Воскресенье, 11.12.2016, 16:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФАКТОРЫ РИСКА В РАБОТЕ СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА

С.С.Мирошникова, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) - 2013

ФАКТОРЫ РИСКА В РАБОТЕ СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА

В статье анализируются современные тенденции развития спорта и физкультурного образования, раскрывается роль профессиональных рисков в профессиональном становлении и самосовершенствовании спортивного тренера.

Ключевые слова: спорт, физкультурное образование, становление, тренер, профессиональный риск.

 

Залог успеха в спорте, как и в любой сфере современного общества - это, прежде всего, работа на пределе сил и физических возможностей в условиях жесточайших перегрузок психических и физиологических систем. При этом в спортивной практике наблюдается постоянное возрастание требований к физиологическим, адаптационным возможностям и личностным качествам, предъявляемым как к спортсменам так и их тренерам

Все тенденции современного спорта, наблюдаемые в последнее десятилетие, будь то внедрение новых методов тренировки, изменение условий проведения соревнований, использование новых приемов повышения работоспособности и т. д., так или иначе, базируются на субъектной основе. Тренер, как ведущий субъект спортивной практики, осуществляет выбор стратегии тренировочного процесса, тренировочных программ, технологий, индивидуального стиля профессиональной деятельности и т. д.

Быстроменяющиеся условия в спорте, ужесточение конкуренции, появление новых допингов, гонка за рекордами приводят к усилению значимости рискоемких ситуаций в профессиональном становлении тренера, что требует от него продуктивных методов деятельности, нестандартных решений, актуализации прогностической деятельности, необходимости предвидеть и предотвратить будущие риски, как для спортсмена так и для себя. Важным предназначением тренера высокой квалификации становиться его способность справиться со сложными задачами, возникающими в спортивно- соревновательной практике, обусловливаемые квалификацией, опытом, психолого- энергетическими ресурсами его личности, а также творческим потенциалом. Тренер, вместо традиционно отводившейся ему роли руководителя спортивно- соревновательного процесса, согласно принципам гуманистической педагогики, становится наставником и проводником в развитии личности спортсмена, его творческого мышления и потенциала [2].

Между тем, в сегодняшних условиях практически непрерывных социокультурных реформаций как никогда обостряются противоречия между ожидаемыми и реальными результатами профессиональной деятельности тренеров. На социальном уровне это противоречие выражается в значительном разрыве между сложностью задач, вставших перед тренером и его способностью к их разрешению. На уровне отдельных образовательных и спортивных учреждений указанное рассогласование заключается в том, что на практике удается осуществить педагогические замыслы тренера относительно лишь части его подопечных, и этот неполный успех сопровождается негативными результатами: ухудшение здоровья спортсмена и тренера, потеря интереса к преподаванию, утрата индивидуальности спортсмена, напряженности, раздражительности, агрессивности и др. [1].

Все это выдвигает на первый план проблему соотнесения результатов деятельности педагогической системы и усилий, средств, здоровья, отданных ее участниками по их достижению. Решение данной проблемы продиктовано возрастанием в современных условиях роли прогнозирования развития образовательных систем. Так как прогнозирование всегда осуществляется в условиях неопределенности, то разработка перспектив социально-педагогического развития высшей школы предполагает изучение места и роли риска в прогнозах и их реализации. Повышение качества и обоснованности научного управления образовательными системами предполагает умение предвидеть грядущий ход событий. Вероятностность наших знаний о будущем обусловливает невозможность однозначного предсказания развития событий в многовариантной образовательной системе [1]. Следовательно, актуальны проблемы прогнозирования, перспективного планирования и оптимального управления профессиональными рисками в системе подготовки и развития творческого потенциала тренера.

Анализируя роль рискологических факторов в становлении профессиональной позиции тренера и опираясь при этом на исследования И.Г. Абрамовой, А.Н. Николаева и др., следует отметить наличие в педагогическом риске тренера нескольких составляющих, абсолютные величины которых в отдельности не имеют ни смысла, ни значения, но в совокупности определяют процесс становления его профессионализма. Первая составляющая педагогического риска определяет меру ответственности тренера в осуществлении собственного педагогического замысла в отношении конкретного спортсменов или команды.

Так, А.Я. Корх отмечает: «... в процессе подготовки спортсменов тренер несет моральную, профессиональную и юридическую ответственность за их воспитание, здоровье и качество спортивных результатов» [3]. По мнению Г.И. Савенкова [7], тренер на разных этапах развития спортсмена выступает в разных ролях: на ранних этапах - в роли опекуна (замещает родителей); на более поздних - в роли наставника; на этапе спорта высших достижений - в роли руководителя.

Вторая составляющая характеризует педагогический риск как деятельность тренера по определению неопределенности в ситуации принятия педагогического решения. Тренеры отвечают за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности как на соревнованиях, так и на тренировке. Это создает реальную опасность психических и физических перенапряжений. В тренерской деятельности, несмотря на существование установки, направленной на постоянное повышение результатов, важно сохранить сбалансированным здоровье спортсмена [5].

Также следует отметить высокую степень «профессионального риска» тренера, поскольку всегда существует вероятность «напрасности» многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного отсутствия в связи с травматизмом, личными обстоятельствами спортсменов [6].

Третья составляющая связана с регулированием взаимоотношений между участниками тренировочного процесса и относительной неустойчивостью системы "тренер- спортсмен". Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. Отношение спортсменов к тренеру связано с ростом их результатов (Е.П. Ильин, Н.Б. Стамбулова). В целом успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками (А.Ю. Максаков).

Четвертая составляющая педагогического риска тренера отражает согласованность педагогических действий членов педагогического коллектива в процессе становления личности спортсмена. Здесь определяющим условием выступает то, что тренеру приходится вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса: с учащимися и их родителями, с представителями администрации, с коллегами, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами (Решетень И.Н., Кобер И.Х., Прохорова М.В., Ogilvie B.C.). При этом в процессе деятельности тренеров есть основания для развития внутренних конфликтов:
— между очень конкретными и жесткими требованиями к личности и деятельности тренера со стороны руководителей, общественности (Е.Н. Гогунов, А.П. Горбань, Б.И. Мартьянов, Н.Э. Пфейфер, Л.М. Руйбите и др.) и реальными возможностями, которые часто не учитываются (требуется результат любой ценой), что не может не невроти- зировать и в конечном счете снижает уровень успешности педагогической деятельности (А. В. Осницкий).
— между иногда возникающей необходимостью отчислять из группы детей, которые не выполнили установленных нормативов (прямо - отказать спортсмену в занятиях и косвенно - не уделять ему внимания, не включать в состав команды на соревнования, "держать" в запасных), и пониманием того, что именно этим детям более необходимо физическое развитие и полезнее всего занятия в секции;
— между требованиями высоких спортивных результатов со стороны руководителей и ожиданиями занимающихся (особенно их родителей) положительных сдвигов в их воспитании, образовании, а также в оздоровлении [5].

Таким образом, опираясь на выводы Абрамовой И.Г., Михайловой и др., можно выделить следующие виды педагогического риска:
— - стратегический риск, который характеризует смелую новаторскую, инновационную деятельность тренера, вызванную пониманием и принятием реформ в сфере образования;
— - риск рассогласования, связанный с расхождением между требованиями к системе подготовки тренера со стороны властных и управленческих структур и возможностями педагогического коллектива и отдельного тренера - педагога их выполнить;
— - физический риск, в первую очередь, сопряжен с риском профессиональных заболеваний связанных со спортивной практикой, а также риск приобретения со временем разнообразных психологических комплексов: застенчивости, неполноценности, агрессивности и др.;
— - диспозиционный риск как степень совпадения или несовпадения целей, установок, ожиданий и запросов тренера с групповыми целями, возможностями и миссией педагогического коллектива и администрации;
— - риск несоответствия как уровень готовности или неготовности тренера к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с принятыми в социуме нормами и стандартами;
— - риск бездействия как стремление тренера к конформизму, подчинение групповому влиянию или давлению;
— - технологический риск, который связан с успехами и ошибками в выборе тренером конкретной методики, приема, техники для решения вероятностных задач.

Выделение рискологических факторов разного уровня позволяют не только правильно организовать профессиональную деятельность, но и разработать комплекс мероприятий по управлению профессиональными рисками в период профессиональной подготовки будущих тренеров в институтах физической культуры, данные мароприятия предполагают выявление, анализ и оценку рисков, построение антирисковой программы по профилактике и минимизации предпринимаемых рисков и ее реализацию [4].

Литература

1. Абрамова, И.Г. Теория педагогического поиска: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.Г. Абрамова. - СПб., 1996. - 381 с.
2. Балыкин, А.И. Теоретические аспекты творческого потенциала тренера высокой квалификации / А.И. Балыкин, Т.В. Балыкина-Милушкина // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта: научно-методический журнал. - 2010. - №1 (16). - С. 79
3. Корх, А.Я. Тренер: деятельность и личность: Учеб. пос. / А.Я. Корх. - М.: Тер- ра-Спорт, 2000. - 120 с. с. 74
4. Михайлова, Е.Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога / Е.Н. Михайлова // Вестник ТГПУ. - 2009, №10. - С. 59-63.
5. Николаев, А.Н. Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ / А.Н. Николаев // Детский тренер: журнал в журнале Физическая культура. - 2003. - № 4
6. Певзнер, А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: Дисс... канд. Псих. Наук / А.Е. Певзнер. - СПб., 1996. - 139 с
7. Савенков, Г.Н. Педагогические способности тренеров / Г.Н. Савенков. - Волгоград, 1979. - 49 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (12.10.2016)
Просмотров: 63 | Теги: Тренер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016