Среда, 19.09.2018, 02:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ

Т.П.Ишмаева, М.А.Пальчикова

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ

Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» была упразднена Федеральная миграционная служба (ФМС) как самостоятельная ведомственная структура. Функции, полномочия, а также штат службы, сокращенный на 30 %, были переданы Министерству внутренних дел РФ. В настоящее время создано специальное ведомство МВД РФ, занимающееся вопросами, которые до недавнего времени были отнесены к компетенции ФМС — Главное управление по вопросам в сфере миграции. В статье анализируются причины ликвидации и последствия передачи ее полномочий МВД РФ.

Ключевые слова: Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел, реформирование, правоохранительные органы.

 
История возникновения и существования Федеральной миграционной службы (ФМС) России как самостоятельной структуры началась в 1992 г. Федеральная миграционная служба России была создана Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 626 «О Федеральной миграционной службе России» [4] на базе Комитета по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения РФ. Изначально деятельность ФМС России была сконцентрирована в области планирования миграционной политики и регулирования трудовой миграции. Иные функции — выдача паспортов, разрешительных документов (виз и т. п.), регистрация и учет населения — полностью выполнялись паспортно- визовыми службами Министерства внутренних дел (МВД) России.

В 2000 г. ФМС России была упразднена1, а ее функции переданы Министерству по делам Федерации, национальной и миграционной политике РФ. В 2001 г. это министерство было упразднено, а его функции в части реализации миграционной политики переданы МВД РФ. 23 февраля 2002 г. в составе МВД России была образована ФМС. В марте 2004 г. при пересмотре структуры органов исполнительной власти государства ФМС вновь была воссоздана в качестве самостоятельного ведомства, соединившего в себе паспортно-визовые службы, а также подразделения по делам миграции МВД РФ.

1 Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (утратил силу) [Электронный ресурс] // Президент России : сайт. http://www.kremlin.ru.

В связи с реформированием всей системы правоохранительных органов реформированию подверглась и данная структура. В настоящее время все вопросы миграции находятся в компетенции ведомства МВД — Главного управления по вопросам миграции МВД РФ. В соответствии с п. 1 Положения о МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 , теперь на МВД РФ возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах.

Данное нововведение вызвало положительные отзывы политиков, экспертов, государственных деятелей. Многие из них видят первопричину ликвидации ФМС России как самостоятельной структуры в неэффективности работы службы вследствие нехватки полномочий и дублирования некоторых из них с полномочиями МВД. Так, сотрудники ФМС России не вправе самостоятельно вести оперативно-розыскную деятельность, а также не имеют полномочий для осуществления процедур розыска и задержания нелегальных мигрантов. С этой целью всегда приходилось прибегать к помощи МВД РФ.

Действительно, до ликвидации ФМС России она находилась в очень тесном взаимодействии с различными подразделениями полиции, которое осуществлялось в следующих формах: проведение совместных профилактических и иных мероприятий (операций, рейдов, проверок) по противодействию незаконной миграции; выявление и пресечение фактов использования поддельных документов; совместная деятельность по пресечению оказания незаконных услуг в миграционной сфере и принятию к виновным лицам мер воздействия в установленном порядке; осуществление депортации и административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; обеспечение общественного порядка и безопасности при сопровождении иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище на территории РФ, в места временного содержания при постах иммиграционного контроля и центры временного размещения иммигрантов; оказание помощи в розыске лиц, скрывающихся от следствия, суда, исполнения наказания, обязательств, а также без вести пропавших [1].

Также стоит отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства от 13 июля 2012 г. № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» на территориальные органы ФМС возлагается задача по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере миграции , который включает в себя деятельность по организации контроля над пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, а также контроль над соблюдением правил миграционного учета.

Что же касается подразделений полиции, то согласно п. 33 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» они также обязаны участвовать в осуществлении контроля над соблюдением гражданами РФ и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также над соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в РФ, въезда и выезда из РФ и транзитного проезда через территорию РФ .

Так, например, особенности геополитического положения в РФ Челябинской области обусловливают постоянный поток мигрантов как из Европы, так и из Азии, что, в свою очередь, порождает множество проблем, связанных с регулированием миграционных процессов, применением мер государственного взыскания. При этом низкий уровень правосознания мигрантов, их затрудненная интеграция в российскую культуру, нежелание изучать законодательство, получать информацию о своих правах и обязанностях приводят к большому количеству преступлений и правонарушений среди иностранных граждан и лиц без гражданства, в особенности административно-правового характера [2. С. 52].

Следует отметить, что весной 2014 г. ФМС России был разработан законопроект «Об иммиграционном контроле» , существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Сотрудники службы могли бы проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Кроме того, сотрудники ведомства были бы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и применять оружие. Но закон не был одобрен Государственной Думой.

Председатель Общественного совета при МВД России Анатолий Кучерена считает, что объединение ведомств позволит устранить неразбериху и дублирование полномочий, и то решение, которое принял глава государства в отношении ФМС — выверенное и обдуманное: «Как председатель Общественного совета при МВД России, я неоднократно наблюдал, когда дублировались функции, когда много вопросов, которые просто где-то в инстанциях тонули в процессах согласования и т. д. Мы должны минимизировать эти проблемы, с которыми сталкиваются как чиновники на своих уровнях, так и граждане, которые порой путаются и не понимают, кто за что отвечает. Поэтому я надеюсь, что сегодняшнее объединение ведомств в МВД принесет больше пользы, нежели вреда» [3].

Еще одна причина объединения, по мнению многих государственных деятелей,— экономия бюджетных средств. Член общественного экспертного совета по повышению уровня безопасности жизни в Приморском крае, профессор кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного федерального университета Виталий Номоконов уверен, что экономия — главная причина объединения структур: «Всякая самостоятельная служба — это траты на отдельное начальство и аппарат, и во времена, когда каждый рубль на счету, это особенно важно» [4]. Александр Хинштейн связывает ликвидацию ФМС России с минимизацией расходов [3].

3 Проект Федерального закона «Об иммиграционном контроле в Российской Федерации» (подготовлен ФМС России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.11.2014) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=PRJ;n=125748#0

Учитывая современную международную ситуацию, историю развития и специфику развития ведомства, можно сделать вывод о том, что ликвидация ФМС России и передача ее полномочий МВД РФ в первую очередь отразится на эффективности действий органов внутренних дел по обеспечению в целом общественного порядка и общественной безопасности на территории страны и, в частности, по паспортно- визовому контролю, контролю над режимом пребывания иностранных граждан на территории РФ, предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений и правонарушений, совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства и в отношении указанных категорий лиц. Ведь, как свидетельствует уголовная статистика, количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства в период с 2012 по 2016 г., возросло на 1,2 тыс. В 2016 г. было зарегистрировано 43,9 тыс. (в 2015 г.— 46,4 тыс., в 2014 г.— 44,4 тыс., в 2013 г.— 47 тыс., в 2012 г.— 42,7 тыс.) .

Динамика данных показателей свидетельствуе о том, что все-таки количество преступлений, совершенных вышеуказанными категориями лиц, имеет негативную тенденцию к росту.

Особенно важно предупреждать и пресекать незаконные действия иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с увеличением количества преступлений экстремистского и особенно террористического характера.

Также следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция дальнейшего расширения законодательства об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение миграционного законодательства и ужесточения санкций за данные правонарушения.

В завершение хотелось бы сказать, что необходимо объединение полномочий по вопросам миграции и полномочий полиции под единым руководством в одной структуре, так как это будет, несомненно, способствовать общей политике в миграционной сфере.

Список литературы

1. Калинина, С. В. О некоторых вопросах взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел / С. В. Калинина, А. А. Морукова // Миграц. право. — 2012. — № 3. — С. 11 — 14.
2. Майорова, Е. Н. К вопросу об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства / Е. Н. Майорова // Правопорядок: история, теория, практика. — 2015. — № 4. — С. 51—55.
3. Реакция на перевод ФСКН и ФМС в систему МВД [Электронный ресурс] // ТАСС: информ. агентство России. — URL: http://tass.ru/politika (дата обращения: 22.08.2017).
4. На решение Путина об упразднении ФМС мог повлиять и приморский скандал [Электронный ресурс] // PrimaMedia.ru : сайт. — URL: http://primamedia.ru/news (дата обращения: 22.08.2017).

Библиографическое описание: Ишмаева, Т. П. Федеральная миграционная служба России: становление и ликвидация / Т. П. Ишмаева, М. А. Пальчикова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 3. — С. 49 — 52.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (06.09.2018)
Просмотров: 19 | Теги: миграционная служба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь