Воскресенье, 19.01.2020, 13:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ФАНТАЗИИ «КЮЙ-ДАСТАН» ДЛЯ ПРИМА-КОБЫЗА С ФОРТЕПИАНО АРМАНА ЖАЙЫМА: ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Н.Гулдара, Г. Ж. Кузбакова

ФАНТАЗИИ «КЮЙ-ДАСТАН» ДЛЯ ПРИМА-КОБЫЗА С ФОРТЕПИАНО АРМАНА ЖАЙЫМА: ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Кобыз - древний смычковый инструмент, который занимает важное место в музыкальной культуре казахов. Как известно, кобыз имеет две струны, выдалбливался из цельного куска дерева, смычок изготовляли из конского волоса. Создателем кобыза считается Коркыт, согласно мифологическим сказаниям - первый шаман и владыка нижних вод. В традиции кобыз использовался шаманами - баксы в камланиях в магических целях, а также жырау для сопровождения эпических сказаний [1; 2]. Согласно исследованиям немецкого учёного В. Бахмана, кобыз, распространившись за пределы кочевого мира Центральной Азии, стал предком всех европейских смычковых струнных инструментов - скрипки, альта, виолончели и контрабаса [3].

В 30-е годы ХХ века в Казахстане в период образования оркестра казахских народных инструментов под руководством выдающегося композитора, учёного и общественного деятеля А. Жубанова был создан новый вид кобыза - прима-кобыз. Этот музыкальный инструмент в отличие от своего прародителя имел четыре металлические струны со скрипичным строем. Использовался он поначалу в оркестрах и ансамблях [4]. В настоящее время прима-кобыз развит и как сольный инструмент, за последние годы технический уровень исполнения на кобызе настолько вырос, что на этом инструменте можно исполнять скрипичные виртуозные произведения.

Одним из ярких современных произведений крупного жанра для прима-кобыза является фантазия «Кюй-Дастан» композитора и пианиста Арман Жайыма.

Несколько слов о творческом облике композитора. А. Жайым сочиняет в различных музыкальных жанрах, таких как сценическая музыка, сочинения для оркестра, вокальная, хоровая и камерная музыка. Композитором создано около двухсот оркестровок и обработок казахских народных песен и кюев, а также произведений других авторов.

Арман Жайым родился 1983 года в Алматы. В 1990-2001 годах учился в специализированной музыкальной школе им. А. Жубанова для одаренных детей по специальности фортепиано.

В 1993 году стал победителем 1 городского конкурса им. А. Жубанова (1 место), в 1994 году - победителем международного конкурса молодых исполнителей Казахстана и Центральной Азии в Ашхабаде, в 1996 году - победитель фестивалей им. А. Жубанова и «Айналайын», а также XXII Республиканского конкурса, который проходил в 2001 году в Астане.

В 2001 году поступил в Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы, в 2005 году окончил её по специальности фортепиано, а в 2007 году по специальности композиция [5].

С 2010 года А. Жайым является членом Союза композиторов Казахстана. В 2015 году он был награждён Почётной грамотой Ассамблеи народов Казахстана. Принимал участие в республиканских конкурсах: «Тэуелаздж толгауы» (2009), где занял первое место за Фортепианное трио «Кероглы». На республиканском конкурсе, спустя шесть лет, композитор занял первое место за сочинение «Мерекелж куй» для оркестра казахских народных инструментов. В 2018 году на конкурсе «Елге арнау» автор удостаивается первой премии за сочинение для оркестра казахских народных инструментов «Жетюу ацыздары».

К инструменту прима-кобыз А. Жайым впервые обратился в 2004 году, написав Концерт для прима-кобыза с оркестром в трёх частях.
В 2015 году сделал переложение Поэмы для казахского народного оркестра «Ереуш ат^а ер салмай», автором которого является отец композитора, известный дирижёр и заслуженный деятель РК Айткали Жайы- мов. По заказу известной исполнительницы на кобызе, заслуженного деятеля РК Раушан Мусаходжаевой, композитор делает переложение своего оркестрового произведения «Эз Тэуке» для ансамбля кобызистов.

Фантазия «Кюй-Дастан» для прима-кобыза и фортепиано написана А. Жайымом в 2015 году и является одним из произведений, посвящён- ных матери композитора, рано ушедшей из жизни, известной кобызистке Нурсулу Елугалиевой. Фактически композитор создаёт новый жанр в кобызовой музыке и написал фантазию для прима-кобыза и фортепиано, который состоит из восьми пьес. Первым исполнителем фантазии «Кюй-Дастан» была кобызистка Айгуль Аужанова (декабрь 2016 г.).

Фантазия названа автором «Кюй-Дастан». Дастан (от персидского дастан - «рассказ») - эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов. Кюй - название традиционной казахской инструментальной пьесы, исполняемой на домбре или других народных музыкальных инструментах. Кюи обладают разнообразным содержанием, они могут являться своего рода рассказами об образах природы, животных и птицах, а также жизненных событиях авторов кюев и др. Многие исполнители перед началом исполнения кюя, рассказывают историю происхождения произведения.

Идею названия Фантазии композитор объясняет тем, что в основу каждой пьесы были взяты темы из известных казахских кюев и на их основе созданы авторская музыка. В выборе названий частей цикла автор обращается к образам казахской традиционной культуры.

• «Бабалар сазы» - «Мелодии предков»;

• «Жайлауга кешкенде» - «Перекочевка на жайляу»;

• «Дала керша» - «Образ степей»;

• «Кос басында» - «Собрание»;

• «Жайлаудагы би» - «Танец на жайляу»;

• «Жорьщта» - «Нашествие»;

• «Ансау» - «Мечта»;

• «Шаттык; елi» - «Ликование народа».

В первой пьесе «Бабалар сазы» прослеживаются мотивы кюя легендарного музыканта Коркыта «Сарын». Написана первая часть цикла в стиле кобызового кюя (квартовые двойные ноты, форшлаги), в нем наблюдается повторяющийся мотив с небольшим развитием. Характер пьесы - монотонный, задумчивый, мелодия как будто повествует древних событиях, «делах давно минувших дней». Главная тема в низком регистре передаёт тембровой окрас кобыза. Основная интонационная ячейка разворачивается в пределах кварты. Общий характер пьесы передаёт национальный колорит. В основной теме преобладает спокойный характер, передаваемый ровным ритмом.

Пример 1
Фантазия «Кюй-Дастан», «Бабалар сазы»

Во второй пьесе <^a&4ayFa кешкенде» взята главная тема из кюя Таттимбета «Косбасар» (6 вариант). Композитор сохраняет легкость характера кюя Таттимбета, используя pizz. и stacato . Автор в побочной теме добавляет лирические напевы, преображенные двойными нотами.

Пример 2
Фантазия «Кюй-Дастан», «Жайлауга кешкенде»

Третья пьеса «Дала KepiHici» написана на темы кюя Курмангазы «Кшкентай». Лирическое вступление, усложнённое аккордами, подводит к главной теме. Основная тема «нитеобразная», характеризуется беспрерывным восходящим движением. Все произведение выдержано в характере светлой мажорной лирики.

Пример 3
Фантазия «Кюй-Дастан», «Дала керша»

В четвертой пьесе «^ос басында» ярко выражена тема кюя Курмангазы «Сарыарка». В отличие от предыдущей пьесы, здесь, наоборот, минорная тональность переходит в мажорную. Лирическое мелодичное начало соответствует названию, она ассоциируется с началом рассказов («Давным-давно.»). В основу взята мелодия, которая с каждым повторением достигает пика звуковой высоты.

Пример 4
Фантазия «Кюй-Дастан», «Кос басында»

В пятой пьесе «ЖайлаудаFы би» использован кюй Таттимбета «Ко- сбасар» (5 вариант). В отличие от других пьес, в этом произведении полностью сохранена тема кюя Таттимбета.

Пример 5
Фантазия «Кюй-Дастан», «Жайлаудагы би»

Шестая пьеса «Жорыкта» с изменёнными мотивами кюя знаменитого казахского кюйши Х1Х века Туркеша «Коншашар». Композитор очень выразительно передает характер пьесы в соответствии с названием. Мелодия кюя Туркеша передана композитором не точно, а опосредованно, так как композитор изменяет мелодию темы, тем самым понижая вторую и четвертую ступени, а также видоизменяется ритмика кюя.

Пример 6
Фантазия «Кюй-Дастан», «Жорькта»

Седьмая пьеса «Ацсау» содержит интонационно-ритмические элементы с кюя Коркыта «Елiм-ай, хал^ым-ай». В переводе с казахского «Елiм-ай, хал^ым-ай» (означает «Страна моя, народ мой»). Здесь автор стремится передать желание свободы народа, мечту о независимости. Спокойная минорная мелодия звучит в двух регистрах (низкий и высокий) с пониженной второй ступенью, что свойственно кюям западного региона Казахстана. В побочной теме ритм учащается, передавая характер волнения.

Пример 7
Фантазия «Кюй-Дастан», «Ансау»

Восьмая пьеса «Шаттык елi» содержит мотивные элементы темы кюя Курмангазы «Серпер». Образное содержание данной пьесы продолжает тематику предыдущей пьесы. Если в пьесе «Ансау» была передана мечта о свободе, то в финале цикла композитор воплощает ликование народа. Финал отличается яркой образностью, живым стремительным характером, чему способствуют двойные ноты, а также чёткий формулообразный характер ритма (тт. 665-668). Завершающему цикл характеру финала способствует также широкий регистровый диапазон исполнения.

Пример 8
Фантазия «Кюй-Дастан», «Шаттык елi»

Финальная пьеса отличается от других пьес своей масштабностью, что вызвало необходимость включения автором каденции.

Таким образом, Фантазия Армана Жайыма «Кюй-Дастан» в значительной степени способствует решению проблем кобызового репертуара, а также вносит вклад в развитие современной казахской музыки.

Фантазия «Кюй-Дастан» демонстрирует индивидуальный почерк композитора. Это проявляется в применении кюев, обработок, стилизации кюев, новизне жанра, а также сюитном принципе, предполагающем яркую контрастность и многообразие возможностей воплощение подлинных казахских музыкальных тем.

Арман Жайым воссоздаёт образный мир казахской традиционной культуры. Особенностью цикла является замысел композитора, объединившего разнообразные контрастные картины в одно целое, в чем проявляется эпический характер. В то же время каждая из пьес цикла обладает образно-художественной яркостью, композиционной завершённостью, чёткостью формы, что позволяет исполнять их по отдельности.

Список литературы

1. Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. Алма-Ата, 1978.
2. Жубанов А. К. Струны Столетий. Алматы, 2001. 600 с.
3. Аманов Б. Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы, 2002.
4. Аравин П. В. Ахмет Жубанов «Очерк творческой жизни». Алма- Ата : Жазушы, 1966. 80 с.
5. Кузбакова Г. Композитор Арман Жайым // Композиторы Казахстана / сост. А. Нусупова. Астана, 2013.
6. Интервью с А. Жайымом Астана. 2019 (из личного архива автора).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (07.12.2019)
Просмотров: 23 | Теги: Кобыз, ансамбль кобызистов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь