Понедельник, 27.05.2019, 04:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФЕНОМЕН ТЬЮТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Кострюкова Г.А.
Кострюков А.А.,

ФЕНОМЕН ТЬЮТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и эволюцией института тьютеров. Прослеживается тесная взаимосвязь тьютера с образовательным процессом в высших учебных заведениях. Показан российский опыт.

Ключевые слова: тьютер, высшее образование, Россия.

 

Феномен тьюторства, тесно связанный с историей европейских университетов средневековой Европы, происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV в. в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже. Тьютор отвечал главным образом за воспитание подопечных, но уже в XVII в. сферой деятельности тьютора становятся и образовательные функции. В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства не было. Но в современной ситуации тьюторство, помимо элитных учебных заведений, особенно интенсивно распространяется в дистантном (в будущем самом массовом) обучении. Сегодня в России пятьдесят семь вузов включены в эксперимент по дистантному образованию.

Изменение российской системы высшего профессионального образования напрямую связано с присоединением Российской Федерации к «Болонскому процессу», который представляет собой поэтапное создание странами Европы единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).

В настоящее время в европейских университетах в качестве системы зачетных единиц вводится Европейская система переводных зачетных единиц - ECTS, основанная на общей трудоемкости работы студента, необходимой для освоения образовательной программы, цели которой обозначены в терминах полученных результатов обучения, знаний, умений и навыков (компетенций). Практическое внедрение системы предусматривает введение должностей координаторов и консультантов (тьюторов) по ECTS в вузе и на факультете.

Тьюторство, являясь продуктом английской системы образования (тьютор был фигурой, поддерживающей процессы самоопределения студента), направлено на индивидуализацию процесса обучения. Именно индивидуализм является стержнем тьюторской модели сопровождения студентов.

Изначально отличительной чертой университетского сообщества, непреходящей ценностью была свобода преподавания и учения, а тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром, выполнял, на нашем языке, менеджерские функции в свободно организованной среде, приводил непредвиденные условия задачи к необходимому результату, потому что для школяра-студента главным процессом в получении университетской образованности был процесс самообразования.

Сегодня вся сфера образования тяготеет к универсальности и культурной открытости, ориентации на ценности личности и свободы, к переносу центра управления образованием на полюс самого образующегося. Ситуация в современном высшем образовании показывает, что вузы стремятся стать университетами, вести научную деятельность, иметь как можно больше факультетов, расширять контингент своих слушателей, строить отношения с другими, особенно иностранными вузами, внедрять новые формы образования, участвовать в экспериментах, вводить авторские программы, строить межпредметные связи, создавать внутри себя институты и центры, организовывать конференции, вводить краткосрочные курсы, устанавливать отношения с практиками, выходить в пространство интернета и т.п. Таким образом, пространство образования сегодня обширно и разнообразно, но, на наш взгляд, в нем нет системы, оно хаотично; нет ориентиров, если они создаются, то только на уровне информационных справочных систем; нет профессионалов, позволяющих разобраться в этих ресурсах: консалтинг в образовании - самая неразвитая сфера консалтинга.

И весь этот поток не может уже управляться системой единых программ, предметной организацией содержания, кафедральной и лекционно-семинарской системой, которая сменила самоорганизующуюся средневековую университетскую среду (модель) в свое время.

Более всего от этого страдают студенты, потому что у них нет возможности выстроить все это содержание по отношению к своим собственным перспективам, по отношению к перспективам своего выбора, своей специальности. Нужны новые проводники. Введение тьюторства на современном этапе при появлении профильного образования подтверждает важность этого направления профессиональной подготовки бакалавра для общеобразовательных учреждений и предполагает выделение в деятельности преподавателя вуза функций наставника.

Тьютор снова мог бы быть проводником и систематизатором в этом пространстве, выступать посредником между предложением и спросом от лица студента. Например, сегодня примерно 90 % занятий в Оксфордском и 75 % в Кембриджском университете проводится тьютором с одним или двумя студентами.

Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране развернулось и стало оформляться в конце 1980-х гг. во время реформирования всей системы отечественного образования. В 1989 г. руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Е.П. Велихов. Через год в «Артеке» П.Г. Щедровицкий для молодых педагогов из разных регионов прочитал цикл лекций о новой педагогической позиции - тьюторе. И с этих пор начала постепенно складываться российская практика тью- торства (школа «Эврика-развитие» г. Томска, инновационная образовательная сеть «Эврика», региональные тью- торские практики в Брянске, Ижевске, Кемерово, Красноярске, Междуреченске, Москве, Новосибирске и других городах России). С 1996 г. в Томске стали проводиться всероссийские тьюторские конференции, с 2008 г. их дополнили конференции, которые проводятся в Москве под эгидой Московского педагогического государственного университета. Изначально в созданную П.Г. Щедровицким группу исследователей антропотехнических практик, в том числе тьюторства, входили учителя, философы и психологи, управленцы образованием, а возглавила и координировала ее работу Татьяна Михайловна Ковалева. Проблематика программы исследований была обширной, перечислим только некоторые вопросы: переопределение пространства и времени в педагогике и психологии в связи с процессами самоопределения и развития человека; проблема связи сознания и мышления в опоре на недооцененное для педагогики учение Л.С. Выготского о становлении человеческой субъектности; представление о норме, цели и средстве в образовании с дальнейшим углублением теории педагогической и тьюторской деятельности; коллективизм, группизм и синергизм в педагогике и тьюторстве и т.д.

Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода. Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действия и т.д., однако содержание образования здесь заранее предопределено. Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода в принципе возможна, она тогда строится как средство компенсации «помех» в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика. Реализуя принцип индивидуализации, педагог-тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы ученика, удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и реконструирования учебных форм, позволяет «выйти на поверхность» образовательного процесса фактам самоопределения учащихся в пространстве культуры.

Тьютор, в нашей логике, должен строить такие ситуации жизни детей, где стало бы возможно проявить их образовательные цели и мотивы через их реальные действия. Задача тьютора - построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся. И это относится к любой из ступеней общего образования, хотя понятно, что средства тьюторской деятельности должны меняться в соответствии с особенностями возрастов и социальной ситуацией развития тьюторанта.

Тьюторские технологии, которые сегодня выстраивают и стремятся воспроизводить участники большого педагогического сообщества, включенного в тьюторское движение, направлены именно на реализацию идеи индивидуализации, учитывая при этом, что любое обучение не может быть эффективным без учета индивидуальных особенностей учащихся. Еще один принцип, на который, помимо индивидуализации, опирается наше понимание тьюторства, - это принцип открытости образования. Открытость образования - это такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом.

Сегодня многие образовательные учреждения пытаются принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство: увеличить число направлений обучения; расширить контингент своих обучающихся; освоить новые образовательные технологии; выстроить межпредметные связи и т.п. В этом случае образовательное пространство для обучающегося начинает задаваться уже не столько какой-то жестко определенной, единой для всех учебной программой, сколько осознанием различных образовательных предложений и их определенной самоорганизацией. Причем в последнее время становится все более очевидным, что лишь внешне представленное многообразие разнородных образовательных предложений еще не гарантирует обучающемуся реализацию принципа открытости образования. Каждому ученику необходимо владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу. Задача тьютора - расширение существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое.

Открытые и закрытые образовательные пространства принципиально различны и на уровне организации практического педагогического действия, и на уровне философской антропологии. Закрытое образовательное пространство - это пространство, в котором существует определенный, известный учителю путь, которым надо провести ученика. Идеал закрытого образовательного пространства - это Учитель и его Школа, его конкретные методы преподавания. На уровне философской антропологии необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы.

Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства - представленность для ученика множества различных школ. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения. На уровне философской антропологии необходимость открытого образовательного пространства задается необходимостью формирования представления о человеке свободном в принятии решения о своем образе.

Закрытые и открытые образовательные пространства также отличаются друг от друга тем, что в закрытых образовательных пространствах само пространство для обучающегося не представлено, так как там заранее внешним образом определены и простроены все траектории его движения. А любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для учащегося возможность обсуждать другие варианты его движения. В открытых же образовательных пространствах именно само пространство и его организация становятся, в первую очередь, предметом обсуждения. Открытое образовательное пространство позволяет обучающимся вырабатывать качества ориентации и самоопределения.

Как отметил П.Г. Щедровицкий в докладе на IV Всероссийской тьюторской конференции 11 февраля 1999 г.: «Я считаю, что последние несколько лет и у нас в стране, и во всем мире происходит очень существенная институциональная ломка в сфере образования. Наряду с традиционным институциональным ядром, которое было сфокусировано вокруг образовательного учреждения от школы до вуза, формируется новое институциональное ядро, которое я пока называю индивидуальной образовательной программой. Индивидуальная образовательная программа не привязана ни к какому конкретному учебному заведению, она не привязана ни к какому стандарту - ни к федеральному, ни к региональному, ни к школьному. Она привязана к конкретному человеку... Вот эта ломка, когда, наряду с образовательным учреждением как традиционным институтом, формируется индивидуальная образовательная программа, принципиально меняет лицо сферы образования. Потому что в ней начинает появляться совокупность новых профессий, начиная от коррекционного педагога, который работает на конкретного учащегося, подбирая для него, где, когда и чему он должен учиться, и кончая проектировщиком индивидуальной образовательной программы, который организует взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, представителем государства и самим учащимся для того, чтобы такая особая единица сложилась» .

Существенно изменились и требования родителей к результативности образования, к его содержанию. Так, специальное исследование, проведенное еще в 2001 г., показало, что общественный интерес в сфере образования в последние годы смещается с традиционных вопросов содержания обучения в сторону общих способов деятельности и возможности формирования личного заказа на образование. Учащиеся, реализуя свой личный заказ на образование через построение индивидуальных образовательных программ, часто вынуждены выходить за пределы базовой школьной программы. Вместе с тьютором школьники начинают искать возможности вне школы, где могла бы разворачиваться их индивидуальная образовательная программа наряду со стандартной учебной, - посещение определенных лекций в вузе, дистантное образование с помощью компьютерной сети, различные формы экстернатной подготовки, дополнительное образование и т.д. Такое преодоление школьного контекста в целом выводит их в сферу открытого образования.

Представление о тьюторстве как образе новой педагогической деятельности было серьезно обогащено и в значительной степени осмыслено благодаря теоретическим разработкам культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и их критическим продолжением в современной психологии и педагогике развития. В работах Б.Д. Элько- нина, являющегося постоянным участником тьюторских конференций в Томске, большое значение отведено фигуре Посредника, который занимает центральное место в акте развития, понятого как акт становления субъектности. На этих представлениях основана идея решать средствами тьюторского сопровождения задачу управления развитием. Более того, речь идет не только о развитии учащихся, но и о процессах развития знаний, образовательных структур, профессионализма работников образования, так как в описании механизмов развития могут быть проанализированы разные типы субъектов.

Понимание Б.Д. Элькониным поля и задач посреднического действия позволяет определить места наибольшей востребованности тьютора в общем образовании. Так, он пишет: «Социальное место посредника есть обслуживание необходимых границ социальной жизни, которое можно назвать переходами и встречами... Это все переходы, в частности, по обозначенным в рамках образовательного движения человека, возрастным ступеням: детский сад, школа, вуз, работа и дальше карьера» .

Действительно, сегодня все больше проблем в общем образовании концентрируется именно в местах смены разных этапов и ступеней, в местах границ возрастов учащихся. Как показывает опыт, привлечение ресурса тью- торства для их разрешения продуктивно, так как позволяет задать пробно-поисковые и пробно-продуктивные формы взаимодействия детей и взрослых. В целом же тьюторство всегда возникает и существует там, где есть индивидуальное посредничество, где в интенсивных человеческих отношениях происходит становление субъект- ности молодого человека.

Тьютор проектирует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, организует включение ребенка в проектную, игровую, авторскую деятельности в ходе дополнительного или основного образования, помогает в реализации образовательной инициативы. Тьютор осуществляет помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных достижений. Тьютор обустраивает индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; проводит тьюториалы, где анализирует с учащимися их образовательные успехи и трудности, эффективность проб, осуществляемых в разных местах и разных видах деятельности, продуктивность переходов от пробного действия к результативному.

Тьютор проводит мониторинг образовательной деятельности тьюторанта и помогает тьюторанту оценить эффективность обучения, организует обратную связь с другими субъектами образовательного процесса. В разных формах консультирования тьютор помогает тьюторанту осуществлять рефлексию своего образовательного движения, оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего образования. Принципиальный момент в деятельности тьютора - участие в методических объединениях образовательного учреждения и организация тьюторских объединений.

Сегодня, с одной стороны, Россия становится частью глобального общества, воспринимает ценности гражданского общества и европейского общества, а с другой - не может стать его полноправным членом, если не привнесет ценностей своих в мировое сообщество, так и тьютор- ство, возможно, должно обрести и обретает у нас свои черты. При этом возникает ряд проблем, так как ситуация нашего времени во многом похожа на просвещенное средневековье, с той только разницей, что степеней неопределенности больше, поэтому обучающемуся необходим проводник, а самообразование как образ жизни возможно только в свободном и автономном пространстве, где свобода и знание признаются непреходящими ценностями. Вот тут и возникает фигура тьютора - посредника между свободными личностями в пространстве образования, который также может стать посредником между культурным и индивидуальным (большой историей знающих и индивидуальной историей неофита), индивидуальным и корпоративным.

Тьютором может быть тот, кто сам прошел тот же путь, то есть имеет опыт самообразования, его он и передает, поэтому может объединить в образовании своего подопечного процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни.

 

Библиографический список

Аналитическая записка. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей: от внешкольной работы к дополнительному образованию детей / Под ред. А.К. Бруднова. М., 2010.

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института" № 4 (59) 2016


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (15.05.2019)
Просмотров: 21 | Теги: Высшее образование, тьютер, тьюторство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь