехморфных словоформ СлГ -смотр- (в основном глаголов сов. в.) отражает колебания в выборе 3-х ритмических моделей: для смотреть, -ю, смотри, смотрел - типичная для глагола модель U-; смотрит - модель U-; смотрели - U-U; для посмотреть - это 3 модели: UU-, U-U или UU-U. С увеличением глубины словоформ (до четырехсложных) упрощение ритмической структуры словоформ наблюдается только среди глаголов несов. в.: посматривать - модель U-UUU. Разумеется, для полноты анализа необходимо учитывать, каким образом звуковая форма констатирует функциональные (синтаксические) различия и в потоке речи реагирует не на само слово, а на его связь с текстом [7]. Но это выходит за рамки данного исследования.

Таким образом, отмеченные нами парадигматические и синтагматические свойства словесного ударения, как универсального характера, так и специфические для каждого СлГ, способствуют различению глаголов и существительных. Наличие колебаний частоты использования обусловлено интерференцией между СлГ на разных ступенях деривации. Фонетическая форма глаголов морфологически мотивирована необходимостью контрастно выразить оппозицию сов. в. и несов. в. Статистические тенденции в расстановке ударения в словах могут иметь морфологическое обоснование: подвижное и неподвижное ударение способствует организации и различению грамматических и словообразовательных парадигм. В глагольных гнездах с вершинами «видеть», «глядеть», «зреть» и «смотреть» используются акцентные схемы В/В, С/В, А/А. Схема подвижного ударения С/В специализируется для выражения значений глаголов сов. в. Неподвижные типы ударения - схемы А/А и В/В - выражают противопоставленность видов глагола, но не в одинаковой мере, т.к. для выражения значений глаголов сов. в. лучше приспособлена звуковая форма В/В, для выражения значений глаголов несов. в. более оптимальна схема А/А (за исключением СлГ -зр-).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Попова, М.Т. Морфонологическая структура глагольного блока словообразовательного гнезда с вершиной «СВЕТ» [Текст] / М.Т. Попова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2012, — №5(4). - С. 89-96.
2. Федянина, Н.А. Ударение в современном русском языке : автореф. дис. ... д-ра филол. наук [Текст] / Н.А. Федянина. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 1991. — С. 3.
3. Словообразовательно-морфемный словарь русского языка / К.Р. Галиуллин [и др.] [Электронный ресурс]. — Казань : Казанский государственный университет, 1999. — URL: http://www.- ksu.ru/inf res/slovarl /.
4. Богомазов, Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика [Текст] / Г.М. Богомазов. — М. : ВЛАДОС, 2001. - С. 304.
5. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы [Текст] / Т.Ф. Иванова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Рус. яз., 2005. — 893 с.
6. Русский орфографический словарь: около 200 000 слов [Текст] / под ред. В.В. Лопатина, О.Е. Ивановой. — 4-е изд., испр. и доп. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 896 с.
7. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. — URL: http://ruscorpora.ru.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Категория: Филология и перевод | Добавил: x5443 (06.10.2016)
Просмотров: 67 | Теги: глагол | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016