Вторник, 20.08.2019, 03:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

А.В.Савинова

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Стремительное развитие современных государств, перешедших к постиндустриальному информационному обществу, оказывает значительное влияние на социальные институты подготовки кадров. Институт высшего технического образования в России, с одной стороны, меняет свои функции в соответствии с внешними изменениями; с другой - сам оказывает значительное влияние на технологическое развитие экономики. Для стремительного прорыва, о котором много говорится в последнее время, необходимо повышение функциональности института высшего технического образования, что обеспечит приход в российскую экономику кадров новой формации. Целью статьи является построение иерархии факторов повышения функциональности высшего технического образования. Для достижения цели необходимо определить текущее состояние института; экономические и социальные условия, оказывающие влияние на его развитие; изучить динамику показателей эффективного образования; исследовать отношение ключевых социальных групп к содержанию подготовки инженеров. В статье определены основные группы факторов функциональности высшего технического образования, проблемы, приводящие к дисфункциональности института, и пути их решения.

Ключевые слова: высшее техническое образование, инженерное образование, функциональность профессионального образования, условия повышения функциональности инженерных кадров

 
В указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» [1] в качестве приоритетного направления выделено прорывное научно-технологическое развитие экономики и всего общества. Президент подчеркнул необходимость роста организаций, занимающихся инновационной деятельностью, внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу, создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного сектора, использующего современные технологии и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Схожие идеи нашли отражение в Послании Президента Федеральному Собранию в 2018 г. [2].

Способность российской экономики отвечать на «большие вызовы», напрямую зависит от уровня подготовки технических специалистов. Достижение прорывных целей невозможно без совершенствования системы высшего технического образования, подготовки квалифицированных инженеров, способных к инновационной деятельности.

Целью нашей статьи является построение иерархии факторов повышения функциональности высшего технического образования и условий, приводящих к дисфункциональности. В современных условиях институт высшего технического образования подвергается воздействию факторов макросреды - институциональные, социально- экономические и социально-политические. Важную роль играют субъективные факторы или характеристики микросреды; к ним относятся внутренние установки студентов получения образования, мотивация личностного роста, установки профессорско-преподавательского состава на совершенствование образовательных практик. Остановимся на состоянии конкретных реалий функционирования социального института и конкретных учреждений высшего технического образования в России.

Институциональное развитие высшего образования вообще и инженерного образования, в частности, является ведущим направлением совершенствования подготовки кадров новой формации. Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [3], в системе высшего образования должны создаваться структурные подразделения для разработки и реализации технологических инноваций, обеспечиваться новые модели деятельности вузов. Основным условием достижения поставленной цели, является создание необходимой инфраструктуры внутри института - материально-технической, финансовой, кадровой.

Инфраструктура инноваций в учебной и научной деятельности существенно влияет на качество подготовки будущих технических специалистов. Министерство образования и науки РФ провело социологический опрос с выборкой более 3000 студентов и преподавателей, которым было предложено оценить применение информационных технологий и технических средств в образовательной, научной, управленческой деятельности их вузов [4]. По результатам исследования, только треть опрошенных (36 %) считает материально-техническую базу своего вуза отличной, 41 % - хорошей. Материальное оснащение лабораторий для студентов технических направлений нуждается, по мнению преподавателей, в обновлении: «Для конкурентоспособности выпускника необходима фактически опережающая подготовка специалиста под технологии, которые будут востребованы экономикой к моменту окончания вуза». Обеспечить такой уровень материально-технической базы возможно лишь при активном функционировании системы «государство - вуз - предприятия».

Необходимость взаимодействия вузов и реального производства объясняется тем, что «первые не имеют достаточного финансирования для проведения реконструкции, а вторые зачастую не имеют необходимого потенциала и, что самое главное, соответствующих специалистов ... для сотрудничества должна быть взаимная заинтересованность: промышленности - в создании инновационных изделий, разработке новых технологий, образовательных структур - в возможности превращения скрытых, латентных знаний студентов в активно используемые» [6, С. 50-51]. Эксперты отмечают недостаточность практико-ориентированного обучения, которую можно ликвидировать с помощью продуктивного взаимодействия, реализации совместных программ вузов и предприятий.

Уровень материально-технической оснащенности вузов регулируется Министерством науки и высшего образования РФ в рамках мониторинга эффективности [6], в ходе которого инфраструктура вуза оценивается по следующим показателям: общая площадь учебно-лабораторных помещений, количество персональных компьютеров, удельный вес стоимости машин и оборудования не старше 5 лет в общей стоимости оборудования, количество экземпляров печатных учебных изданий. Проблема в использовании материально-технической базы состоит в том, что не разработан критерий оценки полезности оборудования для формирования компетенций будущих инженеров. Для эффективной подготовки компетентных специалистов необходимы лабораторные условия и технологии, соответствующие современным предприятиям.

Опыт Ульяновского государственного технического университета показывает, что выстраивание взаимодействия с предприятиями и компаниями региона позволяет повышать уровень материально- технических условий подготовки молодых инженерных кадров. Университет заключил соглашения о создании 15 базовых кафедр на машиностроительных, энергетических, авиастроительных, радиотехнических предприятиях региона и в компаниях ИТ-кластера. Прорывным результатом взаимодействия со станкостроительным заводом DMG MORI и университетом является создание на базе вуза Центра промышленного Интернета в машиностроении. Студенты машиностроительного факультета получили возможность обучаться на современных станках с использованием цифровых технологий. Соответствие подготовки в вузе требованиям работодателя способствует повышению функциональности не столько института высшего технического образования, сколько конкретных учебных заведений.

Особое значение в повышении функциональности высшего технического образования имеет учет состояния рынка труда, востребованность кадров высшей квалификации. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2018 г. доля занятого населения составила 59,3 % от общей численности населения, а уровень безработицы - 4,7 %. Это относительно невысокий уровень безработицы, но в некоторых регионах уровень безработицы значительно выше (до 10-12 %). Наблюдается рост среднего времени поиска работы молодыми россиянами: за последние 2 года он вырос с 4-х до 8 месяцев. Служба статистики учитывает потребность работодателей в новых кадрах. Так, в Ульяновской области заявленная работодателями потребность в сотрудниках составляет около 9 тыс. чел.; из них 61 % - рабочих вакансий, 39 % - квалифицированных вакансий [7]. Исходя из этих данных, треть выпускников высшей квалификации будет искать места в других регионах или выберет рабочие специальности; большинство из них - молодые инженеры.

Эксперты Научно-исследовательского института Республиканского исследовательского научно- консультационного центра экспертизы отмечают, что в ряде иностранных государств российским специалистам с высшей квалификацией при приеме на работу отдается предпочтение. Концерн Siemens приглашает российских специалистов по целому ряду инженерных направлений. Российским ученым и специалистам в области естественных наук, математикам, инженерам, врачам, IT-специалистам и выдается так называемая «голубая карта Германии и Евросоюза» - рабочая виза с облегченным режимом выдачи, применения и продления» [8, С. 198]. Для решения проблемы «утечки мозгов» на федеральном и региональном уровнях создаются условия поддержки молодых специалистов и их профессиональной деятельности.

Исследователи выделяют следующие тенденции изменения российского рынка труда: «старение трудовых ресурсов и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, нескоордини- рованность функционирования системы образования и спроса экономики на рабочую силу определенных профессий, ... неоднородность распределения величин спроса на рабочую силу в территориальном разрезе» [9, С. 168]. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации [10], отечественная экономика находится в состоянии выхода из стагнации. Это оказало воздействие на рост заработной платы и, как следствие, рост престижности технических направлений в вузах. В связи с этим, можно сказать, что «главная цель России - использовать одно из важных конкурентных преимуществ страны - ее емкий внутренний рынок» [11, С. 35].

Человеческий потенциал обеспечивает долгосрочное развитие государства, «это главный стратегический ресурс, основной источник инновационного роста национальной экономики, обеспечения реиндустриализации региональной экономики, ориентированной на ускорение технологического развития экономики региона, восстановление и модернизацию действующих производств на базе принципиально новых технологий, создание новых инновационных высокотехнологичных отраслей» [12, С. 169]. По данным рейтинга Всемирного банка 2017 г., показатели эффективности использования человеческого потенциала РФ довольно высоки - 18 место в общемировом рейтинге. Однако слабую позицию в этом индексе занимает молодежь до 24 лет, которая по уровню реализации своего потенциала находится на 73-м месте. Исследователи связывают это с несоответствием их компетенций потребностям сектора реальной экономики. Выходом из ситуации являются «академическая мобильность на этапе студенчества» и «дополнительное профессиональное образование», обеспечивающие развитие необходимых компетенций в нужные сроки [13, С. 27].

Рис. 1. Мотивы выбора технических профилей в зависимости от успеваемости (в % от числа опрошенных, n=585)

Для эффективного развития высшего технического образования и выполнения им релевантных современности функций в гражданском обществе создаются профессиональные сообщества и особые документы по профессиональному взаимодействию. Среди основных направлений деятельности выделяются: «обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей» [14]. К подобным ассоциациям относятся следующие профессиональные сообщества: Рамочная программа европейского сотрудничества в области образования (ЕТ-2020), Центр сертификации и регистрации профессиональных инженеров АТЭС, Ассоциации инженерного образования РФ.

К важной группе факторов, оказывающих влияние на функциональность высшего технического образования, относятся характеристики непосредственных субъектов высшего технического образования - профессиональные установки студентов и профессорско-преподавательского состава.

Овладение студентами необходимыми профессиональными и личностными компетенциями, социальными практиками в инженерных сферах во многом зависит от мотивации к научно-техническому творчеству и самообразованию, жизненных ценностей, отношению к стажировкам и взаимодействию с потенциальными работодателями. Нами было проведено авторское социологическое исследование среди студентов вузов технических направлений «Успешный инженер в оценках студентов технических вузов»; выборка составила 585 респондентов (студенты 1-4 курсов ульяновских вузов). Мотивы студентов при выборе технического профиля и их корреляция с успеваемостью во время обучения показаны на рисунке 1.

Все группы студентов в примерно одинаковой степени оценили ориентацию на способности при поступлении. При этом формальное получение высшего технического образования («важен диплом по специальности», «семейная традиция») характерно для каждого 5-го; это усиливает недостаточно ответственное отношение к образовательному процессу: именно эти студенты чаще всего имеют учебные задолженности. Такие студенты не прилагают достаточно усилий для качественного освоения образовательных программ; их проблемы связаны с неэффективным распределением времени, недостаточной мотивацией к более успешному обучению, нехваткой времени из-за подработки. Выявлена закономерность: чем меньше осознанность выбора технической профессии абитуриентами, тем хуже результаты освоения профессии.

В ходе исследования были выявлены наиболее популярные практики, через которые студенты планируют повысить свой социальный и профессиональный статусы (табл. 1).

Наиболее популярными образовательными практиками являются: изучение иностранного языка и получение опыта работы во время обучения (обе по 38 %). Значение опыта работы считают главным преимуществом студенты машиностроительного и строительного направлений (64 и 44 % соответственно); значение английского языка отмечают студенты радиотехнического и IT- направлений (67 и 64 % соответственно). Студенты, чья будущая профессия преимущественно связана с реальной экономикой, считают важным получить опыт работы еще во время обучения. Студенты, чья профессиональная деятельность связана с созданием новых технологий и инновациями, делают акцент на освоении английского языка. Это связано с глобализацией и интернационализацией высшего образования, профессионализма.

Таблица 1
Проявление студентами технических профилей академической мобильности (в % от числа опрошенных; n=585)

Российскими исследователями были выявлены тенденции изменения отношения к научной деятельности в среде студенческой молодежи: «чаще вовлечены в НИРС студенты социально-гуманитарных, педагогических специальностей и компь
ютерных технологий. Критическая ситуация наблюдается среди студентов технических и математических профилей. ... Но следует заметить, студенты этих специальностей преуспевают в качестве: чем дольше студент работает над одной темой, тем более весомые открытия и научные выводы он делает» [15, С. 64]. Важно отметить, что занятия научной деятельностью являются фундаментом инновационного типа мышления и активных позиций в профессии. Реализация «технологического прорыва», требуемая в рамках социального заказа, невозможна без инновационного мышления, способности и стремления к изобретательству. Однако реальность такова, что у большинства студентов «акценты в построении профессиональной карьеры смещены в сторону реализации материально- статусных целей» [16, С. 89].

Подтверждают эти выводы результаты проведенного нами социологического исследования. Мы построили рейтинг наиболее популярных внеаудиторных занятий студентов технических направлений. Реже студенты занимаются собственными разработками на форумах и самостоятельными научными исследованиями - 30 и 29 %, соответственно; чаще - самостоятельной проработкой типовых заданий (рис. 2).

Рис. 2. Популярные внеаудиторные занятия студентов технических направлений (в % от числа опрошенных, n=585)

Нами была выявлена интересная зависимость: студенты с высокой успеваемостью чаще занимаются собственными разработками и исследованиями. Среди студентов - «отличников», таких оказалось 38 %, что выше среднего значения в 1,5 раза. Низкий уровень мотивации к самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов технических направлений негативно влияет на успешное построение ими профессиональных траекторий, особенно на инновационную деятельность в профессии. Это отражается на снижении функциональности высшего технического образования.

Обобщая полученные данные, мы разработали авторскую систему субъективных и объективных факторов, влияющих на функциональность высшего технического образования (рис. 3).

Таким образом, институт высшего технического образования в России обладает существенным потенциалом для успешного функционирования. На первых местах среди факторов функциональности инженерного образования - создание благоприятных объективных институциональных, условий, объединение ресурсов института образования и института производства через создание базовых кафедр на предприятиях; субъективная готовность основных акторов. Наиболее существенными «точками роста» являются построение эффективной стратегии развития высшего инженерного образования, выстраивание эффективной системы взаимодействия «вуз - предприятие»; вовлечение студентов в научную и инновационную деятельность.

Рис. 3. Функциональность высшего технического образования: факторная операционализация


Литература

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://kremHn.ru/events/- president/news/57425
2. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/events/president- /news/56957
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
4. Студенты, преподаватели и управленцы оценили состояние информатизации в вузах, подведомственных Минобрнауки России. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/mB8/1203 5
5. Ейст Н. А. Проблемы качества инженерного образования и современные методы инженерного образования // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: Спб. 2015. №10-5. С. 88-92.
6. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru
7. Интерактивный портал Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области: Статистические отчеты. URL: https://ulyanovsk-zan.ru/reports/
8. Родионова Г. Г., Турко Т. И., Дуквиц С. В. Востребованность квалифицированных кадров - выпускников российских вузов в научно- технологическом комплексе ведущих зарубежных стран // Инноватика и экспертиза: научные труды. М.: Изд-во Научно-исследовательский институт Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы. 2016. №3 (18). С. 195-207.
9. Зайцева И. А. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира // POLITBOOK. Чебоксары: Издательство Научно-исследовательский институт общественных и политических наук. 2017. № 2. С. 160-175.
10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. URL: http://economy.gov.ru- /minec/resources/ 9dd9931d-3 960-454c-a8db-ec6fc1ab4bfc/- prognoz_2017_2019.pdf
11. Петрищева В. А. Проблемы выживания и развития экономики России: научная монография. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2015.
12. Митюгина М. М., Кравченко Т. В. Анализ эволюции представлений о сущности понятия «человеческий потенциал» как основы обеспечения реиндустриализации экономики региона // Бизнес. Образование. Право. 2017. №4 (41). С. 168-173.
13. Андреев Л. Г. Дополнительное профессиональное образование как стратегический инструмент реализации концепции человеческого развития в Российской Федерации // Сб. трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Москва. 2017. № 33. С. 23-31
14. Герасимов С. И., Похолков Ю. П. [и др.] Опыт ассоциации инженерного образования ЕС и РФ: стратегические цели образования // Аккредитация в образовании, Йошкар-Ола. 2012. № 8 (60). С. 32-33
15. Акманаева Д. Х., Шиняева О. В. Роль научной деятельности студентов в повышении функциональности российского высшего образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 4. С. 60-71
16. Савинова А. В, Шиняева О. В. Функциональность высшего инженерного образования в России: объективные вызовы и субъективная готовность акторов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 4(44). С. 85-95.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 13, № 103, 2018


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (13.08.2019)
Просмотров: 23 | Теги: техническое образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь