Суббота, 30.05.2020, 05:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Факторная структура черт личности девиантных подростков

Е.Б.Кириллова
А.Г.Шестаков, доктор психологических наук, профессор

Факторная структура черт личности девиантных подростков

Статья посвящена представлению результатов эмпирического психологического исследования черт личности девиантных подростков, обработанных методом факторного анализа.

Ключевые слова: девиантная личность, факторный анализ, черты личности, расстройство личности, агрессивность, экстраверсия, конформность, конфликтность.

 
Эмпирическое исследование проводилось в рамках кандидатской диссертации Е. Б. Кирилловой «Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению».

Цель исследования состояла в выявлении общих черт, детерминирующих девиантное поведение в подростковом возрасте.
Объект исследования: подростки в возрасте от 11 до 18 лет, нарушившие уголовно-правовые нормы и содержащиеся в воспитательных колониях, следственном изоляторе, а также в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением.

В исследовании приняли участие 334 человека. Из них 271 осуждённый подросток и 63 участника контрольной группы - курсанты первого курса Санкт-Петербургского университета МВД России в возрасте 16-18 лет.

Методы исследования. Исходные данные для математико-статистической обработки получены с помощью следующего психодиагностического инструментария: Опросник уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки (сокр. Б-Д), Личностный опросник Г. Айзенка (сокр. EPQ), Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (Мини-мульт, СМОЛ), представляющий собой сокращенный вариант MMPl (сокр. М-М), Фрайбургский личностный опросник (форма В, сокр. FPI), предназначенный для диагностики состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, а также Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик (сокр. ИТО), выявляющий базовые свойства межличностного общения и позволяющий судить о степени социально-психологической адаптированности обследуемого. Совокупность методик с тестовыми заданиями, направленными на диагностику черт девиантной личности, представляет собой, по существу, тестовую батарею.

В процессе обработки результатов эмпирического исследования использовался факторный (компонентный) анализ. Предполагалось, что с его помощью возможно выявление скрытых переменных, или факторов, объясняющих структуру корреляций внутри набора наблюдавшихся переменных.

С помощью факторного анализа мы планировали осуществить решение следующих научных задач:

- группировка и сокращение размерности переменных;

- выявление пяти основных факторов группировки;

- исследование структуры взаимосвязи переменных - черт личности девиантных подростков;

- идентификация и интерпретация факторов как скрытых причин проявления и вариации этих черт.

Помимо этого, для каждого респондента вычислялись значения факторов, которые можно использовать в последующем регрессионном, кластерном или дискриминантном анализе с целью типологизации личности и прогнозирования девиантного поведения подростков.

Выделение факторов происходило из корреляционной матрицы переменных, поскольку анализируемые переменные измерены разными методиками и, вероятно, в разном масштабе. Вычисление факторных нагрузок производилось на матрице корреляций раздельно для осуждённых подростков и участников контрольной группы, а также для всей выборки.

Первичные факторные нагрузки выводились на матрицу факторного отображения, за ними выводились повёрнутые факторные нагрузки, полученные в результате математико-статистической процедуры вращения по методу эквимакс. Этот прогрессивный метод обеспечивает возможность наилучшей группировки, поскольку объединяет в одном лучшие стороны двух распространённых методов ортогонального вращения: варимакс (упрощает факторы), и квартимакс (упрощает переменные). При этом обычно минимизируется число переменных с большими факторными нагрузками и число факторов, требуемых для объяснения переменной.

Результаты факторного анализа после процедуры вращения представлены в следующих таблицах (Таблица 1 и Таблица 2). В первой из них мы видим, что если задать фиксированное количество факторов, равное пяти, то охват объяснённой дисперсии составит 58 %, что является достаточным для интерпретации причин. Для полного охвата потребовалось бы количество факторов, приближающееся к количеству переменных, и это затруднило бы интерпретацию.

Таблица 1
Объясненная совокупная дисперсия для первых 5 компонент

Таблица 2 содержит факторную структуру черт личности, сортированную по мере убывания факторных нагрузок. В ней факторные нагрузки являются количественным выражением, или мерой корреляционной связи переменных, представляющих собой набор самооценочных характеристик личности, или черт, полученных в процессе эмпирического исследования, с фактором, т.е. скрытой причиной, определяющей изменение элементарных черт и объясняющей структуру корреляций внутри набора наблюдавшихся переменных. Факторная нагрузка - это «значение, выражающее степень, в которой данный фактор объясняет общую вариативность полного набора корреляций, на которых был проведен факторный анализ. То есть степень, в которой этот фактор коррелирует с самим тестом или полным набором анализируемых пунктов. Чем выше факторная нагрузка, тем более этот фактор характерен для этой выборки» [2].

Таблица 2
Факторная структура черт личности в группах осуждённых подростков, полученная в процессе факторного анализа переменных с вращением по методу эквимакс

Примечание. 1) Аббревиатуры в названии переменных означают их принадлежность к определённой методике: М-М - Опросник Мини-мульт (СМОЛ); EPQ -- Личностный опросник Айзенка (101 утверждение); FPI -- Фрайбургский личностный опросник; ИТО -- индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик. 2) Полужирным шрифтом выделены статистически значимые факторные нагрузки. 3) Нагрузки менее 0,2 не выводились.

Первый фактор «Расстройство личности» - коррелирует с наибольшим числом переменных и охватывает 16,3 % суммарной дисперсии. После процедуры вращения по методу эквимакс он объединил 14 значимых переменных с наиболее высокой факторной нагрузкой. В этот блок входят показатели одной оценочной переменной - достоверность М-М - 0,663, отражающей степень достоверности результатов тестирования, и корреляции всех 8 базисных шкал опросника Мини-мульт (СМОЛ), оценивающих свойства личности: шизоидность М-М - 0,829; ипохондрия М-М - 0,801; паранойя М-М - 0,780; психастения М-М - 0,773; депрессия М-М - 0,755; психопатия М-М - 0,706; истерия М-М - 0,600; гипомания М-М - 0,525. Помимо них в группу первого фактора также вошли четыре переменные из Фрайбургского личностного опросника: невротичность FPI - 0,674; лабильность FPI - 0,606; депрессивность FPI - 0,593; застенчивость FPI - 0,477. Замыкает группу аггравация ИТО (0,523), позволяющая, как и «достоверность», судить о надёжности полученных результатов с точки зрения стремления испытуемого подчеркнуть имеющиеся у него проблемы и трудности.

Набор переменных, полученных нами в процессе эмпирического исследования и объединенных процедурой факторного анализа в группу первого фактора, охватывается совокупностью терминов, используемых в психиатрии и клинической психологии, и охваченных классом (F00- F99) «Психические расстройства и расстройства поведения» Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [7]. Этот класс включает отдельную группу: F60-F69 «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте» с перечислением конкретных расстройств и патохарактерологических черт: параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, агрессивное, истерическое, враждебное, вызывающее оппозиционное расстройство. Данные состояния имеют тенденцию к устойчивости и проявляются прежде всего в специфике взаимоотношений с окружающими. Кроме того, часто подобные образцы поведения формируются на раннем этапе развития личности как следствие влияния совокупности факторов физиологического и социального характера.

Второй фактор «Агрессивность» охватывает 12,4 % суммарной дисперсии и после вращения объединил 8 из 10 переменных, полученных с помощью Опросника А. Басса и А. Дарки. С высокими факторными нагрузками в эту группу включены: индекс агрессивности Б-Д - 0,858; индекс враждебности Б-Д - 0,531; физическая агрессия Б-Д - 0,721; вербальная агрессия Б-Д - 0,677; негативизм Б-Д - 0,716; косвенная агрессия Б-Д - 0,710; раздражение Б-Д - 0,691; обида Б-Д - 0,474. Кроме них, в группу включены три переменные из Фрайбургского личностного опросника: раздражительность FPI - 0,504; спонтанная агрессивность FPI - 0,470 и реактивная агрессивность FPI - 406.

Третий фактор «Конформность» объясняет 11 % суммарной дисперсии и включает в себя следующие первичные показатели: конформность ИТО - 0,856; компромиссность ИТО - 0,785; тревожность ИТО - 0,756; зависимость ИТО - 0,682; сензитивность ИТО - 0,641; ней- ротизм EPQ - 0,610; чувство вины Б-Д - 0,526.

Конформность следует рассматривать как черту личности со склонностью «изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих» [4]. Со слов Д. А. Леонтьева [5], описывающего стадии развития, разрабатываемые Дж. Лёвинджер [10], ранние предпосылки делинк- вентного поведения могут появиться при неудачном вхождении в стадию развития конформизма, при «застревании» ребёнка на импульсивной стадии и стадии самозащиты. Шаг к стадии конформизма делается, когда ребёнок начинает связывать собственное благополучие с благополучием группы, когда имеется достаточное доверие в отношениях с группой. В противном случае происходит застревание на злокачественном варианте самозащитного развития, сопряженном с агрессией, эксплуатацией, обманом и насмешкой. Именно в этом коренятся, по данным Дж. Лёвинджер, ранние предпосылки делинквентного развития.

Исследование, проведенное В. Ф. Сафиным, показало, что конформность является компонентом внушаемости как личностной черты, наблюдаемой у значительного числа подростков [9]. Фактор, получивший название «ориентация на нормы подростковой группы», был выделен в результате диссертационного исследования Н. В. Майсак [6]. В состав данного фактора вошли такие личностные характеристики, как сдержанность, робость и чувствительность. Ю. Е. Рыжкин установил взаимосвязь внушаемости и высокого уровня нейротизма [8]. И.А. Васильевой были определены черты личности, обусловливающие конформные тенденции в поведении человека, в их число вошли: интроверсия, сензитивность, эмотивность, тревожность [3].

Четвертый фактор «Экстраверсия» объясняет 10,3 % суммарной дисперсии и включает в себя следующие первичные показатели, находящиеся в прямой зависимости: коммуникативность ИТО - 0,853; экстраверсия ИТО - 0,799; экстраверсия EPQ - 0,731; лидерство ИТО - 0,704; интроверсия ИТО - -0,704; экстраверсия-интроверсия FPI - 0,602; лабильность ИТО - 0,599; общительность FPI - 0,599.

Состав переменных и величина факторных нагрузок позволили обозначить данный фактор как «Экстраверсия». Этот фактор по своему содержанию характеризует подростков-правонарушителей как общительных, коммуникабельных, эмоциональных, склонных к необдуманным и импульсивным поступкам. В принятии решений, они, как правило, полагаются на собственные желания и потребности, демонстрируя свою независимость. По Г. Айзенку, психологический потрет типичного экстраверта составляют следующие индивидуально-психологические особенности: активность, общительность, готовность к риску, импульсивность, экспрессивность, практичность, безответственность [1].

Пятый фактор «Конфликтность» объясняет 8,1 % суммарной дисперсии и включает в себя следующие первичные показатели, находящиеся в прямой зависимости: конфликтность ИТО - 0,874; неконформность ИТО - 0,813; ригидность ИТО - 0,773; агрессивность ИТО - 0,700; индивидуализм ИТО - 0,662; спонтанность ИТО - 0,602.

Совокупность полученных показателей характеризует подростка-правонарушителя как конфликтного, упрямого, независимого, авторитарного, эгоцентричного, склонного противопоставлять себя обществу. Такой подросток испытывает трудности в адаптации и осознании собственных проблем. Он некритичен к себе, стремится доминировать среди других, управлять ими и не признает чужого авторитета и власти над собой. На первом месте у него стоят личные потребности и интересы.

Несколько по-другому выглядит факторная структура черт личности в группе курсантов СПбУ МВД России, полученная в процессе факторного анализа тех же переменных с вращением по методу эквимакс. Первым фактором у этой категории также выступает «Расстройство личности», вторым - «Конформность», вместо агрессивности, третьим
- «Агрессивность», а на четвертом и пятом факторах уже возникают сложности интерпретации. По переменным с наибольшими нагрузками четвертый фактор можно обозначить как «Экстраверсия - лидерство» с высокими корреляциями между переменными: спонтанности, коммуникативности, общительности и неконформности. Пятый фактор «Конфликтность» нагружают переменные методики ИТО (конфликтность, ригидность, индивидуализм) и показатель экстраверсии (опросник EPQ) с отрицательным знаком, т.е. интроверсия.

Факторная структура черт личности, полученная по результатам анализа результатов опроса всех участников исследования, содержит те же пять групп черт, что и модель девиантных подростков: «Расстройство личности», «Экстраверсия», «Агрессивность», «Конформность» и «Конфликтность».

Таким образом, проведенный факторный анализ переменных позволил выделить и содержательно интерпретировать пять латентных факторов, которые вносят наиболее существенный вклад в общую вариацию заданного набора переменных и объясняют причины взаимосвязей между исходными показателями: расстройство личности, агрессивность, конформность, экстраверсия и конфликтность. Полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что в процессе профессионального психологического отбора следует в первую очередь обращать внимание на кандидатов с выраженными показателями по этой пятёрке черт личности.

Эмпирическое исследование и математи- ко-статистическая обработка результатов показали хорошую чувствительность и разрешающую способность методик для диагностики и прогнозирования девиантного поведения по результатам самооценки черт личности.

Дальнейшая разработка темы может вестись путём установления взаимосвязи между различными личностными факторами и отдельными видами криминального поведения. Для подкрепления и уточнения результатов, уже достигнутых в этой области, необходимы лонгитюдные исследования. Возможной темой будущих исследований может также являться изучение взаимодействия между личностными и другими психосоциальными и психофизиологическими факторами с целью прогнозирования девиантного, в т.ч. криминального поведения.

Список литературы

1. Айзенк, Г. Ю, Вильсон, Г. Как измерить личность. - М.: ООО «Когито-Центр», 2000. - 283 с.
2. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. - Т. 2 (П-Я) / Пер. с англ. - М: Вече: АСТ, 2001. - 559 с.
3. Васильева, И. А. Внутригрупповая конформность: личностные и ситуативные факторы: ав- тореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Васильева Ирина Анатольевна. - СПб., 2005. - 23 с.
4. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
5. Леонтьев, Д. А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Лёвинджер / Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - C. 59-75.
6. Майсак, Н. В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением : дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Майсак Надежда Васильевна. - М., 2001. - 213 с.
7. МКБ 10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkb 10.com/index.php?pid=41 (дата обращения: 30.11.2018).
8. Рыжкин, Ю. Е. Экспериментальное исследование внушаемости и внушающих воздействий в экстремальных условиях деятельности (по материалам изучения соревновательной деятельности в спорте) : автореф. дис. ... канд. псих. наук / Рыжкин Юрий Ермакович. - Л., 1977. - 17 с.
9. Сафин, В. Ф. Оценки и самооценки личности в их зависимости от экспериментально установленного уровня внушаемости // Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов СССР. - Т. 2. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1968. - С. 369-371.
10. Loevinger, J. Ego development: conceptions and theories. - San Francisco: Jossey Bass Publishers, 1976. - 504 p.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 4 (80) 2018 г.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (16.04.2020)
Просмотров: 38 | Теги: девиантная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь