Пятница, 20.07.2018, 06:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЯ

Т.А.Коркина, доктор экономических наук, доцент
О.С.Шивырялкина, кандидат экономических наук

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЯ

Под профессионализмом руководителя понимается его свойство, определяющее готовность обеспечивать устойчивое функционирование и развитие трудового коллектива как социально-экономической системы, посредством опережения постоянно возрастающих требований среды. Развитие профессионализма руководителя заключается в постоянном совершенствовании им своей системы деятельности, побудителем чего являются его растущие потребности в самореализации. Одним из определяющих факторов формирования и развития профессионализма руководителя выступают его социально-трудовые установки, которые определяют готовность действовать определенным образом в отношении цели.

Ключевые слова: руководитель, профессионализм руководителя, социально-трудовые установки, фактор.

 
Руководитель — это глава коллектива, отвечающий:
• за определение общих целей и задач, решение которых обеспечивает достижение этих целей;
• определение механизма решения задач;
• распределение задач между персоналом;
• контроль деятельности возглавляемого им коллектива [1].

Коллектив — это группа людей, объединенных общей целью, трудовой деятельностью или общими интересами. Исходя из этого, главной задачей руководителя является формирование коллектива, способного достигать поставленных целей, и обеспечение его жизнеспособности. Жизнеспособность — способность самостоятельно существовать, функционировать и развиваться в изменяющихся условиях окружающей среды [1].

Формирование коллектива и организация взаимодействия осуществляются на основе системы отношений, которую определяет руководитель исходя из своего профессионализма.

Профессионализм руководителя — это свойство, определяющее готовность руководителя обеспечивать устойчивое функционирование и развитие трудового коллектива как социально- экономической системы, посредством опережения постоянно возрастающих требований среды.

Ключевыми составляющими профессионализма руководителя являются его квалификация и мотивация. Квалификация — способность или умение руководителя выполнять конкретную функцию на основе природных и последовательно приобретаемых в результате обучения или опыта знаний, понимания решаемых задач, умения и навыков [2]. Знания и понимание, являясь основой квалификации, составляют интеллектуальную часть квалификации, умение и навык — деловую ее часть.

Знания в квалификации представлены базовыми и специальными знаниями, которые приобретаются и накапливаются в процессе самостоятельного познания мира, организованного обучения в разных формах. Если базовые знания в основном имеют общий характер, то специальные знания характеризуются определенной направленностью по видам деятельности.

Понимание в интеллектуальной части квалификации представляет собой использование необходимого набора и объема знаний для повышения эффективности решения конкретных производственных и других задач. Оно определяет способность человека постичь сущность, содержание и значение исполняемой функции [2].

Мотивация в первую очередь определяет отношение руководителя к процессам в окружающей среде и к жизни вообще. Мотивы рассматриваются как ценности, потребности, интересы и установки, побуждающие руководителя к достижению определенных целей.

Развитие профессионализма руководителя заключается в постоянном совершенствовании своей системы деятельности, побудителем чего являются растущие потребности в самореализации. В качестве системообразующего фактора формирования и развития профессионализма руководителя выступают его социально-трудовые установки, которые определяют готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом и само действие.

Выделяют две части установки: в отношении объекта и в ситуации, то есть принятых в обществе норм. Поэтому установка может определять поведение только при совпадении отношения к объекту и отношения к ситуации (рис. 1).

Рис. 1. Схема механизма влияния установки на поведение [3]

Социально-трудовые установки формируются и закрепляются в результате непосредственного опыта и связаны с собственными интересами
Установка по отношению к поведению и целями человека; находятся в основе целостности и последовательности поведениячеловека; определяют норму его реакции [3].

По характеру влияния на активность по достижению цели можно выделить следующие типы установок:
• мотивирующие, побуждающие к активным действиям;
• блокирующие деятельностную активность;
• демотивирующие, побуждающие к активным пеатиотдеаетвиям.

Рис. 2. Схема взаимосвязи социально-трудовых установок руководителя и его профессионализма

Таблица 1
Содержание структурных элементов, формирующих профессионализм руководителя

С точки зрения установок, процесс развития профессионализма руководителя можно интерпретировать как включение, добавление мотивирующих установок на достижение цели, и/или устранения (купирования) блокирующих, демоти- внрующих установок.

По степени освоенности установки условно делятся на органически присущие и директивные. Органически присущие установки являются неотъемлемым целым с самим человеком, рассматриваются как бессознательная активность или неактивность по отношению к цели. Директивные установки — это сознательное руководство к действию, либо бездействию. Они являются следствием продуманного выбора

модели поведения (принципа деятельности), т. е. несут в себе характер «насаждения», преодоления. Исходя из этого, установку можно использовать как инструмент своего профессионального развития путем «прививания» себе нужной установки, т. е. прохождения пути от директивной до органически присущей, т. е. имманентной характеристикой.

Личностные ценности и жизненная позиция руководителя оказывают определяющее влияние на его установки, которые в свою очередь воздействуют на структурные элементы профессионализма руководителя (рис. 2).

Развитие профессионализма предполагает получение результата более высокого уровня, что сопряжено с повышением качества производственного процесса вследствие совершенствования деятельности руководителя, развития его управленческих моделей н понимания основных закономерностей жизни социально-экономических систем (табл. 1).

Итак, главным результатом деятельности руководителя является жизнеспособность коллектива, которым он руководит. Одним из главных средств достижения этого результата является профессионализм руководителя, на который, в свою очередь, оказывают влияние множество факторов. Ключевым фактором в развитии профессионализма руководителя являются его социально-трудовые установки, поскольку именно они определяют деятельность относительно достижения поставленных целей.

Список литературы
. Угледобывающее предприятие: руководитель и руководство : отдел. ст. Гор. информац.-аналит. бюлл. / В. Б. Артемьев, А. Б. Килин, В. А. Галкин, А. М. Макаров. — М. : Гор. кн., 2016. — 47 с.
2. Лабунский, Л. В. Развитие компетенций персонала горнодобывающего предприятия : монография / Л. В. Лабунский. — Екатеринбург : УрО РАН, 2003. — 232 с.
3. Почебут, Л. Г. Социальная психология : учеб. пособие / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. — СПб. : Питер, 2010. — 672 с.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — М. : Оникс : Мир и Образование, 2010. — 736 с.
5. Минько, Э. В. Качество и конкурентоспособность продукции и процессов / Э. В. Минько, А. Э. Минько, В. П. Смирнов. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения, 2010. — 240 с.
6. Дорофеева, Л. И.Организационное поведение : учеб.-метод. комплекс / Л. И. Дорофеева. — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. — 406 с.

Источник: Научный журнал "Вестник факультета управления Челябинского государственного университета" 2017. № 1

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (11.07.2018)
Просмотров: 13 | Теги: профессионализм, руководитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь